Проектная деятельность на уроках литературы

Разделы: Литература


Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Необходимым потенциалом для этого обладает метод проектов. Он включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных задач, творческих по своей сути. Метод проектов сегодня считается наиболее результативным, это особый, творческий вид деятельности, который нравится школьникам.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников, открывают новое для себя, приобретают коммуникативные умения, развивают исследовательские навыки. При проектном обучении в центре внимания оказывается ученик, его творческие возможности. Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить полученные знания, принести пользу, публично представить результат.

Актуальность такого подхода несомненна, так как знания сегодня должны не передаваться, а получаться в процессе личностно-значимой для ученика деятельности.

Вместе с тем учебные проекты должны органично сочетаться с системой классно-урочного обучения. Правильнее было бы сказать, что метод проектов должен дополнять классно-урочную систему, позволяя отработать межпредметные связи, закрепить навыки и умения.

Осуществление проектной деятельности в школе весьма сложная задача. Наиболее эффективным, на наш взгляд, оказывается внедрение мини-проектов в учебную деятельность. Мини-проект позволяет развить исследовательские навыки ученика, получить новые знания и умения, он занимает значительно меньше времени, поэтому может быть использован в ходе одного урока.

Проекты можно классифицировать в соответствии с этапами урока.

I. Мотивация.

  1. Презентация книги. (Вариант творческого представления произведения).
  2. Парад костюмов (их деталей) героев художественных произведений.
  3. Постановка проблемных вопросов по произведению.
  4. Рассказ об авторе прочитанного произведения (возможность творчески домыслить или сочинить судьбу писателя, исходя из психологических оценок).
  5. Составление и узнавание лексических перевёртышей (антонимично зашифрованные понятия, события, факты, например, “Солдатский сын” – “Капитанская дочка”, “Живые трупы” – “Мёртвые души”).
  6. Составление и отгадывание литературных загадок. (“В начале XIX сойдутся два века. Один пойдёт против 25. Безумный победитель спасётся бегством. “Озлобленный ум” даст жизнь глупцам, но для чего переживёт его любовь?” (Комедия А.С.Грибоедова “Горе от ума”.)

II. Объяснение нового материала.

1. Вероятностное прогнозирование.

а) Гипотетическое продолжение незнакомого текста (учитель дочитывает произведение до кульминации и просит закончить текст).

б) Выход за уже написанный финал (например, продолжить историю жизни Чацкого после того, как он покинул дом Фамусова).

в) Гипотетическое изменение сюжетных линий (например, князь Андрей Болконский выздоровел после ранения).

2. Творческий пересказ (например, интерпретация Лизы о событиях в доме Фамусова).

3. Самоурок (подготовка и проведение детьми самостоятельного урока).

4. Проведение заочных экскурсий (например, прогулка по городу N из произведений Н.В.Гоголя).

5. Восстановление пропущенных слов, предложений или абзацев текста. (Предлагается текст, в котором отсутствуют самые важные понятия, без знания которых он не может быть понят. Это могут быть детективные моменты – восстановление содержания письма или игровые – составление карты сокровищ.)

III. Рефлексия.

  1. Выдвижение гипотез по поводу сюжетных линий.
  2. Аллегорические сравнения персонажей художественных произведений.
  3. Выражение литературного материала в юмористической форме. (Ученики придумывают к текстовым отрывкам каламбуры, шутки, загадки, викторины, афоризмы и т.п.)
  4. Формулировка вопросов по непонятому. (Это возможность обернуть в позитивное качество плохо усвоенный материал – конкурс на самый полный и интересный вопрос и ответ на него).
  5. Обобщение разнопланового литературного материала по самым разнообразным признакам. (Используются различные отрывки текстов, придумывается версия их обобщения. Она может быть самая неожиданная, даже неправдоподобная. Главное, чтобы было оригинально и интересно).

IV. Закрепление материала.

1. Проведение литературных дискуссий.

2. Различные вариации сопоставительного анализа.

3. Создание литературных коллажей по определённой тематике.

4. Стилистическое осовременивание или архаизация художественного текста.

5. Проведение различных ролевых игр.

6. Конкурс на лучшую литературную подсказку.

7. Рассказ, воссоздающий по деталям жизненный путь героя (предполагаемая судьба героя до его появления на сцене).

V. Обобщение материала.

1. Составление опорных конспектов.

2.Разговор (интервью) с автором или героем произведения.

3. Создание хронотопных фантазий (изменение времени или пространства произведения).

4. Диалог героев разных художественных произведений.

5. Дискуссия писателей по определённой тематике.

6. Написание сценария по мотивам литературного произведения.

В классификации проектов по доминирующей деятельности учащихся большинство предложенных заданий следует отнести к творческим. Они предполагают максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. Например, трудно предположить V (написанное не автором, а учениками) действие комедии “Горе от ума”: сюжет будет зависеть только от фантазии юных драматургов.

Но самыми интересными для ребят становятся игровые, ролевые проекты, разработка и реализация которых наиболее сложна. Их структура также только намечается и остаётся открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием задания. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои. Степень творчества здесь очень высокая, что не сковывает фантазию учеников.

Интересным для учителей литературы может оказаться вариант использования метода проектирования в преподавании темы “Комедия А.С.Грибоедова “Горе от ума” в 9 классе.

Тема урока Этап урока Мини-проект Комментарии
I. “Человек необыкновенный” Очерк жизни и творчества А.С.Грибоедова.

1. Мотивация. Литературная загадка по содержанию комедии.

(“В начале XIX сойдутся два века. Один пойдёт против 25. Безумный победитель спасётся бегством. “Озлобленный ум” даст жизнь глупцам, но для чего переживёт его любовь?”

Старшеклассники с удовольствием составляют подобные загадки и предлагают их одноклассникам.
2. Изучение нового материала.

Презентация подготовленной дома группой учащихся литературно-музыкальной композиции “Ум и дела твои бессмертны в памяти русской”. (Воспоминания современников о Грибоедове и история любви поэта и Нины Чавчавадзе). Школьники знакомятся с биографической литературой, перепиской поэта, подбирают стихи, посвящённые Нине Чавчавадзе, продумывают возможность использования музыки и оформления стенда.
3. Обобщение материала. Презентация книг о Грибоедове и его комедии по следующим темам:
– этапы жизни и творчества Грибоедова;
– личность поэта;
– литературная критика о комедии
К подготовке обзора ученики пришли поэтапно, выполняя ряд различных подзадач:
– что является основным содержанием книги;
– к какой общей теме можно отнести данную монографию;
– докажите, что отобранный материал будет интересен одноклассникам и может войти в обзор.
4. Объяснение домашнего задания. Составление опорного конспекта по теме: “Жизнь и творчество Грибоедова”.
II. Бессмертная комедия “Горе от ума”. “Радость узнавания шедевра”. 1. Проверка домашнего задания. Защита собственных опорных конспектов Возможен конкурс на лучший опорный конспект.
2. Подготовка к восприятию нового материала. Мотивация. Рассказ о писателе по прочитанному произведению.

Разговор с Грибоедовым. Форма проведения – ролевая игра. Возникшие у класса вопросы обрабатывает и задаёт писателю журналист.

Для вступительного занятия по изучению произведения очень важен контакт с автором: возможность представить себе его внутренний мир, задать интересующие вопросы и услышать достойные “человека необыкновенного” ответы. Задание выполняется детьми с неподдельным увлечением.
Чтение двумя учениками домашних мини-сочинений “В чём я вижу современность комедии Грибоедова?”. Индивидуальные задания на актуализацию знаний учащихся.
3. Изучение нового материала. Особенности драматического произведения. Работа ученика со словарём литературоведческих терминов и сообщение кратких выводов классу. Ученик выступает в роли учителя, представляя теоретический материал одноклассникам.
Творческий пересказ содержания произведения от имени персонажей и узнавание классом персонажей комедии. Ученики-герои предстают в карнавальных масках. “Маска, я Вас знаю…”. Использование подобных атрибутов позволяет достичь театрального эффекта. Задание увлекательно для 9-классников своей новизной и вариативностью.
4. Объяснение домашнего задания. Составление словаря языка Чацкого (лексика и фразеология, синтаксис, поэтический язык, афоризмы, меткие характеристики, интонации).

Представление материала “Пушкин и Гончаров о Чацком” в форме ролевой игры.

Достаточно сложный для 9-классников материал (выяснение различных трактовок художественных образов) можно представить в интересной форме ролевой игры.
III. Чацкий против фамусовской Москвы. 1. Мотивация. Оценка отзывов Пушкина и Гончарова о Чацком и обоснование собственного взгляда на главного героя. Ученики эмоционально излагают позиции Пушкина и Гончарова от 1 лица. Класс оценивает не только содержание дискуссии, но и артистизм актёров.
2. Изучение нового материала. Составление рассказа по опросному листу К.С. Станиславского от имени одного из гостей Фамусова в форме дневниковой записи. Самые интересные вопросы: “Что Вы делали сегодня с утра, час за часом?”, “Ваше отношение к хозяину бала”, “Что и кому Вы будете завтра рассказывать о бале у Фамусова?”
3. Обобщение материала. Мини-сочинение (устное или письменное) “Борьба старого и нового в нашей жизни”.
IV. Многогранность образов комедии. Софья, Молчалин, Скалозуб и др. 1. Проверка домашнего задания. Оформление в виде таблицы результатов целевого углублённого наблюдения над речью героев. Задание предполагает вдумчивое чтение-размышление, подбор материала по особенностям речевых характеристик, готовит учащихся к разговору о многоплановости образов.
2. Закрепление нового материала. Рассказ “Истории жизни Молчалина”.

Мини-сочинение “Дневник Софьи Фамусовой или Молчалина” на выбор учащихся.

Задания включают сбор материала из текста комедии, собственные наблюдения, домысливание судьбы персонажа, выражение мыслей и чувств героя от 1 лица.
3. Объяснение домашнего задания. Написание рекомендаций для актёра “Как надо играть роль…”. Задание проверяется не на следующем уроке, а готовится к заключительному театрализованному выступлению.
V. Художественное совершенство комедии “Горе от ума”. 1. Изучение нового материала. Исследовательская групповая работа по освещению примерно следующих проблем:
– способы создания характеров;
– композиционное мастерство;
– жанровое своеобразие;
– особенности речевой формы комедии;
– мастерство стиха и выступления представителей групп с результатами исследования.
Содержание заданий полиадаптивно (ученики, обладающие разным уровнем знаний, имеют возможность выполнять посильные им задачи).
VI. Проблема ума в комедии. Сложность характера Чацкого. Автор и его герой. Урок-семинар. 1. Мотивация. Постановка проблемного вопроса “Кто же Чацкий, победитель или побеждённый?” Класс разделён на несколько групп. Одна ответственна за подготовку стендов, плакатов, вопросников. Другая готовит развёрнутый ответ на основной вопрос, в группе двое научных консультантов. Третья группа – оппоненты. Их задача – придирчиво оценить каждое положение выступления. Четвёртая группа внимательно вчитывается в текст комедии и размышляет над вопросами, которые стараниями первой группы появляются на стенде.
2. Обобщение изученного материала. Создание литературного коллажа “Черты Чацкого в героях других литературных произведений”.
3. Объяснение домашнего задани.я Групповое задание: устное сообщение на тему “Общественно-политическое и литературное значение комедии “Горе от ума”.

Определение творческого метода произведения. Подготовка к ролевой игре.

VII. Значение комедии “Горе от ума”. 1. Проверка домашнего задания. Ролевая игра: классицисты, романтики и реалисты доказывают принадлежность произведения к своему творческому методу
2. Творческое применение знаний и умений. Элементы урока театральных подмостков. Постановка сцен из комедии в соответствии с режиссёрским замыслом и актёрскими интерпретациями ролей.

Варианты заданий.

– Разработайте гипотезу по поводу поворота сюжетной линии “А что было бы, если…” и покажите изменение в развитии действия на сцене;
– Представьте зрителям возможное V действие комедии “Что произойдёт в доме Фамусова после отъезда Чацкого?”;
– Исходя из вашей трактовки образов, проинсценируйте любой эпизод комедии. Например, от выбора – кто Молчалин:
а) “угодник”, “прислужник знаменитый”;
б) хитрый, расчётливый и дальновидный карьерист – зависит игра актёров и идейное содержание всей сцены

В каждой группе есть режиссёр, постановщик, костюмер, 2–3 актёра. В работе используются рекомендации для артистов, написанные ранее.

Современный урок литературы невозможен без сопоставления с другими видами искусства. Этот органический синтез помогает учителю управлять потоком ассоциаций, будить воображение учеников, стимулировать их активность. Подготовка к такому уроку по проектной деятельности становится творческим процессом. Зрелищность, яркость, новизна театральных элементов в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся, формирования умения использовать современные технологии при разработке инструментов, повышающих эффективность и результативность учебного процесса.

Литература

  1. Наша новая школа: совместная продуктивная деятельность / Ред. группа: В.М.Брюхова и др.Челябинск: Взгляд, 2011.
  2. Проектная деятельность в условиях обновления образовательных стандартов: методические рекомендации / Авт.-сост. Е.А.Антонова, И.И. Кацай. Челябинск: МОУ ДПО УМЦ, 2011.
  3. Развитие творческих способностей учителя и учащихся: материалы III межрегиональной научно-практической конференции \ под общей ред. Т.В.Соловьёвой. – Челябинск: Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2012. – 287с.
  4. Учебно-исследовательская и проектная деятельность в условиях взаимодействия муниципальных инновационных площадок Челябинска: материалы городского семинара (6 декабря 2012 г.) / Ред. группа: И.И.Дейнеко, М.А.Саблина. Челябинск: Взгляд, 2012.
  5. Формирование у учащихся универсальных учебных действий в процессе проектной деятельности: учебное пособие для слушателей курсов повышения квалификации / Сост.: Пасичник И.В., Соловьёва Т.В. / Под ред. Соловьёвой Т.В. Челябинск: изд. ГБОУ ДПО ЧИППКРО, 2012.