Форма урока: игра. Методика игры по станциям «Литературоведческий детектив».
Цель урока: дать ответ на вопрос «С кого писал И.С.Тургенев Асю?»
Задачи:
- развить следующие интеллектуальные навыки: анализа художественного и научного текстов; выдвижения гипотез и подбора необходимых доказательств; сопоставления различных точек зрения на одну проблему; отбора информации, удовлетворяющей критерию научности;
- развить следующие коммуникативные навыки: общения по указанным правилам; добросовестного исполнения определенной роли в процессе игры; признания авторитета лидера группы (для лидера – выполнение функций руководителя группы или эксперта станции).
Предварительное задание.
Все ученики класса получают задание (за 2 недели до урока) прочитать повесть «Ася».
За неделю до указанного урока 6 ученикам класса (прочитавшим повесть) предлагается домашнее задание:
- познакомиться с материалом к уроку-игре, отобранному учителем. Материал представлен
- фрагментами комментария Л.М.Лотмана. (Комментарии к повести «Ася» в кн.: И.С.Тургенев. Полное собрание сочинений и писем в 30 т. 2-е изд., испр. и доп. М.: Наука, 1980. Т. 5 (с.437, 452-457) – Приложение 1;
- статьей «И.С.Тургенев и его дочь Полина"
(Авторы:О. Филюшкина, Н. Дараган, сотрудники государственного музея-заповедника И.С. Тургенева "Спасское-Лутовиново", газета «Орловская правда, 02.09.2005.) – Приложение 2; - статьей «История создания повести «Ася» (По книге В. Афанасьева и П. Боголепова «Тропа к Тургеневу») – Приложение 3.
- Подготовиться к работе эксперта в одной
из 3-х групп:
- 2 человека – эксперты станции «Показания очевидцев» (сведения из комментария Л.М.Лотмана: 4 версии прототипа);
- 2 человека – эксперты станции «Показания литературоведов» (сведения о дочери Тургенева, история создания повести, письма Тургенева);
- 2 человека – эксперты станции «Личные данные героини» (анализ произведения – характеристика образа Аси по плану.
Эксперты систематизируют материал по своей
теме и готовят конспекты или таблицы со сжатым
изложением сведений по теме.
За день до урока проверка подготовки
экспертов.
Перед уроком мебель (столы и стулья) расставляют
таким образом, чтобы образовалось 4 сектора
(станции):
1 станция – «Показания очевидцев».
2 станция – «Показания литературоведов».
3 станция – «Изучение личных данных героини».
4 станция – аналитический отдел.
Начало урока (5 минут времени урока) организуют так.
Эксперты занимают места на станциях и не отвечают на вопросы, адресованные ученикам класса:
- Какой представляете Асю? (Она неуравновешенная, милая, несчастная, искренняя, странная, непостоянная…)
- Назовите ее имя, отчество и фамилию. (Ее зовут Асей, ее имя – Анна, только брат называет ее Асей).
- Знаете ли историю создания повести и почему автор не указал точных биографических данных своей героини?
- Попробуйте стать детективами и провести литературоведческое расследование, чтобы ответить на вопрос «С кого писал И.С.Тургенев Асю?»
Класс делят на 3 группы (ученики вытягивали жребий – цифру от 1 до 3).
Задание: выбрать в каждой группе лидера – руководитель группы детективов.
Ученики занимают места. Каждая группа расположилась на 1-й из трех станций (ведущие станций – 2 эксперта, их роль в игре – начальники отделов):
- 1 станция – следственный отдел «Показания очевидцев».
- 2 станция – следственный отдел «Показания литературоведов».
- 3 станция – следственный отдел «Изучение личных данных героини».
- 4 станция – аналитический отдел – осталась свободной.
Правила игры
Ученики-детективы изучают материалы,
предложенные начальниками станций. После
5-минутного изучения выполняют задания
начальников станций (коллективно), руководитель
группы детективов делает отчет, команда
получает баллы (максимально – 10 баллов).
Начальники отделов комментируют оценку, дают
правильные ответы (в случае необходимости).
После этого команды меняются местами, переходят
на другую станцию и снова осуществляют работу.
Общее время работы на каждой станции – 10 минут. На всех станциях – 30 минут.
На последнюю станцию отправляются руководители групп детективов. С ними в течение 5 минут работают 6 экспертов – начальники следственных отделов. Они же выставляют оценки группам в зависимости от количества набранных баллов.
15-20 баллов – «3»
20-25 баллов – «4»
25-30 баллов – «5»
Заключительный этап – рефлексия (5 мин.)
Краткое описание хода работы
На 1-й станции – в следственном отделе «Показания очевидцев» – группа детективов получает распечатку фрагментов комментария Л.М.Лотмана к повести «Ася», в котором на основании высказываний людей, лично знавших И.С.Тургенева, сформулированы гипотезы прототипа героини.
Согласно показаниям современников Тургенева («очевидцев»), есть 4 версии о лице, ставшем прототипом Аси.
- Дочь Тургенева Полина, рожденная вне брака от «простой» женщины, взятая Тургеневым на воспитание и вывезенная за границу с условием запрета встречи с матерью по причине дурного воздействия последней на воспитание дочери. (Свидетельство Л.Толстого, знавшего лично Тургенева и встречавшегося с ним в Париже и Дижоне в 1957 году).
- Внебрачная дочь дяди И.С.Тургенева (Н.Н.Тургенева) – Анна, взятая на воспитание матерью писателя – В.П.Тургеневой. В письме к П. Виардо от 31 августа (12 сентября) 1850 г. Тургенев рассказывает подробно об оригинальном характере этой девочки. Н. M. Гутьяр, исследователь творчества И.С.Тургенева, ссылаясь на мнения знакомых писателя, исключает версию о том, что дочь Тургенева Полина могла стать прототипом героини повести, настаивая на том, что прототипом является племянница Тургенева Анна. (Гутьяр H. M. Иван Сергеевич Тургенев. Юрьев, 1907, с. 366 – 367)
- Сестра А.А.Фета Надежда Шеншина, с которой Фет путешествовал по Германии, Франции и Италии и осенью 1856 года (до конца января 1857 г.), они встречались с Тургеневым в Париже. (Лотман Л. М. Тургенев и Фет. – В кн.: Тургенев и его современники. Л., 1977, с. 36 – 42).
- Мадмуазель Сабурова, путешествовшая по Европе со своим братом-художником. С ней писатель познакомился в Зинциге и встречался в течение нескольких дней, а 26 июня (8 июля) 1857 г. совершил прогулку в долину реки Ары. (Факт знакомства подтверждает письмо Тургенева Герцену от 5 (17) июля 1857 г.).
Задание. Прочитайте комментарий Л.М.Лотмана, сформулируйте версии относительно прототипа Аси, найдите доказательства гипотез, расположите версии в порядке уменьшения степени вероятности.
На 2-й станции – «Показания литературоведов» – необходимо изучить материалы статей «И.С.Тургенев и его дочь Полина" (Авторы:О. Филюшкина, Н. Дараган, сотрудники государственного музея-заповедника И.С. Тургенева "Спасское-Лутовиново", газета «Орловская правда, 02.09.2005.) и «История создания повести «Ася» (по книге В. Афанасьева и П. Боголепова «Тропа к Тургеневу»).
Задание. Прочитайте статьи литературоведов. Какую версию прототипа Аси выдвигают авторы? На какие информационные источники она опирается? Можно ли считать данную версию научной? Почему?
На 3-й станции – в отделе «Изучения личных данных героини» – учащиеся должны отыскать сведения о персонаже в самом художественном произведении.
Задание. Найдите в повести «личные данные» Аси и выпишите их в таблицу.
Результаты сбора личных данных (Приложение 4)
Имя | Возраст | Происхождение | Воспитание | Внешность | Родственники | Род занятий | Поведение | Характер |
|
На 4-й станции – в аналитическом отделе – каждый руководитель группы, опираясь на знания, полученные в ходе игры («доказательства», «факты»), высказывает мнение своей группы по поводу того, кто же наиболее вероятный прототип героини повести.
Выводы учащихся
Асю Тургенев писал с Полины Тургеневой,
своей внебрачной дочери. Доказательства
этого: рождена вне брака; мать не дворянка;
воспитывалась без матери; девочка жила в
«контрастных» условиях – среди челяди в России и
в дворянской среде во Франции; ее переживания,
образ мыслей писателю был ближе и понятнее
мировоззрения племянницы Анны, Надежды Шеншиной
или мадмуазель Сабуровой (последних он едва
знал).
Начальники отделов подтверждают мнение
руководителей групп.
Данный вывод логически обоснован. Вероятность
данной версии велика, хотя нет однозначного
ответа на вопрос о прототипе героини, потому что
нет бесспорных научных доказательств.
В заключительном слове учителя внимание
акцентируется на том, что литературный образ –
это часто собирательный образ, поэтому каждая из
вышеуказанных знакомых И.С.Тургенева в
какой-то степени способствовала созданию такого
замечательного художественного образа, как Ася.
Тургенев ставил цель воспроизвести внутренний
мир героини, уводил читателя от «внешнего»
изображения.
Оценивание работы
Рефлексия
Домашнее задание. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как сложилась бы жизнь Аси, если бы она не уехала с Гагиным?»