Цели урока.
Слово учителя, индивидуальная и групповая работа, анализ стихов А.Блока.
“О доблестях,о подвигах,о славе”.
Центральный образ этого стихотворения – “синий плащ”, который, окутав возлюбленную,делает её недостижимой и поднимает на звёздную высоту. “ЗАВЕРНУЛАСЬ”,- говорит поэт. В первую минуту мы не замечаем, как необычно звучит это слово - торжественно и горько.
В художественном произведении ни в коем случае недопустима замена слова, а при чтении наизусть - высоких слов более простыми,например:
…Передо мной стояло (сияло) на столе… или …Но день (час) настал…
Это ухудшает написанное Блоком:переводит стихотворение в иной, сниженный, “земной” план, ведь слово “сияло” говорит одновременно и о Её красоте, и о возвышенности Его чувств.
Нельзя сказать: “Пришёл смертный день” - говорят: “Пришёл смертный час”. Вот это и был роковой, гибельный для Него смертный час.
Очевидна перекличка стихотворения А.Блока со стихотворением А.Пушкина “Я помню чудное мгновенье…”.
И это не случайно: Блоку необходима была высокая одухотворённость любви; Блок,как и Пушкин,воспевает земную и вместе с тем идеальную, возвышенную любовь. У Блока, как и у Пушкина, она является в дисгармоничный, разорванный страстями и невгодами мир.
Но финал стихотворения Блока трагичен.
Как поставить логическое ударение при чтении последней строки: на слова “своей рукой” или на слово “убрал”?
“Убрал” - утрата поэтом высокого звёздного идеала, так как любовь и гармония невозможны в этом мире.
“Своей рукой” - вина возлагается и на самого поэта за то, что высокая Любовь покинула его.
У Блока в стихотворении есть сквозные образы-слова:
2 строфа: ушла из дому;
3 строфа: я звал тебя;
4 строфа: ты из дому ушла; я звал тебя;
5 строфа: ты в сырую ночь ушла.
“На железной дороге”
В записных книжках Блока встречается такая запись: “Всякое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды. Из-за них существует стихотворение”.
Поищем ответ: на каких опорных образах-символах держится этостихотворение?
Действующие лица трагедии – Она, поэт и толпа.
Место действия – небольшая железнодорожная станция.
Поэт рассказывает о жизни и смерти неизвестной так,как будто пережил всё, что выпало на её долю, вместе с ней. До конца пятой строфы он ни разу никак не называет её; нет даже местоимения “ она”: о ней, о мёртвой, рассказано как о живой. Ей противопоставлен окружающий мир, мёртвенно неподвижный, неспособный к движению и развитию, к живому чувству. Слово “железная” относится не к слову “дорога”, а к слову “тоска”. Мы слышим в нём глухое отчаяние, порождённое жестокостью “страшного мира”.
Итак, одно слово-острие найдено – “железная тоска”.
В нём, как в фокусе, сходится целый ряд эпитетов: “шли привычной линией”, “обводили ровным взглядом”, “в пустых мечтах изнемогая”…
Это мир, умертвляющий душу. Живое человеческое чувство в нём – случайность, редкость или привычная маска, за которой пустота.
Кто населяет этот мир?
Жандарм, гусар, сонные и равнодушные обыватели, народ. “Плакали” и “пели” - слова-символы: в них вся судьба народная. Столкновение живой человеческой души с мёртвым железным страшным миром неизбежно ведёт к трагической гибели – “давно уж сердце вынуто”. “Сердце вынуто” - ещё одно острие, центральный образ стихотворения.
“…всё больно”… Кому же больно? Ей? Но она мертва. “Все больно” -
Третье слово-острие. В нём сливаются и поэт, и она. В нём – позиция художника-гуманиста, живое состояние души в “страшном мире”. Место действия трагедии не железнодорожный полустанок, а весь мир, в котором человек раздавлен “любовью, грязью иль колёсами”.
Страстностью, силой чувства, болью привлекают и волнуют эти стихи.