Внеклассное мероприятие по литературе "Годы А.С. Пушкина в Царскосельском лицее"

Разделы: Литература


Цель мероприятия: углубление и расширение знаний учащихся о юношеских годах великого поэта, о системе воспитания и образования его соратников и друзей.

Презентацию можно получить у автора статьи. Слайд 1.

(Тёмная сцена. Стол, накрытый скатертью. Свечи, горящие в подсвечнике.)

Звучит негромкая музыка. Выходит на сцену “лакей”, сбивает пыль с мебели, подходит к столу, говорит с собой вслух неторопливо строки:

Лакей:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото, одетые леса.
В их сенях ветра шум, и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч – и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут.

Слайд 2.

(Фонограмма: Нарастающий гул голосов, музыка. Видеоролик. “Бал” и на сцене танцует группа учащихся вальс Грибоедова.)

Лакей задувает свечи и уходит.

(Пары вновь кружатся в вальсе и уходят со сцены.)

(На сцену весёлой гурьбой выбегают несколько мальчишек 10–12 лет. Взъерошенные волосы, озорничают, смеются. Внезапно останавливаются, берутся за руки.)

Слайд 3.

Маленький Пушкин:

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –

Маленький Дельвиг:

Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.

Маленький Кюхельбеккер:

Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,

Маленький Иван Пущин:

Всё те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село.

Слайд 4. (Видеоролик.)

(Остаются на сцене. Когда гаснет свет уходят. Голос за кадром.)

Слайд 5.

19 октября 1811 года в Царском селе тридцать мальчиков сели за парты и стали одноклассниками. Их называли “Первый курс Царскосельского Лицея”. Класс как класс, мальчишки как мальчишки – проказники, спорщики, лодыри, из которых в дальнейшем выйдут поэты и министры, офицеры и “государственные преступники”. В детстве и юности они читали повести и легенды о греческих и римских героях, а сами еще при жизни или вскоре после смерти стали легендой, преданием…

Слайд 6. (Видеоролик.) Слайд 7, 8, 9.

Без малого через шесть лет 29 юношей получат аттестат. Когда-то в течение многих лет выпускники этого, пожалуй, самого престижного учебного заведения России тех лет собирались в этот день, чтобы вспомнить годы своего ученичества, годы братства, которое родилось в его стенах и которое лицеисты хранили всю свою жизнь. Конечно, поистине всероссийскую славу составил один из них – Пушкин. Если бы не этот живой, кудрявый мальчик, которого родители привезли в лицей в 1811 году, о Царскосельском лицее мы, скорее всего, вообще не вспоминали.

Александр Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве. Но днем рождения великого поэта можно назвать и дату 19 октября, потому что 19 октября 1811 года был открыт Царскосельский Лицей, и это день духовного рождения личности поэта.

Вы помните: когда возник Лицей,
Как царь для нас открыл чертог Царицын,
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей...

Пушкин провел в Лицее 6 лет. Это было особое учебное заведение для мальчиков из знатных дворянских семей.

Дух вольномыслия царил в лицейской республике.

Слайд 10. (Видеоролик.) Слайд 11.

Но в то же время огромное значение придавалось учению.

Слайд 12 (Видеоролик.) Слайд 13.

Занятия в Лицее начинались 1 августа и проходили до 1 июля, но и июль, единственный месяц каникул, лицеисты должны были проводить в Царском Селе. Таким образом, все 6 лет обучения воспитанники были оторваны от дома и родных, составляя единую лицейскую семью.

Слайд 14.

На протяжении всего обучения действовал единый режим дня: В шесть часов лицеисты вставали, молились. С семи до девяти часов проходили учебные занятия. Затем мальчикам подавали чай, они гуляли и в десять часов шли на занятия. В полдень отправлялись на прогулку, потом обедали, а с 14-ти до 17-ти часов учились. Вечером два часа было отведено на повторение уроков, затем ужинали, отдыхали и в 22 часа молились и ложились спать.

Слайд 15. (Видеоролик.) Слайд 16.

Годы учебы в Лицее навсегда сохранились в душе Пушкина. В лицее он нашел друзей, которые полюбили и оценили его талант. Это Иван Пущин, (на сцену выходят по очереди действующие лица и сам А. Пушкин) Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг, Федор Матюшкин, Александр Горчаков. И эту пылкую дружбу, верность лицейскому братству Пушкин пронес через всю жизнь.

1-й чтец: Меж нами все рождало споры

2-й чтец: И к размышлению влекло:

3-й чтец: Племен минувших договоры,

4-й чтец: Плоды наук, добро и зло,

5-й чтец: И предрассудки вековые,

6-й чтец: И тайны гроба роковые.

Слайд 17. (Видеоролик можно получить у автора статьи.) Слайд 18.

Голос за кадром:

В “лицейской республике” шла своя жизнь. Здесь все были равны. Лицейская семья заменила мальчикам родные семьи. И Пушкин вместе со всеми играл в мяч, прыгал через стулья, состязался в остроумии – и писал стихи, как многие из них. Но однажды, зимним морозным днем января 1815 года, лицеисты поняли, что их курчавый товарищ стал иным. Он их перерос.

Слайд 19.

Пушкин:

Промчались годы заточенья:
Недолго, мирные друзья,
Нам видеть кров уединенья
И царскосельские поля.
Разлука ждет нас у порога,
Зовет нас дальний света шум.
И каждый смотрит на дорогу
С волненьем гордых, юных дум.

Слайд 20.

Дельвиг: Май 1817 года. Газета “Санкт-Петербургские ведомости” приглашают публику и родителей на выпускные экзамены Царскосельского Лицея. Впереди 17 дней. 15 экзаменов.

Был торжественный экзамен в Лицее, на который съехались гости, родные. Приехал из Петербурга и старый, уважаемый всеми поэт – Гавриил Романович Державин. Усталый, в мундире и теплых сапогах, сидел он за экзаменационным столом, рассеянно слушал мальчиков, выходивших на середину залы и читавших стихи. Но вдруг Державин встрепенулся, он услышал Пушкина, читавшего свое стихотворение “Воспоминания в Царском селе”.

Слайд 21.

(На фоне презентации звучит аудиозапись стихотворения “Воспоминания в Царском Селе.)

Слайд 22.

Дельвиг: Это были не просто рифмованные строки, это была поэзия. Растроганно обнял маститый поэт Александра, который тут же убежал. Спустя годы Пушкин напишет об этой встрече:

Пушкин: “Как узнали мы, что Державин будет к нам, все мы взволновались… Экзамен наш очень его утомил… Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали; он преобразился весь… Не помню, как я окончил свое чтение; не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять… Меня искали, но меня не нашли…”

Слайд 23.

Кюхельбекер: Образовательный процесс в Лицее был направлен на воспитание честного и благородного человека, достойного члена общества, ценящего добро и справедливость выше карьерного роста и личной славы. Мы мечтали о том, чтобы скорее завершить образование и стать самостоятельными. Однако потом всю жизнь с благодарностью и любовью вспоминали Лицей.

Слайд 24. (Видеоролик можно получить у автора статьи. Клятва о дружбе и чести.)

Пушкин: Мы начали готовиться к выходу из Лицея. Разлука с товарищеской семьей была тяжела, хотя ею должна была начаться желанная эпоха жизни, с заманчивой, незнакомой далью. Девятого июня был акт. Характер его был совершенно иной: как открытие Лицея было пышно и торжественно, так выпуск наш тих и скромен…

Слайд 25.

Дельвиг:

Простимся, братья, рука в руку!
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку,
Быть может, здесь сроднила нас!

Кюхельбекер:

…В бездействии счастливом
Забуду милых муз, мучительниц моих,
Но, может быть, вздохну
В восторге молчаливом,
Внимая звуку струн твоих.

Слайд 26.

Пушкин:

В последний раз, в сени уединенья,
Моим стихам внимает наш пенат.
Лицейской жизни милый брат,
Делю с тобой последние мгновенья.

Слайд 27. (Видеоролик можно получить у автора статьи. О том как сложилась судьба лицеистов.) Слайд 28.

(Звучат фанфары.)