Литература
-
Урок литературы по рассказу Л.Н. Андреева "Кусака". 7-й класс 2014
В ходе урока у учащихся формируются навыки и умения литературного анализа и переработки произведения. Урок содержит не только аналитическую беседу по произведению, но и творческую работу учащихся по группам.
-
Урок литературы по теме «М.Ю. Лермонтов. Анализ стихотворения "Бородино"». 5-й класс 2014
Урок представляет некоторые элементы анализа и служит подготовительной работой на пути к комплексному исследованию поэтических текстов. Основная направленность урока – глубокое эмоциональное восприятие картины Бородинского сражения, проникновение чувством патриотизма.
-
Литературная викторина по творчеству И.С. Тургенева 2014
Литературная викторина по творчеству И.С.Тургенева расширяет представления учащихся о жизни и творчестве великого русского писателя, воспитывает интерес к чтению, любовь к родной природе. Викторина предназначена для учащихся 6-го класса, может использоваться в качестве материала на итоговом уроке, во внеклассной работе.
-
Открытый урок литературы по теме "М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки и их особенности" 2014
Сказки ‒ итог многолетних жизненных наблюдений, итог всего творческого пути писателя. Писатель написал 32 сказки "для детей изрядного возраста". Щедрин не предназначал свои сказки для детей, однако и для взрослых они были непросты.
-
Исемең матур, кемдәр ҡушҡан? 2014
На уроке по теме рассматривается значение и происхождение мусульманских имен, важность правильного выбора. Учащиеся знакомятся с обрядом наречения имени. Тут же выясняется образование мусульманских имен разными способами, при которых используются многие части речи. Мотивы выбора имени зависят от личных вкусов, эстетических представлений и культурно-образовательного уровня человека.
-
Урок-конкурс "Сын тувинской земли" 2014
Урок-конкурс развивает познавательный интерес учащихся, расширяет знания школьников о жизни и творчестве народного писателя Республики Тыва С.А. Сарыг-оола.
-
Урок литературы на тему "Яков Ухсай – яркий и самобытный талант" 2014
Яков Гаврилович Ухсай – народный поэт Чувашской Республики. Родился он в 1911 году в селе Слакбаши, в Башкирии. Всеобщее читательское признание и любовь Ухсай завоевал, своими поэмами и романами в стихах. В 50–60-е годы ХХ века одно за другим появились произведения большой эпической формы – «Дед Кельбук», «Перевал», «Лебяжье», «Встреча с Чапаевым», «Звезда моего детства», «Разговор с белой березой» и другие. К этому времени автор успел накопить богатый жизненный опыт, побывав в огне войны с фашистами.
-
"Проект в изучении творчества М.А. Шолохова на уроках литературы". 11-й класс 2014
На уроке учащиеся постигают глубину творческого мира писателя, знакомятся с отдаленной для них эпохой Гражданской войны на Дону, изучают быт и нравы донских казаков, колоритные характеры главных героев произведения. Цель урока: показать закономерность эпохи в фактах частной жизни; познакомить учащихся с нравами и обычаями казачьей станицы на примере семейства Мелеховых.
-
Бинарный урок обобщающего повторения с ИКТ по теме "Физические свойства стекла в литературном наследии М.В. Ломоносова (на примере "Письма о пользе стекла")". 9-й класс 2014
Урок гуманитаризирует физическое образование, раскрывает перед учащимися красоту природы и ее законы, формирует мировоззрение и коммуникативную компетенцию учащихся, воспитывает чувство патриотизма, вырабатывает правильную жизненную позицию.
-
М.Цветаева "Наши царства" 2014
Урок знакомства учащихся с творчеством М. И. Цветаевой, расширяющий «поэтический» кругозор учащихся. Цель: познакомить детей с изобразительными средствами в лирическом стихотворении; учить детей понимать и воспринимать на слух художественное произведение, размышлять над его содержанием; развивать умение анализировать лирическое стихотворение, понимать замысел поэта, находить авторские приемы создания образа детства.
-
Интегрированный урок русского языка и литературы по сказкам Джанни Родари "Повторение изученного об имени прилагательном на основе сказок Джанни Родари" (урок-КВН). 5-й класс 2014
Интегрированный урок русского языка, литературы и психологии обобщает и систематизирует знания по теме «Имя прилагательное» и повторяет «Сказку по телефону» Дж. Родари. Форма урока: КВН, необходима предварительная работа учащихся по инсценированию одной из сказок Дж. Родари и подготовка иллюстраций на листах формата А3. Цель: воспитание толерантности учащихся.
-
Гуманистические идеи в литературе и живописи эпохи Возрождения 2014
Интегрированный урок истории и литературы, сообщения учащихся и учителей сопровождает чтение сонетов У.Шекспира. Каждый подготовивший выразительное чтение учащийся читает свой сонет, узнавая его по краткому изложению учителем. Проводится викторина по творчеству У.Шекспира, предложены задания развивающего характера.
-
Пироговская осень 2014
Патриотическое воспитание детей не может иметь сиюминутный характер, оно должно быть целенаправленным и постоянным. Именно творчество Л.Н. Толстого и стало тем краеугольным камнем воспитания межнациональных отношений среди учащихся нашей школы. Хотелось бы рассказать простую историю о том, как творчество одного писателя объединило несколько народов, и об одной экскурсии в музей, которая стала добрым делом во взаимоотношениях разных народов.
-
Смысложизненные позиции Э.Хемингуэя 2014
Повесть «Старик и море» о смысле жизни. Литературоведы называют это произведение философской притчей. В произведении есть все, чего не хватает современному миру, а особенно молодежи. Не случайно ведь в телеинтервью после вручения Нобелевской премии Хемингуэй назвал свое произведение «послание молодому поколению».
-
Интеллектуальная игра "Литературная классика" 2014
Игра предназначена для учащихся старших классов. Цель игры: проверить знания, полученные в средней школе; расширить кругозор учащихся; стимулировать познавательную активность, стремление к знаниям.
-
Литературное чтение. Юмор в литературном произведении. Н.Носов "Мишкина каша". 2-й класс 2014
Все книги Носова наполнены юмором – веселым, доброжелательным изображением героев в смешном виде. Открывайте любую страницу – без улыбки, а то и неудержимого смеха читать невозможно. Проведите опыт: спросите кого-нибудь из взрослых, читали ли они книги Николая Носова. В ответ человек обязательно улыбнется и вспомнит смешной эпизод из "Незнайки" или "Вити Малеева", "Фантазеры" или сказки "Бобик в гостях у Барбоса"...
-
Проект по русскому языку и литературе на тему "Отражение идей олимпизма в творчестве учащихся на уроках русского языка и литературы". 5–11-е классы 2014
Проект знакомит учащихся с грядущей Олимпиадой в Сочи в 2014 году. Участие в проекте позволяет школьникам лучше узнать об олимпийском и паралимпийском движении, проникнуться идеями олимпизма и паралимпизма, погрузиться в мир чувств и переживаний спортсменов, чемпионов и просто участников олимпиад, сопоставив их поступки с литературными персонажами.
-
Урок -защита исследовательского проекта "Певец души народной" (по творчеству М.А. Шолохова). 11-й класс 2014
Урок проводится в форме защиты проекта. Цель: включение учащихся в процесс познания, поиска и переработки информации, обучение умению делать выводы, обобщать, сопоставлять факты в дискуссии. Урок формирует в учащихся умение самостоятельно добывать знания, исследовать, делать выводы и обобщать сказанное, а также представляет учащимся возможность увидеть и оценить результат своего труда.
-
Средства создания комического в рассказе М.Зощенко "История болезни". 8-й класс 2014
Урок представляет собой творческое исследование языка рассказа М.М. Зощенко «История болезни». В выделении и определении тех или иных средств создания комической ситуации в рассказе, учащиеся приходят к выводу, какой тип комического (юмор, сатиру или иронию) использует автор в рассказе. На уроке используется и индивидуальная, и групповая работа, каждый ученик принимает участие в исследовании.
-
М.В. Ломоносов и отечественная литература 2014
При изучении творчества Ломоносова возникают трудности, связанные с недостатком материала в учебнике. Цель презентации: расширить представление учащихся о заслугах Ломоносова в области отечественной литературы. Таким образом, презентация может быть использована как на вводном, так и на заключительном уроке литературы при изучении жизни и творчества Ломоносова.
-
Интегрированный урок (английский язык + литература) по теме "Необыкновенное литературное путешествие в страну "Верескового меда" (по произведению Р.Л. Стивенсона "Вересковый мед") 2014
Представленная работа предлагает проделать увлекательное путешествие в мир творчества выдающегося литератора Британии и Шотландии Р.Л. Стивенсона. Развивающая и воспитательная цель заключается в том, чтобы пробудить интерес учащихся к личности Стивенсона, а также к чтению художественной литературы как нравственной и духовной основе человека.
-
Заключительный урок "По страницам учебника". 5-й класс 2014
Презентация составлена к уроку-повторению изученного материала курса литературы, включает 28 слайдов. В презентацию вошли доступные задания.
-
Великая Отечественная война 1812 года в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» 2014
Цель урока: развить навыки аналитического чтения романа, показать особенности творческой индивидуальности Л.Н. Толстого.
-
Урок литературы на тему "Пословицы и поговорки". 6-й класс 2014
Урок литературы по учебнику под ред. В.Я. Коровиной дает возможность повторить малые жанры фольклора; показать красоту и ценность русских пословиц и поговорок, объяснить их поучающий смысл, сходство и различие двух жанровых форм.
-
Урок литературы по теме "Я счастлив, моя пьеса сыграна…" (творчеству А.Н. Островского посвящается) 2014
На уроке учащиеся знакомятся с личностью и многогранным творчеством великого драматурга А.Н. Островского. Пробуют выявить самобытность мастера, его творческую индивидуальность. Каковы признаки истинного таланта и в чем его неповторимость? На этот вопрос учащиеся пытаются ответить на уроке.
-
Урок литературы по теме "Любовь в лирике Ф.И. Тютчева". 10-й класс 2014
Урок использует элементы технологии французских педмастерских, развивает критическое мышление и творческие способности учащихся в анализе лирических произведений Ф.И. Тютчева, посвященных любви.
-
Урок литературы по теме «Начало конфликта между героем и обществом в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"» 2014
Цель урока: мотивировать учащихся на прочтение комедии «Горе от ума». В ходе урока анализируется произведение А.С. Грибоедова, устанавливаются причинно-следственные связи, строятся рассуждения.
-
Урок литературы по творчеству Осипа Мандельштама. Тема: "Одинокий искатель". 11-й класс 2014
Подготовка к уроку начинается за неделю до изучения темы. Класс делится на творческие группы: литературоведы, библиографы, чтецы, изучают материал, готовят сообщения и выразительное чтение стихов.
-
Подготовка к ЕГЭ по литературе. Задания с формулировкой "Найдите соответствия" 2014
В 2012 году в ЕГЭ по литературе было введено задание, которое не входило в основные пособия по подготовке к ЕГЭ по литературе. Задания с формулировкой «Установите соответствие…» проверяют знания текстов, отмеченных в кодификаторе, основных персонажей произведений, событий, связанных с героями. Презентацию можно использовать на факультативных занятиях при подготовке к ЕГЭ по литературе, провести как итоговое повторение в виде игры-викторины.
-
Тема урока: "М.В. Исаковский – поэт-песенник" 2014
Живое слово земляков и о земляках на уроке литературы расширяет представления об истории и нынешнем дне родного края, воспитывает подрастающее поколение "в моральном климате памяти". Цель урока: познакомить учащихся с некоторыми сведениями о писателях и поэтах, связанных с родными местами, и на этой основе вызвать у школьников интерес к занятиям краеведением.