Цели: показать самобытность русского народа, проявляющуюся в устном народном творчестве; ориентация учебного процесса на самообразование;
Задачи:
- формирование национального самосознания, воспитание патриотизма, уважительного отношения к национальному наследию, стремление сохранять и обогащать как бесценную сокровищницу;
- познание нашего края через произведения фольклора, использование возможностей литературы родного края для приобщения к самообразованию;
Вряд ли есть на нашей земле другой край, где на таком сравнительно небольшом пространстве сложилось бы столь богатое созвездие этноса, языков, где веками пересекались и скрещивались бы столь многие народные исторические пути и судьбы. К концу прошлого века Кубань подошла к большому духовному расцвету – количество, подробность и всесторонность издаваемых фольклорных материалов поражает и теперь.
В первые годы заселения Кубани черноморские и линейные казаки отличались друг от друга, так как были представителями разных культур и языков. Но с самого начала шел процесс взаимопроникновения между представителями украинской и русской этнических групп. Главным фактором, говорящим в пользу того, что кубанский говор есть вполне сложившийся, является то, что в равной мере, как русские, так и украинские слова приобретают в нем новое значение. Там, где казалось вполне могла быть чисто русская лексика, приняты слова с причудливой инверсией: жэнци – жнецы, копуавть – покупать, суворый – суровый. Украинские слова приспосабливались к говору в основном изменением своих окончаний: балакаты – балакать.
Кубань входит в состав России . Но при этом
здесь сохраняется все своеобразие,
неповторимость и неподражаемость этой части
России.
Сегодня я хотела бы поговорить с вами о народном
фольклоре:
– Что такое устное народное творчество?
– Какие его виды вам известны?
– Кто является творцом устнопоэтических
произведений?
Богато устное народное творчество и у казаков:
кроме поговорок, песен, пословиц, загадок, оно
включает в себя много сказок, небылиц. В
различных жанрах народного слова отразились
представления народа о счастье и горе, о нормах
поведения в обществе, о героизме и любви к своей
родине.
Нам предстоит заняться выпуском журнала "Устное народное творчество Кубани". Группы готовили свои странички, разрабатывали содержание и форму подачи.
1 страница – "Сказочная"
Знаете ли вы, что казаки, расселившиеся по всей
России, в 1916 году делились на 11 казачьих войск, в
разных территориях казачьи сказки имеют свои
особенности , свои оттенки. В фольклоре казаков
известны все жанры сказки: волшебная и
авантюрная, бытовая дидактическая, сказки –
анекдоты, небылицы, сказки о животных, и каждый
жанр представлен прекрасными образцами.
– Ребята, какие сказки вам знакомы?
– Сейчас вы услышите сказку "Тройная
благодарность".
Шел казак в дозор на бекет. На самую границу
тропками пробирался. Вдруг видит: в луже муравей
барахтается – тонет. Пожал его казак – соломинку
подал. Ухватился за нее муравей, на сушу выбрался.
– Спасибо тебе, казак, за помощь!
– Не стоит благодарности! – казак отвечает. –
Велика ли помощь : соломинку подать.
– Для тебя соломинка, а для меня – жизнь! –
говорит муравей. Настанет время, я тебя трижды
отблагодарю.
Посмеялся казак: какая может быть помощь от
такого маленького муравья? Да и дальше пошел. А на
бекете его дала беда. Ночью арбеки казаков
перерезали, в бурки их завернулись да смену
поджидали. Казак, ничего не ведая, подошел: думал
к своим. Тут его скрутили веревками, посадили на
коня и повезли в полон. А казак от бессилия
зубами скрепит, да ничего поделать не может –
руки за спиною туго связаны. Вдруг чувствует –
веревка лопнула. И слышит голос муравья:
Не показывай виду, казак, что ты развязался. Это я
веревку перегрыз. Как доедем до поворота –
прыгай с коня и плыви на ту сторону, абреки тебя
не догонят – плавать не умеют, их кони воды
боятся. Так и сделал казак. Ударил одного абрека
по бритому затылку, другому в лоб, да прямо с
кручи в волны.
Третий вытащил ружье и поймал на мушку
уплывающего казака. Муравей опять выручил:
укусил стрелка за щеку, тот дернулся, завизжал от
злости, ружье кинул. Ушел казак и на другом берегу
в лесу скрылся.
Идет казак по звездам, аулов сторонится, дорог
бережется. Совсем ослабел.
Лег казак на землю – помирать собрался.
Вдруг слышит голос муравья:
– Рано тебе умирать. У тебя еще срок не выслужен,
и дети не подросли.
Откуда ни возьмись, наползли муравьишки,
натаскали зернышек пшеничных.
Казак баланды наварил, поел, поспал – будто
заново родился.
– Ну, спасибо, муравей, за помощь!
– Не стоит благодарности, муравей отвечает.
– Для тебя зернышко, а для меня – жизнь! –
говорит казак.
– Ну что, – смеется муравей, – понял теперь, что и
от малого добра большая польза бывает.
Показали муравьи казаку тайную тропку, по ней он
на казачьи посты к своим и вышел.
1. Как казак оценил помощь муравья?
2. В каких словах выражена основная мысль сказки?
3. Ваше личное отношение к героям?
4. Что взяли для себя?
Следующая страничка нашего журнала "Частушки"
Что удалось узнать об особенностях этого
жанра?
Термин "частушка" литературного
происхождения. В народе произведения
частушечного жанра именовались припевками и
страданиями. В Краснодарском крае этот жанр
получил распространение в конце XIX века.
Военизированный быт казачества определил
жанровое и тематическое развитие фольклора
Кубани, в котором много было обрядовых и плясовых
произведений. Но предпочтение отдавалось
историческим, военно-бытовым и строевым, а также
шуточным и плясовым песням.
Припевки всегда исполнялись на людях, во время
гуляний и в плясках, на "вечерках",
"посиделках", " лавочках" и даже тогда,
когда парни и девушки прогуливались по станице
или хутору. Для всех, кто интересуется духовной
культурой Кубани, любящих музыку и песенное
слово исполняем частушки.
1. Кукарекает петух,
Ссорятся индюшки.
Мы сейчас вам пропоем
Новые частушки.2. Я частушку запеваю
Первую, начальную.
Я хочу развеселить
Публику печальную.
"Пословицы и поговорки" – так называется следующая рубрика.
Пословицы – это своеобразные, краткие
наставления из народного опыта, они играют роль
неписаных законов, выражают нравственные нормы.
Поговорка же – образное выражение, дающее яркую,
меткую характеристику: на седьмом небе – то есть
очень рад, как банный лист – очень навязчивый
человек. У пословиц и поговорок, бытующих на
Кубани, есть свои особенности, так как народное
творчество Кубани питается духовными соками
двух великих народов – русского и украинского.
Они произносятся на свой лад на кубанском
диалекте. Появились своеобразные пары пословиц и
поговорок, одинаковых по смыслу, но разных по
звучанию.
- Собака лает, витэр носэ. – Собака лает, ветер носит.
- Свэняка люжу найде. – Свинья грязь найдет.
- Очи бояться, а руки роблять. Глаза бояться, а руки делают.
- Бидномужэныться – день малый.
Доскажите пословицы
- Кто рано встает: (тому бог подает).
- В гостях хорошо: (а дома лучше).
- Лучше с миром: (чем с войной).
- Мудрое слово: (делу основа).
- Без муки: (нет науки).
- Сначала подумай: (потом говори).
Страничка нашего журнала "Песенная".
Кубанские народные песни издавна и традиционно
являются наиболее популярными, считаются
наиболее оригинальными в песенной культуре
России. Народная песня одновременно и памятник
глубочайшей старины и генератор ритмов нашей
сегодняшней жизни.
Кубанские песни отличаются необычайным
богатством и разнообразием (исторические,
военно-бытовые, походные, лирические, обрядовые,
свадебные, хороводные, плясовые)
Военно-бытовые песни показывают воинов в боевых
походах, прославляют мужество, отражают суровый
военный быт. В дальних походах казаки пели о
родной земле, милой Кубани, о одном доме, о
матери, о любви:
Лирическая песня живет в народе во множестве
жанровых разновидностей: календарные.
Обрядовые, свадебные, семейные, плачи,
величальные. Народная лирика отличается
богатством поэтического строя.
Завершает наш устный журнал страничка под названием "Загадки".
В давние – давние времена думали люди, что
дерево, и рыба , и птица – все понимают
человеческий язык.
И люди, собираясь на охоту, на рыбную ловлю,
старались вслух не произносить тех слов, которые
связаны с успехом предстоящего дела. А для того
чтобы зверя обмануть, и друг друга понимать,
придумали особую "загадочную" речь.
Вот загадка-то из той тайной речи родилась. И
сначала для того служила, чтобы помочь молодым
"тайный" язык выучить.
Бывало, зимним вечером, когда переделаны все дела
по хозяйству, собирались и стар, и мал в
какой-нибудь избе. И начинали старики молодым
мудреные вопросы задавать.
Попробуйте отгадать и вы.
1. Сидит Пахом
На коне верхом,
Книги читает,
А грамоты – не знает. (Очки)2. Бьют Ермилку
Что есть сил по затылку,
А он не плачет,
Только ножку прячет. (Гвоздь)3. Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены,
Ходит дом ходуном,
На столбе золотом. (Колос)
– Богата земля кубанская. И богата она не только хлебами, полезными ископаемыми. Главное её богатство – люди. Наш край славится богатым устным народным творчеством не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. Много у нас песельников, частушечников, сказителей и знатоков старинной кубанской обрядности. Они – хранители истинно народной мудрости.