Урок литературы по теме "Блок о любви"

Разделы: Литература


Цели урока.

  1. Вовлечь обучающихся в блоковский мир любви, усвоить содержание стихов поэта.
  2. Развивать навыки выразительного чтения, устной и письменной речи обучающихся.
  3. Воспитывать в душах детей чувства прекрасного.

Слово учителя, индивидуальная и групповая работа, анализ стихов А.Блока.

“О доблестях,о подвигах,о славе”.

Центральный образ этого стихотворения – “синий плащ”, который, окутав возлюбленную,делает её недостижимой и поднимает на звёздную высоту. “ЗАВЕРНУЛАСЬ”,- говорит поэт. В первую минуту мы не замечаем, как необычно звучит это слово - торжественно и горько.

В художественном произведении ни в коем случае недопустима замена слова, а при чтении наизусть - высоких слов более простыми,например:

…Передо мной стояло (сияло) на столе… или …Но день (час) настал…

Это ухудшает написанное Блоком:переводит стихотворение в иной, сниженный, “земной” план, ведь слово “сияло” говорит одновременно и о Её красоте, и о возвышенности Его чувств.

Нельзя сказать: “Пришёл смертный день” - говорят: “Пришёл смертный час”. Вот это и был роковой, гибельный для Него смертный час.

Очевидна перекличка стихотворения А.Блока со стихотворением А.Пушкина “Я помню чудное мгновенье…”.

И это не случайно: Блоку необходима была высокая одухотворённость любви; Блок,как и Пушкин,воспевает земную и вместе с тем идеальную, возвышенную любовь. У Блока, как и у Пушкина, она является в дисгармоничный, разорванный страстями и невгодами мир.

Но финал стихотворения Блока трагичен.

Как поставить логическое ударение при чтении последней строки: на слова “своей рукой” или на слово “убрал”?

“Убрал” - утрата поэтом высокого звёздного идеала, так как любовь и гармония невозможны в этом мире.

“Своей рукой” - вина возлагается и на самого поэта за то, что высокая Любовь покинула его.

У Блока в стихотворении есть сквозные образы-слова:

2 строфа: ушла из дому;

3 строфа: я звал тебя;

4 строфа: ты из дому ушла; я звал тебя;

5 строфа: ты в сырую ночь ушла.

“На железной дороге”

В записных книжках Блока встречается такая запись: “Всякое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды. Из-за них существует стихотворение”.

Поищем ответ: на каких опорных образах-символах держится этостихотворение?

Действующие лица трагедии – Она, поэт и толпа.

Место действия – небольшая железнодорожная станция.

Поэт рассказывает о жизни и смерти неизвестной так,как будто пережил всё, что выпало на её долю, вместе с ней. До конца пятой строфы он ни разу никак не называет её; нет даже местоимения “ она”: о ней, о мёртвой, рассказано как о живой. Ей противопоставлен окружающий мир, мёртвенно неподвижный, неспособный к движению и развитию, к живому чувству. Слово “железная” относится не к слову “дорога”, а к слову “тоска”. Мы слышим в нём глухое отчаяние, порождённое жестокостью “страшного мира”.

Итак, одно слово-острие найдено – “железная тоска”.

В нём, как в фокусе, сходится целый ряд эпитетов: “шли привычной линией”, “обводили ровным взглядом”, “в пустых мечтах изнемогая”…

Это мир, умертвляющий душу. Живое человеческое чувство в нём – случайность, редкость или привычная маска, за которой пустота.

Кто населяет этот мир?

Жандарм, гусар, сонные и равнодушные обыватели, народ. “Плакали” и “пели” - слова-символы: в них вся судьба народная. Столкновение живой человеческой души с мёртвым железным страшным миром неизбежно ведёт к трагической гибели – “давно уж сердце вынуто”. “Сердце вынуто” - ещё одно острие, центральный образ стихотворения.

“…всё больно”… Кому же больно? Ей? Но она мертва. “Все больно” -

Третье слово-острие. В нём сливаются и поэт, и она. В нём – позиция художника-гуманиста, живое состояние души в “страшном мире”. Место действия трагедии не железнодорожный полустанок, а весь мир, в котором человек раздавлен “любовью, грязью иль колёсами”.

Страстностью, силой чувства, болью привлекают и волнуют эти стихи.