Литература
-
"Великие имена России" 2009
Цель урока: познакомить учащихся с личностью и творчеством В.М. Шукшина; развить индивидуальные способности учащихся (инсценирование сказки В.М. Шукшина "До третьих петухов").
-
"Преступление во имя любви" (по повести Н.С. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда") 2009
Урок продолжает знакомство десятиклассников с творчеством Н.С. Лескова. На примере повести «Леди Макбет Мценского уезда» в ходе урока обобщаются и систематизируются представления учащихся об основных темах и проблемах в произведениях Лескова (проблема русского национального характера, женской доли в русской литературе второй половины XIX века).
-
Семья в романе Л.Н. Толстого "Война и мир" 2009
Философский свободный диктант – размышление о любви. Знакомство с высказываниями философов, писателей о любви. Слово учителя о том, что Л.Н. Толстой придерживается народной точки зрения на семью; о том, что нравственным стержнем семьи является мать, мать – синоним мира семьи. Беседа с учащимися о семьях Ростовых, Болконских, Курагиных, их взглядах, традициях, детях.
-
"Я была тогда с моим народом" (по произведению А.Ахматовой "Реквием") 2009
Соотнесение судьбы и творчества - вот задача, стоящая перед автором данной разработки. Вершина творчества – "Реквием" – интерпретирован как исповедь безутешного сердца человека, жившего со своим народом в один из самых трагических периодов его истории.
-
Программа "Изучение композиции художественного текста на уроках литературы в 5–11-х классах" 2009
Программа построена на развитии читательской культуры, понимании авторской позиции; образного и аналитического мышления, творческого воображения. Учащиеся изучают такие понятия, как "композиция", "композиционные приёмы", "типы композиции", "виды композиции", "языковая композиция", "композиционные формы", "опорные точки композиции", "сюжет", "сюжетные элементы".
-
Литературно-художественный журнал "Строки, опаленные войной" 2009
Литературно-художественный журнал "Строки, опаленные войной" рассчитан на восприятие учащихся 9–11-х классов. Он знакомит ребят-старшеклассников с биографией поэтов периода Великой Отечественной войны, воспитывает у них чувство патриотизма, гражданского долга, чувство любви к Родине.
-
Электронное пособие по литературе "А.С. Пушкин". 8-й класс по программе В.Л. Коровиной 2009
В статье предложено авторское электронное пособие.
-
Литературные игры 2009
Литературные игры как вид внеклассной работы по предмету возможно проводить в 5-8 классах, учитывая читательские интересы детей. В работе представлены примеры игр для 6-го класса (Мифы Древней Греции) и 8-го класса (роман А.Дюма "Три мушкетёра"), а также изложены правила, по которым обычно проводятся игры. Каждый учитель, взяв в качестве примера наши вопросы, может составить свои как по программному материалу, так и по внеклассному чтению.
-
Вода - это жизнь 2009
Цели и задачи урока: сформировать у учащихся целостное представление об окружающем мире как о единой системе; обобщение знаний о нахождении воды в природе и ее значении для живых организмов; ознакомление учащихся с водными ресурсами России; развитие логического мышления, умения анализировать наблюдения изменения в эксперименте путем провидения опытов на определение свойств воды; формировать у учащихся умение обращаться с новейшими приборами и учить правилам по технике безопасности.
-
Урок изобразительного искусства по теме "Уральская природа в творчестве Д.Н. Мамина-Сибиряка" 2009
Урок построен в виде урока-презентации, где учащиеся узнают о жизни и творчестве Д.Н. Мамина-Сибиряка. В презентации представлен иллюстративный фотоматериал с изображением уральской природы и репродукции с картин уральских художников. Разбираются два живописных приема при изображении пейзажа пуантилизм (возникшее на основе течения в живописи постимпрессионизма) и жировые мелки + акварельные краски.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Судьба личности в тоталитарном обществе" (по роману Е.Замятина "Мы") 2009
Цель урока: показать гуманистическую направленность произведения Евгения Замятина, утверждение писателем общечеловеческих ценностей.
-
Каждый урок как премьера?.. 2009
Чтобы театр действительно стал помощником учителя и источником нравственно-эстетического воспитания школьников, необходимо придерживаться определенной системы в сообщении учащимся знаний о театре.
-
Литературное кафе "…Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались…" 2009
Цели и задачи: познакомить учащихся с жизнью и художественным миром бардов, поэтов-романтиков 60–70-х годов ХХ века; углубить представления учащихся о вопросах чести, долга, любви; развитие восприятия поэтических музыкальных произведений; воспитание активной гражданской позиции.
-
Путешествие по страницам Интернета (русский язык и литература во всемирной паутине) 2009
Трудно себе представить сегодняшний день без Интернета. Как помочь ученикам разобраться в обилии сайтов, выбрать важное и нужное? Это урок-путешествие познакомит учащихся с двумя информационными ресурсами Интернета в области русского языка и литературы.
-
Урок литературы в 8-м классе по теме "Михаил Юрьевич Лермонтов – певец родины и свободы" 2009
Урок проводится первым в цикле занятий по творчеству М.Ю. Лермонтова. Учитель ставит задачу продолжить знакомство учащихся с личностью и творчеством поэта, расширить знания учеников, полученные ими об этом авторе в 5-7-х классах.
-
Поэма Н.А. Некрасова "Русские женщины". Княгиня Трубецкая (интегрированный урок литературы, истории). 7-й класс 2009
Цели урока: создать условия для понимания образа главной героини, её поступка; показать, как раскрывается тема любви и верности; развивать навыки работы со стихотворным текстом, учить подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль; создать условия для формирования у учащихся интереса к истории нашей Родины.
-
Открытый урок по литературе и английскому языку "Быть знаменитым некрасиво" (лирика и переводы Б.Л. Пастернака) 2009
Борис Пастернак сумел глубоко пережить дух удивительного времени, а затем передать его атмосферу. Его лирические работы стали воплощением трагического счастья существования человека, одаренного разумным словом, способностью плодотворно, радостно и самостоятельно использовать данное ему время.
-
Открытый урок литературы "На Святой седмице" (по роману И.Шмелева "Лето Господне") 2009
Урок знакомит с воссозданным в романе И.Шмелева «Лето Господне» укладом жизни старой России, основанном на христианском миропорядке. К уроку прилагается компьютерная презентация.
-
Лирика Бориса Пастернака 2009
Урок-мастерская создаёт условия для самостоятельной обработки учащимися полученных предметных знаний и умений. Приёмы индивидуальной и групповой работы позволяют перейти на новый качественный уровень.
-
Урок литературы в 11-м классе по повести В.Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана" в форме заседания суда "Надо быть сильной, сильнее себя" 2009
Валентин Распутин в статье "Переходный период" пишет: "В повести моей едва ли что нужно разъяснять, там всё на виду. И изгнание нашего отечественного духа, и насилие над "аборигенами", и дешёвое развращение "побрякушками" и "картинками". И надо всем возвышается вопрос: чьи мы? Кто мы? Каким поклоняемся богам?".
-
Методическая разработка урока по литературе для 6-го класса на тему «Национально-патриотический пафос героической баллады "Робин Гуд и золотая стрела"» 2009
Урок помогает закрепить понятие "народная баллада", выявить жанровые особенности баллады, научить ребят проводить самостоятельное исследование текста.
-
Методическая разработка урока литературы в 6-м классе по теме "Месть. Что это?" (анализ фрагмента повести В.Закруткина "Матерь человеческая") 2009
Урок помогает подвести к осознанию того, что у поверженного (а значит, более неопасного) врага есть право на гуманное обращение даже в том случае, если его противники охвачены желанием отомстить.
-
Урок "У войны не женское лицо" (литература в 9-м классе, сдвоенный урок) 2009
Урок на примере жизни и творчества участников войны воспитывает любовь к родному краю. Формирует патриотизм, уважение к женщинам и людям старшего поколения. Расширяет представления учащихся о войне и героизме женщин, роли их на войне. Создает благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии.
-
Интегрированный урок по литературе и музыке в 6-м классе по теме "Красота природы и правда ее отображения в литературе и музыке" 2009
На примере сказки А.Н. Островского «Снегурочка» и одноимённой оперы Н.А. Римского-Корсакова, опираясь на принципы взаимодействия и интеграции, удалось объединить уроки литературы и музыки, найти общие точки соприкосновения, более глубоко и в большем объеме преподнести содержание данных дисциплин.
-
Урок литературы по теме "Потеря отцовских связей в повести Ф.А. Абрамова «Поездка в прошлое»" 2009
Цель урока – ознакомить учащихся с особенностями повести Ф.А. Абрамова. Формировать умение и навыки самостоятельного исследования текста с целью поиска необходимой информации; выявить авторскую позицию; развивать речь детей, мышление, чувство слова, языка.
-
Урок – беседа по внеклассному чтению в 6-м классе по теме "Блокадный Ленинград и ленинградцы" 2009
В последнее время в средствах массовой информации мало уделяется внимания данной теме. Далеко не все ученики знают суть подвига города Ленинграда и его жителей. Задача учителя – помочь учащимся ощутить связь поколений, проникнуться уважением и сопереживанием к своим близким, родным, участникам Великой Отечественной войны.
-
Урок КВН в 10-х классах по творчеству Н.А. Некрасова 2009
Лирика Некрасова Н.А., его произведения - новый этап в развитии русской поэзии. Часто его герои заканчивают свой путь на распутье, заставляя нас задуматься: куда ведет нас дорога жизни, что ждет нас впереди? Урок-КВН по творчеству поэта проводится на последних занятиях по изучению произведений Н.А. Некрасова.
-
Урок литературы по теме "Тема «русского бунта» и образ Е.Пугачева (по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)" 2009
Через анализ глав "Пугачевщина" и "Приступ" помочь учащимся увидеть отношение Пушкина к пугачевщине как бунту всякого рода вообще; увидеть отношение к Пугачеву и изображение его как исторической выдающейся личности; помочь учащимся увидеть смысловую роль эпиграфов в романе.
-
Урок внеклассного чтения по сказке А.С. Пушкина "Что за прелесть эти сказки!" 2009
Урок внеклассного чтения по сказкам Пушкина носит соревновательный характер и имеет цель увлечь учащихся, сделать процесс обучения интересным и увлекательным. Он включает в себя викторины, конкурсы, творческие задания, позволяет учащимся проявить свои знания, раскрыть свои таланты.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме "Лирический герой М.Ю. Лермонтова" 2009
Создавая урок, учитель хотел вызвать интерес к творчеству Лермонтова, поэтому на уроке используется материал из истории написания стихотворений, больше уделяется внимание личности поэта. Важно было по-новому преподнести изучение лирики поэта (ученики уже много читали стихов Лермонтова в средних классах) и значение поэта для русской литературы.