Цели урока: обобщить и систематизировать изученное об односоставных предложениях, закрепить их на практике; научиться видеть в устной и письменной речи односоставные предложения и грамотно употреблять их;
Ход урока
1. Организационный момент; тема и цели урока.
2. Устный опрос учащихся по теоретическим вопросам.
- В чём разница между односоставными и двусоставными предложениями?
- Назовите виды односоставных предложений?
- Что такое определенно-личные предложения и чем в них обычно выражается сказуемое? Приведите примеры.
- Каковы особенности неопределенно-личных предложений? Примеры.
- Охарактеризуйте безличные предложения. Приведите примеры.
- Какое односоставное предложение обычно употребляются в начале художественных описаний? Примеры.
3. Лингвистическая разминка.
А) Найти односоставное определенно-личное предложение:
- Учись у них – у дуба, у берёзы.
- На небе нет ни облачка.
- День ясен.
Б) Найти односоставное неопределенно-личное предложение:
- Кругом зима.
- В доме шумят.
- Я люблю землю своих предков.
В) Найти односоставное безличное предложение:
- В дверь постучали.
- Люблю грозу в начале мая.
- Крепко пахнет в оврагах сыростью грибной.
Г) Найти односоставное назывное предложение:
- Летом светает рано, а зимой - поздно.
- Становится светлее.
- Вот заводская улица.
Д) Найти двусоставное предложение:
- С утра морозит.
- Море в это утро было теплое и приятное.
- Нигде не дышится вольней.
4. Сделайте синтаксический разбор предложений.
- 1 вариант. В саду ночью ветром посбивало все яблоки.
- 2 вариант. Меня пригласили пойти в лес за грибами.
5. Записать предложения под диктовку. Нужно выделить грамматические основы предложений, определить тип предложения по наличию главных членов, а также выделить орфограммы.
- Уже совсем рассвело. – одн. безлич.
- Иногда под ногами скользкий лед. - одн. наз.
- Зимняя ясная ночь наступила. - двусост.
- Морозило сильнее, чем с утра.– одн. безлич.
- Запах сирени, насторожившийся покой.– одн. наз.
- Целый букет роз принесут из оранжереи.– одн. неопр.– лич.
- Выберите себе книгу по вкусу– одн. опр.-лич.
6. Русский язык, как известно, богат синонимами. Но синонимами могут быть не только слова. К каждому двусоставному предложению подберите и запишите синонимичные, односоставные, определите их тип.
- Ветер гнал листву. – Ветром гнало листву. (безл.)
- Мокрый снег залепил все окна. – Мокрым снегом залепило все окна. (безл.)
- Стукнул мороз. – Морозит. Морозно. (Безл.) – Мороз. (наз.)
- Сегодня я работаю хорошо. – Сегодня мне работается хорошо. (безлич.)
- В летнюю пору крестьяне выгоняют лошадей на ночь в поле. - В летнюю пору лошадей выгоняют на ночь в поле. (неопр.–лич.)
- У меня есть уверенность. – У меня нет уверенности.
7. Творческое задание. На предложенные темы нужно написать сочинение-миниатюру. Ваша задача – в 5-8 предложениях раскрыть тему сочинения и при этом употребить в тексте односоставные предложения, но сделать это нужно грамотно.
Темы:
- Зима!
- Зимний лес.
- Волшебница зима!
Например: Зима. Морозно. Радостно пахнет свежестью. Когда идёшь по улице, под ногами хрустит белоснежный снег. Скоро Новый год...
Темы по вариантам.
Зачитываются и обсуждаются по 2 сочинения из каждого варианта.
8. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
9. Домашнее задание. Составьте и запишите инструкцию по эксплуатацию утюга или микроволновой печи.