Цель:
- Проанализировать образ главной героини.
- Понять, почему Катерина решилась на самоубийство.
- Раскрыть понятие “Диалектика души” героини.
Оборудование: компьютерная поддержка.
ХОД УРОКА
1. Начало урока.
2. Тест.
1). Какой принцип лежит в основе поведения героини драмы Островского “Гроза”?
- формальное соблюдение религиозных заповедей;
- стремление обманом и хитростью добиться своих целей;
- моральная самостоятельность, свобода выбора и ответственности;
- осознанная борьба с “темным царством”.
2). Что стало причиной самоубийства Катерины?
- раскаяние в совершенном религиозно-нравственном грехе;
- страх перед мужем и свекровью;
- невозможность вернуться в родительский дом;
- несчастный случай.
3. Беседа.
- Как раскрывается душевное состояние Катерины, как нарастает напряженность в развитии действия, как мотивируется сцена покаяния Катерины?
- Можно ли считать покаяние Катерины ее слабостью? Что было бы, если бы Катерина не раскаялась?
- Чем объясняется и мотивируется раскаяние героини?
- Могла ли Катерина обрести путь к спасению в душе? Почему?
4. Творческое задание.
Давайте представим, что Катерина имела возможность обратиться к современному специалисту-психологу. Какие рекомендации она бы получила?
Современные психологи используют специальные психологические механизмы, помогающие преодолеть душевный кризис. Например, составление двух списков. В один список записывают позитивные последствия решения, в другой – негативные последствия. Давайте попробуем составить два списка для “будущей жизни” Катерины, основываясь на тексте пьесы. Составление таблицы, используя цитаты (И.В.Золотарева, Т.И. Михайлова “Поурочные разработки по русской литературе, стр. 193 – 194, 10 класс)
Позитивные стороны | Негативные стороны |
“Я буду жить, дышать, видеть небо, следить за полетом птиц, ощущать на себе солнечный свет...” | “Найдут, силой поволокут домой...” |
“Я буду перед Богом чиста, буду снова молиться, замолю свои грехи...” | “Свекровь заест совсем...” |
“Не дают мне весь мир воспринимать свободно, вольно- создам в доме свой мир, а не получится в доме, создам свой мир в своей душе. Этого мира у меня не отнять...” | “Никогда не быть мне свободной...” |
“Запрут – вот и будет тишина, никто мешать не будет...” | “Тихон не простит, снова придётся видеть его недовольное лицо...” |
“Мою любовь у меня никто не отнимет...” | |
“Тихон слаб, но я могу сделать его счастливей, если я защищу его от его матери...” | |
“Кабанова стара, скоро ей понадобится моя помощь...” |
Итак, позитивного в жизни Катерины больше. Если колонку с негативом закрыть, то получится, что жизнь героини будет наполнена такими надеждами и ожиданиями, с которыми можно не только наладить свое существование, но и построить его заново.
- Почему же Катерина не смогла увидеть эти надежды и спасти свою душу? В чем специфика окружающей среды?
Конечно, все сказанное не дает основания считать самоубийство Катерины протестом против устоев, нравственности окружающего общества. В ее поведении и слабые, и сильные стороны. Да, она своим поведением отвергает принципы домостроевской нравственности, рвется к новой жизни и предпочитает смерть жизни в неволе.
5. “Диалектика души” героини. (Работа с опорной схемой).
Диалектика души – детальное (подробное) воспроизведение процесса зарождения и последующего формирования мыслей, чувств, настроений, ощущений человека их взаимодействия, развития одного из другого (например: перерастание любви в ненависть или возникновение любви из симпатии).
-духовно богатая, поэтически возвышенная натура | - пугается силы и глубины своего |
- сомневается в правильности своих поступков, пробует остановить себя | - обладает обостренным чувством справедливости |
- не идет на нравственные компромиссы (на “сделку с совестью”) | - ощущает страх перед “своеволием” чувства любви |
- испытывает отвращение ко лжи и обману | - переживает чувство вины перед Тихоном |
- жаждет свободы и счастья | - нравственные понятия религиозно окрашены |
Трагический финал драмы – это протест Катерины против кабановских понятий о нравственности, утверждение силы свободного человека, его победы над “темным царством”.
6. Домашнее задание.
- Подготовить сообщение “Образ Катерины в оценке критиков”.