Педагогический проект на тему "Развитие читательской компетенции учащихся на основе изучения творчества поэтов Юхновского края Калужской области

Разделы: Литература


1. Актуальность выбранной темы.

В настоящее время перед российским обществом стоит задача возрождения у подрастающего поколения интереса к чтению.

Обществом всё более осознаётся необходимость защиты и поддержки детского чтения. Решается не просто его участь. Решается судьба будущего поколения, его интеллектуальная мощь.

С целью поддержки интереса к чтению и книге, содействия развитию читательской грамотности Распоряжением № 106-Р Губернатора калужской области от 18 октября 2011 года 2011/12 учебный год объявлен Годом чтения на Калужской земле.

Чтение – сильное средство социализации личности. Без чтения нет образования, формирования мировоззрения. Профессионального становления, эмоционального и интеллектуального развития.

В последнее время, по результатам анкетирования детей, родителей, педагогов в нашей школе, отношение к чтению у детей, да и взрослых значительно изменилось. Падает интерес к книге, деформируются читательские интересы, снижается культура чтения. Ещё И.П.Павлов утверждал, что эмоции являются для человека своеобразным и весьма сильным энергетическим источником. Читая книгу, ребёнок радуется, переживает, удивляется, сострадает, и всё это эмоции – они нужны.

Важным звеном для решения данной проблемы является социально-педагогическое партнёрство. В нашей сельской библиотеке многие годы работает клуб любителей поэзии, поэтому в данном проекте мы будем основываться на опыте его работы. Также привлекаются к реализации проекта – родители. Многие родители полагают, что книги сегодня вытесняются телевидением, компьютерными играми. В какой-то степени это так, но у книг не бывает конкурентов. Они учат добру, справедливости, открывают красоту окружающего мира, прививают любовь к жизни, радость познания. Вкус к книге надо прививать с раннего детства, чтобы не упустить возможность приобщить ребёнка к настоящей литературе, дать “пищу” для ума. Этот путь нелёгок, но он прекрасен, поскольку ведёт к вершинам нравственности и понимания высокого предназначения Человека в этом мире.

Поэтическое слово поэтов Юхновского края является для участников проекта доступным к пониманию, к восприятию, потому что стихи раскрывают особенности нашей малой родины: её героическое прошлое, красоту родной природы, замечательных людей нашей юхновской земли.

2. Цели, задачи, этапы проекта, этапы проекта.

Цель проекта: повысить интерес к чтению и книге, содействовать развитию читательской грамотности, популяризации чтения среди учащихся, родителей, педагогов.

Задачи:

  • формирование навыков чтения;
  • раскрытие у участников проекта творческих способностей;
  • формирование умения работать в коллективе;
  • привлечение внимания к роли книги в духовно-нравственном воспитании.

Этапы проекта:

I этап – подготовительный (октябрь–декабрь 2011 г.).

II этап – организационно-исполнительский (январь–октябрь 2012 г.).

III этап – рефлексивно-оценочный (ноябрь–декабрь 201 г.).

Ожидаемые результаты: повышение читательской активности, активизация социально-педагогического партнёрства, духовно-нравственное развитие и воспитание участников проекта.

3. Мероприятия по реализации проекта.

I этап – подготовительный (сентябрь–декабрь 2011 г.).

№п/п Наименование мероприятия Место проведения, сроки Ответственный
1. Создание творческой группы   Директор школы
2. Родительские собрания:
  • “Семейное чтение”
  • “Как воспитать книгочея?”

(Приложение I)

Октябрь-ноябрь школа О.А.Агафонова

М.А.Кондратьева

3. Анкетирование “параллельное” учащихся и их родителей на тему “Любит ли ребёнок читать?” сентябрь О.А.Агафонова
4. Разработка положений о конкурсах:
  • “Самая читающая семья”
  • “Самый читающий ученик”.
октябрь Творческая группа
5. Подготовка книжных выставок:
  • к 200-летию Отечественной войны войны 1812 г;
  • Мой родной город”, посвященная 235-летию образования Юхнова;
  • Легендарный русский гусар-поэт Денис Давыдов”
  • На подступах к Москве”, посвященная Дню освобождения Юхновского района от немецко-фашистских захватчиков.
в течение года Библиотекарь

II этап – организационно-исполнительский (январь–октябрь 2012 г.)

№п/п Наименование мероприятия Место проведения, сроки Ответственный
1. Конференция “Книга-ценный источник знаний” с демонстрацией презентации о роли книги.

Объявление о конкурсах:

  • “Самая читающая семья”
  • “Самый читающий ученик”.
школа

январь

Л.И. Голубева

О.А.Агафонова

2. Устный журнал “Денис Давыдов на Юхновской земле”.

 

сельская библиотека,

январь

Л.И. Голубева

О.А. Агафонова

3. Встреча с поэтессой Е.Кругловой, выпускницей нашей школы “Прикосновение”.

(Приложение II)

школа

февраль

О.А. Агафонова

Т.А. Мартынюк

4. Заседание клуба любителей поэзии: “Юхнов в сердце моём”

(стихи: Петра Муратова, Татьяны Рыжовой, Нины Филимоновой)

сельская библиотека,

март

Л.И. Голубева

О.А. Агафонова

5. Конференция “Замечательные люди юхновской земли”.

(Встреча с членами поэтического клуба “ Родник”.)

школа,

апрель

Л.И. Голубева

М.А. Кондратьева

О.А. Агафонова

6. Заседание клуба любителей поэзии: “Природа в стихотворениях поэтов-земляков”

(Стихи членов поэтического клуба “Родник”.)

сельская библиотека,

май

О.А. Агафонова

Т.А. Мартынюк

7. Проведение акции  “Читать – это здорово!”
  • Громкие чтения;
  • выставка поэтических сборников поэтов-земляков “Угрой нашептанные строки”.

(27 мая – профессиональный праздник российских библиотек.)

сельская библиотека,

май

Творческая группа
8. Творческий конкурс “Стихотворения в красках”.

(Выразительное чтение стихотворения и зарисовка прочитанного красками на бумаге.)

школа,

июнь

Л.И. Голубева

М.А. Кондратьева

О.А. Агафонова

9. Литературная гостиная “Мелодии сердца”.

(Сихи Татьяны Рыжовой и Елены Кругловой, положенные на музыку.)

школа,

сентябрь

Творческая группа
10. Праздничный концерт

“Земля моя – красота…”

школа,

октябрь

О.А. Агафонова

М.А. Кондратьева

Л.И. Голубева

III этап – рефлексивно-оценочный (ноябрь–декабрь 2012 г.)

Подведение итогов реализации проекта, определение дальнейших задач работы образовательного учреждения по развитию читательской компетенции учащихся, награждение победителей конкурсов.

Литература.

  1. Коллективный поэтический сборник юхновчан “ Угрой нашептанные строки”. К.: Калуга, 1997. С. 60.
  2. Коротаева Т.И. “ И верую, надеюсь, и люблю: Геннадий Воронин в кругу друзей”. К.: Золотая аллея, 2004. С. 159.
  3. Круглова Е. “Иронический вальс”. С.: Смоленск, 1999. С. 27.
  4. Круглова Е. “ Недорифмованное лето”. С.: Смоленск, 2005. С. 60.
  5. Кругдова Е. “ Я просто есть”. С.: Бюро пропаганды художественной литературы, 1992. С. 48.
  6. Муратов П. “ С ощущением неизбежности счастья” К.: Калуга, 2009. С. 100.
  7. Рыжова Т.Л. “Дышу тобой”. О.: ООО “ Раритет”, 2008. С. 94.
  8. Федорова М. “Медовый запах лета”. К.: Калуга, 2009. С. 75.
  9. Филимонова Н. “ С надеждой в сердце”. К.: Гриф, 2003. С. 45.