Литература
-
Урок литературы «Братья в литературе» («Собратья по перу» в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита») 2015
В основе урока литературы в 11-м классе – поисковая беседа по 5, 6, 13, 28-м главам. Цель: найти ответ на вопрос: «Соответствуют ли изображенные в романе литераторы высокому званию писателя-мастера?» Вывод по теме – вечные истины всегда остаются вечными. Конечный продукт – совместно составленный план по теме.
-
Методические рекомендации по артикуляционной гимнастике 2015
Практический материал может быть использован педагогами дополнительного образования, учителями общеобразовательных учреждений. Систематизированный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики в развивает и обогащает интонационную выразительность речи детей, формирует физиологически правильное функционирование дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.
-
Интегрированный урок (химия + литература + МХК) «Встать! Суд идет! Любовь: за и против». 11-й класс 2015
Цель урока: формирование знаний о химических и физиологических предпосылках любви, представлений о любви в творчестве писателей, художников. Занятие проводится в форме судебного заседания. Ведущими суда выступают педагоги. Судья – приглашенные гости, которым дается задание: оценить выступления всех участников процесса.
-
Литературно-музыкальная гостиная, посвященная творчеству поэтов и писателей Севера о Великой Отечественной войне, «Мы и сегодня живы ими» 2015
Литературно-музыкальная гостиная воспитывает патриотизм школьников, может быть проведена на уроках внеклассного чтения после изучения творчества Ф. Абрамова или как внеклассное мероприятие.
-
Урок внеклассного чтения «Трансформация образа семьи в повести Дины Сабитовой "Три твоих имени"». 7–11-е классы 2015
Урок знакомит учащихся с творчеством Дины Сабитовой, развивает читательские и исследовательские навыки при работе с художественным произведением, воспитывает чувства милосердия, сострадания, расширяет кругозор учащихся.
-
Урок литературы «Устное народное творчество. Обрядовый фольклор». 6-й класс 2015
Цель урока: знакомство с устным народным творчеством, формирование устойчивых знаний о истории русского фольклора.
-
Урок внеклассного чтения по повести Э.Г. Казакевича «Звезда». 9-й класс 2015
Урок внеклассного чтения нестандартный: литературная игра «Что? Где? Когда? Как? Почему?» Такая форма урока пробуждает интерес к чтению. Размышления о событиях прерываются фрагментами фильма, музыкальными паузами.
-
Изучение биографии писателя как средство воспитания интереса к урокам литературы в старших классах 2015
Обобщен опыт по изучению биографий писателей в 9–10-х классах. Встреча с классиком должна подготовить учащихся к восприятию творчества, к работе над художественными произведениями. Для биографии каждого писателя нужно найти свой ключ.
-
Литературная гостиная «Адресаты любовной лирики С.А. Есенина» 2015
Любовная лирика С.А. Есенина автобиографична и правдива. В ранних стихах поэта любовь сливается воедино с поэзией природы, в них неуемное ликование души рождено восторженными мечтами о любимых рязанских девушках. Позже это чувство у поэта сливается с чувством к Родине. Стихи его последнего периода полны презрения к неискренности отношений, неприятия женского лукавства, но все же воспевающие светлое чувство любви. В работе дан исчерпывающий ответ на вопрос, кто адресат любовной лирики С. Есенина.
-
«Своеобразие языка поэзии Есенина». 5–11-й класс 2015
Урок посвящен творчества Сергея Есенина. Анализируются отрывки из стихотворений C. Есенина, подробно описываются изобразительно-выразительные средства, творческая манера автора, своеобразие языка его поэзии.
-
Урок внеклассного чтения «Не ищи клад на стороне: он рядышком» (знакомство с биографией вятской писательницы Т.А. Копанаевой) 2015
Учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством Т.А. Копаневой, историей родного края. Развивается творческое воображение учащихся. Воспитывается уважительное отношение к культуре и прошлому вятской земли.
-
Урок на тему «Судьба человека во время войны» (по стихотворению М.В. Исаковского «Враги сожгли родную хату…» и рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека») 2015
В ходе урока предлагается провести сопоставительный анализ стихотворения М.В. Исаковского «Враги сожгли родную хату…» и рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека».
-
Урок литературы по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Тема: «Вожатый». 8-й класс 2015
Урок литературы по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» развивает умения читать и понимать текст художественного произведения, проводить исследовательскую работу и собирать материал для характеристики героя, сопоставлять, анализировать собранный материал, готовить его к презентации и делать выводы.
-
Стихотворение А.С. Пушкина «Бесы» 2015
Программа по литературе рекомендует познакомить учащихся со стихотворением А. С. Пушкина «Бесы» в VII классе. Оно, как я убедилась на практике, очень нравится школьникам. Семиклассники с удовольствием читают стихотворение наизусть, обсуждают, видят в нем не только пейзажную зарисовку, но и те философские вопросы, которые затрагивал автор.
-
Урок-путешествие «Пригородный поезд дальнего следования» по поэме В. Ерофеева «Москва – Петушки» 2015
Урок-путешествие по поэме В. Ерофеева погружает учащихся в фантастический мир героев. Исключительность ерофеевского дарования вне сомнений. Эрудиция автора в области литературы, философии, политики, богословия безгранична.
-
Урок на тему «Собака выла…» по рассказу Л.Н. Андреева «Кусака» . 7-й класс 2015
Мир, в котором мы живем, огромен, прекрасен. В нем уживаются добро и зло, верность и предательство, любовь, сострадание, милосердие и ненависть, равнодушие, безразличие… Как не потеряться в этом мире, найти себя, стать настоящим человеком? Думается, что рассказ Л. Андреева «Кусака» поможет найти ответы на нравственные вопросы. Сделать это не просто, но очень важно.
-
Произведения о родине, природе и себе. Н. Рубцов «Родная деревня» 2015
Цель урока: сформировать представление об образе родины в лирике Н.М. Рубцова, уметь определять ключевые слова в стихотворении, комментировать их; тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение; развивать внимание, память, речь, логическое мышление, творческие способности; обучать комплексному анализу стихотворения; учить выразительно читать.
-
Открытый урок литературы по теме «Когда ты хочешь молвить слово…» 9-й класс 2015
Литературный альманах «Когда ты хочешь молвить слово…» обобщает материал. Цель: учить сопоставлять темы и проблемы произведений писателей и поэтов разных эпох; развивать умение выявлять основные концептуальные идеи; формировать гуманистическое мировоззрение учащихся.
-
Орг-диалог на уроках литературы «Жемчужина русского юмора Надежда Тэффи». 11-й класс 2015
Творчество Надежды Тэффи в некоторых программах по литературе значится в списках, рекомендованных для самостоятельного чтения. Занятие посвящено тонким, остроумным рассказам писательницы Серебряного века.
-
Литературно-музыкальная гостиная «Откровение…» 2015
Интегрированное мероприятие «Откровение» – это разговор о людях, имя, жизнь и творчество которых связано с Тамбовским краем. Оно может проводиться для широкого круга слушателей, быть включено в цикл внеклассных уроков по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.
-
Дебаты как средство анализа художественного произведения на уроках литературы 2015
В статье рассказывается о системе уроков литературы, построенных в форме дебатов, решается сразу несколько задач как дидактических, так и социальных: формирование навыков отбора и структурирования материала и навыков ораторского искусства. Урок литературы в форме дебатов обращает внимание учеников на детали при работе с текстом, которые они, возможно, пропустили бы при обычном анализе. Все это мобилизует внимание как при чтении, так и в ходе дебатов.
-
Урок литературы «Опять поминальный приблизился час…» (А. Ахматова «Реквием»). 11-й класс 2015
Цель урока: поговорить о том, что было явной былью и что забывать никак нельзя, ибо, как сказал А.С. Пушкин: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости». Поможет комментарий и анализ поэмы А. Ахматовой «Реквием». Урок включает работу в группах, чтение поэмы под музыку.
-
Урок литературы на тему «Характер русского человека» (по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека») 2015
Формируется представление об особенностях внутреннего мира героя; совершенствуются навыки работы в форме чтения-анализа; развиваются навыки работы с художественным текстом, устной и письменной речи.
-
Исследовательская конференция «Ефремовские чтения: метапредметный взгляд на мир» 2015
И.А. Ефремова как учёного-энциклопедиста, писателя-фантаста, человека отличали неиссякаемая любознательность и творческая энергия мысли. Он сравнивал человека с птицей и считал, что крылья человека – его знания, поэтому И.А. Ефремов стремился расширять горизонты своих знаний и всегда призывал к этому молодежь, школьников. Все это определило идею и форму проведения II исследовательской конференции старшеклассников. Общая тема конференции: «Энергия». Темы научных эссе учащиеся формулируют вместе с научным руководителем (учителем-предметником).
-
Бал и «После бала» (Творческая мастерская по рассказу Л.Н. Толстого «После бала»). 8-й класс 2015
Урок литературы в форме творческой мастерской смешанного типа – необычная форма изучения рассказа Л.Н. Толстого «После бала». Подобные уроки ненавязчиво погружают учащихся в атмосферу XIX столетия, творческий мир писателя, в нетрадиционной форме изучают материал, стимулируют познавательную и творческую активность детей.
-
Внеклассное мероприятие по литературе «Поэт трагической судьбы» (к 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова) 2015
Внеклассное мероприятие по литературе к 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова для учащихся 5–7-х классов расширяет знания о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова, раскрывает значение Тархан в его судьбе, развивает вкус, познавательный интерес, творческие и коммуникативные способности, воспитывает любовь к литературе, родине.
-
Викторина, посвященная 200-летию со дня рождения И.А. Гончарова 2015
Цель мероприятия: воспитание патриотизма и гражданственности у молодого поколения на основе творчества И.А. Гончарова; формирование духовно-нравственных качеств у подрастающего поколения; повышение статуса русского языка; развитие исследовательской деятельности учащихся.
-
Мотивы противоборства враждебных сил в природе и душе человека (по творчеству Ф.И. Тютчева) 2015
Ф.И.Тютчев – певец природы. Через обращение к ней он нередко раскрывает сложный мир человеческой души во всем богатстве его переживаний. Аналогии между явлениями внешнего мира и мира внутреннего часто проводятся поэтом изобразительными средствами. Мотивы противоборства враждебных сил в природе и душе человека рассматриваются на примере стихотворения «Поток сгустился и тускнеет…».
-
«Стихотворение А. Блока «Россия», его историческая тема, современное звучание и смысл». 8-й класс 2015
Цель урока: совершенствование умения анализировать художественное произведение, формирование учебно-познавательной и коммуникативной компетенций школьников.
-
ФГОС на уроках литературного чтения с психологическими приемами на примере произведения Н.Н. Носова «Ступеньки» 2015
Курс литературного чтения в начальной школе закладывает основу дальнейшего образования, в котором чтение служит важным элементом всех учебных действий. Цель: достижение личностных, метапредметных, предметных результатов курса, заложенных в ФГОС, с психологическими приемами; помочь ребенку стать читателем, оказать благотворное влияние на его духовно-нравственное развитие.