"Дорога к счастью". Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Улицкой "История про воробья Антверпена, кота Михеева, столетника Васю и сороконожку Марью Семеновну с семьей" из сборников рассказов "Истории про зверей и людей". 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


Цели урока.

Обучающая: познакомить с современным писателем, познакомиться с одним из рассказов сборника “Истории про зверей и людей”, выявить главную тему и мысль рассказа, формировать умение и навыки анализа произведения.

Развивающая: развитие речи, мышления (доказывать, обобщать, сравнивать).

Воспитательная: формирование нравственных ценностей, воспитание толерантности.

Ход урока

Эпиграф:

“В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для других”.
Л.Н.Толстой

“Лучшее наслаждение, самая высокая радость в жизни - чувствовать себя нужным!”.
Максим Горький

1. Организационный момент. Осмысление цели урока и темы.

Слово учителя. Биографическая справка.

Людмила Евгеньевна Улицкая-русская писательница, одна из самых читаемых современных авторов. Произведения Улицкой переведены на 25 языков мира. Улицкая имеет много престижных литературных премий и наград. Многие ее произведения адресованы взрослому читателю, но есть у автора произведения и для детского чтения, с одним из таких произведений мы сегодня и познакомимся. Это рассказ из сборника “Истории про зверей и людей”, который вы прочитали дома, и называется он “История про воробья Антверпена, кота Михеева, столетника Васю и сороконожку Марью Семеновну с семьей”.

Учащимся было дано задание познакомиться с текстом. Распечатанный текст у каждой группы.

2. Аналитическая работа с текстом.

А. Работа группами.

Каждой группе нужно составить кластер про своего героя.

Кластер - графическая организация материала, показывающая смысловые связи того или иного понятия. Слово “кластер” в переводе означает “пучок, созвездие”. Последовательность действий при составлении кластера:

- посередине чистого листа написать ключевое слово в раскрытии темы.

- вокруг написать слова и предложения, выражающие идеи, факты, подходящие для данной темы.

- по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым словом.

1-я группа представляет Столетника Васю, составляет свой кластер про этого героя.

Каким вы увидели Васю в начале повествования?

Кластер:

  • “Столетник поначалу решил, что хозяева его забыли и вскоре за ним вернутся. Но никто за ним не вернулся, и он остался один-одинёшенек в полуразрушенном домике, на щелястом подоконнике, под открытой форточкой. Никто не приходил. Столетник отчаялся ждать и понял, что его бросили”.
  • “Единственным доступным занятием было чтение”.
  • “Столетник Вася с тех пор, как остался один в покинутом доме, считал себя неудачником”.
  • Одинокий.
  • Не имеет возможности двигаться, имеет ограниченные возможности.

2-я группа представляет Кота Михеева, составляет кластер: каков этот персонаж в начале истории?

Кластер:

  • “Ещё одним неудачником был кот Михеев. Он был неудачником от самого рождения”.
  • “Ни одна живая душа о ней никогда не заботилась”.
  • “Решил сменить место жительства”.
  • “Места, в котором бы его приняли по-братски, всё не находилось”.
  • Осторожный.
  • Одинокий.

3-я группа рассказывает про Воробья Антвепрена.

Кластер:

  • “Он был самым слабым птенцом, – это оттого, что он простудился во младенчестве, всё детство проболел бронхитом и по этой причине был и ростом мал, и перышками жидковат”.
  • “Его прозвали Перхачом, и имя это было очень обидным”.
  • Его “ постоянно лупили и клевали”.
  • Он решил начать новую жизнь, в новом месте и с новым именем.
  • Одинокий.

4-я группа представляет Сороконожку Марью Семеновну.

Кластер:

  • “Марья Семёновна была по природе такая скрытная, что про неё вообще ничего не было известно”.
  • “Она оказалась простоватой робкой особой, к тому же довольно неповоротливой, несмотря на все свои многочисленные ножки”.
  • Мать-одиночка.

Б. Индивидуальная работа учащихся

Все герои волей случая оказались в одном, полуразрушенном доме, и в их жизни произошли большие перемены:

  • “Вася как мог занимался образованием Михеева и Антверпена, учил их всему, что прочитал в Энциклопедии, и лечил, когда была нужда, своим горьким соком”.
  • “Антверпен по-прежнему носил для Васи воду в клюве, а Михеев навёл в доме чистоту и порядок”.
  • Появление малышей у Марьи Семеновны очень изменило жизнь каждого героя, в домике “началась совершенно новая жизнь”.
  • “Вася и прежде был безотказен, по первой необходимости предоставлял свой толстый лист для медицинских целей, но с тех пор, как у Марьи Семёновны появились дети, ему всё чаще приходилось расставаться с листочками”.
  • “Михеев нанялся охранять амбар от мышей в соседней деревне – за это ему наливали каждое утро бидон молока. Антверпен целый день нянчился с малышами. Ему приходилось по двадцать раз на дню спасать из беды то одного, то другого. Кроме того, он должен был успеть слетать за водой для себя и Васи, а по дороге ещё и склевать несколько зёрнышек, подкормиться. Он похудел и выглядел озабоченным”.
  • “Марья Семёновна говорила, что просто погибла бы, если бы не помощь друзей”.

Неприятности, случившиеся с Антверпеном, а затем с Михеевым, объединили друзей еще сильнее. Антверпен вывихнул крыло, кот обварился кипятком:

  • Антверпен “набил полный рюкзачок зерном, хотел взвалить его себе на спину, но сделал неловкое движение и вывихнул крыло. Лететь он теперь не мог. Он, конечно, давно бы добрался до дома, если бы был порожняком, но ему было жаль бросить набитый зерном рюкзачок, поэтому он еле-еле ковылял по дороге, толкая перед собой зерно для сороконожек. Только к вечеру следующего дня добрался он до дому. Он был весь в пыли, крыло волочилось по земле, клюв раскрыт, он еле дышал”.
  • “ Михеев поскользнулся, кастрюля с кипятком выпала из его лап, и он обварился с ног до головы”.
  • “Вася, сидя в своём горшке, не мог сдержать слез и причитал не переставая – за что ему такое несчастье, почему он родился жалким растением, у которого нет ни рук, ни ног, чтобы помочь своим друзьям в беде”.

Какие нравственные качества проявили герои во время этих жизненных испытаний? (Благородство, готовность прийти на помощь, даже пожертвовать собой ради друга):

  • “Антверпен тем временем отклёвывал от Васи по листику, пока не обнаружил, что от Васи почти ничего не осталось: всего один маленький лист торчал из земли!”
  • Вася возродился благодаря заботе своих друзей, маленькие сороконожки извлекли из этой истории хороший урок.

3. Выводы.

А мы с вами составляем “рецепт счастья”: что необходимо каждому из нас, чтобы стать счастливым?

  • Нужен дом.
  • Нужны друзья.
  • Нужна семья.
  • Нужно иметь свое имя, которое с достоинством носить. “Уважайте своё имя! Существа, которые уважают своё имя, не разбрасывают яблочную кожуру по полу, не швыряют окурки и пустые бутылки на землю, не гоняют на мотоцикле без глушителя, не обижают слабых и любят всех, даже тех, кто на них нисколько не похож, например воробьев, кошек и столетников! А те, кто своего имени не уважает, составляют дикую толпу, которая разбрасывает яблочную кожуру и так далее и тому подобное…”.
  • Необходимо быть нужным. Вспомните эпиграф сегодняшнего урока: “Лучшее наслаждение, самая высокая радость в жизни- чувствовать себя нужным!”; “В жизни есть только одно несомненное счастье- жить для других.”

4. Подведение итогов.

Выставление оценок ученикам.

Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся эпизоду рассказа.