Литература
-
Исследовательская работа "И дум высокое стремленье…" (героической судьбе декабристов посвящается) 2015
Цель работы: расширение знаний по истории декабризма, формирование на примере декабристов таких нравственных качеств, как чувство национальной гордости, патриотизма.
-
Формирование информационной культуры через комплексные познавательные пятиминутки на уроках русского языка и литературы 2015
Работа посвящена решению вопроса о формировании информационной культуры обучающихся. Есть идея, что она может быть сформирована через комплексные познавательные пятиминутки на уроках русского языка и литературы. Каждый комплекс включает 3 пятиминутки по одной теме, в которых отражается триада «Познаю – Делаю – Размышляю», позволяющая, во-первых, усвоить школьникам необходимые знания, во-вторых, применить их на практике, в третьих, осмыслить качество их присвоения.
-
"Чтобы вовек во мне твоя свеча горела…"
2015
В рамках года литературы мы открываем литературную гостиную под общим названием «Пока горит свеча». В цикл литературных встреч вошли писатели, поэты, авторы известных произведений, которые своим творчеством внесли огромный вклад в культурное развитие России.
-
Открытый урок литературы "Любовная лирика Ф.И.Тютчева". 10-й класс 2015
Цели урока: помочь учащимся понять чувства лирического героя, проследить динамику переживаний, эмоций лирических персонажей; совершенствовать умение выразительно читать поэтические тексты, анализировать текст по плану; воспитывать любовь к прекрасному.
-
Интегрированный урок «Русский язык и литература» по теме «Русское слово и экология души» (два урока) 2015
Цель урока – формирование отношения к русскому языку и к слову, как общенациональной духовной, нравственной и культурной ценности; повышение интереса учащихся к роли языка в жизни каждого человека.
-
Исторический аспект нравственного облика героев в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" 2015
Целью интегрированного урока является формирование у обучающихся 7-го класса гражданской позиции о необходимости сохранения единства славянской культуры, воспитание патриотизма и толерантности. На данном уроке представлен анализ повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» через призму истории, проведены параллели со сложившейся непростой ситуацией в Украине в наши дни.
-
Литературная гостиная, посвященная Р.Бернсу "Песней гоним мы печали, шуткой красим свой досуг…" 2015
Внеклассное мероприятие для 9–11-х классов посвящено творчеству великого шотландского поэта Р.Бернса. Цели: повышение культурного и познавательного уровней учащихся, формирование социокультурной компетенции. Ребята сами выступают в роли ведущих, читают стихотворения на английском и русском языках, исполняют песни, аккомпанируя на гитаре и фортепиано.
-
Внеклассное мероприятие "Портрет Оскара Уайльда" 2015
Внеклассное мероприятие подготовлено в форме праздника, знакомит с известным английским драматургом и писателем, помогает проанализировать избранные страницы его творчества и «нарисовать» портрет Оскара Уайльда.
-
Литературная зарисовка, посвященная творчеству В.А.Урукова, "Все это мне не грезится, не снится…" 2015
Литературная мини-зарисовка «Всё это мне не грезится, не снится…» посвящена творчеству нижнеудинского поэта Валентина Алексеевича Урукова. Своё творчество этот человек посвятил одному-единственному, родному для него, – природе и людям Присаянья. Поэзия В.А. Урукова возвышает и радует наши души. Надеемся, что она порадует и Вас.
-
Урок литературного чтения в 4-м классе. Тема: "К.Г. Паустовский. Рассказ «Корзина с еловыми шишками»". («Жизнь дана на добрые дела») 2015
В процессе активной мыслительной деятельности на уроке учащиеся совершают открытия, находят ответы на вопросы: как рождается музыка, как она может воздействовать на слушателя, о чем может рассказать. Учащиеся знакомятся с музыкальным произведением Эдварда Грига, развивают свой эмоциональный мир, музыкальный слух, воображение, память и мышление.
-
«Поэзия – великая держава». Сценарий литературной гостиной поэтического клуба «Литературики» 2015
Наша встреча посвящена поэзии. Сегодня мы услышим, что думают сами поэты о своем творчестве, о роли поэзии в жизни, о том, что же это такое - поэзия, почему вот уже много лет она волнует человеческие сердца, в чем ее тайна? Вы услышите стихотворения русских и зарубежных поэтов. И очень бы хотелось, чтобы каждый из вас услышал те строки, которые предназначаются именно вам.
-
Урок-диалог "Всем глупым счастье от безделья, всем умным горе от ума" 2015
Подумаем, кто из героев комедии умён, а кто глуп. Почему никто из героев не добивается своих целей? И если главное в комедии - проблема обретения счастья, то становиться понятно, почему ум не помогает героям, почему от ума лишь горе. «Ум с сердцем не в ладу». Для достижения счастья мало ума и сердца, главное - привести их в состояние гармонии. Гармония - вот условие для достижения счастья.
-
Урок литературного чтения "Чудесные истины" (М.Метерлинк "Синяя птица") 2015
«Синяя Птица» – одна из самых добрых и светлых сказок мировой литературы – сказка о вечном поиске счастья человеком, сказка, воспевающая Мечту и дарующая Надежду и Веру. А поскольку человек всегда мечтает о счастье и стремится добиться его, она актуальна для любого времени и возраста. С помощью этой сказки хочу озарить детей добрым светом, фантазией и мечтой, указать путь к истине и счастью.
-
Межпредметная интеллектуальная игра "Своя игра" на тему "Празднование Пасхи и Рождества в России и Англии". 8–9-й классы
2015
Один из лучших способов проверки и аккумулирования знаний помимо тестов и контрольных работ, это, конечно же, игра. Формат «Своей игры» я считаю одним из самых удобных именно для подростков. Работая в команде, ребята учатся слушать и слышать друг друга, показать свои знания, а также этот вид игры помогает раскрыть своей потенциал застенчивым детям.
-
Интегрированный урок "Физики и лирики" 2015
Споры физиков и лириков о том, что важнее, наука или искусство, не утихают уже много лет. Каждая сторона стремится доказать свою правоту. В данной разработке предлагается сценарий интегрированного урока физики и литературы, который поможет десятиклассникам определиться в выборе направления дальнейшей деятельности.
-
Тема урока: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина 2015
Цель урока: выявить народную основу сказки А.С.Пушкина, смысл противопоставления злой царицы и царевны, красоты внешней и внутренней, роли художественно-изобразительных средств в сказке; развивать навыки выразительного чтения, лексической работы, работы с иллюстрациями; воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.
-
Открытый урок "Н.Сладков "Песенки подо льдом"" 2015
Урок литературного чтения в 1-м классе, на котором учащиеся анализируют рассказ Н.И. Сладкова "Песенка подо льдом", прослеживая за тем, какие открытия делает писатель, как он об этом рассказывает. На уроке развиваются приемы понимания и анализа текста, добывания информации из иллюстраций. Учащиеся используют жизненный опыт; развивают умение интерпретировать и обобщать полученную информацию; делать выводы.
-
Жизнь и творчество М.А.Шолохова 2015
Урок дает учащимся представление о личности писателя, показывает значение его произведений, объясняет, что закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и в фактах частной жизни, указать на гражданское мужество М.А.Шолохова, который одним из первых сказал правду о гражданской войне как о трагедии народа.
-
Тема родины в лирике С.А. Есенина 2015
Цели урока: развивать уважительное отношение к слову, чистоте, богатству поэтической речи; рассмотреть понимание родины поэтом на примере его творчества, пользуясь «ключами».
-
Программа факультатива по русскому языку и литературе "Как написать сочинение на 5". 11-й класс 2015
Цель курса: помочь учителю разработать системный подход к развитию коммуникативных и речемыслительных умений учащихся, эффективно организовать процесс обобщения, систематизации и углубления изученного литературного материала; выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме; подготовить ученика к промежуточной аттестации в форме сочинения.
-
Метод проекта как средство развития интереса к чтению 2015
Проектная деятельность – это педагогическая технология, которая нацелена на приобретение и применений новых знаний путем самообразования. Этот метод развивает творческую инициативу, подразумевает сотрудничество, создает положительную мотивацию и как следствие – вызывает интерес к художественному произведению. Прием работы над проектом мы покажем на примере повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», (программа В.Я. Коровиной, 7-й класс).
-
Урок литературы по теме "Испытание любовью (Два письма)" по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин". 9-й класс 2015
Урок посвящен изучению романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Два письма – ключевой момент судеб героев. Учащиеся не только изучат содержание этих писем, но и попытаются понять мотивы поступков Онегина и Татьяны, сравнят отношение героев к великому чувству любви, погрузятся в интонационное, композиционное, художественное своеобразие пушкинской лирики. Также ученики познакомятся с интерпретацией этих писем в других видах искусства: музыка, кино, художественное чтение.
-
Анализ художественного текста в процессе литературного исследования (Л.Н.Толстой "После бала") 2015
Чуть ли не с рождения школьника учат - и он сам учился - оценивать ситуацию общения, интонацию, отбор и порядок слов, ритм речи и т.д.: без этого невозможно понять содержание речи и разумно реагировать на нее. На конкретный ход школьного анализа влияют многие факторы: уровень читательской культуры и учебной деятельности класса, стиль работы учителя, рекомендации программы. Но определяющим является (или должно быть) влияние произведения. Надо только услышать писателя. Как это сделать?
-
Технология творческих мастерских на уроках гуманитарного цикла 2015
В школе мы начинаем литературу не читать, а изучать, препарировать, объяснять. Преобладание филологии над чтением, изучение над наслаждением от чтения - вот главная причина и исток того, что задача заставить ученика прочитать хотя бы программные произведения становится проблемой. Как добиться того, чтобы анализ произведения не отбивал интерес к чтению, а усиливал его, чтобы алгебра анализа не убивала гармонию, а позволяла постичь смысловую глубину и эстетическое совершенство текста?
-
Интерактивная модульная игра как инструмент интеграции межпредметного содержания в условиях внеурочной деятельности 2015
Для успешного решения задачи социализации обучающихся могло бы стать использование интегрированных межпредметных модульных игр с проекцией on-line. Участникам предлагается серия турниров, объединённая общей идеей, способной интегрировать содержание. «Изюминкой» является привлечение ресурсов on-line пространства, в частности, действующих социальных сетей: организация виртуальных проектных и исследовательских групп, групп по моделированию, решению различных образовательных задач.
-
Стихотворение М.Ю.Лермонтова "Парус". Работа с литературоведческими понятиями. 6-й класс 2015
Урок поможет вспомнить сведения о жизни М.Ю.Лермонтова и дополнить их; представить картины, изображенные в стихотворении «Парус» (устное словесное рисование), почувствовать точность и емкость каждого слова. Также урок помогает расширить знания по освоению теоретико-литературных понятий – жанра лирического стихотворения, размера стиха, определения рифмы; узнать такие понятия, как антитеза, инверсия; обогатить словарный запас учащихся.
-
Комментированное чтение поэмы В.В.Маяковского "Облако в штанах". 11-й класс 2015
В работе представлен подробный потекстовый анализ сложного для восприятия школьников произведения Маяковского. Цитирование исходного текста и его комментирование помогут учителю провести урок без усилий.
-
К 185-летию со дня рождения Н.С.Лескова. Драматический отрывок из романа Н.С.Лескова "Захудалый род. Семейная хроника князей Протозановых" (на русском и английском языках) 2015
Статья подготовлена к 185-летию со дня рождения Н.С.Лескова.
-
Урок-викторина по сказкам Х.К.Андерсена "Великий сказочник Датского королевства" 2015
Урок-викторина по сказкам Х.К.Андерсена предназначена для учащихся 5-х классов. Цель урока - организация игровой деятельности учащихся по проверке знаний содержания сказок Х.К.Андерсена. Викторина способствует закреплению у детей интереса к чтению, воспитывает любовь и бережное отношение к художественному слову, интерес к изучению творчества Андерсена.
-
"Аллегория". Изобразительно-выразительные средства языка на уроках подготовки к ОГЭ и ЕГЭ 2015
При изучении изобразительно-выразительных средств языка на уроках словесности мы часто сталкиваемся с определенными трудностями. Это запоминание новых для учеников терминов, умение обнаружить в тексте примеры изученных языковых явлений и т.п. В данном случае учитель пытается нетрадиционно подойти к изучению темы, использовать образное восприятие мира в процессе работы с текстами малого жанра (притча) позволить им стать со-творцами произведения и проникнуть в суть понятия «аллегория».