Интегрированный урок (литература + изобразительное искусство) по теме «М.Ю. Лермонтов. Стихотворение "Парус"»

Разделы: Литература


Цель: изучить основы анализа содержания поэтического текста на основе сопоставления с пейзажами Айвазовского, Куинджи, Щедрина.

Задачи:

  • познакомить учеников с личностью поэта, почувствовать настроение автора при создании стихотворения  «Парус», осознать символическое значение образов в этом стихотворении;
  • развивать интерес к творчеству поэта, к художественному слову, умение определять средства художественной выразительности в тексте;
  • воспитывать внимательность к слову, любовь к классической литературе, музыке, живописи.

Оборудование: портреты М.Ю. Лермонтова, репродукции картин М.Ю. Лермонтова, морские пейзажи Айвазовского, Куинджи, Щедрина, рисунки учеников по стихотворению, интерактивная доска, оборудование для показа презентации к уроку, текст стихотворения «Парус» для анализа, раздаточный материал к уроку.

Методические приёмы: беседа с элементами индивидуальной исследовательской творческой деятельности учащихся, устное словесное рисование, моделирование,  выразительное чтение наизусть, анализ стихотворения.

Эпиграф:

Мой дом везде, где есть небесный свод,
Где только слышны звуки песен,
Всё, в чём есть искра жизни, в нём живёт,
Но для поэта он не тесен.

М.Ю. Лермонтов

Слово учителя: Проходят столетия, события сменяют друг друга. Изменяется жизнь общества. В этой нескончаемой изменчивости неизменными остаются произведения искусства. Они такие, какими были в момент последнего авторского прикосновения к ним.
Ребята, давайте вместе попробуем сформулировать тему и задачи нашего урока (проблемная ситуация) показ слайда 2 Орел=символ Кавказа, горы. Лермонтов, парус.

Объявление темы и цели урока:

В этом году исполняется 200 лет со дня рождения М.Ю.Лермонтова. Сегодня на уроке мы попытаемся прикоснуться к личности поэта, раскрывая его внутренний мир на основе анализа стихотворения Парус», мы сопоставим содержание стихотворения с картинами известных мастеров живописи, приоткроем тайну Лермонтова-поэта, Лермонтова-художника, Лермонтова-загадку.

Презентация. Слайд 3 Портрет поэта Чтение эпиграфа на фоне музыки.

Обратите внимание на лицо поэта. Оно печальное, напряженнее, с тоской в глазах . Поэт прожил короткую и трагическую жизнь. Но за столь короткий срок он создал произведения, ставшие шедеврами искусства(повторяем значение слова шедевр)
Лермонтов – талантливый человек. Перед вами первый акварельный рисунок
Лермонтова «Парус» Неопытной рукой художник, может быть даже 14-летний (этот рисунок датируют 1828-1831 годами), нарисовал одинокий парус. Он создал картину, ещё не видя моря. Так сильна была его мечта о нём – одиноком парусе среди безбрежных просторов. Вначале эту картину нарисовал Лермонтов-художник. Несколько лет спустя  создал её Лермонтов-поэт.. Исследователи утверждают, что это иллюстрация к сказке А.С.Пушкина «О царе Салтане». « Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…»

Творческое воображение:

– Ребята, а каким вы представляете море?

Слайд 4 шум моря (огромное, бушующее, безграничное, темное, бирюзовое, могучее)

– А теперь посмотрим, какое настроение и какие мысли вызвало море у Лермонтова. Мы узнаем предысторию стихотворения «Парус».

Исследовательская работа детей

Выступление Царьковой Ани. Вынужденный уйти из Московского университета из-за участия в студенческих волнениях, Лермонтов переезжает в Петербург. Императорская столица встречает его чиновной скукой, холодом самодовольства светских гостиных, равнодушным отказом на его просьбу принять его в Петербургский университет. Лермонтову 18 лет. Надо как-то решать свою судьбу. Родственники склоняют его к поступлению в школу гвардейских подпрапорщиков. (Показывается слайд: длинный, скучный в своем однообразии фасад угрюмого здания.) Знакомые утешают: «На военной службе вы также будете иметь возможность, чтобы отличиться; с умом и способностями можно всюду стать счастливым». Этого ли счастья ищет восемнадцатилетний поэт? Как-то, оказавшись за пределами «душного» Петербурга, у Финского залива, на берегу моря, он пишет стихотворение «Парус».

Слайд – парусник.

Чтение стихотворения учителем.

Беседа.

– Почему именно на берегу моря родились эти стихи? Слышится ли в них дыхание моря? (Да, здесь много картин природы).
– Обратимся к поэтическому тексту(раздаточный материал)

Творческая деятельность

– В стихотворении три строфы, каждую разделим на двустишия. В первых двух строчках рассказывается о море и парусе, в последних двух – мысли поэта, его чувства
– Какое настроение передается в первой строфе? Обратимся к черновикам поэта. Сначала у Лермонтова первая строчка звучала так;  «Белеет парус отдаленный». Почему поэт заменяет слово «отдаленный»   на эпитет одинокий? Этот эпитет задает тон всему стихотворению. Чувство грусти, одиночества, тоски, неприкаянности , надежды звучит в стихотворении.
Вывод; в стихотворении звучит тема одиночества. В этом одиночестве паруса есть дерзость, протест. Он отважился один выйти в это огромное море.
Но почему море кажется огромным, бесконечным? (На море туман, все видно неотчетливо).

Система образов

В стихотворении есть слова, вызывающие различные ассоциации с человеческим состоянием, переживанием. Такие слова называются образами-символами.
Парус – символ человека, Бурное море – символ жизни  судьбы, ветер – символ вольности. (Слайд с символами.)  Таким образом , символ – это  со множеством значений, определяющихся в зависимости с мнением читателя.

Образ паруса это тайна, загадка

Мне кажется, что вы уже представили себе настроение и контуры первой картины лермонтовского «Паруса». А теперь посмотрите на картину русского художника Сильвестра Щедрина, написанную в 20-х годах XIX века в Италии:

«Вид Амальфи близ Неаполя»

Картина Щедрина успокаивает нас, лермонтовский пейзаж тревожит. Как же передается эта тревога в следующих двух строчках?

Поэт начинает отгадывать тайну паруса вопросами:

– Что ищет он в стране далекой?
– Что кинул он в краю родном?

– Почему поэт использует слово кинул? В слове «кинул» есть высокое значение от старинного торжественного «покидать», оставлять. Это не случайная прогулка. В этом слове слышится и сочувствие поэта одинокому парусу. Как бы сопровождая парус в его дерзком странствии по морю, Лермонтов открывает нам еще одну картину:

– Анализируем вторую строфу:

Играют волны, ветер свищет…

– Итак, в лермонтовской картине моря есть что-то ужасное и в то же время вдохновенное, есть какой-то радостный порыв в этих играющих волнах, и призывен свист ветра. Обратимся к картине И ,Айвазовского «Море»

– Что мы видим на картине? Накренившийся от порыва ветра корабль силиться добраться до берега, бушуют волны , небо черное. (Слайд – видео: Ванесса Мей).
У Лермонтова сила волн радостная (играют волны).
Накренившаяся мачта не рождает крика о помощи, у паруса нет страха перед бушующим морем.
– А теперь вглядитесь в последнюю картину. Как будто осуществилась в природе  возможность счастья:

Под ним струя светлей лазури.
Над ним луч солнца золотой...

– Зачем Лермонтов дает в конце стихотворения столь радостную, яркую картину?
– А разве парус наслаждается этим сиянием лазури, этим блеском солнца? Посмотрите на этюд Куинджи «Море». Здесь тоже, как у Лермонтова, слиты контрастные краски, но такая густая, бездонная синева у этого моря, такая озаренность солнцем во всей картине, что нам хочется, пожалуй, раствориться в этом чуде, отдаться этой красоте.
Но это безмятежное счастье не устраивает парус, он просит бури, его увлекают страстные порывы. Парус отталкивается от этого сияния, он что-то ищет (тайна, неразгаданная загадка)

Вывод:  Спокойная жизнь не для него. Он жаждет чего-то другого, может, и сам не знает, чего именно. Не цель конечная ему важна, а движение, буря, непокой, ощущение жизни. Конечно, это стих. рассказывает не только о море, о мятежном парусе, его стремлениях, но и о человеке – гордом, одиноком, мятежном, о таком человеке, каким был и сам поэт.
Стихотворение передает состояние человека, взволнованность, тревогу, смятение, борьбу противоположных чувств, Образ паруса сложен, он передает внутренние переживания человека. С помощью каких средств художественной выразительности автору удалось передать такое сложное состояние?

Эпитеты: одинокой (историческая справка)

Мятежный (тревожный, неспокойный, испытывающий смятение)
Луч золотой. Лазурь (исторический комментарий)
Олицетворение: Парус ищет, играют волны, ветер свищет. Помогают выразить мысль о единстве мира и человека.
Антитеза: ищет – кинул. С помощью антитезы точнее выражается отношение к описываемым явлениям.
Инверсия (обратный порядок слов)
Лирический герой (романтический скиталец, одинокий)

Лирический герой – важнейший организующий центр стихотворения. Но он – только одно, хотя и важнейшее, составляющее текста, так сказать, «повествователь». В последнем стихе в «голосе» лирического героя как бы слышен другой,  всеведущий, высший «голос»:

А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Лирический герой ищет покой в буре. Покоя в буре и после неё нет и   не будет: таков человек.
Сложное взаимодействие образов (природы, паруса, лирического «я») и «голосов» в стихотворении отражает общую структуру образа автора, в которой проступает «лик» поэта: высший нравственный идеал – жизнь, исполненная борьбы. 

Звучит романс Варламова на стихи Лермонтова.

Итоги урока:  стихотворение «Парус» – ключ к разгадке всей поэзии Лермонтова.

Вывод по уроку: Обращение к другим видам искусства: к музыке, к живописи – помогли нам глубже понять художественное слово, само произведение, поэта, его внутренний мир. Поэт утверждает борьбу со стихией, жажду борьбы, необходимость её для жизни человека. Именно таким: ищущим, мятежным, одиноким и был сам поэт.

Рефлексия

– Что понравилось на уроке?

Составление синквейна.

Творческое домашнее задание: сочинение «Стихотворение «Парус» в моем прочтении».

Литература:

  1. Сборник стихотворений М.Ю. Лермонтова.
  2. Поурочные разработки И.В. Золотарёвой, О.Б. Беломестных.
  3. Статья Л.И. Андроникова «Образ М.Ю. Лермонтова».
  4. В.П. Полухина, В.Я. Коровина. Москва, «Просвещение». Учебник литературы для 6 класса.
  5. И.А.Фогельсон «Анализ лирического стихотворения».
  6. Изучение стихотворения «Парус» в оценке Маранцмана.