Цели урока:
- попытка постижения понятий “истинная свобода” и “истинная любовь”;
- исследование темы творчества и судьбы художника в романе;
- рассмотрение раскрытия в романе темы бессмертия;
- обучение учащихся использованию данного материала при написании эссе.
Методы обучения:
- эвристическая беседа с элементами последовательного анализа.
Оборудование:
- фрагменты видеофильма “Мастер и Маргарита”.
Предварительное домашнее задание учащимся:
- 1 вариант готовил историю жизни Мастера в цитатах.
- 2 вариант – аналогичное задание с историей жизни Маргариты.
Ход урока
1. Из словаря литературоведческих терминов в тетрадях делаем запись определения эссе.
- Эссе (попытка, проба, очерк) - прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на исчерпывающий ответ. Это новое, субъективно окрашенное слово о чём-либо, имеющее философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или беллетристический характер. Стиль эссе отличается образностью, афористичностью, парадоксальностью, установкой на разговорную интонацию и лексику. На первом плане – личность автора, его мысли и чувства.
Вот какую работу вам предстоит выполнить после сегодняшней беседы о финале романа М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”.
2. Слово учителя.
Переплетение темы любви и темы искусства для Булгакова необычайно важно: они, проводя человека через испытания жизнью, через все радости и беды, обрекают его на бессмертие. “Как я угадал”,- шепчет Мастер, услышав от Ивана Бездомного рассказ Воланда о суде Понтия Пилата. А что угадал? Наверное, первую фразу, лейтмотив: “Все люди добры”,- то, что повергло прокуратора в изумление. Ведь с этой фразы всё и началось. Слово Христа и слово истинного искусства – об одном и том же: о неизбывности доброго начала в человеке. Что же явилось итогом страданий, исканий, потерь главных героев романа – Мастера и Маргариты?
3. Один из учеников рассказывает историю жизни Мастера, опираясь на выписанные дома цитаты, например, из главы 13:
- Я – мастер…
- Я знаю пять языков, кроме родного…
- …однажды выиграл сто тысяч рублей.
- Ах, это был золотой век, совершенно отдельная квартирка, и ещё передняя, и в ней раковина с водой…
- Она несла в руках отвратительные, тревожные жёлтые цветы.
- Любовь выскочила перед нами, как выскакивает из-под земли убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих… и т.д.
4. А теперь послушаем историю Маргариты, также опираясь на выписанные цитаты, например:
- Меня поразила не столько её красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах. (гл.13)
- Я верую! Что-то произойдёт! (Гл.20)
- Невидима и свободна!
- Была на свете одна тётя. И у неё не было детей, и счастья вообще тоже не было. И вот она сперва долго плакала, а потом стала злая… (гл.21) и т.д.
5. Вы выслушали истории жизни двух главных героев романа. Что их объединяет, почему их встреча была неизбежна и трагична одновременно?
- Они оба одиноки. Оба стремились стать свободными в своих мыслях, чувствах. В том мире, в котором они жили, это было невозможно.
6. Какой смысл вкладывает Булгаков в слово “мастер”? Что роднит Мастера и Булгакова? Что общего между Мастером и Иешуа? В чём различие их позиций?
- Слово “мастер”, противопоставляющее булгаковского героя пошлому писательскому миру, означает человека, наделённого творческой свободой, силой слова, великим пониманием жизни, а также содержит такие значения, как “наставник, образец для подражания”, “художник милостью божьей”. Исследователи даже полагают, что в имени героя зашифрованы инициалы автора. Иешуа и Мастер не могут воспринимать окружающий их мир как должное. Но, в отличие от Иешуа, Мастер разуверился в силе добра. Трёхмесячное отсутствие и возвращение с оторванными пуговицами породили в герое страх, покорность судьбе, ненависть к своему роману и даже привели к утрате имени.
7. А что поразило вас в образе Маргариты?
- Необычайное чувство свободы и независимости, которое особенно проявилось в сцене полёта. Способность самоотверженно любить, пусть даже ценой собственной жизни. Тем не менее она способна сочувствовать, сострадать – она жалеет маленького мальчика, просит за Фриду. Даже тот факт, что она продала душу дьяволу, не умаляет её бесспорных достоинств. Особенно сильно в образе Маргариты звучит тема бессмертия. Любовь, как и творчество,- высшее проявление человеческого духа, потому-то она бессмертна.
8. Итак, почему же при всей жестокости решения проблемы ответственности человека автор не наказывает героя тьмой? Почему продавшей душу дьяволу Маргарите тоже дарован покой, а не тьма? И что такое покой? (Беседа с записью основных выводов).
- С христианской точки зрения, Мастер не заслужил света, поскольку и за смертным порогом продолжал оставаться земным. Он оглядывается назад, на свою земную грешную любовь – Маргариту, он хотел бы делить с нею свою будущую неземную жизнь. Критики вполне справедливо упрекают Мастера в унынии, в капитуляции. Мастер отказывается от открывшейся ему в его романе истины, он признаётся: “У меня больше нет никаких мечтаний и вдохновения тоже нет… ничто меня вокруг не интересует, кроме неё… Меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал, он мне ненавистен, этот роман. Я слишком много испытал из-за него”. Сожжение романа – своего рода самоубийство. Не случайно вслед за этим событием появился Воланд. В булгаковском романе Воланд оказывается даже значимее, чем Иешуа, по крайней мере в художественном отношении, на что критики уже не раз обращали внимание. Устроить судьбу Мастера и Маргариты просит Иешуа, но об этом же “догадался” и Воланд. Их примиряет творческий подвиг Мастера, пусть даже непоследовательный, а также примиряет человеческая земная любовь, “настоящая, верная, вечная”.
Разумеется, высшей ценностью для автора романа является творчество. При решении судьбы Мастера любовь и творчество уравновесили на чаше весов отсутствие веры – не перевешивали ни Рай, ни Ад. Пришло компромиссное решение: наградить-наказать Мастера “покоем”. Необходимо отметить, что финал булгаковского романа определён не только внутренней логикой самого произведения, но и логикой развития творчества писателя в целом. Ведь талант Булгакова – это талант преимущественно сатирический, земной. Поэтому в решении посмертной судьбы его главного героя, заслужившего “покой”, но не “свет”, чувствуются усмешка и скептицизм Булгакова. Однако “покой” в романе ставит новые проблемы. Ведь память Мастера, идущего с Маргаритой к своему вечному дому, “стала потухать”. А ведь память о романе, о земной любви – это единственное, что у Мастера оставалось. Значит, творчество, творческий покой становится невозможным – а это то, во что хочется верить, чего жаждет душа художника, но что достоверного характера не имеет. И поскольку “покой” в романе оказывается мнимым, постольку возможным стал ещё один финал – лунный, обманный, “не истинный” свет. Это финал-загадка. И мы с вами сделаем попытку разрешить эту загадку. Ведь итогом нашей беседы, наших размышлений должно стать написание эссе – как раз на тему “Как вы поняли финал романа М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”.
9. В заключение урока – просмотр финальных сцен видеофильма “Мастер и Маргарита”.