"Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. Люди и боги в греческой мифологии". 6-й класс

Разделы: Литература

Класс: 6


Данный урок  предназначен для учащихся 6 класса базового уровня изучения литературы по программе под редакцией В.Я. Коровиной.  Урок знакомит учеников  с понятием миф, с мифами Древней Греции через прочтение подвигов Геракла. При разработке урока была использована технология проекта, что особенно актуально в связи с переходом на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, так как данная технология позволяет формировать и развивать универсальные учебные действия, которыми должны владеть ученики.  Этапы урока включают в себя разные виды деятельности, которые способствуют формированию

  • личностных универсальных учебных действий: умение пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач, развития целеполагания учения;
  • регулятивных универсальных учебных действий: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата,  составление плана и последовательности действий;
  • познавательных учебных действий: поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, смысловое чтение как осмысление цели чтения, определение основной и второстепенной информации;
  • коммуникативных учебных действий: умение работать в группе, умение слушать и вступать в диалог, умение участвовать в коллективном обсуждении и взаимодействовать с одноклассниками и взрослыми.

Также в ходе урока формируются навыки проектно-исследовательской деятельности, необходимые ученику современной школы.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Цель: познакомить учеников с мифами Древней Греции через прочтение подвигов Геракла; дать представление о мифе, его природе.

Задачи:

  • дать определение мифу;
  • выявить особенности мифа на примере мифов из цикла «Подвиги Геракла» и через сопоставление мифа и сказки;
  • развивать навык поисковой деятельности в группе;
  • развивать смысловое чтение как осмысление цели чтения;
  • развивать навык определения основной и второстепенной информации;
  • формировать навыки проектно-исследовательской деятельности;
  • развивать умение работать в группе, умение слушать и вступать в диалог, умение участвовать в коллективном обсуждении и взаимодействовать с одноклассниками и взрослыми;
  • пробудить интерес к изучению дополнительных источников по истории, литературе, мифологии;
  • создать иллюстрацию к мифу в технике «коллаж», отражающую содержание мифа.

Ожидаемые результаты:

В результате занятия учащиеся смогут:

  • давать определение понятию миф,
  • выявить особенности мифа,
  • приводить в пример не менее 5-ти мифов Древней Греции,
  • научиться отличать миф от сказки и других произведений,
  • научиться работать в группе,
  • научиться планировать свою деятельность,
  • развить навык работы со сравнительной таблицей,
  • развить навык работы с текстом,
  • развить умение взаимодействовать с одноклассниками,
  • развить умение выступать на публике,
  • создадут иллюстрацию к мифу в виде коллажа, отражающую содержание мифа.

Оборудование урока:

  • карточки с иллюстрациями к 4 разным мифам;
  • карточки с названием мифов (для каждого ученика);
  • 4 листа формата А3;
  • фломастеры, журналы, газеты (необходимы для создания коллажа);
  • учебник литературы для 6 класса (В. П. Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин) (для каждого человека в группе);
  • мифы Древней Греции (на отдельных листах на каждого члена группы); карточки с заданием (на каждую группу).

Примечания:

  • Ученикам необходимо заранее рассказать о том, что такое коллаж.
  • Заранее необходимо попросить учеников принести фломастеры, карандаши, газеты, журналы.
  • Вместо вводной статьи о мифах, предлагаемой учебником литературы, можно использовать любой другой материал, рассказывающий о мифах доступным языком для учеников 6-го класса.

Ход урока

I. Организационный этап.

Парты в классе расставлены так, чтобы за них могли сесть четыре группы учеников. Распределение на группы происходит с помощью карточек-иллюстраций к мифу (4 группы – иллюстрации к 4 мифам). При входе в класс, учащиеся вытягивают из коробки карточки-иллюстрации. На каждом столе лежит увеличенная иллюстрация к мифу, соответствующая каждой группе карточек, чтобы ученикам легче было ориентироваться и поделиться на группы.

II. Подготовка к усвоению новых знаний.

1. Создание проблемной ситуации.

Каждому учащемуся в группе выдаётся технологическая карта (см. приложение 1).

Ученикам предлагается продолжить фразу:

Я считаю, что миф – это __________________________

Учитель слушает ответы учеников.

III. Усвоение новых знаний.

1. Работа с текстом статьи учебника.

– Что же такое миф? Прочтите статью в учебнике о мифах и выпишите определение мифа в вашу технологическую карту.

Возвращаемся к высказываниям учеников в начале урока, сверяем определение, данное в статье учебника, с предположениями учеников, верное определение записывается в технологическую карту ученика.

В результате работы должна появиться следующая запись:

Миф (греч. mythos сказание, предание) – произведение, созданное фантазией народа. В мифах рассказывается о происхождении мира и человека, о деяниях древних богов и героев, которые воспринимались не вымышленными, а вполне реальными.

Совокупность мифов и мифологических представлений называется мифологией. У каждого народа есть своя мифология, но мифы – произведения устного народного творчества, за время развития народа мифы по разным причинам могли быть утрачены.

– Какая мифология нам известна больше всего?

Мифы Древней Греции были записаны и систематизированы Гесиодом в поэме «Теогония» («родословная богов»), а также отражены в поэтических циклах сказаний о героях.

2. Составление кластера «Мифы Древней Греции».

Итак, мы изучаем мифы Древней Греции, потому что они хорошо сохранились и повлияли на развитие мировой культуры.

– Какие мифы Древней Греции вам известны? Составьте кластер.

Образец кластера

– Какой произведение, отмеченное в кластере, представляет собой цикл мифов, состоящий из двенадцати сказаний, рассказывающих о приключениях сына Зевса и Алкмены?

– Сегодня мы знакомимся с некоторыми мифами о подвигах Геракла подробнее. Прежде, чем перейти к изучению мифов, необходимо сказать, что Эллины поклонялись богам и героям.

  • Боги могущественны и бессмертны, действуют по своей воле.
  • Люди смертны, зависят от воли богов.
  • Герои рождаются от союза богов и людей. Герои смертны, но могущественны. Часто выполняют волю богов.

IV. Закрепление знаний.

1. Работа в группах. Работа с мифами из цикла «Подвиги Геракла».

Деление на новые группы.

Каждому участнику даётся карточка с названием мифа. Ученики объединяются в группы по названию мифа и работают над выполнением задания, которое выдаётся каждой группе (см. приложение 2). Миф для каждой группы распечатан на отдельном листе

2. Создание мини-проекта.

Каждой группе необходимо прочитать миф, ответить на вопросы, данные в карточке (см. приложение 2 ). Из предоставленного материала (листы формата А3, газеты, журналы, карандаши, фломастеры) каждой группе необходимо создать иллюстрацию в технике «коллаж», отражающую содержание или основную мысль мифа. Работа должна быть красиво оформлена. Все этапы выполнения работы фиксируются в письменном виде в таблице (см. приложение 2 ). От команды делегируется докладчик, который представляет проект и путь достижения результата.

3. Выступление групп

Во время выступления одной группы остальные ученики могут задавать дополнительные вопросы, уточнять ответы.

V. Обобщение и систематизация знаний.

Составление таблицы « Миф и сказка».

Мы познакомились с несколькими мифами, повествующими о подвигах Геракла. Скажите, какие произведения напоминают мифы? Сравним миф и сказку, чтобы выявить отличительные особенности мифа.

Работа может выполняться коллективно.

Вопросы, которые помогут учащимся выявить отличие мифа от сказки и определить общие черты:

– В каких русских сказках герой должен совершить необыкновенное и трудное путешествие в заколдованную страну, чтобы оттуда принести какой-то предмет или совершить какой-нибудь подвиг? Как эта страна называется в русских сказках?

– Сказки какого типа больше всего похожи на мифы?

Образец заполнения таблицы:

  миф сказка
Общее Созданы фантазией народа Созданы фантазией народа
Передавались в устной форме Передавались в устной форме
Сюжет (Сюжет некоторых мифов похож на волшебные сказки) сюжет
отличия Люди верили в истинность мифа вымысел
Объясняет устройство мира Развлекает, поучает
Место заколдованных стран определённо Место действия названо неопределённо (Тридевятое царство)

VI. Рефлексия.

Синквейн на темы: «Миф», «Подвиг» (на выбор). Работа выполняется индивидуально.

VII. Домашнее задание.

  • Прочитать миф «Яблоки Гесперид».
  • От лица Геракла рассказать об одном из своих подвигов или создать кроссворд по мифам о подвигах Геракла.

Приложение