III четверть
6-й класс
Урок №23
Тема урока: Богатырские образы в разных видах искусства: в музыке, ИЗО и в литературе.
Цели урока:
Учебная цель: познакомить учащихся с богатырскими образами через различные виды искусств.
Развивающая цель: Развитие интереса к русской художественной культуре и литературе XIX века.
Воспитательная цель: Воспитание у детей эстетического чувства, интереса и любви к музыке, литературе и живописи, на примере творческой личности А. П. Бородина, В.Васнецова, героев русских былин.
Задачи урока:
- показать, как музыка, изобразительное искусство и литература разными путями идут к созданию богатырских образов, защитников Отечества;
- осуществить комплексный подход к уроку через межпредметные связи;
- познакомить с основными событиями творческой биографии А.П. Бородина и его с инструментальными и вокальными произведениями;
- понять и осознать значимость А.П.Бородина, как “могучей” личности XIX века;
- закрепить понятия: симфония, симфонический оркестр;
- развивать интонационный слух и творческие способности учащихся;
- формировать умение давать эмоционально-образную оценку произведениям искусства и явлениям жизни;
- совершенствовать вокально-хоровые навыки;
- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;
- воспитывать нравственно-эстетические чувства. Пробудить в душе учащихся любовь к Родине, желание быть её защитником.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, компьютерная презентация “Жизнь и творчество А.П.Бородина”, баян, фонограмма, портреты А. П. Бородина и его современников, художника В.Васнецова, репродукции картин русских художников XIX – XX в, отрывки из русских былин.
Музыкальный материал:
- “Богатырская симфония” А.П.Бородин
- “Былина о Добрыне Никитиче”;
Ход урока
I. Организационный момент учащихся на урок.
Вход под песню “Богатырская наша сила”
II. Музыкальное приветствие: “Музыка здравствуй”
III. Основной момент:
Учитель литературы: В начале урока прозвучала песня. О чем песня? (о Богатырской силе). Мы продолжаем тему четверти. Можем ли мы увидеть музыку?” И вот сегодня мы попробуем найти ответь на этот вопрос. Тема нашего урока: “ Богатырские образы в разных видах искусства: в музыке, ИЗО и в литературе”.
(Слайд №1)
Героические образы литературных произведений, изобразительного искусства, музыки имеют много общего. Но при этом каждое из них отличается своеобразием, спецификой выразительных средств, особенностями композиции и формы.
Три разных искусства – музыка, ИЗО и литература не иллюстрируют друг – друга, а дополняют.
(Слайд №2,3)
Сегодня на уроке мы постараемся найти подтверждение нашей темы в музыке русского композитора А.П.Бородина, в картинах В.Васнецова, в русских народных былинах. Узнаем, как музыка, как кисть художника, как слово могут передать богатырские образы. Давайте подумаем, а что означает слово Богатырь? (Крепкий, сильный, большой…). Какой корень в этом слове? (Богат). Чем богаты эти люди? (Силой, умом, ловкостью, богом одаренный).
Богатырь
1. Герой русских былин, совершающий воинские подвиги.
2. Человек очень большой силы, стойкости, отваги.
Витязь – в Древней Руси: отважный, доблестный воин. (Толковый словарь Ожегова).
Богатырь – человек рослый, дородный, дюжий и видный, необычный силач, смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь.
(Толковый словарь Даля, Большая советская энциклопедия)
Можно ли по внешнему виду сказать, человек-богатырь? (Да, крепкого телосложения, высокого роста.)
Таким образом, можно выделить три стороны, отличающие богатыря: человек крепкого телосложения; сильный, храбрый, умный, ловкий; воин, защитник.
С давних пор “богатырская тема” звучала в русском искусстве: в народном творчестве, в поэзии, в литературе, в музыке, в живописи. Это от того, что с древних времен со всех концов на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями и поработить наш народ. Образ богатыря родился в русском искусстве как образ защитника Родины. Назовите произведения, в которых изображается или описывается богатырь? (Былины, сказки)
Что такое былина? ( Былина – героическая песня)
(Слайд №4)
Былины – это жанр устного народного творчества, то есть былины передавались из уст в уста. Их сказывали сказители-гусляры, которые ходили из города в город.
(Слайд №5)
Ребята, а чем отличаются сказки от былин? (не верят в реальность, композиция индивидуальная, единообразная;
герои – люди, богатыри. А в сказках верят в герои, царевичи и животные).А что общего между ними? (Вымысел).
(Слайд №6)
А теперь обратимся к творчеству композиторов, чья же музыка вобрала в себя былинные образы.
Учитель музыки: Ребята в начальном классе мы с вами говорили о былинах. Давайте вспомним про эти былины?
- Ответ детей: “Былина о Добрыне Никитиче”;
- Песня Баяна из оперы М.И. Глинки “Руслан и Людмила”;
- Напев из песни Садко “Высота, высота ль поднебесная” из оперы Н.Римского-Корсакова.
(Слайд №7,8)
А теперь послушаем “Былину о Добрыне” (Слушание)
Обратите внимание на построение мелодии, ей характерны плавные спады и подъёмы, умеренный темп, остановка в конце фраз. Напевы былин величаво спокойны, близки к разговорной речи – декламации. В старину былины пелись под аккомпанемент гуслей. Об этом свидетельствуют рисунки в древних рукописях, упоминания о гуслях в самих былинах. Исполнение былин было доступно не каждому – требовались певческий голос, его большая выносливость, огромная память: былины подчас включали в себя до 500 стихов.
Посмотрим на портрет композитора, который написал “Богатырскую симфонию”, узнаем о его жизни и деятельности и послушаем фрагменты из “Богатырской симфонии”. Ребята, какие выразительные средства и музыкальные инструменты используют композиторы, чтобы передать силу богатырей? (ответы детей)
Презентация о композиторе.
(Слайд №9)
Учитель музыки:
Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887) – русский композитор, проявил себя и как крупный учёный, общественный деятель.Он был удивительно разносторонней личностью. Многими талантами был наделён этот замечательный человек. Вошёл в историю и как великий композитор, и как выдающийся химик – учённый и педагог, и как активный общественный деятель.
(Слайд №10 – 12)
Незаурядным было его литературное дарование: оно проявилось в написанном им либретто оперы “Князь Игорь”, в собственных текстах романсов и в письмах. Успешно он выступал в качестве дирижёра и музыкального критика. Очень разносторонне и его творчество и включает образцы разных жанров: оперу, симфонии, симфоническую картину, квартеты, фортепианные пьесы, романсы, на собственные слова: “Спящая княжна”, “Морская царевна”,
“Песня тёмного леса”, “Фальшивая нота” и вокальная баллада “Море”. 1867 г.– создание двух крупных произведений – опера-фарс “Богатыри” и симфония №1
1869 г. – работа над “делом всей жизни” – оперой “Князь Игорь”, в основе которой “Слово о полку Игореве”
(Слайд №13)
В.В.Стасов писал так: “Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере и в романсе. Главные качества его – великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединённая с изумительной страстностью, нежностью и красотой”.
В начале урока звучала богатырская симфония А.П.Бородина. Симфония №2 “Богатырская” была написана в 1876 году, которая состоит из четырёх частей.
(Слайд №14)
1 часть “Собрание богатырей”, си-минор, сонатная форма, экспозиция былинных и лирических образов.
2 часть “Состязание богатырей”, Фа-мажор, Скерцо, сложная трёхчастная форма, где крайние разделы написаны в сонатной форме.
3 часть “Песнь Баяна”, Ре-бемоль-мажор, лирико-эпическое сказание, сонатная форма.
4 часть “Пир богатырей”, Си-мажор, народно-жанровый финал, сонатная форма.
Вторая симфония была написана в 1876 году. Друзья композитора называли её “славянской героической”, “львиной”, “богатырской”. Последнее название и закрепилось за этой симфонией.
(Слайд №15)
Что такое симфония? (Большое музыкальное произведение для симфонического оркестра)
А что такое симфонический оркестр? (Оркестр – это большой ансамбль музыкантов, совместно исполняющих инструментальное музыкальное произведение. Самый полный и совершенный по звучанию среди всех оркестров – это симфонический).
А теперь, ребята, послушаем фрагмент из этой симфонии.
(Звучит фрагмент из этой симфонии)
Учитель музыки: Слово симфония, часто пугает тех, кто непривык слушать серьезную музыку.Им кажется, что это длинное и скучное произведение. На самом деле это совсем не так. Экспозиция, представьте, это как в музее, вы приходите посмотреть картины; в музыке – это есть показ двух основных тем симфонии, главной и побочной. Определите характер каждой из них и покажите поднятием руки, когда начнётся побочная тема.
Звучит Экспозиция 2 симфонии Бородина.
Учитель музыки: Что можно сказать о характере и качестве главной темы? (Яркий, могучий, широкий, решительный, суровый, маршевый… Побочная, вторая тема певучая и мягкая, песенная.)
Какая из них рисует нам богатырский образ? (Первая, то есть главная).
Таким образом, можно сделать вывод, что в музыке переданы два образа, первый – это образ защитника, богатыря, а во второй передано чувство любви, заботы, трепетного отношения к Родине. ( Первая, то есть главная)
Еще раз послушаем экспозицию первой части и в своём воображении представим свою картину.
Повторное слушание симфонии.
Ответы детей.
Мы очень хорошо поработали, а теперь отдохнём.
ФИЗМИНУТКА – игра “Буги-вуги”
Учитель ИЗО: Ребята, а как вы думаете, связаны ли музыка и изобразительное искусство? Как? А кто может вспомнить известную картину художника Виктора Васнецова, как она называется? (“Богатыри” Виктора Васнецова.)Слайд №16 с изображением картины.
У человека есть не только внутренний слух (способность услышать “мысленно”, “внутри себя” то, что на самом деле в этот момент не звучит), но и внутреннее зрение (способность увидеть “мысленно”, “внутри себя” то, чего на самом деле в этот момент нет перед глазами). На своей первой персональной выставке в 1898 году Васнецов показал "Богатырей", работа над которыми длилась около двадцати лет.
Решенная в монументально-декоративном плане картина воссоздает образы трех любимейших народом героев былинного эпоса: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Каждого из них отличают индивидуальные особенности.
Ученик:
Илья Муромец на чёрном коне – центральная фигура. Степенно, неторопливо всматривается он в даль из-под руки. В тёмных глазах – твёрдость, уверенность. Доброе лицо сурово.
(Слайд №17)
Добрыня Никитич – степенен и твёрд. Зря меч из ножен не выхватит. Лицо строгое, благородное.
(Слайд №18)
Алёша Попович моложе своих товарищей. Глаза мечтательные и лукавые. Он и поэт, и гусляр.
(Слайд №19)
– Чем богаты эти люди? (Илья Муромец – силой, Никита – умом, Алеша – ловкостью)
Учитель: "Я считаю, что в истории русской живописи "Богатыри" Васнецова занимают одно из первейших мест", – выразил общее мнение Стасов, – “здесь – сила торжествующая, спокойная и важная, никого не боящаяся и выполняющая сама, по собственной воле то, что ей нравится, что ей представляется потребным для всех, для народа".
Учитель:
А что вы знаете о самом художнике?Слайд №20 с портретом В.Васнецова
Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в далеком вятском селе Лопьял в большой патриархальной семье деревенского священника.
Вскоре семья переехала в село Рябово, где и прошло детство художника. Он рано начал рисовать.
С детских лет слышал Васнецов былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые на посиделках при свете лучин пели женщины. Это не могло не оказать влияния на формирование мировоззрения будущего художника, на развитие его таланта. Именно в Вятке зародилась его страстная привязанность к искусству, к народному эпосу.
Учитель ИЗО:
Именно в Вятке – Кирове находится Художественный музей имени братьев Васнецовых и памятник художникам.– Чем похожа музыка и картина? (характером содержания)
– С помощью чего в картине выражается богатырский характер? (цвет, композиция)
– При помощи, каких средств выразительности композитор и художник нарисовали свои образы?
(Слайд №21)
Музыка |
Картина |
1. Интонация, регистр, ритм – предают музыке уверенность и мощь. | 1. Композиция мощная, крепкая, устойчивая |
2.Минорный лад предаёт музыке суровость и сдержанность. | 2. Мало контраста, близкие по цвету, краски предают картине могучий характер и суровость. |
Итог урока.
Учитель:
Какие виды искусства затронула богатырскую тему?Дети:
Музыка, литература, театр, живопись, кино…Учитель:
Можем ли мы увидеть музыку?Дети:
Да, можем. Слушая музыку Бородина, мы представляем себе героев-богатырей, защитников нашей Родины. “Богатырей” Васнецова, маленького трубача и других русских солдат, которые в трудную минуту, не задумываясь, готовы защищать свою Родину.Нужны ли в наше время богатыри? Какими вы их представляете?
Дети: Да, и в наше время нужны такие богатыри для защиты нашей Родины.