Тип урока: урок комплексного применения знаний
Форма урока: урок-игра
Класс: 5 класс
Цели урока:
- Обобщение знаний учащихся по фактам биографии В.П. Астафьева и его рассказу “Васюткино озеро”.
- Воспитание у школьников уверенности в себе, стремления к самосовершенствованию.
- Воспитание уважения, любви к русской литературе, патриотизма.
- Развитие у учащихся навыка пересказа текста, интереса к творчеству В.П. Астафьева, творческих способностей, памяти, логического и творческого мышления, внимания, речи.
Задачи урока:
- Повторить биографию и рассказ “Васюткино озеро” русского писателя В.П. Астафьева
- Способствовать развитию творческих способностей учащихся.
- Воспитывать позитивное соперничество, стремление к самосовершенствованию.
- Развивать навык пересказа, память, внимание, речь, логическое и творческое мышление.
Оборудование: компьютер, презентация, медиапроектор, интерактивная доска, сигнальные карточки, звездочки из картона.
Организация:
- В игре участвует весь класс.
- У каждого ученика есть сигнальные карточки с номерами 1, 2, 3, 4. Вы должны поднимать карточку с тем номером, который считаете правильным ответом.
- В игре три тура. В каждом туре по семь вопросов.
- За каждый правильный ответ учащиеся получают звездочки.
- Из игры выбывают участники, набравшие меньшее количество звезд.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Вступительное слово учителя
- Добрый день, дорогие ребята! (слайд 1) Сегодня у нас необычный урок по рассказу Виктора Петровича Астафьева “Васюткино озеро”. Я предлагаю Вам сыграть в игру “Звездный час”. Будьте внимательны, соберитесь, не волнуйтесь. Несколько уроков подряд мы с Вами изучали рассказ “Васюткино озеро”, обсуждали факты из жизни Астафьева, Вы сами внимательно читали его произведение. Сегодняшний урок будет и интересным, и в то же время полезным и познавательным для тех, кто был не совсем внимателен при знакомстве с рассказом В.П. Астафьева (слайд 2).
Итак, начнем! Правила игры (слайд 3):
- В игре участвует весь класс.
- У каждого ученика есть сигнальные карточки с номерами 1, 2, 3, 4. Вы должны поднимать карточку с тем номером, который считаете правильным ответом.
- В игре три тура. В каждом туре по семь вопросов.
- За каждый правильный ответ учащиеся получают звездочки.
- Из игры выбывают участники, набравшие меньшее количество звезд.
III. Игра
1 тур (слайд 4)
- Ребята, по окончанию первого тура выбывают те участники, которые вообще не получили звездочек и те, у кого от одной до трех звезд.
(слайд 5) Кто автор рассказа “Васюткино озеро”?
Ответ: карточка №2 “В.П. Астафьев”.
(слайд 6) На каком портрете изображен Астафьев?
Ответ: карточка №4
(слайд 7) Родина Астафьева - ?
Ответ: карточка №3 “Овсянка Красноярский край”
(слайд 8) Зачем Васютка пошёл в тайгу?
Ответ: карточка №4 “За орехами”
(слайд 9) Из-за кого Васютка заблудился а тайге?
Ответ: карточка №2 “Глухарь”
(слайд 10) “Думая о своей удачи, Васютка, счастливый, шел по лесу… Вдруг он спохватился: где же … ?”
Ответ: карточка №3 “Затеси”
(слайд 11) Какое правило сразу вспомнил Васютка, когда заблудился в тайге?
Ответ: карточка №4 “Тайга, наша кормилица, хлипких не любит”
2 тур (слайд 12)
- Ребята, после второго тура остаются два участника. В случае большого количества участников я задам дополнительный вопрос по произведению.
(слайд 13) С кем в рассказе сравнивается положение Васютки?
Ответ: карточка №1
(слайд 14) Сколько раз плакал Васютка?
Ответ: карточка №1 “1”
(слайд 15) Васютка приготовил вкусное блюдо – глухаря в собственном соку. Почему же он через силу глотал мясо?
Ответ: карточка №2 “Забыл соль”
(слайд 16) Какое удивительное открытие сделал Васютка на озере?
Ответ: карточка № 3 “Белая рыба”
(слайд 17) Какую реку искал Васютка в тайге?
Ответ: карточка №1 “Енисей”
(слайд 18) Какой пароход проплыл мимо Васютки?
Ответ: карточка №1 “Серго Орджоникидзе”
(слайд 19) На чём Васютка попал домой?
Ответ: карточка № 4 “Бот”
3 тур (слайд 20)
- В третьем туре необходимо подробно пересказать отрывок из произведения “Первая ночь в лесу” от лица Васютки (1 участник) и от лица деда Афанасия (2 участник).
(слайд 21) Задание: подробный пересказ отрывка “Первая ночь в лесу”.
1 участник: от лица Васютки.
2 участник: от лица деда Афанасия.
Финал (слайд 22)
- В финал вышел участник, набравший больше звездочек и успешно справившийся с заданием в 3 туре (или оба участника, если они удачно справились с заданием в 3 туре).
(слайд 23) Задание для Финалиста:
Устное словесное рисование одного из эпизодов:
1. Охота на глухаря
2. Встреча с лесным озером
3. Наконец-то Енисей!
4. Васютка дома
Поздравляем с победой (слайды 24, 25)
IV. Подведение итогов и выставление оценок:
- Понравилась ли Вам игра?
- Какое задание (вопрос) оказалось для Вас сложным?
V. Домашнее задание:
Нарисуйте иллюстрацию к понравившимся эпизодам рассказа “Васюткино озеро” В.П. Астафьева.
Список литературы.
- Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2002. – 352с.
- Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2 / авт.-сост. В.Я. Коровин. – 9-е изд. – М.; Просвещение, 2008. – С. 116 – 147.
- Методика преподавания литературы. Учеб. пособие для студентов пед. институтов по специальности № 2101 “Рус.яз. и литература”. Под ред. З.Я. Рез. М., “Просвещение”, 1977. – 382с.