Данный урок предназначен для учащихся 6 класса базового уровня изучения литературы по программе под редакцией В.Я. Коровиной. Урок знакомит учеников с понятием миф, с мифами Древней Греции через прочтение подвигов Геракла. При разработке урока была использована технология проекта, что особенно актуально в связи с переходом на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, так как данная технология позволяет формировать и развивать универсальные учебные действия, которыми должны владеть ученики. Этапы урока включают в себя разные виды деятельности, которые способствуют формированию
- личностных универсальных учебных действий: умение пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач, развития целеполагания учения;
- регулятивных универсальных учебных действий: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий;
- познавательных учебных действий: поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, смысловое чтение как осмысление цели чтения, определение основной и второстепенной информации;
- коммуникативных учебных действий: умение работать в группе, умение слушать и вступать в диалог, умение участвовать в коллективном обсуждении и взаимодействовать с одноклассниками и взрослыми.
Также в ходе урока формируются навыки проектно-исследовательской деятельности, необходимые ученику современной школы.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Цель: познакомить учеников с мифами Древней Греции через прочтение подвигов Геракла; дать представление о мифе, его природе.
Задачи:
- дать определение мифу;
- выявить особенности мифа на примере мифов из цикла «Подвиги Геракла» и через сопоставление мифа и сказки;
- развивать навык поисковой деятельности в группе;
- развивать смысловое чтение как осмысление цели чтения;
- развивать навык определения основной и второстепенной информации;
- формировать навыки проектно-исследовательской деятельности;
- развивать умение работать в группе, умение слушать и вступать в диалог, умение участвовать в коллективном обсуждении и взаимодействовать с одноклассниками и взрослыми;
- пробудить интерес к изучению дополнительных источников по истории, литературе, мифологии;
- создать иллюстрацию к мифу в технике «коллаж», отражающую содержание мифа.
Ожидаемые результаты:
В результате занятия учащиеся смогут:
- давать определение понятию миф,
- выявить особенности мифа,
- приводить в пример не менее 5-ти мифов Древней Греции,
- научиться отличать миф от сказки и других произведений,
- научиться работать в группе,
- научиться планировать свою деятельность,
- развить навык работы со сравнительной таблицей,
- развить навык работы с текстом,
- развить умение взаимодействовать с одноклассниками,
- развить умение выступать на публике,
- создадут иллюстрацию к мифу в виде коллажа, отражающую содержание мифа.
Оборудование урока:
- карточки с иллюстрациями к 4 разным мифам;
- карточки с названием мифов (для каждого ученика);
- 4 листа формата А3;
- фломастеры, журналы, газеты (необходимы для создания коллажа);
- учебник литературы для 6 класса (В. П. Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин) (для каждого человека в группе);
- мифы Древней Греции (на отдельных листах на каждого члена группы); карточки с заданием (на каждую группу).
Примечания:
- Ученикам необходимо заранее рассказать о том, что такое коллаж.
- Заранее необходимо попросить учеников принести фломастеры, карандаши, газеты, журналы.
- Вместо вводной статьи о мифах, предлагаемой учебником литературы, можно использовать любой другой материал, рассказывающий о мифах доступным языком для учеников 6-го класса.
Ход урока
I. Организационный этап.
Парты в классе расставлены так, чтобы за них могли сесть четыре группы учеников. Распределение на группы происходит с помощью карточек-иллюстраций к мифу (4 группы – иллюстрации к 4 мифам). При входе в класс, учащиеся вытягивают из коробки карточки-иллюстрации. На каждом столе лежит увеличенная иллюстрация к мифу, соответствующая каждой группе карточек, чтобы ученикам легче было ориентироваться и поделиться на группы.
II. Подготовка к усвоению новых знаний.
1. Создание проблемной ситуации.
Каждому учащемуся в группе выдаётся технологическая карта (см. приложение 1).
Ученикам предлагается продолжить фразу:
Я считаю, что миф – это __________________________
Учитель слушает ответы учеников.
III. Усвоение новых знаний.
1. Работа с текстом статьи учебника.
– Что же такое миф? Прочтите статью в учебнике о мифах и выпишите определение мифа в вашу технологическую карту.
Возвращаемся к высказываниям учеников в начале урока, сверяем определение, данное в статье учебника, с предположениями учеников, верное определение записывается в технологическую карту ученика.
В результате работы должна появиться следующая запись:
Миф (греч. mythos сказание, предание) – произведение, созданное фантазией народа. В мифах рассказывается о происхождении мира и человека, о деяниях древних богов и героев, которые воспринимались не вымышленными, а вполне реальными.
Совокупность мифов и мифологических представлений называется мифологией. У каждого народа есть своя мифология, но мифы – произведения устного народного творчества, за время развития народа мифы по разным причинам могли быть утрачены.
– Какая мифология нам известна больше всего?
Мифы Древней Греции были записаны и систематизированы Гесиодом в поэме «Теогония» («родословная богов»), а также отражены в поэтических циклах сказаний о героях.
2. Составление кластера «Мифы Древней Греции».
Итак, мы изучаем мифы Древней Греции, потому что они хорошо сохранились и повлияли на развитие мировой культуры.
– Какие мифы Древней Греции вам известны? Составьте кластер.
Образец кластера
– Какой произведение, отмеченное в кластере, представляет собой цикл мифов, состоящий из двенадцати сказаний, рассказывающих о приключениях сына Зевса и Алкмены?
– Сегодня мы знакомимся с некоторыми мифами о подвигах Геракла подробнее. Прежде, чем перейти к изучению мифов, необходимо сказать, что Эллины поклонялись богам и героям.
- Боги могущественны и бессмертны, действуют по своей воле.
- Люди смертны, зависят от воли богов.
- Герои рождаются от союза богов и людей. Герои смертны, но могущественны. Часто выполняют волю богов.
IV. Закрепление знаний.
1. Работа в группах. Работа с мифами из цикла «Подвиги Геракла».
Деление на новые группы.
Каждому участнику даётся карточка с названием мифа. Ученики объединяются в группы по названию мифа и работают над выполнением задания, которое выдаётся каждой группе (см. приложение 2). Миф для каждой группы распечатан на отдельном листе
2. Создание мини-проекта.
Каждой группе необходимо прочитать миф, ответить на вопросы, данные в карточке (см. приложение 2 ). Из предоставленного материала (листы формата А3, газеты, журналы, карандаши, фломастеры) каждой группе необходимо создать иллюстрацию в технике «коллаж», отражающую содержание или основную мысль мифа. Работа должна быть красиво оформлена. Все этапы выполнения работы фиксируются в письменном виде в таблице (см. приложение 2 ). От команды делегируется докладчик, который представляет проект и путь достижения результата.
3. Выступление групп
Во время выступления одной группы остальные ученики могут задавать дополнительные вопросы, уточнять ответы.
V. Обобщение и систематизация знаний.
Составление таблицы « Миф и сказка».
– Мы познакомились с несколькими мифами, повествующими о подвигах Геракла. Скажите, какие произведения напоминают мифы? Сравним миф и сказку, чтобы выявить отличительные особенности мифа.
Работа может выполняться коллективно.
Вопросы, которые помогут учащимся выявить отличие мифа от сказки и определить общие черты:
– В каких русских сказках герой должен совершить необыкновенное и трудное путешествие в заколдованную страну, чтобы оттуда принести какой-то предмет или совершить какой-нибудь подвиг? Как эта страна называется в русских сказках?
– Сказки какого типа больше всего похожи на мифы?
Образец заполнения таблицы:
миф | сказка | |
Общее | Созданы фантазией народа | Созданы фантазией народа |
Передавались в устной форме | Передавались в устной форме | |
Сюжет (Сюжет некоторых мифов похож на волшебные сказки) | сюжет | |
отличия | Люди верили в истинность мифа | вымысел |
Объясняет устройство мира | Развлекает, поучает | |
Место заколдованных стран определённо | Место действия названо неопределённо (Тридевятое царство) |
VI. Рефлексия.
Синквейн на темы: «Миф», «Подвиг» (на выбор). Работа выполняется индивидуально.
VII. Домашнее задание.
- Прочитать миф «Яблоки Гесперид».
- От лица Геракла рассказать об одном из своих подвигов или создать кроссворд по мифам о подвигах Геракла.