В системе методической работы на муниципальном уровне активно используется такая форма, как Методический парк. Идеи парка базируются на взглядах великих педагогов, выраженных в словах Ш. Амонашвили: «Сотрудничество учителей – героев Духа (талантливых, любящих, преданных профессии) создает мощнейшую энергию духовности, которая есть невидимая сила образовывания внутреннего мира учеников». «Высокая духовность есть любовь ко всему прекрасному».
Цель Методического парка: духовное единение и духовное взаимообогащение педагогов. Реализуется она в интересном и многоплановом действе, которое обычно разворачивается на базе районной школы-гимназии в дни осенних, весенних каникул. Лучшие педагоги района проводят корпоративные уроки, мастер-классы, творческие лаборатории, студии и т.д., цель которых – предложить коллегам Идею, отраженную в собственном опыте. Это может быть любая идея – педагогическая или философская, являющаяся ценностью сама по себе, несущая Добро, помогающая жить, быть успешным в профессии и личной жизни.
Обязательное требование к корпоративному мероприятию – организация деятельности педагогов и предъявление собственного опыта. Урок ведет учитель, желающий поделиться ценной идеей с коллегами. Мастер-класс под силу человеку, достигшему высокого мастерства в реализации своей идеи, в своем деле.
Корпоративные уроки, проводимые в педагогическом сообществе нашего района, разнообразны по тематике, содержанию, используемым формам и приемам деятельности. Предлагаю описание одного из таких уроков, который оказался интересным, эмоциональным, продуктивным.
Описание корпоративного урока
1. Цель урока: формирование /расширение представления о сути творческой педагогики.
2. Задачи урока:
- создать поле идей вокруг слова «творчество»;
- выстроить продуктивный диалог по обсуждению идейного смысла стихотворения и других предлагаемых текстов (диалог участников урока, диалог с автором, диалог с текстом);
- актуализировать знания слушателей в области организации исследовательской деятельности;
- выяснить сущность понятия «творческая педагогика»;
- создать формулы творческой педагогики.
3. Предполагаемые результаты:
- возникновение чувства сопричастности к высокой профессии Творца (детских душ, мира вокруг, самого себя…);
- объединение аудитории в коллектив единомышленников, верящих в себя и доверяющих своим коллегам;
- осознание того, что творчество – это не единовременное состояние или действие, а образ жизни;
- обогащение представлений о том, что творческая педагогика – это бережно-мудрая лепка творческой личности в ребенке и выстраивание собственной педагогической траектории творчества в каждодневной деятельности.
4. Этапы урока.
Основой работы на уроке становится стихотворение:
Возьмите слово за основу
И на огонь поставьте слово.
Возьмите мудрости щепоть,
Наивности большой ломоть.
Немного звезд, немного перца,
Кусок трепещущего сердца,
И на конфорке мастерства
Прокипятите раз, и два,
И много-много раз все это.
Теперь пишите! Но сперва
Родитесь все-таки поэтом!
Вокруг этого стихотворения и выстраивается деятельность педагога-автора урока и его коллег, которые в процессе коллективной работы становятся соавторами новой позиции, возвышающего отношения к себе и к своей профессии.
Стихотворение «выдается» слушателям не целиком, а построчно
(на слайдах, см. презентацию «Творческая педагогика»).
4.1. Эмоциональное вступление (индуктор).
У французского поэта Кено есть стихотворение о том, как стать поэтом. Наверное, каждый человек в душе – поэт. Но как им все-таки стать? Прислушаемся к автору стихотворения:
Возьмите слово за основу
Слово – основной инструмент педагога, с помощью которого осуществляется воздействие на духовную сферу человека.
Предлагаю обратиться к авторитетам и взять за основу мудрое, пророческое слово Николая Рериха – художника, мыслителя, ученого, творца. Попробуйте найти в тексте одно из ключевых слов (оно пропущено).
Работа с текстом Н.Рериха (приложение 1), аналитическое чтение, поиск пропущенного слова.
Результат поиска: это слово «творчество».
Можно обратить внимание слушателей на то, что для Рериха способ мышления (как сказано, как сделано, как помыслено) и есть истинное творчество.
4.2. И на огонь поставьте слово.
Создание кластера «Творчество» (на доске).
Слово «творчество» обрастает связями и ассоциациями: вдохновение, талант, новизна, креативность и т.д.
Принимается и записывается все, что предлагают коллеги.
Слово «творчество» побывало в огне нашей мысли. Идем дальше за поэтом.
4.3. Возьмите мудрости щепоть,
- Почему мудрости нужно взять только щепоть? (размышляем, обмениваемся мнениями).
- О мудрости интересно рассказывается в одной старой африканской сказке. Послушайте ее.
Паук Анаси считал себя мудрее всех на свете. Он умел строить мосты, сооружать плотины, проводить дороги, умел ткать, умел и охотиться. Но делиться мудростью он ни с кем не хотел.
В один прекрасный день Анаси решил собрать всю мудрость, какая есть на свете, и спрятать ее подальше для себя одного.
Бродил он по белу свету, собирал мудрость везде и всюду и складывал в большой глиняный горшок. Когда горшок наполнился, Анаси придумал спрятать его на вершине самого высокого дерева, чтобы никто не мог найти собранную им мудрость. Прижимая горшок к животу, он стал взбираться вверх, но это было очень трудно. «Отец, - сказал ему сын Итикула, - если бы ты передвинул горшок на спину, тебе было бы легче».
Анаси передвинул горшок с живота на спину, легко вскарабкался на дерево и … смутился…
- Почему? Ваши предположения?
…он нес целый горшок мудрости, а не знал, как с этой мудростью на дерево взобраться. В гневе Анаси вдребезги разбил горшок, и мудрость разлетелась в разные стороны.
Услыхав, что произошло, сбежались люди, чтобы собрать хоть немного мудрости для себя.
Если вам доведется встретиться с глупцом, знайте: это тот, кто опоздал и не получил своей доли.
Эту историю вспоминают люди племени Ашантиев, когда говорят: «Одна голова хорошо, а две – лучше».
- Люди племени Ашантиев сделали не все возможные выводы из истории паука Анаси. Какие еще выводы можно сделать?
(мудрость должна соседствовать со щедростью; у молодых – свой взгляд, свой опыт, и к нему нужно прислушиваться)…
- Далее поэт предлагает взять наивности. Как вы думаете, сколько? (высказываются предположения, что много). Почему? (Наивное, доверчивое, непосредственное и открытое отношение к миру можно считать одним из слагаемых творчества. Этому мы учимся в первую очередь у детей).
- Да, у поэта сказано так:
Наивности большой ломоть.
Немного звезд,
- Зачем? Ведь звезды такие холодные… (но: звезды – это Высота! Чистота! Это некий идеал…).
Немного перца,
- Что это может быть? (возможно, острота, актуальность).
На мой взгляд, одна из актуальных проблем – становление позиции исследователя. Опыт творческой деятельности усваивается посредством исследовательского метода: мы организуем поисковую деятельность учащихся путем постановки новых для них проблем и задач. Чтобы формировать исследовательское мышление школьников, педагоги сами должны владеть культурой исследования.
4.4. Блиц-игра «Я-исследователь» (приложение 2).
Работа может быть как индивидуальная, так и групповая: расставить последовательность действий исследователя.
Самопроверка (по слайду). Какое действие будет первым? Какое – последним,
14-ым? Проверили себя, добавив перца (остроты), а теперь возвращаемся к стихотворению:
Кусок трепещущего сердца,
- вот что предлагает добавить поэт. Ваши ассоциации? Может быть, лучше кусочек?
(Ассоциация автора этого урока – Маленький принц. В нем есть все: и наивность, и звездность, и доброе, щедрое, неравнодушное сердце…).
4.5. И на конфорке мастерства
Прокипятите раз, и два,
И много-много раз все это.
- Прокипятить много раз на конфорке мастерства. Что это может означать? Возможно, оценить, выверить с позиций профессионализма. Его сутью может и должна быть творческая педагогика. Как понимаете это выражение? Творческая педагогика и педагогика творчества – это одно и то же? Можно ли все предыдущие размышления о поэте отнести к творческому педагогу?
После обсуждения – работа с текстом «Творческая педагогика» (приложение 3).
Предполагается беглое прочтение текста. Оцените его: что нового узнали в рамках обсуждаемой темы? Что подтвердилось из наших размышлений?
4.6. Повторная работа с кластером «Творчество»: внести изменения, если они родились, появились в ходе коллективного размышления (что-то можно убрать, объединить, что-то добавить). Можно добавить: одержимость, принятие, творческое начало, стойкая мотивация… Обратить внимание на термин «аутоинженеринг» (самопостроение творческой личности).
4.7. Вместо рефлексии: ищем свою формулу творческой педагогики.
Например: творческая педагогика – это творческое начало плюс самостоятельность, умноженные на одержимость…
Теперь пишите! Но сперва
Родитесь все-таки поэтом!В качестве благодарности за сотрудничество на уроке - пожелание:
Собирайте капли знаний,
Укрепляйтесь каплями терпения,
Дарите капли любви,
Ищите капли мудрости,
Ловите капли радости,
Храните капли надежды.
Пусть из этих капель
Собираются реки и моря
Вашего душевного благополучия.
АстрогорМы не пауки Анаси, поэтому щедро делимся своей мудростью. От автора урока всем коллегам «капли мудрости» – мудрые мысли в подарок.
(все присутствующие получают «капельки», на которых содержатся высказывания ученых, философов, известных педагогов по теме урока).