Литература
-
Анализ рассказа «Л.С. Петрушевская "Черное пальто"» 2015
Урок основан на технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Для знакомства с прозой XXI в. выбран небольшой по объtму, но актуальный для молодых людей рассказ Л.С. Петрушевской «Чtрное пальто». Для работы по теме необходимо два часа
-
Выразительные средства языка для описания природы в рассказе К. Паустовского «Мой дом». 3-й класс 2015
Урок знакомит с творчеством К. Паустовского. Учащиеся выразительно читают вслух текст, излагают содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам.
-
Отражение эпохи в стихотворении О. Мандельштама «Я вернулся в мой город…» 2015
Стихи Мандельштама сложны для понимания учащимися идейного содержания, порой их восприятие отличается противоречивостью и неоднозначностью. Задача учителя – ввести старшеклассников в мир образов поэзии Мандельштама, научить прислушиваться к интонации его поэтической строки. Урок пробуждает интерес к личности и творчеству Мандельштама в анализе одного из лучших стихотворений «Я вернулся в мой город…»
-
Литературно-музыкальная гостиная «Прикоснись к подвигу сердцем…» 2015
Литературно-музыкальная гостиная посвящена 70-летию Победы в Великой Отечественной войне; знакомит с песнями военной тематики известных поэтов-бардов. В сценарий включены песни Б.Ш. Окуджавы, В.С. Высоцкого и других поэтов.
-
Козьма Прутков. Заседание PR-агентства 2015
Система уроков включена в раздел «Русская литература XIX века». Содержание уроков активизирует творческие способности учащихся. Литературной мистификации «жизни и творчества» Козьмы Пруткова предшествует изучение творчества А.А. Фета, чья жизнь и творчество были своего рода мистификацией (от А. Фета к А. Шеншину), Н.С. Лескова, который стремился «к созданию "монографий" народных типов», М.Е. Салтыкова-Щедрина. Ребята знакомятся с основными приемами сатиры, в частности, гиперболой, гротеском, эзоповым языком, фольклорной стилизацией, авторской иронией.
-
Урок литературы «Смоленская робинзонада Михаила Пришвина». 9-й класс 2015
Есть в русской литературе писатели, открыть которых для себя можно в любом возрасте – в детстве, юности, будучи зрелым человеком. Один из таких художников – М.М. Пришвин. Много прекрасных мгновений запечатлено в слове на страницах его книг. Среди них особое место занимает произведение «Школьная робинзонада». Часть биографии писателя связана со Смоленским краем.
-
Литературная игра по роману Жюля Верна «Таинственный остров» 2015
Материал общешкольного внеклассного мероприятия по роману Ж. Верна «Таинственный остров». В литературной игре принимают участие две команды по пять человек, сформированные из учащихся 7-х классов.
-
Поисковая деятельность на уроках литературы при изучении художественных произведений 2015
Учитель, размышляющий над тем, чему и зачем он учит, осознает: нужно не только дать знания, сформировать умения и навыки, но и развивать способности учеников, воспитывать личность. Поисковый метод опирается на следующие формы деятельности: работа с текстом; выбор цитат; анализ текста: целостный, эпизода, сопоставительный; выявление художественных особенностей текста.
-
Исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы 2015
Учитель-профессионал не только сам становится исследователем, но и включает в исследовательскую деятельность школьников. Ученики вовлекаются в поиск решения сложных, проблемных вопросов, актуализируют знания, вырабатывают навыки анализа, умение абстрагировать, делать выводы, обобщать. В статье исследовательская деятельность учащихся представляется как логически выстроенная, проверенная на практике система работы учителя и учеников.
-
Урок литературы «Братья в литературе» («Собратья по перу» в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита») 2015
В основе урока литературы в 11-м классе – поисковая беседа по 5, 6, 13, 28-м главам. Цель: найти ответ на вопрос: «Соответствуют ли изображенные в романе литераторы высокому званию писателя-мастера?» Вывод по теме – вечные истины всегда остаются вечными. Конечный продукт – совместно составленный план по теме.
-
Методические рекомендации по артикуляционной гимнастике 2015
Практический материал может быть использован педагогами дополнительного образования, учителями общеобразовательных учреждений. Систематизированный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики в развивает и обогащает интонационную выразительность речи детей, формирует физиологически правильное функционирование дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.
-
Интегрированный урок (химия + литература + МХК) «Встать! Суд идет! Любовь: за и против». 11-й класс 2015
Цель урока: формирование знаний о химических и физиологических предпосылках любви, представлений о любви в творчестве писателей, художников. Занятие проводится в форме судебного заседания. Ведущими суда выступают педагоги. Судья – приглашенные гости, которым дается задание: оценить выступления всех участников процесса.
-
Литературно-музыкальная гостиная, посвященная творчеству поэтов и писателей Севера о Великой Отечественной войне, «Мы и сегодня живы ими» 2015
Литературно-музыкальная гостиная воспитывает патриотизм школьников, может быть проведена на уроках внеклассного чтения после изучения творчества Ф. Абрамова или как внеклассное мероприятие.
-
Урок внеклассного чтения «Трансформация образа семьи в повести Дины Сабитовой "Три твоих имени"». 7–11-е классы 2015
Урок знакомит учащихся с творчеством Дины Сабитовой, развивает читательские и исследовательские навыки при работе с художественным произведением, воспитывает чувства милосердия, сострадания, расширяет кругозор учащихся.
-
Урок литературы «Устное народное творчество. Обрядовый фольклор». 6-й класс 2015
Цель урока: знакомство с устным народным творчеством, формирование устойчивых знаний о истории русского фольклора.
-
Урок внеклассного чтения по повести Э.Г. Казакевича «Звезда». 9-й класс 2015
Урок внеклассного чтения нестандартный: литературная игра «Что? Где? Когда? Как? Почему?» Такая форма урока пробуждает интерес к чтению. Размышления о событиях прерываются фрагментами фильма, музыкальными паузами.
-
Изучение биографии писателя как средство воспитания интереса к урокам литературы в старших классах 2015
Обобщен опыт по изучению биографий писателей в 9–10-х классах. Встреча с классиком должна подготовить учащихся к восприятию творчества, к работе над художественными произведениями. Для биографии каждого писателя нужно найти свой ключ.
-
Литературная гостиная «Адресаты любовной лирики С.А. Есенина» 2015
Любовная лирика С.А. Есенина автобиографична и правдива. В ранних стихах поэта любовь сливается воедино с поэзией природы, в них неуемное ликование души рождено восторженными мечтами о любимых рязанских девушках. Позже это чувство у поэта сливается с чувством к Родине. Стихи его последнего периода полны презрения к неискренности отношений, неприятия женского лукавства, но все же воспевающие светлое чувство любви. В работе дан исчерпывающий ответ на вопрос, кто адресат любовной лирики С. Есенина.
-
«Своеобразие языка поэзии Есенина». 5–11-й класс 2015
Урок посвящен творчества Сергея Есенина. Анализируются отрывки из стихотворений C. Есенина, подробно описываются изобразительно-выразительные средства, творческая манера автора, своеобразие языка его поэзии.
-
Урок внеклассного чтения «Не ищи клад на стороне: он рядышком» (знакомство с биографией вятской писательницы Т.А. Копанаевой) 2015
Учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством Т.А. Копаневой, историей родного края. Развивается творческое воображение учащихся. Воспитывается уважительное отношение к культуре и прошлому вятской земли.
-
Урок на тему «Судьба человека во время войны» (по стихотворению М.В. Исаковского «Враги сожгли родную хату…» и рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека») 2015
В ходе урока предлагается провести сопоставительный анализ стихотворения М.В. Исаковского «Враги сожгли родную хату…» и рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека».
-
Урок литературы по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Тема: «Вожатый». 8-й класс 2015
Урок литературы по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» развивает умения читать и понимать текст художественного произведения, проводить исследовательскую работу и собирать материал для характеристики героя, сопоставлять, анализировать собранный материал, готовить его к презентации и делать выводы.
-
Стихотворение А.С. Пушкина «Бесы» 2015
Программа по литературе рекомендует познакомить учащихся со стихотворением А. С. Пушкина «Бесы» в VII классе. Оно, как я убедилась на практике, очень нравится школьникам. Семиклассники с удовольствием читают стихотворение наизусть, обсуждают, видят в нем не только пейзажную зарисовку, но и те философские вопросы, которые затрагивал автор.
-
Урок-путешествие «Пригородный поезд дальнего следования» по поэме В. Ерофеева «Москва – Петушки» 2015
Урок-путешествие по поэме В. Ерофеева погружает учащихся в фантастический мир героев. Исключительность ерофеевского дарования вне сомнений. Эрудиция автора в области литературы, философии, политики, богословия безгранична.
-
Урок на тему «Собака выла…» по рассказу Л.Н. Андреева «Кусака» . 7-й класс 2015
Мир, в котором мы живем, огромен, прекрасен. В нем уживаются добро и зло, верность и предательство, любовь, сострадание, милосердие и ненависть, равнодушие, безразличие… Как не потеряться в этом мире, найти себя, стать настоящим человеком? Думается, что рассказ Л. Андреева «Кусака» поможет найти ответы на нравственные вопросы. Сделать это не просто, но очень важно.
-
Произведения о родине, природе и себе. Н. Рубцов «Родная деревня» 2015
Цель урока: сформировать представление об образе родины в лирике Н.М. Рубцова, уметь определять ключевые слова в стихотворении, комментировать их; тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение; развивать внимание, память, речь, логическое мышление, творческие способности; обучать комплексному анализу стихотворения; учить выразительно читать.
-
Открытый урок литературы по теме «Когда ты хочешь молвить слово…» 9-й класс 2015
Литературный альманах «Когда ты хочешь молвить слово…» обобщает материал. Цель: учить сопоставлять темы и проблемы произведений писателей и поэтов разных эпох; развивать умение выявлять основные концептуальные идеи; формировать гуманистическое мировоззрение учащихся.
-
Орг-диалог на уроках литературы «Жемчужина русского юмора Надежда Тэффи». 11-й класс 2015
Творчество Надежды Тэффи в некоторых программах по литературе значится в списках, рекомендованных для самостоятельного чтения. Занятие посвящено тонким, остроумным рассказам писательницы Серебряного века.
-
Литературно-музыкальная гостиная «Откровение…» 2015
Интегрированное мероприятие «Откровение» – это разговор о людях, имя, жизнь и творчество которых связано с Тамбовским краем. Оно может проводиться для широкого круга слушателей, быть включено в цикл внеклассных уроков по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.
-
Дебаты как средство анализа художественного произведения на уроках литературы 2015
В статье рассказывается о системе уроков литературы, построенных в форме дебатов, решается сразу несколько задач как дидактических, так и социальных: формирование навыков отбора и структурирования материала и навыков ораторского искусства. Урок литературы в форме дебатов обращает внимание учеников на детали при работе с текстом, которые они, возможно, пропустили бы при обычном анализе. Все это мобилизует внимание как при чтении, так и в ходе дебатов.