Цель мероприятия: углубление и расширение знаний учащихся о юношеских годах великого поэта, о системе воспитания и образования его соратников и друзей.
Презентацию можно получить у автора статьи. Слайд 1.
(Тёмная сцена. Стол, накрытый скатертью. Свечи, горящие в подсвечнике.)
Звучит негромкая музыка. Выходит на сцену “лакей”, сбивает пыль с мебели, подходит к столу, говорит с собой вслух неторопливо строки:
Лакей:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото, одетые леса.
В их сенях ветра шум, и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч – и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут.
Слайд 2.
(Фонограмма: Нарастающий гул голосов, музыка. Видеоролик. “Бал” и на сцене танцует группа учащихся вальс Грибоедова.)
Лакей задувает свечи и уходит.
(Пары вновь кружатся в вальсе и уходят со сцены.)
(На сцену весёлой гурьбой выбегают несколько мальчишек 10–12 лет. Взъерошенные волосы, озорничают, смеются. Внезапно останавливаются, берутся за руки.)
Слайд 3.
Маленький Пушкин:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Маленький Дельвиг:
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Маленький Кюхельбеккер:
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Маленький Иван Пущин:
Всё те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село.
Слайд 4. (Видеоролик.)
(Остаются на сцене. Когда гаснет свет уходят. Голос за кадром.)
Слайд 5.
19 октября 1811 года в Царском селе тридцать мальчиков сели за парты и стали одноклассниками. Их называли “Первый курс Царскосельского Лицея”. Класс как класс, мальчишки как мальчишки – проказники, спорщики, лодыри, из которых в дальнейшем выйдут поэты и министры, офицеры и “государственные преступники”. В детстве и юности они читали повести и легенды о греческих и римских героях, а сами еще при жизни или вскоре после смерти стали легендой, преданием…
Слайд 6. (Видеоролик.) Слайд 7, 8, 9.
Без малого через шесть лет 29 юношей получат аттестат. Когда-то в течение многих лет выпускники этого, пожалуй, самого престижного учебного заведения России тех лет собирались в этот день, чтобы вспомнить годы своего ученичества, годы братства, которое родилось в его стенах и которое лицеисты хранили всю свою жизнь. Конечно, поистине всероссийскую славу составил один из них – Пушкин. Если бы не этот живой, кудрявый мальчик, которого родители привезли в лицей в 1811 году, о Царскосельском лицее мы, скорее всего, вообще не вспоминали.
Александр Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве. Но днем рождения великого поэта можно назвать и дату 19 октября, потому что 19 октября 1811 года был открыт Царскосельский Лицей, и это день духовного рождения личности поэта.
Вы помните: когда возник Лицей,
Как царь для нас открыл чертог Царицын,
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей...
Пушкин провел в Лицее 6 лет. Это было особое учебное заведение для мальчиков из знатных дворянских семей.
Дух вольномыслия царил в лицейской республике.
Слайд 10. (Видеоролик.) Слайд 11.
Но в то же время огромное значение придавалось учению.
Слайд 12 (Видеоролик.) Слайд 13.
Занятия в Лицее начинались 1 августа и проходили до 1 июля, но и июль, единственный месяц каникул, лицеисты должны были проводить в Царском Селе. Таким образом, все 6 лет обучения воспитанники были оторваны от дома и родных, составляя единую лицейскую семью.
Слайд 14.
На протяжении всего обучения действовал единый режим дня: В шесть часов лицеисты вставали, молились. С семи до девяти часов проходили учебные занятия. Затем мальчикам подавали чай, они гуляли и в десять часов шли на занятия. В полдень отправлялись на прогулку, потом обедали, а с 14-ти до 17-ти часов учились. Вечером два часа было отведено на повторение уроков, затем ужинали, отдыхали и в 22 часа молились и ложились спать.
Слайд 15. (Видеоролик.) Слайд 16.
Годы учебы в Лицее навсегда сохранились в душе Пушкина. В лицее он нашел друзей, которые полюбили и оценили его талант. Это Иван Пущин, (на сцену выходят по очереди действующие лица и сам А. Пушкин) Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг, Федор Матюшкин, Александр Горчаков. И эту пылкую дружбу, верность лицейскому братству Пушкин пронес через всю жизнь.
1-й чтец: Меж нами все рождало споры
2-й чтец: И к размышлению влекло:
3-й чтец: Племен минувших договоры,
4-й чтец: Плоды наук, добро и зло,
5-й чтец: И предрассудки вековые,
6-й чтец: И тайны гроба роковые.
Слайд 17. (Видеоролик можно получить у автора статьи.) Слайд 18.
Голос за кадром:
В “лицейской республике” шла своя жизнь. Здесь все были равны. Лицейская семья заменила мальчикам родные семьи. И Пушкин вместе со всеми играл в мяч, прыгал через стулья, состязался в остроумии – и писал стихи, как многие из них. Но однажды, зимним морозным днем января 1815 года, лицеисты поняли, что их курчавый товарищ стал иным. Он их перерос.
Слайд 19.
Пушкин:
Промчались годы заточенья:
Недолго, мирные друзья,
Нам видеть кров уединенья
И царскосельские поля.
Разлука ждет нас у порога,
Зовет нас дальний света шум.
И каждый смотрит на дорогу
С волненьем гордых, юных дум.
Слайд 20.
Дельвиг: Май 1817 года. Газета “Санкт-Петербургские ведомости” приглашают публику и родителей на выпускные экзамены Царскосельского Лицея. Впереди 17 дней. 15 экзаменов.
Был торжественный экзамен в Лицее, на который съехались гости, родные. Приехал из Петербурга и старый, уважаемый всеми поэт – Гавриил Романович Державин. Усталый, в мундире и теплых сапогах, сидел он за экзаменационным столом, рассеянно слушал мальчиков, выходивших на середину залы и читавших стихи. Но вдруг Державин встрепенулся, он услышал Пушкина, читавшего свое стихотворение “Воспоминания в Царском селе”.
Слайд 21.
(На фоне презентации звучит аудиозапись стихотворения “Воспоминания в Царском Селе.)
Слайд 22.
Дельвиг: Это были не просто рифмованные строки, это была поэзия. Растроганно обнял маститый поэт Александра, который тут же убежал. Спустя годы Пушкин напишет об этой встрече:
Пушкин: “Как узнали мы, что Державин будет к нам, все мы взволновались… Экзамен наш очень его утомил… Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали; он преобразился весь… Не помню, как я окончил свое чтение; не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять… Меня искали, но меня не нашли…”
Слайд 23.
Кюхельбекер: Образовательный процесс в Лицее был направлен на воспитание честного и благородного человека, достойного члена общества, ценящего добро и справедливость выше карьерного роста и личной славы. Мы мечтали о том, чтобы скорее завершить образование и стать самостоятельными. Однако потом всю жизнь с благодарностью и любовью вспоминали Лицей.
Слайд 24. (Видеоролик можно получить у автора статьи. Клятва о дружбе и чести.)
Пушкин: Мы начали готовиться к выходу из Лицея. Разлука с товарищеской семьей была тяжела, хотя ею должна была начаться желанная эпоха жизни, с заманчивой, незнакомой далью. Девятого июня был акт. Характер его был совершенно иной: как открытие Лицея было пышно и торжественно, так выпуск наш тих и скромен…
Слайд 25.
Дельвиг:
Простимся, братья, рука в руку!
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку,
Быть может, здесь сроднила нас!
Кюхельбекер:
…В бездействии счастливом
Забуду милых муз, мучительниц моих,
Но, может быть, вздохну
В восторге молчаливом,
Внимая звуку струн твоих.
Слайд 26.
Пушкин:
В последний раз, в сени уединенья,
Моим стихам внимает наш пенат.
Лицейской жизни милый брат,
Делю с тобой последние мгновенья.
Слайд 27. (Видеоролик можно получить у автора статьи. О том как сложилась судьба лицеистов.) Слайд 28.
(Звучат фанфары.)