1. Актуальность выбранной темы.
В настоящее время перед российским обществом стоит задача возрождения у подрастающего поколения интереса к чтению.
Обществом всё более осознаётся необходимость защиты и поддержки детского чтения. Решается не просто его участь. Решается судьба будущего поколения, его интеллектуальная мощь.
С целью поддержки интереса к чтению и книге, содействия развитию читательской грамотности Распоряжением № 106-Р Губернатора калужской области от 18 октября 2011 года 2011/12 учебный год объявлен Годом чтения на Калужской земле.
Чтение – сильное средство социализации личности. Без чтения нет образования, формирования мировоззрения. Профессионального становления, эмоционального и интеллектуального развития.
В последнее время, по результатам анкетирования детей, родителей, педагогов в нашей школе, отношение к чтению у детей, да и взрослых значительно изменилось. Падает интерес к книге, деформируются читательские интересы, снижается культура чтения. Ещё И.П.Павлов утверждал, что эмоции являются для человека своеобразным и весьма сильным энергетическим источником. Читая книгу, ребёнок радуется, переживает, удивляется, сострадает, и всё это эмоции – они нужны.
Важным звеном для решения данной проблемы является социально-педагогическое партнёрство. В нашей сельской библиотеке многие годы работает клуб любителей поэзии, поэтому в данном проекте мы будем основываться на опыте его работы. Также привлекаются к реализации проекта – родители. Многие родители полагают, что книги сегодня вытесняются телевидением, компьютерными играми. В какой-то степени это так, но у книг не бывает конкурентов. Они учат добру, справедливости, открывают красоту окружающего мира, прививают любовь к жизни, радость познания. Вкус к книге надо прививать с раннего детства, чтобы не упустить возможность приобщить ребёнка к настоящей литературе, дать “пищу” для ума. Этот путь нелёгок, но он прекрасен, поскольку ведёт к вершинам нравственности и понимания высокого предназначения Человека в этом мире.
Поэтическое слово поэтов Юхновского края является для участников проекта доступным к пониманию, к восприятию, потому что стихи раскрывают особенности нашей малой родины: её героическое прошлое, красоту родной природы, замечательных людей нашей юхновской земли.
2. Цели, задачи, этапы проекта, этапы проекта.
Цель проекта: повысить интерес к чтению и книге, содействовать развитию читательской грамотности, популяризации чтения среди учащихся, родителей, педагогов.
Задачи:
- формирование навыков чтения;
- раскрытие у участников проекта творческих способностей;
- формирование умения работать в коллективе;
- привлечение внимания к роли книги в духовно-нравственном воспитании.
Этапы проекта:
I этап – подготовительный (октябрь–декабрь 2011 г.).
II этап – организационно-исполнительский (январь–октябрь 2012 г.).
III этап – рефлексивно-оценочный (ноябрь–декабрь 201 г.).
Ожидаемые результаты: повышение читательской активности, активизация социально-педагогического партнёрства, духовно-нравственное развитие и воспитание участников проекта.
3. Мероприятия по реализации проекта.
I этап – подготовительный (сентябрь–декабрь 2011 г.).
№п/п | Наименование мероприятия | Место проведения, сроки | Ответственный |
1. | Создание творческой группы | Директор школы | |
2. | Родительские собрания:
(Приложение I) |
Октябрь-ноябрь школа | О.А.Агафонова М.А.Кондратьева |
3. | Анкетирование “параллельное” учащихся и их родителей на тему “Любит ли ребёнок читать?” | сентябрь | О.А.Агафонова |
4. | Разработка положений о конкурсах:
|
октябрь | Творческая группа |
5. | Подготовка книжных выставок:
|
в течение года | Библиотекарь |
II этап – организационно-исполнительский (январь–октябрь 2012 г.)
№п/п | Наименование мероприятия | Место проведения, сроки | Ответственный |
1. | Конференция “Книга-ценный источник знаний” с
демонстрацией презентации о роли книги. Объявление о конкурсах:
|
школа январь |
Л.И. Голубева О.А.Агафонова |
2. | Устный журнал “Денис Давыдов на Юхновской земле”.
|
сельская библиотека, январь |
Л.И. Голубева О.А. Агафонова |
3. | Встреча с поэтессой Е.Кругловой, выпускницей нашей
школы “Прикосновение”. (Приложение II) |
школа февраль |
О.А. Агафонова Т.А. Мартынюк |
4. | Заседание клуба любителей поэзии: “Юхнов в сердце
моём” (стихи: Петра Муратова, Татьяны Рыжовой, Нины Филимоновой) |
сельская библиотека, март |
Л.И. Голубева О.А. Агафонова |
5. | Конференция “Замечательные люди юхновской земли”. (Встреча с членами поэтического клуба “ Родник”.) |
школа, апрель |
Л.И. Голубева
М.А. Кондратьева О.А. Агафонова |
6. | Заседание клуба любителей поэзии: “Природа в
стихотворениях поэтов-земляков” (Стихи членов поэтического клуба “Родник”.) |
сельская библиотека, май |
О.А. Агафонова Т.А. Мартынюк |
7. | Проведение акции “Читать – это здорово!”
(27 мая – профессиональный праздник российских библиотек.) |
сельская библиотека, май |
Творческая группа |
8. | Творческий конкурс “Стихотворения в красках”. (Выразительное чтение стихотворения и зарисовка прочитанного красками на бумаге.) |
школа, июнь |
Л.И. Голубева М.А. Кондратьева О.А. Агафонова |
9. | Литературная гостиная “Мелодии сердца”. (Сихи Татьяны Рыжовой и Елены Кругловой, положенные на музыку.) |
школа, сентябрь |
Творческая группа |
10. | Праздничный концерт “Земля моя – красота…” |
школа, октябрь |
О.А. Агафонова М.А. Кондратьева Л.И. Голубева |
III этап – рефлексивно-оценочный (ноябрь–декабрь 2012 г.)
Подведение итогов реализации проекта, определение дальнейших задач работы образовательного учреждения по развитию читательской компетенции учащихся, награждение победителей конкурсов.
Литература.
- Коллективный поэтический сборник юхновчан “ Угрой нашептанные строки”. К.: Калуга, 1997. С. 60.
- Коротаева Т.И . “ И верую, надеюсь, и люблю: Геннадий Воронин в кругу друзей”. К.: Золотая аллея, 2004. С. 159.
- Круглова Е. “Иронический вальс”. С.: Смоленск, 1999. С. 27.
- Круглова Е. “ Недорифмованное лето”. С.: Смоленск, 2005. С. 60.
- Кругдова Е. “ Я просто есть”. С.: Бюро пропаганды художественной литературы, 1992. С. 48.
- Муратов П. “ С ощущением неизбежности счастья” К.: Калуга, 2009. С. 100.
- Рыжова Т.Л. “Дышу тобой”. О.: ООО “ Раритет”, 2008. С. 94.
- Федорова М. “Медовый запах лета”. К.: Калуга, 2009. С. 75.
- Филимонова Н. “ С надеждой в сердце”. К.: Гриф, 2003. С. 45.