Интегрированный урок (литература + ИЗО) по теме "Музы не молчали…" 8-й класс

Разделы: Литература, МХК и ИЗО

Класс: 8


Цель: познакомить с особенностями образного воплощения темы войны в произведениях искусства: в песенной поэзии и плакатной графике военных лет.

Задачи:

  • показать влияние поэзии и живописи на людей в годы Великой Отечественной войны;
  • обучать умению выражать свои мысли;
  • развивать эстетическую отзывчивость к произведениям разных видов искусств.
  • воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, чувство патриотизма;

Оборудование урока: компьютер, проектор, тексты песен военных лет, компьютерная презентация «Музы не молчали…».

Изобразительный ряд: плакаты о войне И. Тоидзе «Родина-мать зовет», Кукрыниксы «Беспощадно разгромим и уничтожим врага» и другие.

Выставка работ учащихся о Великой Отечественной войне.

Приложение 1. Презентация «Музы не молчали…»

Приложение 2. Таблицы для сравнительного анализа стихов и плакатов.

Основополагающий вопрос: чем объяснить небывалый подъём искусства в годы Великой Отечественной войны?

Ход урока

Организационный момент.

Мотивация и целеполагание.

Учитель литературы.

С древности существовало расхожее выражение: «Когда говорят пушки, музы молчат». Великая Отечественная война опровергла это утверждение. В годы самой страшной и кровопролитной войны 20 века наблюдался небывалый подъём в искусстве. Чем это объяснялось? Сегодня, обратившись к произведениям литературы и живописи, мы попробуем ответить на этот вопрос.

Давайте вспомним, как и когда началась Великая Отечественная война.

0тветы учеников.

Учитель литературы. 24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...»

Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил:

– Будем разучивать новую песню – «Священная война».

Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты песни – печатать не было времени! – а певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Еще день – на репетицию с оркестром, и вечером – премьера на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны.

Вид вокзала был необычен: все помещения до отказа заполнены военными, как говорится, яблоку негде упасть. На всех новое, еще не пригнанное обмундирование. Многие уже успели получить винтовки, пулеметы, саперные лопатки, противогазы, словом, все, что полагается фронтовику.

В зале ожидания был сколочен из свежевыструганных досок помост – своеобразная эстрада для выступления. Артисты ансамбля поднялись на это возвышение, и у них невольно зародилось сомнение: можно ли выступать в такой обстановке? В зале – шум, резкие команды, звуки радио. Слова ведущего, который объявляет, что сейчас впервые будет исполнена песня «Священная война», тонут в общем гуле. Но вот поднимается рука Александра Васильевича Александрова, и зал постепенно затихает...

Волнения оказались напрасными. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах... Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль «Священную войну».

Так начался путь песни, славный и долгий путь. С этого дня «Священная война» была взята на вооружение нашей армией, всем народом, стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Ее пели всюду – на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу, где ковалось оружие для победы. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала по радио.

Звучит песня «Священная война».

Учитель ИЗО. В те первые дни, когда звучала песня «Священная война», из печати выходят плакаты художников Ираклия Тоидзе «Родина-мать зовет!», и Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага».

– Посмотрите на эти плакаты. К чему призывают эти плакаты?

(Ответы детей)

– Плакат – самый массовый вид графического искусства, выполняющий задачи наглядной политической агитации или служащий средством информации. Плакат это вид графики. Специфика плаката заключается в том, что он отражает текущие события. Плакаты могут напоминать о важнейших событиях в стране, они могут призывать людей к какому-нибудь действию.

– Почему художники выпустили плакаты, а не писали эпические картины о войне?

(Ответы детей)

Плакат, как оратор, он должен быть ярким, выразительным и кратким. Плакат должен привлекать к себе взгляды, даже в экстремальных условиях – какими и были события первых дней 1941 года.

– Язык плаката предельно краток и скуп. Изображение и текст – единое целое. Плакат ведёт его в прямом смысле, неся некое сообщение.

– А картины, написанные маслом, как бы ведут диалог со зрителем. В плакате перед нами плоскостное изображение, в нём вообще нет глубины, а от картины, создаётся иллюзия пространства. Изображение в плакате строится не по логике перспективы – что ближе, то крупнее, а по смысловому принципу – что важнее, то крупнее и ближе.

Учитель ИЗО: Правильно. Плакат (от франц. Placard – объявление, афиша) – лаконичное, броское изображение, рассчитанное на всеобщее внимание, как правило, сопровождаемое текстом. Это агитация искусством. Плакат лаконичен по композиции, предельно точен по мысли, и выразителен по форме, слово и образ в плакате слиты воедино. Изображение и шрифт на плакате должны сочетаться, создавать единый образ. Плакат – как вспышка, как удар – краток и точен: идут по улице люди, по своим делам, сосредоточенные на всеобщем горе, у них нет времени, чтобы остановиться и рассматривать плакат, поэтому он должен бросаться в глаза и запоминаться с первого раза. Лаконичные образы на этих плакатах говорили об опасности, находили прямой доступ к сердцам. Знаменитый плакат времён Великой Отечественной войны, созданный художником Ираклием Тоидзе в конце июня 1941 года – «Родина-мать зовёт!» По признанию художника, идея создания образа матери, призывающей на помощь своих сыновей, пришла ему в голову совершенно случайно. Услышав первое сообщение Совинформбюро о нападении фашистской Германии на СССР, супруга Тоидзе вбежала к нему в мастерскую с криком «Война!». Поражённый выражением её лица, художник приказал жене замереть и тут же принялся делать наброски будущего шедевра. Образ «Родины-матери» в дальнейшем стал одним из самых распространённых образов советской пропаганды. Многочисленные свидетельства говорят, что плакат появился на улицах многих городов уже 24 июня 1941 г., его можно было увидеть на витринах магазинов, домах, вокзалах. На первое место в годы ВОВ выходит агитационно-массовое искусство, плакат, карикатура и графика, имевшие огромное распространение на фронтах и в тылу.

Учитель литературы. Могучим оружием в руках советских воинов стала и песня «Катюша». Михаила Исаковского. Давайте прочитаем его.

Чтение стихотворения «Катюша».

Эта песня стала настолько популярной в годы войны, что появилось много народных вариантов песни. Давайте познакомимся с ними.

– В каких образах появляется в этих стихах Катюша?

– Какой предстаёт в них героиня песни Исаковского?

– Какой видится вам героиня этой песни?

– Случайно ли в названии уменьшительно-ласкательная форма имени Екатерина?

Обещала милому Катюша:
«Будем честно фронту помогать,
Будем больше делать мин и пушек,
Чтоб скорей победу одержать».
Весь блиндаж снарядами разрушен,
Вдоль реки метелица свинца,
И выходит на берег Катюша,
Слышит стон советского бойца.
Вот вперёд летит она, как птица,
Вот ползёт по краешку леска.
Вражьей пули Катя не боится,
Не боится вражьего штыка.
Катя слово раненому скажет
Так, что сердце песню запоёт.
Катя крепко рану перевяжет,
На плечах из боя унесёт.
Отцвели вы, яблони и груши,
Только дым клубится над рекой.
В лес ушла красавица Катюша
Партизанской тайною тропой.
Завязался рано на рассвете
Жаркий бой, где яблони цвели.
Билась с ярым недругом Катюша
За клочок своей родной земли.

Это «чтоб ненависть била сильнее, давай говорить о любви», — писал поэт-фронтовик Александр Прокофьев. Вот и воины, сочиняя новые и новые варианты песни, говорили о любви. Ведь в образе невольницы-полонянки им представлялись невесты и жены, дочери и сестры, оставшиеся на захваченной фашистами земле.

О реактивных гвардейских миномётах были сложены таки строки:

Пусть фриц помнит русскую «Катюшу»,
Пусть услышит, как она поет:
Из врагов вытряхивает души,
А своим отвагу придает!

Всего же исследователи насчитывают только одних текстов на мотив «Катюши» свыше ста вариантов!

Ответы учеников.

Учитель литературы:

В 1943 году Алексей Сурков написал песню, которая стала второй после «Катюши по популярности. Это песня «В землянке»

Историю её создания расскажет Братухин Дима.

Выступление Братухина Д.

Учитель литературы: Чем объяснить, что эти песни стали самыми популярными ? Ведь в них нет пафоса, героизации. Наоборот, они очень нежные, мягкие. Песню «В землянке» не хотели даже печатать, считая, что она не поспособствует поднятию патриотического духа бойца.

Учитель ИЗО: Плакаты перекликаются с прочитанными вами песнями. Они навевали мысли о доме, об оставленных детях, сестрах, женах. Военные плакаты – некоторые из них были грубыми карикатурами, если на них был изображен враг, в то время как другие были картинами, с разъяснением или стихотворным комментарием. Известные авторы – портретисты – Корецкий Виктор Борисович – пользовался в своих работах приемами фотомонтажа. «Воин Красной Армии – спаси!» одно из самых ярких произведений плаката. Иванов Алексей Алексеевич и его плакат «За Родину»

Самостоятельная исследовательская работа в группах. Работают две группы. Первая – с плакатами, вторая – с песнями. (В ходе работы заполняются таблицы приложение №2)

Сделайте выводы: какая общая мысль объединяет эти песни.

Выступления учащихся.

Учитель литературы: какие выводы можно сделать? Какие чувства вызывали у народа эти произведения искусства? Для чего поэты и художники создавали их?

Ответы учеников: Поднять дух бойцов, нацелить на победу. Вселить уверенность в победе.

Тысячи поэтов, писателей, художников, музыкантов приняли участие в этой великой войне. Кто-то приближал победу с оружием в руках, кто-то своим искусством.

Давайте послушаем сообщения ребят о поэтах и художниках военного поколения.

Выступления учеников.

Поэт Евгений Винокуров.

Художники Кукрыниксы.

Поэт Булат Окуджава.

У вас на карточках, ребята высказывания замечательных талантливых людей, которые не понаслышке знали, что такое война. Подумайте над их словами, объясните, как вы их понимаете.

Александр Васильевич Александров, вспоминая войну, писал: «Я не был никогда военным специалистом, но у меня всё же оказалось могучее оружие в руках – песня. Песня также может разить врага, как и любое оружие»

Ватолин М. в книге «Мы – плакатисты» писал:

«Плакат – летописец, он воплощает в себе время, сегодняшний день и дыхание истории. Мы глядим на него, и оживают события, породившие его»

Работа в группах.

Ответы учеников.

Учитель литературы: Давайте вспомним, ребята, на какой вопрос мы искали ответ на сегодняшнем уроке.

Чем объяснить небывалый подъём искусства в годы войны?

Как вы ответите на него?

Ответы учеников.

Искусство выполняло роль своеобразного «колокола на башне вечевой». Оно призывало к борьбе. Не могли молчать поэты, музыканты, художники, когда над страной нависла опасность. Встала вся страна огромная. Кто как мог сражался с врагом. Кто-то оружием, кто словом, кто плакатом.

Учитель литературы: наша цель сегодня была познакомиться с песенной поэзией и графикой военного плаката для того, чтобы ответить на вопрос: чем объяснить небывалый подъём искусства в годы войны. Достигли мы поставленной цели?

Ответы учащихся.

Учитель ИЗО: Уже несколько поколений живет без войны. Но забывать о ней нельзя, чтобы не было повторения трагедии. И произведения искусства вносят свой неоценимый вклад. Писатели пишут книги, режиссеры снимают фильмы, скульпторы создают памятники. Символ борьбы за мир – голубь. Голубь мира — выражение, получившее популярность после окончания Второй мировой войны .

Оценки за урок.

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихов Булата Окуджавы «Белорусский вокзал» и Е. Винокурова «Москвичи» и ответить на вопрос: каким настроение пронизаны эти стихотворения. Нарисовать к этим песням иллюстрации.