Цель: изучить основы анализа содержания поэтического текста на основе сопоставления с пейзажами Айвазовского, Куинджи, Щедрина.
Задачи:
- познакомить учеников с личностью поэта, почувствовать настроение автора при создании стихотворения «Парус», осознать символическое значение образов в этом стихотворении;
- развивать интерес к творчеству поэта, к художественному слову, умение определять средства художественной выразительности в тексте;
- воспитывать внимательность к слову, любовь к классической литературе, музыке, живописи.
Оборудование: портреты М.Ю. Лермонтова, репродукции картин М.Ю. Лермонтова, морские пейзажи Айвазовского, Куинджи, Щедрина, рисунки учеников по стихотворению, интерактивная доска, оборудование для показа презентации к уроку, текст стихотворения «Парус» для анализа, раздаточный материал к уроку.
Методические приёмы: беседа с элементами индивидуальной исследовательской творческой деятельности учащихся, устное словесное рисование, моделирование, выразительное чтение наизусть, анализ стихотворения.
Эпиграф:
Мой дом везде, где есть небесный свод,
Где только слышны звуки песен,
Всё, в чём есть искра жизни, в нём живёт,
Но для поэта он не тесен.
М.Ю. Лермонтов
Слово учителя: Проходят столетия,
события сменяют друг друга. Изменяется жизнь
общества. В этой нескончаемой изменчивости
неизменными остаются произведения искусства.
Они такие, какими были в момент последнего
авторского прикосновения к ним.
Ребята, давайте вместе попробуем сформулировать
тему и задачи нашего урока (проблемная ситуация)
показ слайда 2 Орел=символ Кавказа, горы.
Лермонтов, парус.
Объявление темы и цели урока:
В этом году исполняется 200 лет со дня рождения М.Ю.Лермонтова. Сегодня на уроке мы попытаемся прикоснуться к личности поэта, раскрывая его внутренний мир на основе анализа стихотворения Парус», мы сопоставим содержание стихотворения с картинами известных мастеров живописи, приоткроем тайну Лермонтова-поэта, Лермонтова-художника, Лермонтова-загадку.
Презентация. Слайд 3 Портрет поэта Чтение эпиграфа на фоне музыки.
Обратите внимание на лицо поэта. Оно печальное,
напряженнее, с тоской в глазах . Поэт прожил
короткую и трагическую жизнь. Но за столь
короткий срок он создал произведения, ставшие
шедеврами искусства(повторяем значение слова
шедевр)
Лермонтов – талантливый человек. Перед вами
первый акварельный рисунок
Лермонтова «Парус» Неопытной рукой художник,
может быть даже 14-летний (этот рисунок датируют
1828-1831 годами), нарисовал одинокий парус. Он создал
картину, ещё не видя моря. Так сильна была его
мечта о нём – одиноком парусе среди безбрежных
просторов. Вначале эту картину нарисовал
Лермонтов-художник. Несколько лет спустя
создал её Лермонтов-поэт.. Исследователи
утверждают, что это иллюстрация к сказке
А.С.Пушкина «О царе Салтане». « Ветер по морю
гуляет и кораблик подгоняет…»
Творческое воображение:
– Ребята, а каким вы представляете море?
Слайд 4 шум моря (огромное, бушующее, безграничное, темное, бирюзовое, могучее)
– А теперь посмотрим, какое настроение и какие мысли вызвало море у Лермонтова. Мы узнаем предысторию стихотворения «Парус».
Исследовательская работа детей
Выступление Царьковой Ани. Вынужденный уйти из Московского университета из-за участия в студенческих волнениях, Лермонтов переезжает в Петербург. Императорская столица встречает его чиновной скукой, холодом самодовольства светских гостиных, равнодушным отказом на его просьбу принять его в Петербургский университет. Лермонтову 18 лет. Надо как-то решать свою судьбу. Родственники склоняют его к поступлению в школу гвардейских подпрапорщиков. (Показывается слайд: длинный, скучный в своем однообразии фасад угрюмого здания.) Знакомые утешают: «На военной службе вы также будете иметь возможность, чтобы отличиться; с умом и способностями можно всюду стать счастливым». Этого ли счастья ищет восемнадцатилетний поэт? Как-то, оказавшись за пределами «душного» Петербурга, у Финского залива, на берегу моря, он пишет стихотворение «Парус».
Слайд – парусник.
Чтение стихотворения учителем.
Беседа.
– Почему именно на берегу моря родились эти
стихи? Слышится ли в них дыхание моря? (Да, здесь
много картин природы).
– Обратимся к поэтическому тексту(раздаточный
материал)
Творческая деятельность
– В стихотворении три строфы, каждую разделим
на двустишия. В первых двух строчках
рассказывается о море и парусе, в последних двух
– мысли поэта, его чувства
– Какое настроение передается в первой строфе?
Обратимся к черновикам поэта. Сначала у
Лермонтова первая строчка звучала так;
«Белеет парус отдаленный». Почему поэт заменяет
слово «отдаленный» на эпитет одинокий?
Этот эпитет задает тон всему стихотворению.
Чувство грусти, одиночества, тоски,
неприкаянности , надежды звучит в стихотворении.
Вывод; в стихотворении звучит тема одиночества. В
этом одиночестве паруса есть дерзость, протест.
Он отважился один выйти в это огромное море.
Но почему море кажется огромным, бесконечным? (На
море туман, все видно неотчетливо).
Система образов
В стихотворении есть слова, вызывающие
различные ассоциации с человеческим состоянием,
переживанием. Такие слова называются
образами-символами.
Парус – символ человека, Бурное море – символ
жизни судьбы, ветер – символ вольности. (Слайд
с символами.) Таким образом , символ – это
со множеством значений, определяющихся в
зависимости с мнением читателя.
Образ паруса – это тайна, загадка
Мне кажется, что вы уже представили себе настроение и контуры первой картины лермонтовского «Паруса». А теперь посмотрите на картину русского художника Сильвестра Щедрина, написанную в 20-х годах XIX века в Италии:
«Вид Амальфи близ Неаполя»
Картина Щедрина успокаивает нас, лермонтовский пейзаж тревожит. Как же передается эта тревога в следующих двух строчках?
Поэт начинает отгадывать тайну паруса вопросами:
– Что ищет он в стране далекой?
– Что кинул он в краю родном?
– Почему поэт использует слово кинул? В слове «кинул» есть высокое значение от старинного торжественного «покидать», оставлять. Это не случайная прогулка. В этом слове слышится и сочувствие поэта одинокому парусу. Как бы сопровождая парус в его дерзком странствии по морю, Лермонтов открывает нам еще одну картину:
– Анализируем вторую строфу:
Играют волны, ветер свищет…
– Итак, в лермонтовской картине моря есть что-то ужасное и в то же время вдохновенное, есть какой-то радостный порыв в этих играющих волнах, и призывен свист ветра. Обратимся к картине И ,Айвазовского «Море»
– Что мы видим на картине? Накренившийся от
порыва ветра корабль силиться добраться до
берега, бушуют волны , небо черное. (Слайд – видео:
Ванесса Мей).
У Лермонтова сила волн радостная (играют волны).
Накренившаяся мачта не рождает крика о помощи, у
паруса нет страха перед бушующим морем.
– А теперь вглядитесь в последнюю картину. Как
будто осуществилась в природе возможность
счастья:
Под ним струя светлей лазури.
Над ним луч солнца золотой...
– Зачем Лермонтов дает в конце стихотворения
столь радостную, яркую картину?
– А разве парус наслаждается этим сиянием
лазури, этим блеском солнца? Посмотрите на этюд
Куинджи «Море». Здесь тоже, как у Лермонтова,
слиты контрастные краски, но такая густая,
бездонная синева у этого моря, такая озаренность
солнцем во всей картине, что нам хочется, пожалуй,
раствориться в этом чуде, отдаться этой красоте.
Но это безмятежное счастье не устраивает парус,
он просит бури, его увлекают страстные порывы.
Парус отталкивается от этого сияния, он что-то
ищет (тайна, неразгаданная загадка)
Вывод: Спокойная жизнь не для него.
Он жаждет чего-то другого, может, и сам не знает,
чего именно. Не цель конечная ему важна, а
движение, буря, непокой, ощущение жизни. Конечно,
это стих. рассказывает не только о море, о
мятежном парусе, его стремлениях, но и о человеке
– гордом, одиноком, мятежном, о таком человеке,
каким был и сам поэт.
Стихотворение передает состояние человека,
взволнованность, тревогу, смятение, борьбу
противоположных чувств, Образ паруса сложен, он
передает внутренние переживания человека. С
помощью каких средств художественной
выразительности автору удалось передать такое
сложное состояние?
Эпитеты: одинокой (историческая справка)
Мятежный (тревожный, неспокойный,
испытывающий смятение)
Луч золотой. Лазурь (исторический комментарий)
Олицетворение: Парус ищет, играют волны, ветер
свищет. Помогают выразить мысль о единстве мира и
человека.
Антитеза: ищет – кинул. С помощью антитезы точнее
выражается отношение к описываемым явлениям.
Инверсия (обратный порядок слов)
Лирический герой (романтический скиталец,
одинокий)
Лирический герой – важнейший организующий центр стихотворения. Но он – только одно, хотя и важнейшее, составляющее текста, так сказать, «повествователь». В последнем стихе в «голосе» лирического героя как бы слышен другой, всеведущий, высший «голос»:
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Лирический герой ищет покой в буре. Покоя в буре
и после неё нет и не будет: таков человек.
Сложное взаимодействие образов (природы, паруса,
лирического «я») и «голосов» в стихотворении
отражает общую структуру образа автора, в
которой проступает «лик» поэта: высший
нравственный идеал – жизнь, исполненная
борьбы.
Звучит романс Варламова на стихи Лермонтова.
Итоги урока: стихотворение «Парус» – ключ к разгадке всей поэзии Лермонтова.
Вывод по уроку: Обращение к другим видам искусства: к музыке, к живописи – помогли нам глубже понять художественное слово, само произведение, поэта, его внутренний мир. Поэт утверждает борьбу со стихией, жажду борьбы, необходимость её для жизни человека. Именно таким: ищущим, мятежным, одиноким и был сам поэт.
Рефлексия
– Что понравилось на уроке?
Составление синквейна.
Творческое домашнее задание: сочинение «Стихотворение «Парус» в моем прочтении».
Литература:
- Сборник стихотворений М.Ю. Лермонтова.
- Поурочные разработки И.В. Золотарёвой, О.Б. Беломестных.
- Статья Л.И. Андроникова «Образ М.Ю. Лермонтова».
- В.П. Полухина, В.Я. Коровина. Москва, «Просвещение». Учебник литературы для 6 класса.
- И.А.Фогельсон «Анализ лирического стихотворения».
- Изучение стихотворения «Парус» в оценке Маранцмана.