Оборудование урока: презентация о жизни писателя; звездное небо, оформленное учащимися, с символикой каждой планеты.
Эпиграф к уроку:
Люди забыли эту истину, но ты не забывай
ты всегда в ответе за тех, кого приручил...
А.С.Экзюпери «Маленький принц»
Ход урока:
Начинается урок с чтения учителем стихотворения Е.Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет...»
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы — как истории планет.
У каждой все особое, свое,
и нет планет, похожих на нее.А если кто-то незаметно жил
и с этой незаметностью дружил,
он интересен был среди людей
самою незаметностью своей.У каждого — свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
но это все неведомо для нас.И если умирает человек,
с ним умирает первый его снег,
и первый поцелуй, и первый бой...
Все это забирает он с собой.Да, остаются книги и мосты,
машины и художников холсты,
да, многому остаться суждено,
но что-то ведь уходит все равно!Таков закон безжалостной игры.
Не люди умирают, а миры.
Людей мы помним, грешных и земных.
А что мы знали, в сущности, о них?Что знаем мы про братьев, про друзей,
что знаем о единственной своей?
И про отца родного своего
мы, зная все, не знаем ничего.
Уходят люди... Их не возвратить.
Их тайные миры не возродить.
И каждый раз мне хочется опять
от этой невозвратности кричать.
I. Рассказ ученицы о писателе и месте сказки «Маленький принц» в творчестве Экзюпери
II. Групповая работа: представление планет с выделением символики каждой из них
1 группа рассказывает о планете Маленького принца. Ее символика – баобабы, которые могут разорвать планету. Принц борется с ними, выпалывает их. Баобабы – это зло. А Роза – символ любви, преданности.
– Почему принц покидает свою планету?
2 группа представляет планету Честолюбца. Честолюбец жаждал только почитателя. Он тщеславен. Таким людям кажется, что ими восхищаются, им не нужны друзья и собеседники, нужны только почитатели.
– Хорошее ли качество тщеславие?
3 группа подготовила рассказ о планете Пьяницы. Пьяница знал, что он низко пал, но старался найти причины своего падения. Принц подумал, что «взрослые – очень странный народ», так как этот взрослый даже свой порок оправдывает. Если бы Пьяница жил трезво, он бы понял, как хорошо просто жить.
4 группа представляет планету Делового человека. Автор показал человека, который занят бессмысленной деятельностью. Принц не может понять Делового человека, который ни разу не понюхал цветка, ни разу не взглянул на звезду, никого никогда не любил, а только считал.
5 группа рассказывает о планете Фонарщика. Фонарщик – человек долга, верный своему слову человек. Он вызывает симпатию Маленького принца и нашу симпатию.
6 группа. Инсценировка «Принц на планете Географа»
Географ – материалист, не признающий красоту и достоинство предмета, не верующий в то, что живет память о человеке.
7 группа. Инсценировка «На планете короля»
– Что главное в речи короля?
8 группа подготовила рассказ о планете Земля. Из диалога Принца со змеей становится ясно, что что-то умалчивается. Змея – это символ и мудрости, и коварства, и искушения, и смерти.
Инсценировка «Встреча Принца с Лисом»
– А что значит приручить?
III. Итоговая беседа
– Почему Принц не остается ни на одной из
планет?
– Что дает Принцу пребывание на Земле?
– Какая это сказка: веселая или грустная?