Дата проведения: 15 декабря 2011 года.
Цели урока:
- развивать умение вслушиваться и всматриваться в слово художественного произведения;
- воспитывать доброту и чуткость через восприятие произведения;
- обогатить лексикон учащихся, расширить представление детей о доброте с точки зрения нравственного смысла.
Оборудование урока: презентация, портрет писателя, иллюстрации учащихся к сказке “Теплый хлеб”, цветные карандаши, музыкальное сопровождение.
Словарная работа: настроение, “трудность добра”, “охлаждение сердца”.
План урока
- Организационный момент.
- Работа над теоретико-литературной терминологией.
- Защита рисунков учащихся. Пересказ сказки по иллюстрациям (прием повторного чтения).
- Подумайте о сказке..
- Работа с произведением К.Г. Паустовского “Теплый хлеб”.
- Формула и портрет доброты.
- Сказка в живописи, театре, кино,
- Подведение итогов урока.
Ход урока
1. Организационный момент
Слово учителя: “Как сделать так, чтобы меня понимали?”. Такой вопрос вы часто задаёте и себе, и родителям, и учителям. Одни хотят, чтобы им помогали психологи, взрослые. Другие хотели бы послушать мнение ровесников. Мне кажется, ребята, что с этим вопросом вам лучше обратиться к самим себе, поискать ответ в своём отношении к людям, к окружающему миру.
2. Работа над теоретико-литературной терминологией
Читая сказку "Тёплый хлеб", мы видели в ней много слов, которые в начальных классах называли сравнениями, красочными определениями. Снова внимательно прочтём название сказки: "Тёплый хлеб". Мы уже знаем, почему она так названа. Но ведь хлеб может быть не только тёплым – он может быть белым, чёрным, мягким, чёрствым, вкусным, горьким ,родным, добрым, чужим…Все эти слова помогут понять, о каком хлебе идёт речь, то есть это –определения. Если слово нас удивляет, если оно остановило на себе наше внимание, то, значит, автор хотел, чтобы мы его заметили. Значит, перед нами не просто определение, а художественное опрделение – яркое, выразительное, нужное только в этом случае. Такое определение называют эпитетом. Эпитет живёт на страницах художественных произведений, в художественном тексте, в устной художественной речи. Паустовский написал сказку "Тёплый хлеб". Зарубежные друзья прислали ученикам нашей школы тёплый привет. Теперь постарайтесь сами объяснить, чем же эпитет отличается от простого определения. Чтобы не ошибиться, обязательно читайте эпитет с тем словом, которое он определяет: тёплый хлеб.
Эпитет помогает ярче представить героя, событие, предмет; эпитет показывает и авторское отношение к этому герою, событию, предмету.
В сказке "Тёплый хлеб" мы читаем: "За окнами воздух был синий, густой, страшный". Эпитеты помогают не только увидеть, каким был этот морозный воздух, но и пережить те чувства, которые он вызывал у всех жителей деревни.
- Найдите в сказке эпитеты, которые говорят о хлебе.
- Найдите эпитеты в строках стихотворения
Н.А.Некрасова "Колосья":
Уж налились колосики
Стоят столбы точёные,
Головки золочёные. Задумчиво и ласково
Шумят. Пора чудесная! - Где эпитет в пословице: "Хлеб да вода – богатырская еда"?
- В каких названиях сказок вы можете найти эпитеты?
3. Защита рисунков учащихся. Пересказ сказки по иллюстрациям (прием повторного прочтения)
– Дорогие мои, дома вы готовили рисунки к произведению К.Г.Паустовского "Тёплый хлеб".
Как вы думаете, ключевым словом прочитанного текста является какое слово? Что вы изображали на своих рисунках.
– Расскажите по своим рисункам, как вы понимаете и представляете слово “добро” (учащиеся защищают свои рисунки, на которых изображены тёплый летний дождь в капельках “добро”; яркий букет цветов; колоски на поле, хлеб на столе; дятел, который “лечит” дерево, мальчик, помогающий старушке, и другие).
– Дети, какие цвета помогли вам в своих рисунках раскрыть тему добра и зла? (добра цвета яркие: красные, розовые, голубые, зелёные, а зло всегда бывает страшным, чёрным).
4. Подумайте о сказке
I. Подготовьте пересказ сказки. Используйте при пересказе данный план.
- Раненый конь.
- Филька бабушка.
- Филька и раненый конь.
- Страшный мороз.
- Спасение мельницы.
- Тёплый хлеб.
- Снова Филька и раненый конь.
- Примирение.
II. Какой из эпизодов сказки вы считаете самым важным (ещё раз посмотрите на план)?
III. О чём эта сказка? Выберите тот ответ, который вам кажется самым верным: "Это сказка о дружбе", "Это сказка о труде и помощи человека человеку", "Это сказка о том, как плохо быть злым". Может быть, вы предложите свой ответ?
5. Работа с произведением К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"
– Я предлагаю вам преодолеть увлекательный путь к Доброте, по-настоящему почувствовать, ощутить вкус этого светлого, красивого слова. А помощниками на этом пути нам будут герои сказки К.Г.Паустовского "Теплый хлеб".
– Предлагаю вам вспомнить несколько эпизодов прочитанного произведения.
– Кто мне назовет героев этой сказки? Кто из них главный? Почему?
– Теперь нам нужно разобраться в понятиях "трудность добра", "охлаждение сердца".
- Почему Филька ударил коня?
- Как описывает Паустовский лютый холод, обрушившийся на Бережки?
- Какую историю бабушка рассказала Фильке? В чем ее мудрость?
- Почему тот человек, о котором вспомнила бабушка, умер, а Филька нет?
- Переохлаждение сердца… Как это понять?
- Скажите, можем мы прожить без доброты? Докажите. (Доброта всегда приносит радость окружающим людям. Она как волшебное лекарство вылечивает от многих недугов. Люди стремятся к добру и ненавидят зло. Надо научиться быть добрыми ко всему окружающему. На все хорошее, что для нас делается людьми, нужно тоже отвечать добром. Детское сердце не должно "охлаждаться", ибо все – и хорошее и плохое начинается с детства).
– К.Г. Паустовский назвал свое произведение сказкой? Почему? Все ли в нем похоже на сказку? А что в нем от реальной жизни?
– В чем смысл названия сказки "Теплый хлеб"? (Все от рук человеческих, его труд, его сердце. Хлеб – это жизнь, которую можно сохранить добром, любовью и трудом. Название символическое).
– Ребята, как вы думаете, творить зло легко? Неужели делать добро труднее? (Совершить зло очень легко, а вот осознать содеянное, раскаяться и исправиться доступно лишь немногим. Цель писателя – помочь в этом.)
6. Формула и портрет доброты
– Ребята, как вы думаете, чтобы другие люди чувствовали ваше тепло, что должно исходить от вас? – выведем формулу доброты (добрые поступки и добрые слова):
ПОСТУПКИ + СЛОВА = ДОБРОТА
Давайте с вами составим портрет Доброты (совместно составляем портрет доброты).
– Давайте составим основные правила, которые пригодятся в жизни, чтобы оставаться добрыми, заботливыми, вежливыми, внимательными к окружающим вас людям.
Ученики (по очереди). Не бойся предлагать помощь другим, помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным. Не мешай окружающим тебя людям работать и отдыхать.
Будь вежливым, добрым, внимательным к другим, оказывай уважение старшим. Будь терпим к другим людям, но никоим образом не мирись с их неправильным поведением.
– Однако портрет еще не полный – для того, чтобы наши души были добрыми, что еще должно быть реализовано кроме добрых поступков? (Ответ учащихся. Конечно, добрые слова).
(Отвечают хором)
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого... (спасибо)
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит… (добрый день)
Мальчик, вежливый и развитый
Говорит, встречаясь.... (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим ... (извините, пожалуйста)
И в России и в Италии
На прощанье говорят ... (до свидания)!
– Научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы. Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках и о сказанных словах. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к Доброте.
– А сейчас попытайтесь в графической форме, используя различные знаки, символы, условные обозначения, изобразить свой путь к Доброте с помощью цветных карандашей. (Звучит музыка, учащиеся рисуют на листах “Мой путь к доброте”.
– Кто попытается объяснить свой путь к Доброте? (Ответы учащихся)
– Молодцы! У каждого из вас нелегкий и тернистый путь. Но вы все преодолеете и придете к поставленной цели.
– Вы все почувствовали вкус слова доброта? (Ответы учащихся)
8. Сказка в живописи, театре, кино
1. Какие сказки, созданные писателями, видели вы на экране телевизора, в кино, театре или клубе?
2. Какие музыкальные произведения на темы сказок писателей вы слышали и могли бы назвать?
9. Домашнее задание
– В заключение мне хочется сказать:
Добрые сердца – это сады.
Добрые слова – корни.
Добрые мысли – цветы.
Добрые дела – плоды.
– Так заботьтесь о своей душе и не позволяйте ей зарастать сорняками, наполняйте душу солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами. Спешите делать добро, пока не стало поздно. С добром надо спешить, а то оно может остаться без адреса. Спасибо за урок.