Приемы технологии развития критического мышления на уроках в жанре литературной гостиной

Разделы: Литература


В наше время меняется сам характер урока литературы. В лучших своих образцах – это урок партнерства, сотрудничества учителя и учащихся, увлекательные диалоги их участников о себе, человеке, мире, диалоги о культуре и диалоги культур, в ходе которых формируется личность, ее система ценностей.

С целью помочь студентам приблизиться к духовному миру поэтов, помочь разобраться в проблемах, поставленных в стихах поэтов, познакомить с особенностями эпохи XX века, разработан цикл занятий в жанре литературная гостиная. Тема, объединяющая все занятия данного цикла, “Поэт и его время”. Эпиграфом являются строки из статьи А. Блока “О назначении поэта”: “Поэт – сын гармонии; и ему дана какая-то роль в мировой культуре. Три дела возложены на него: во-первых – освободить звуки из родной безначальной стихии, в которой они пребывают; во-вторых – привести эти звуки в гармонию, дать им форму; в-третьих – внести эту гармонию во внешний мир”.

В цикл входят занятия по следующим темам:

1. Основные направления в поэзии “серебряного века”.

2. “Златоустая Анна всея Руси” (творчество А.А. Ахматовой).

3. “Моим стихам настанет свой черед” (поэтический мир М.И. Цветаевой).

4. “Я хочу быть понят своей страной” (особенности мировосприятия В.В. Маяковского).

5. “Муза дальних странствий” в поэзии Н.С.Гумилева.

6. . “В первый раз я запел про любовь” (любовная лирика С.А. Есенина).

7. “У войны не женское лицо” (поэзия Великой Отечественной войны).

8. “Не отрекаются, любя...” (поэтессы XX столетия).

9. “Два поэта – две судьбы” (В. Высоцкий и В. Цой).

Приступая к работе над уроком – литературной гостиной, следует помнить о принципе установки. Приемы ТРКМ способствуют тому, чтобы превратить ощущения в целенаправленное наблюдение, в осмысленное восприятие, в процесс систематизации, отбора и оценки фактов.

Перед началом просмотра необходимо ясно и точно сформулировать цель – не только назвать тему, но и определить, что именно должны делать учащиеся во время литературной гостиной. Необходимо направить их на восприятие, актуализировать определенные факты прошлого читательского опыта. Эффективными в данном случае являются разнообразные приемы технологии развития критического мышления, такие как:

  • синквейн и диаманта (творческое резюме в виде “белого стиха”);
  • “двойной дневник”, дающий возможность студентам тесно увязать материал со своим личным опытом;
  • кластер (графический организатор информации, план, по которому студенты рассказывают данную им тему);
  • “бортовой журнал” (пошаговое изложение материала с различными типами заданий) ;
  • словарная карта

“Оставьте за мной последнее слово” (краткое размышление на определенную учителем тему).

В качестве примера использования приемов “синквейн” и “ключевые слова” можно привести задания, применяемые на литературной гостиной по творчеству В.В.Маяковского “Я хочу быть понят своей страной”.

1 Вступительное слово учителя

Поэзия Владимира Маяковского сложна. И понять стихи часто бывает нелегко – как чужую душу. “А душу можно ль рассказать?”. Об этом задумывались многие поэты: и Пушкин, и Лермонтов, и Тютчев. Помните? – “Молчи, скрывайся и таи/ И чувства, и мечты свои...”. Но как бы мы ответили на этот вопрос?

В художественных образах заключена душа поэта, “зашифрована” знаками, звуками, созвучиями. И только если найти этот таинственный ключ, всегда индивидуальный, можно попробовать понять поэта или его лирического героя.

“Я хочу быть понят своей страной”, - писал В.В. Маяковский. Так давайте же попробуем прикоснуться к душе поэта Маяковского.

Открываем нашу литературную гостиную. Сегодня она посвящена Владимиру Маяковскому. Вы услышите его стихи, отрывки из автобиографии, воспоминания друзей и современников.

Вдумайтесь в стихотворные строки и запишите 4-5 слов, которые вам покажутся важными, ключевыми в понимании творчества Маяковского. А в финале занятия мы попытаемся найти то самое слово – ключ к противоречивому, своеобразному, неповторимому художественному миру поэта.

2 Литературно-музыкальная композиция

3 Рефлексия

Вы познакомились с судьбой Владимира Маяковского – одного из самых ярких, неоднозначных и трагических поэтов XX века. Уверена, что она не оставила вас равнодушными. Перед вами чистый лист бумаги и темы для размышлений. Напишите 5-6 предложений. Возможные темы: “Как узнать стихотворения Владимира Маяковского?”, “Я читаю Маяковского и ...”, “Что “человечество может простить своему поэту?” (По желанию озвучиваем несколько работ).

А теперь возвращаемся к предварительному заданию. Подчеркните 3 слова из всех записей, сделанных от начала работы. Подберите к этим словам рифмы – одну – две. Прочитайте вслух.

Комментарий: иногда повторяются рифмы самого Маяковского, чаще рождаются новые и неожиданные. Недоумение, трудности сочинения рифм, радость от удачи – все станет основой восприятия творчества противоречивого поэта).

Выделим слова, наиболее часто встречающиеся.

Обсуждаем, подводим итоги занятия.

Комментарий: финал данного занятия не может быть однозначным, все зависит от эмоционального настроя студентов, от психологических особенностей группы, от уровня подготовленности.

Грядущие люди! Кто вы?
Вот я - весь боль и ушиб.
Вам завещаю я сад фруктовый
Своей великой души

Среди ваших размышлений встречаются слова неприязни, но любопытства, слова отторжения, но удивления. И вот это “но” является как раз самым главным.

Маяковский никого не оставляет равнодушным. Он “заражает” эмоционально, стилистически, ритмически, даже если разум еще не разобрался, не принял. И впоследствии возникает разное отношение: у кого – истинный интерес, у кого – спокойное приятие, но даже у не принимающих поэта – все-таки уважение к нему или сожаление о нем.

4 Домашнее задание

  • Сочинить синквейн на тему “Поэт Владимир Маяковский”.

Пример такого синквейна:

  • Маяковский
  • Яркий Громогласный
  • Думает Пишет Кричит
  • Страдает от одиночества
  • Поэт XX века

Комментарий: на усмотрение преподавателя возможна замена заданий: синквейн сочиняется на занятии, а сочинение – размышление предлагается написать дома.

Также на вводных занятиях по изучению творчества поэтов и писателей целесообразно использовать прием “кластер”. К примеру, вступительное задание к уроку-гостиной “Поэтический мир М.И.Цветаевой”.

Предлагаю вам составить кластер “Что я хотел бы узнать о М.И. Цветаевой?”. У каждого этот кластер будет свой, в зависимости от того, насколько близко вы знакомы с биографией М.И. Цветаевой и ее поэзией.

(По желанию озвучиваем 1-2 кластера).

Будьте внимательны и сосредоточены, делайте пометки в вашей схеме о том, что вы узнали и какие вопросы остались нераскрытыми. По окончании гостиной у вас будет возможность задать вопросы учителю и “актерам”.

Пример кластера, составленного студенткой. (Приложение 1)

Обсуждение кластера проводится после просмотра литературно-музыкальной композиции в форме интервью. Предлагается задать несколько, вопросов учителю или “актерам”-студентам.

Дома рекомендуется по кластеру подготовить рассказ на тему “Что нового я узнал о поэтессе Марине Цветаевой?”. Учитель обращает внимание студентов на монографии, статьи о М. Цветаевой, в которых студенты смогут найти ответы на интересующие их вопросы (обзор книжной выставки).

В качестве задания на рефлексию можно использовать прием ТРКМ “Оставьте за мной последнее слово”.

Предлагается каждому составить текст по следующей схеме: “На литературной гостиной по творчеству М.И. Цветаевой мне открылись три самых важных имени в судьбе ...

(три самых важных качества личности ...

три самых важных чувства...

три самых важных события...)”.

Текст пишется на карточке или на листочке, а на обратной стороне студент дает комментарий. Выслушиваются 4 студента по каждой теме. Когда текст прочитан, учитель предлагает остальным высказаться, может дать и свою оценку. В заключение учитель просит студента прочитать собственный комментарий.

Пример карточки, составленной студенткой.

Текст: “На литературной гостиной мне открылись три самых важных качества личности поэтессы: умение горячо и верно любить, стойкость к жизненным невзгодам, искренность”.

Объяснение: “Мне было удивительно то, что Марина Цветаева, женщина – поэт, творческая личность, всю жизнь была верна своему мужу и своей семье. Ее стихи отражают переживания и тяжелейшие испытания, выпавшие на ее долю: разлука с любимым, с родиной, гонения, запреты. Марина как будто разговаривает со своим читателем со страниц книг”.

Прием ТРКМ “бортовой журнал” помогает выполнять четкие дидактические задачи, максимально способствовать активизации читательского опыта учащихся, ориентироваться в процессе отбора материала на знания историко-литературного и биографического характера, столь необходимые читателю – профессионалу.

Целесообразно обращение к “бортовому журналу” на вводных и заключительных уроках с целью раскрытия картины мира определенной культуры, художественного направления, особенностей мировосприятия того или иного поэта или писателя. Например, при изучении сложного и объемного материала по теме “Основные направления в поэзии Серебряного века” по ходу занятия студенты заполняют “бортовой журнал” при помощи специальной “памятки” и комментариев учителя. (Приложение 2)

Внедрение приемов технологии критического мышления успешно решает проблему активизации читательского опыта. Подобная форма работы позволяет развить мыслительные способности учащихся, учесть возрастные особенности восприятия, интеллектуальные и эмоциональные возможности.