Литературная игра "По страницам прочитанного". 10-й класс

Разделы: Литература

Класс: 10


Человек есть тайна. Ее мало разгадать,
и ежели будешь её разгадывать всю жизнь,
то не говори, что потерял время;
я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком.

Ф.М. Достоевский

Оборудование:

  • Портрет Ф.М. Достоевского.
  • Карточки.
  • Экран.
  • DVD диск “В мире русской литературы”, Центрнаучфильм. (Лицензионный.Из школьной видеотеки).
  • Костюмированные герои.

Правила игры.

Настоящая литературная игра может быть организована в 10-м классе как итог изучения творчества Ф.М. Достоевского. Проведение игры обязательно будет предшествовать серьезная подготовительная работа. Это касается всех этапов игры, так как они посвящены биографии Достоевского и изучению романа “Преступление и наказание”.

Приобрести необходимые знания по вопросам десятиклассникам помогут книги о Достоевском и его романе.

Для участия в игре можно сформировать 3 команды по 5 человек. У команд есть по 2 болельщика, для которых также будут вопросы. Каждый правильный ответ игроков и болельщиков команд приносит по 1 баллу. Результаты состязания оценит жюри в составе учителей и учащихся.

Команда-победительница награждается грамотами и книгами.

Первый раунд

Петербургские трущобы. Петербург Достоевского.

Для Достоевского Петербург всегда оставался “самым угрюмым городом, который может быть на свете”. В романе “Преступление и наказание” писатель рисует петербургские углы, грязные подворотни, уродливые дворы-колодцы, вонючие трактиры, тесные коморки, темные и узкие лестницы.

Войдем вместе с художником в жилища его героев. На стенде закреплены иллюстрации Дмитрия Шмаринова к роману “Преступление и наказание”. На них и на экране можно увидеть комнату старухи-процентщицы, комнату Сони, каморку Раскольникова, квартиру Мармеладовых. Под каждой иллюстрацией прикреплен конверт с карточками. Ведущий вручает каждой команде карточки с записанными на них элементами интерьера. Задача игроков команд – определить, жилищу какого персонажа принадлежат данные предметы.

Конкурс оценивается по 3-х балльной системе.

Содержание пакета для первой команды.

Простой тесовый стол, покрытый синенькой скатертью. Около стола два плетеных стула. Небольшой простого дерева комод.

Ответ: комната Сони Мармеладовой.

Содержание пакета для второй команды.

Три старых стула, не совсем исправленных. Крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг. Неуклюжая большая софа, когда-то обитая ситцем, но теперь вся в лохмотьях.

Ответ: каморка Родиона Раскольникова.

Содержание пакета для третьей команды.

Диван с огромною деревянною крышкой. Картинки в желтых рамках, изображавшие немецких барышень с птицами в руках. Круглый стол овальной формы перед диваном.

Ответ: комната старухи-процентщицы.

Второй раунд

Суперблиц

Для участия в данном конкурсе команды выделяют из своего состава по 2 знатока, которые должны ответить на 2 вопроса, по одному вопросу каждому знатоку. На обдумывание каждого вопроса дается по 15 секунд (без права совещания с командой).

Суть задания: вставить в предложенную цитату ключевое слово или словосочетание, определить, какому персонажу принадлежат данные слова. За каждый правильный ответ, знаток приносит команде 1 балл.

Достоевский вложил в уста своих героев немало афористичных высказываний, значительных по глубине мысли и степени обобщения.

Вопросы знатокам первой команды:

  1. “Ну, полноте, кто ж у нас на Руси себя…………… теперь не считает?”
  2. Ответ: Наполеоном. Порфирий Петрович.

  3. “Ведь надобно же, чтобы всякому человеку, хоть куда-нибудь……….”
    Ответ: Можно было пойти. Мармеладов.

Вопросы знатокам второй команды:

  1. “Свобода и власть, а главное…………………над всею дрожащею тварью и над всем муравейником! Вот цель”
  2. Ответ: Власть. Родион Раскольников.

  3. “Вместе ведь страдать пойдем, вместе и ………………….”
    Ответ: Крест понесем. Соня Мармеладова.

Вопросы знатокам третьей команды:

  1. “...а я не вынес, и, стало быть, я…………..разрешить себе этот шаг”
  2. Ответ: Не имел права. Родион Раскольников.

  3. “Я не тебе поклонился, я всему ………………поклонился”
    Ответ: Страданию человеческому. Родион Раскольников.

Третий раунд

Узнавание героев по их портрету

Можно пригласить школьников в костюмах героев романа Достоевского или ведущий зачитывает портреты героев. За каждый правильный ответ по 1 баллу команде.

Вопросы первой команде:

  1. “Лицо его, весьма свежее и даже красивое, и без того казалось моложе своих сорока пяти лет. Темные бакенбарды приятно осеняли его с обеих сторон”
  2. Ответ: Лужин.

  3. “Как всегда, была простоволосая. Светлые с проседью, жиденькие волосы ее, по обыкновению жирно смазанные маслом…”.
  4. Ответ: Старуха-процентщица Алена Ивановна.

  5. “Широкое скуластое лицо его было довольно приятно…Волосы его, еще очень густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью…глаза его были голубые и смотрели холодно, пристально и вдумчиво; губы алые”.
    Ответ: Аркадий Иванович Свидригайлов.

Вопросы второй команде:

  1. “Её даже нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и когда оживлялись они, выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней”.
  2. Ответ: Соня Мармеладова.

  3. “Это был человек лет пятидесяти, росту выше среднего, дородный, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему сутуловатый вид.
  4. Ответ: Аркадий Иванович Свидригайлов.

  5. “Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу”.
    Ответ: Родион Раскольников.

Вопросы третьей команде:

  1. “Это был человек лет тридцати пяти, росту пониже среднего…лицо…его было довольно бодрое и даже насмешливое”.
  2. Ответ: Следователь Порфирий Петрович.

  3. “…ужасно похудевшая женщина…с раскрасневшимися щеками”.
  4. Ответ: Екатерина Ивановна.

  5. “Была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами.
    Ответ: Соня Мармеладова.

Четвертый раунд

Узнавание героев по их высказываниям

Дается каждой команде по одному высказыванию героя. Задача команды – узнать героя и дать ему краткую характеристику. Коллективный ответ команды оценивается по 3-х балльной системе.

Вопрос первой команде: “Ещё хорошо, что вы старушонку только убили. А выдумай вы другую теорию, так, пожалуй, еще и в сто миллионов раз безобразнее дело бы сделали”.

Ответ: Следователь Порфирий Петрович.

Вопрос второй команде: “Натура-то не берется в расчет, натура изгоняется, натуры не полагается! Не любят живого процесса жизни! Не надо живой души! С одной логикой нельзя через натуру перескочить! Логика предугадывает три случая, а их миллион!”

Ответ: Разумихин.

Вопрос третьей команде: “Я сам хотел добра людям и сделал бы сотни, тысячи добрых дел вместо одной этой глупости…”.

Ответ: Раскольников.

Пятый раунд

Знаковые цифры в романе “Преступление и наказание”

Конкурс для болельщиков команд.

Один балл засчитывается за правильный ответ болельщика той команде, за которую он играет. Участие болельщиков свободное по поднятой руке.

Ведущий задает вопросы:

  1. Сколько шагов сделал герой (Раскольников), пройдя от своего дома до дома старухи-процентщицы? 730 шагов
  2. Какую сумму денег прислала Раскольникову мать? 35 рублей
  3. Велико ли было причитающееся Дуне наследство от Марфы Петровны?3000 рублей
  4. На каком этаже располагалось квартира старухи-процентщицы? 4 этаже
  5. Сколько Раскольниковполучил от старухи-процентщицы за серебряные часы?1 руб. 15 коп.
  6. Сколько ступенек насчитывала лестница, ведущая в каморку Раскольникова?13 ступенек.
  7. Незадолго до преступления Раскольников узнает, что вечером старая чиновница Алена Ивановна остается дома одна. В котором часу это должно случиться?7 часов вечера
  8. Сколько этажей было в доме, где жил Раскольников?5 этаже
  9. На какой срок каторжных работ был осужден Раскольников? На 8 лет

Шестой раунд

Что мы знаем о биографии Достоевского

Для каждой команды на экране демонстрируется по 2 эпизода из жизни Ф.М. Достоевского. Задача команд – узнать эти эпизоды из жизни писателя и прокомментировать их, не допуская фактических ошибок. Верные и полные ответы команд оцениваются тремя баллами. Используется электронный носитель информации – DVD-диск “В мире русской литературы”, Центрнаучфильм. (Лицензионный. Из школьной видеотеки).

Итоги игры

Слово жюри. Подводятся итоги литературной игры. Награждаются команда-победитель. В течение всей игры демонстрируются кадры из художественного фильма “Преступление и наказание” (в главной роли Георгий Тараторкин).