Форма урока - проповедь
Цели урока:
- донести до сознания учащихся ценность основных нравственных понятий: любви, добра, милосердия, гуманности. Показать влияние красоты на воспитание души человека. Выявить эмоциональное восприятие учащихся от увиденных картин, представленных ситуаций;
- развивать мышление учащихся, речь;
- воспитывать нравственно-эстетические качества личности.
Оборудование: презентация «Картины природы», музыкальные записи В.А. Моцарта, Ф. Шуберта, Д. Ласта, М. Матье, записи «Легенда о матери» (В.А. Сухомлинский), «Раскаяние отца», «Цена улыбки» (Д. Карнеги)
Ход урока
Звучит музыка В.А. Моцарта. 40 симфония соль-минор.
Вступительное слово учителя
Наиболее важной проблемой нашего времени является вопрос очеловечивания отношений между людьми. Мы всё чаще стали произносить слова: любовь, милосердие, добро, гуманность, ощущая острый дефицит в этих нравственных категориях. Поэтому наш урок не случаен. Это попытка разобраться в себе, в своих чувствах, поступках, увидеть и понять, как прекрасен этот мир, как быстротечна человеческая жизнь, и нужно торопиться жить, чтобы оставить свой след на земле.
На нашем уроке «По дороге нравственности в союзе с красотой» принимают участие преподаватели музыки и изобразительного искусства.
Итак, мы начинаем.
Звучит песня Ф. Шуберта «Аве Мария»
Учитель
- Одним из важнейших видов искусства является музыка. Она способна творить чудеса: снимает усталость, поднимает настроение, заставляет смеяться или, наоборот, плакать, вызывает сочувствие и очищает душу, погружая её в сказочный неповторимый мир звуков и образов.
Выступление учителя музыки
Показ презентации «Картины природы» на фоне музыки Д. Ласта
«Одинокий пастух». Чтение стихотворения Владимира Евпатова
Учитель
Порою так полна покоя
Природа, так душа чиста,
Что нет сомнения: собою
Мир освещает красота.
Она всё одухотворила:
И луг, и рощу, и жнивьё…
И как второе солнце мира
Мы сердцем чувствуем её.
Кто не замирал, не в силах преодолеть чувство восторга от необозримых просторов лугов, полей, перед видом заснеженных вершин Кавказа? Кому не хотелось окунуться в океан трав и цветов? А кто не был потрясён морем, бескрайним, спокойным или вздымающимся? И разве не покоряли нас замысловатые по форме снежинки, картины художника и лица людей!
Выступление учителя изобразительного искусства.
Звучит полонез Огинского
Выступление учителя
Мир существует потому, что существует любовь. Это слово многолико и безмерно. Оно включает в себя множество оттенков значения. Любовь бывает разной: любовь к Родине, к матери, земле, любовь к женщине, любовь-привязанность к какому-нибудь делу. Но как бы многогранно не было это слово, оно связывает всё в нашей жизни. Потому что всё в жизни начинается с любви! Любовь – это сердце всего. Сила любви огромна.
Так Герда растопила своими слезами ледяное сердце Кая.
Так нить Ариадны вывела Тезея из лабиринта судьбы.
Так безграничная любовь отца, принесённая в жертву, спасает жизнь сыну. Сын падишаха Бабура, основателя Могольской династии в Индии, серьёзно заболел. Отец с отчаянной решимостью молился о том, чтобы он принял на себя болезнь, а жизнь его сына была бы спасена. Сын выздоровел, а Бабур немедленно заболел и умер от той же самой болезни, из которой воскресил сына.
Чтобы предотвратить взаимную резню двух деревень: армянской и азербайджанской, председатель колхоза Хураман Аббасова бросила перед толпой на дороге платок чести: « Сначала убейте меня!» И люди, ослеплённые великой любовью к ним, повернули назад.
Главврач Крымской больницы профессор Наум Балабан был женат на немке знатного происхождения. Когда до них докатилась фашистская оккупация, больше половины своих подопечных профессор сумел передать родным. Остальные вместе с врачом-спасителем подлежали уничтожению. Для этого между рвом и городом курсировала автодушегубка. Немку не тронули, но она вместе с мужем вошла в адскую машину. Любовь оказалась сильнее смерти.
Есть грех бессердечия и героизм любить человека. Е.Ю. Кузьмина – Караваева, мать Мария, героиня антифашистского подполья, вошла в газовую камеру вместо молодой женщины. « Ты моложе, тебе жизнь нужнее», - сказала она.
Николай I разрешил женам-декабристкам ехать к их мужьям в Сибирь, только оставив детей. Кого-то этот страшный запрет остановил. А кого-то…
«Когда дети вырастут, они спросят, почему я покинула их отца в несчастье»
Первыми уезжают Екатерина Трубецкая и Мария Волконская.
Тот, кто любит, выходит из безумной игры в пятнашки зла и передачи ненависти и мести друг другу.
Знаете, как из-за мухи начиналась война?
Муха слизала каплю мёда, её убил кот. Кота убила собака, собаку убил хозяин кота. Хозяина кота убил хозяин собаки. Потом родственники хозяина кота, потом две деревни, потом две страны, и вот уже весь мир – империя зла, множащая горе и оправдывающая себя великими именами, великими идеями, оправданиями, которые всегда найдутся, было бы желание.
Существует другое долго играющее выражение: «У попа была собака, он её любил… Она съела кусок мяса, он её убил и закопал, и надпись сделал: «У попа была собака, он её любил…»
Тот, кто любит, любит живых, но не мёртвых.
Гитлер «любил» Моцарта. Но только мёртвого. Если бы Моцарт был жив, он сначала должен был бы доказать, что он не еврей и отречься от еврея.
О материнской любви ходят легенды. Есть старинная украинская легенда.
Звучит запись «Легенда о матери» В.А. Сухомлинского
- Такова легенда, созданная народной мудростью. «Если в сердце сыновнем загорелась искра в тысячу раз меньше материнской любви, - говорит народная пословица, - то и тогда эта искра горела всю жизнь человеческую неугасимым пламенем. И если бы Родину облачить в образ женщины, на груди которой сиял бы орден матери-героини, то даже самый неискушённый скептик сказал бы: «Достойна!»
Человек умирает только тогда, когда перестаёт любить и когда его перестают любить. И тогда на земле ему больше делать нечего.
И неба тихое свеченье,
И речек бурное теченье –
Перестаёт иметь значенье.
Нам бывает больно от причинённого кем-то зла. И было бы справедливо наказать обидчика, разобраться, отомстить, чтобы не повадно было. Но надо помнить о том, «зло всегда возвращается на голову того, кто его выпускает в мир». Поэтому никогда не нужно отвечать на зло злом. Что посеет человек, то и пожнёт. Не беспокойтесь о чьём-либо наказании: вся их жизнь - их заслуга и наказание.
Величественный храм Христа Спасителя в Москве в честь победы в Отечественной войне в 1812 года было решено строить на месте маленького женского монастыря. Когда монастырь сносили, и оттуда уходила его настоятельница, она сказала: «Ну, что у вас тут будет? Одна лужа…»
Через 100 лет её пророчество сбылось. На месте взорванного храма построили бассейн «Москва». Но через время бассейн уничтожили, так как в нём участилось много непредсказуемых случаев со смертельным исходом. В 2000 году храм Христа Спасителя был возрождён и встретил великий юбилей двухтысячелетия Рождества Христова. Так была восстановлена справедливость.
«Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить».
В 30-е годы в селе Сростки, на родине Шукшина, одна активистка взяла из только что разрушенной церкви икону Божьей Матери, пошла к тракторам на поле и …раз её о землю: «Благословляю вас, товарищи!»
Что с иконой стало – неизвестно, а безбожница сразу же ослепла. Так 12 лет до конца жизни и мыкалась слепая. А та земля, то поле, которое она «благословила», до сих пор не плодоносит.
« Богу - богово, кесарю – кесарево, каждому – своё», - начертано на вратах Бухенвальда. По приказу Гитлера в последний день войны было затоплено Берлинское метро, где скрывалось население города. Так же, как кровавые жертвоприношения древних ацтеков и майя, когда вырывались сердца, убивались младенцы. Алтарём жертвоприношений сверхчеловеческой религии фашизма оказывались крематории концлагерей, чтобы множеством жертв умилостивить отвернувшихся от Гитлера грозных богов. Гитлер посчитал себя вправе встать на место Бога и заняться селекцией, очищением, облагораживанием человечества.
Он забыл молитву мудрых, за что злой рок жестоко преследовал его и наказал. Эту молитву мудрых надо знать всем.
« Господи, помоги совершить то, что могу совершить, а не браться за то, что не в моей власти, не в моих силах и не в моей воле.
Дай силы, Господи, чтобы изменить то, что я могу изменить!
Прибавь уверенности, чтобы не беспокоиться там, где от меня ничего не зависит.
Не лиши мудрости, Господи, чтобы отличить одно от другого.
Дай, Бог, ума, чтобы смириться с тем, чего нельзя изменить.
Дай, Бог, сил, чтобы бороться с тем, что я должен изменить»
Сухомлинский говорил: «Величие души человека обнаруживается в том, как он обращается с маленькими людьми».Вместо того чтобы осуждать людей, надо понять их, попытаться представить себе, почему они поступают именно так, а не иначе. Это развивает в человеке сочувствие к окружающим, терпимость и доброжелательность. Всё понять – значит – всё простить.
Да, дети и взрослые часто несправедливы друг к другу. Конфликт отцов и детей живёт целые века.Если бы доброты и понимания между родителями и детьми было больше, тогда бы не пришлось нам услышать раскаяние отца.
Звучит запись «Раскаяние отца» Д. Карнеги
Самым главным средством воспитания души человека является красота. Она стоит у истоков нравственности.Под красотой понимают не только искусство, музыку, кино, но и сердечные отношения между людьми.
Красота лица и тела – есть результат гармонии души.Может ли быть красивым лицо, лишённое красоты? Да, может, если оно излучает доброту, душевную щедрость, одухотворённость. И наоборот, прекрасное лицо, искажённое злобой, надменностью и презрением к окружающим, становится безобразным.
Эдит Пиаф, французская певица, имела пороки внешности из-за страданий и болезни. А когда она пела, её голос перекрывал оркестр и хор. Гармония прекрасной души заслоняла неизгладимые шрамы её некрасивого больного тела. Когда она венчалась в соборе Нотр-Дам с безумно любящим её мужчиной, хотя разница в годах составляла 20 лет, лицо её было прекрасно. Она заплакала, увидев у собора ликующую толпу поклонников её таланта. Она плакала от неожиданности, счастья, от гармоничности всего.
Звучит песня Мирей Матье
« Если бы Эдит Пиаф не потрясла меня своим талантом, то я до сих пор бы клеила конверты на фабрике», - говорила МирейМатье, самая старшая из 13-ти детей в бедняцкой семье. Она стала всего за 8 месяцев суперзвездой мировой эстрады и миллионершей в 20 лет.
Сила красоты велика.Так, однажды в Афинах на театральном представлении роль бога Диониса играл молодой раб, огромного роста красавец, ещё безбородый. Афиняне пришли в такой восторг и так долго рукоплескали ему, что владелец отпустил его на свободу, пояснив при этом, что нечестиво было бы удерживать в неволе тело, достойное бога.
А вот ещё быль. Кто не знает Митрофанушки из комедии «Недоросль». Его слова «Не хочу учиться, а хочу жениться», - стали крылатыми.Известно, что Митрофанушка был написан с реального лица, дворянского сына Алексея Оленина. В 1782 году шла премьера пьесы, на которой он присутствовал. Оленин узнал себя в спектакле и был настолько потрясён, что всерьёз принялся за учёбу. Прошло время, и Алексей Николаевич стал одним из образованнейших людей своего времени. Он был археологом, историком, художником и даже членом государственного Совета, директором Петербургской публичной библиотеки. А с 1817 года - президентом Академии художеств. Казалось бы, не было недостатка в уговорах старших, но нет, душа подростка была глуха. И только искусство смогло перевернуть всю жизнь!
Да, поистине был прав мудрец, который сказал, что «правда и красота всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле».
В трудное, тяжёлое время мы живём, и как важно помнить о том, что ты не одинок – с тобой люди. Поэтому нужно дарить друг другу добро, улыбки, чтобы не ожесточиться, не затеряться в круговороте жизни.
- Улыбайтесь!
Улыбайтесь не только тогда, когда вы счастливы, но и тогда, когда вам тяжело, грустно.
- Улыбайтесь!
И вы почувствуете, как грусть и обида уходят, и на душе становится радостно и легко. Цену улыбки не измерить деньгами. Она бесценна!
Звучит запись «Цена улыбки» Д. Карнеги
Заключительное слово учителя
Наш урок подходит к концу. Хотелось бы узнать, нашёл ли он отклик в вашем сердце, в вашей душе.
Выступление учащихся с отзывами об уроке, с оценкой увиденного и услышанного на нём, с показом своих работ.