Человек есть тайна. Ее мало разгадать,
и ежели будешь её разгадывать всю жизнь,
то не говори, что потерял время;
я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком.
Ф.М. Достоевский
Оборудование:
- Портрет Ф.М. Достоевского.
- Карточки.
- Экран.
- DVD диск “В мире русской литературы”, Центрнаучфильм. (Лицензионный.Из школьной видеотеки).
- Костюмированные герои.
Правила игры.
Настоящая литературная игра может быть организована в 10-м классе как итог изучения творчества Ф.М. Достоевского. Проведение игры обязательно будет предшествовать серьезная подготовительная работа. Это касается всех этапов игры, так как они посвящены биографии Достоевского и изучению романа “Преступление и наказание”.
Приобрести необходимые знания по вопросам десятиклассникам помогут книги о Достоевском и его романе.
Для участия в игре можно сформировать 3 команды по 5 человек. У команд есть по 2 болельщика, для которых также будут вопросы. Каждый правильный ответ игроков и болельщиков команд приносит по 1 баллу. Результаты состязания оценит жюри в составе учителей и учащихся.
Команда-победительница награждается грамотами и книгами.
Первый раунд
Петербургские трущобы. Петербург Достоевского.
Для Достоевского Петербург всегда оставался “самым угрюмым городом, который может быть на свете”. В романе “Преступление и наказание” писатель рисует петербургские углы, грязные подворотни, уродливые дворы-колодцы, вонючие трактиры, тесные коморки, темные и узкие лестницы.
Войдем вместе с художником в жилища его героев. На стенде закреплены иллюстрации Дмитрия Шмаринова к роману “Преступление и наказание”. На них и на экране можно увидеть комнату старухи-процентщицы, комнату Сони, каморку Раскольникова, квартиру Мармеладовых. Под каждой иллюстрацией прикреплен конверт с карточками. Ведущий вручает каждой команде карточки с записанными на них элементами интерьера. Задача игроков команд – определить, жилищу какого персонажа принадлежат данные предметы.
Конкурс оценивается по 3-х балльной системе.
Содержание пакета для первой команды.
Простой тесовый стол, покрытый синенькой скатертью. Около стола два плетеных стула. Небольшой простого дерева комод.
Ответ: комната Сони Мармеладовой.
Содержание пакета для второй команды.
Три старых стула, не совсем исправленных. Крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг. Неуклюжая большая софа, когда-то обитая ситцем, но теперь вся в лохмотьях.
Ответ: каморка Родиона Раскольникова.
Содержание пакета для третьей команды.
Диван с огромною деревянною крышкой. Картинки в желтых рамках, изображавшие немецких барышень с птицами в руках. Круглый стол овальной формы перед диваном.
Ответ: комната старухи-процентщицы.
Второй раунд
Суперблиц
Для участия в данном конкурсе команды выделяют из своего состава по 2 знатока, которые должны ответить на 2 вопроса, по одному вопросу каждому знатоку. На обдумывание каждого вопроса дается по 15 секунд (без права совещания с командой).
Суть задания: вставить в предложенную цитату ключевое слово или словосочетание, определить, какому персонажу принадлежат данные слова. За каждый правильный ответ, знаток приносит команде 1 балл.
Достоевский вложил в уста своих героев немало афористичных высказываний, значительных по глубине мысли и степени обобщения.
Вопросы знатокам первой команды:
- “Ну, полноте, кто ж у нас на Руси себя…………… теперь не считает?”
- “Ведь надобно же, чтобы всякому человеку, хоть
куда-нибудь……….”
Ответ: Можно было пойти. Мармеладов.
Ответ: Наполеоном. Порфирий Петрович.
Вопросы знатокам второй команды:
- “Свобода и власть, а главное…………………над всею дрожащею тварью и над всем муравейником! Вот цель”
- “Вместе ведь страдать пойдем, вместе и
………………….”
Ответ: Крест понесем. Соня Мармеладова.
Ответ: Власть. Родион Раскольников.
Вопросы знатокам третьей команды:
- “...а я не вынес, и, стало быть, я…………..разрешить себе этот шаг”
- “Я не тебе поклонился, я всему
………………поклонился”
Ответ: Страданию человеческому. Родион Раскольников.
Ответ: Не имел права. Родион Раскольников.
Третий раунд
Узнавание героев по их портрету
Можно пригласить школьников в костюмах героев романа Достоевского или ведущий зачитывает портреты героев. За каждый правильный ответ по 1 баллу команде.
Вопросы первой команде:
- “Лицо его, весьма свежее и даже красивое, и без того казалось моложе своих сорока пяти лет. Темные бакенбарды приятно осеняли его с обеих сторон”
- “Как всегда, была простоволосая. Светлые с проседью, жиденькие волосы ее, по обыкновению жирно смазанные маслом…”.
- “Широкое скуластое лицо его было довольно
приятно…Волосы его, еще очень густые, были
совсем белокурые и чуть-чуть разве с
проседью…глаза его были голубые и смотрели
холодно, пристально и вдумчиво; губы алые”.
Ответ: Аркадий Иванович Свидригайлов.
Ответ: Лужин.
Ответ: Старуха-процентщица Алена Ивановна.
Вопросы второй команде:
- “Её даже нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и когда оживлялись они, выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней”.
- “Это был человек лет пятидесяти, росту выше среднего, дородный, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему сутуловатый вид.
- “Он был до того худо одет, что иной, даже и
привычный человек, посовестился бы днем выходить
в таких лохмотьях на улицу”.
Ответ: Родион Раскольников.
Ответ: Соня Мармеладова.
Ответ: Аркадий Иванович Свидригайлов.
Вопросы третьей команде:
- “Это был человек лет тридцати пяти, росту пониже среднего…лицо…его было довольно бодрое и даже насмешливое”.
- “…ужасно похудевшая женщина…с раскрасневшимися щеками”.
- “Была малого роста, лет восемнадцати,
худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с
замечательными голубыми глазами.
Ответ: Соня Мармеладова.
Ответ: Следователь Порфирий Петрович.
Ответ: Екатерина Ивановна.
Четвертый раунд
Узнавание героев по их высказываниям
Дается каждой команде по одному высказыванию героя. Задача команды – узнать героя и дать ему краткую характеристику. Коллективный ответ команды оценивается по 3-х балльной системе.
Вопрос первой команде: “Ещё хорошо, что вы старушонку только убили. А выдумай вы другую теорию, так, пожалуй, еще и в сто миллионов раз безобразнее дело бы сделали”.
Ответ: Следователь Порфирий Петрович.
Вопрос второй команде: “Натура-то не берется в расчет, натура изгоняется, натуры не полагается! Не любят живого процесса жизни! Не надо живой души! С одной логикой нельзя через натуру перескочить! Логика предугадывает три случая, а их миллион!”
Ответ: Разумихин.
Вопрос третьей команде: “Я сам хотел добра людям и сделал бы сотни, тысячи добрых дел вместо одной этой глупости…”.
Ответ: Раскольников.
Пятый раунд
Знаковые цифры в романе “Преступление и наказание”
Конкурс для болельщиков команд.
Один балл засчитывается за правильный ответ болельщика той команде, за которую он играет. Участие болельщиков свободное по поднятой руке.
Ведущий задает вопросы:
- Сколько шагов сделал герой (Раскольников), пройдя от своего дома до дома старухи-процентщицы? 730 шагов
- Какую сумму денег прислала Раскольникову мать? 35 рублей
- Велико ли было причитающееся Дуне наследство от Марфы Петровны?3000 рублей
- На каком этаже располагалось квартира старухи-процентщицы? 4 этаже
- Сколько Раскольниковполучил от старухи-процентщицы за серебряные часы?1 руб. 15 коп.
- Сколько ступенек насчитывала лестница, ведущая в каморку Раскольникова?13 ступенек.
- Незадолго до преступления Раскольников узнает, что вечером старая чиновница Алена Ивановна остается дома одна. В котором часу это должно случиться?7 часов вечера
- Сколько этажей было в доме, где жил Раскольников?5 этаже
- На какой срок каторжных работ был осужден Раскольников? На 8 лет
Шестой раунд
Что мы знаем о биографии Достоевского
Для каждой команды на экране демонстрируется по 2 эпизода из жизни Ф.М. Достоевского. Задача команд – узнать эти эпизоды из жизни писателя и прокомментировать их, не допуская фактических ошибок. Верные и полные ответы команд оцениваются тремя баллами. Используется электронный носитель информации – DVD-диск “В мире русской литературы”, Центрнаучфильм. (Лицензионный. Из школьной видеотеки).
Итоги игры
Слово жюри. Подводятся итоги литературной игры. Награждаются команда-победитель. В течение всей игры демонстрируются кадры из художественного фильма “Преступление и наказание” (в главной роли Георгий Тараторкин).