Литература
-
Методическая разработка урока на тему "Социальная антиутопия в русской и мировой литературе. Роман-антиутопия Е.Замятина «Мы»". 11-й класс 2016
На уроке, анализируя текст романа, учащиеся выявляют позицию автора. В процессе обсуждения формируют свой взгляд на проблему. Сравнивая произведения отечественных и зарубежных авторов разных исторических эпох, углубляют свои познания антиутопии как жанра литературы.
-
Внеклассное чтение. Картины родины и родной природы в стихотворениях Т.Д.Трясоруковой 2016
Цель урока: воспитывать чувство патриотизма, гордость за свою малую родину, бережное отношение к Родине и природе через знакомство с жизнью и творчеством Т.Д.Трясоруковой (поэта-земляка).
-
Образ "тургеневской девушки" в произведениях И.С.Тургенева "Чистейшей прелести чистейший образец…" 2016
На уроке учащимися проводится исследование по выявлению общих типичных черт, характерных для всех тургеневских героинь, анализируются их портреты, среда воспитания, отношения с возлюбленным. Делается общий вывод: кто же такая «тургеневская девушка».
-
Применение комментированного чтения на уроках литературы (из опыта работы) 2016
Применяя комментированное чтение текстов различных стилей на уроках, постепенно усложняя виды самостоятельной работы над текстом, я ставлю целью приучить школьников осознанно, вдумчиво читать произведения, обеспечить понимание произведения, помочь им эстетически воспринять творения авторов, что сегодня особенно важно, поскольку в школу возвращается самостоятельное творческое сочинение в 11-м классе, а также названные умения формируют личность думающую, анализирующую, рефлексирующую.
-
Интегрированный урок (МХК + литература) по теме "Искусство начала ХХ века. Русские сезоны в Париже. Ранние балеты Игоря Стравинского и русская поэзия Серебряного века". 11-й класс
2016
Цель урока: дать учащимся представление о синтезе русского искусства начала XX века.
-
Книга твоего формата. Личная ответственность человека за свою жизнь (по рассказу А.П.Чехова «Ионыч») 2016
Урок-исследование с элементами групповой творческой деятельности формирует у школьников отношения к литературе как важнейшей сфере человеческого бытия, способу самовыражения и посреднику между «Я» и миром, средству, отражающему и созидающему мир личности. Урок по рассказу А.П. Чехова «Ионыч» органично вплетается в систему уроков, посвященных изучению русской литературы 19 века, позволяя систематизировать и обобщать имеющиеся у обучающихся знания.
-
Логические пятиминутки как один из приемов развития учебно-логических универсальных учебных действий учащихся на уроках русского языка и литературы 2016
В статье рассматривается методический прием «логические пятиминутки» как одно из средств, направленных на развитие учебно-логических универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы. На конкретных примерах показывается предметное содержание логических пятиминуток, группы учебно-логических умений, формируемых с помощью данного дидактического средства, а также их включение на различных этапах урока.
-
Роль вставных элементов в художественном произведении 2016
Элективный курс позволяет более глубоко ознакомиться с содержанием художественных произведений, выделить эпизоды, которые помогают лучше передать идею, заложенную в тексте. Изучение роли вставных элементов помогает определить их разнообразные функции в произведении, способствует внимательному прочтению.
-
Технология творческих (французских) мастерских 2016
Урок-мастерская, посвященный поэзии Н.А.Некрасова (2 часа), позволяет заглянуть в творческую лабораторию поэта. Обучающиеся, работая в группах, рассматривают вопросы истории и теории литературы, закрепляют основные литературоведческие понятия, связанные со стихосложением, разбирают особенности построения стихотворной речи, пробуют сами писать стихи. Приобретенный опыт помогает погрузиться в творчество Н.А.Некрасов, найти его неповторимые черты.
-
Проектная работа на тему "Дети Первой мировой войны" (английский язык) 2016
Последнее десятилетие было отмечено повышением внимания отечественных исследователей к истории Первой мировой войны. Это обусловлено появившейся возможностью объективного всестороннего изучения указанного периода. Исследование участия детей в Первой мировой войне будет способствовать патриотическому, нравственному воспитанию суворовцев и укрепит чувство ответственности за свои деяния перед людьми старшего поколения и Отечеством.
-
Викторина «Мой любимый сказочник» 2016
Внеклассное мероприятие проводится в рамках недели книги для обучающихся 4–5-х классов. Форма проведения: игра-соревнование между 4-мя командами. Предусмотрена игра со зрителями. На данном мероприятии используется мультимедиа-презентация с минимум текста и богатым иллюстративным материалом. Она позволяет познакомить обучающихся с биографией Х.К.Андерсена. А раздаточный материал развивает у детей способности к самостоятельной и групповой творческой работе.
-
Урок ценностных ориентаций и творческого письма по сказке О.Уайльда "Мальчик-звезда". 5-й класс 2016
Урок ценностных ориентаций и творческого письма по сказке О.Уайльда “Мальчик – звезда” проводится как итоговое занятие перед сочинением по разделу “Литературная сказка” и направлен на раскрытие вечных ценностей: праведность, простота, человечность, смирение, терпение.
-
Интегрированный урок (литература + МХК) на тему "Образы Зимы и Весны в пейзажной лирике Ф.И.Тютчева". 5-й класс 2016
Интегрированный урок литературы и МХК в 5-м классе с применением ИКТ помогает формировать умение анализировать поэтический текст, расширить и углубить понятия о художественных особенностях лирического произведения. Способствует совершенствованию навыков выразительного чтения, коммуникативных навыков, памяти, внимания, творческих способностей. Воспитывает чуткого и внимательного читателя, умеющего воспринимать и понимать пейзажную лирику, любить и уважать родную природу.
-
Внеклассное интегрированное занятие (астрономия + литература) на тему "Ты – поэтов спутник сокровенный, ты – небес другая сторона…". 9-й класс 2016
Мероприятие развивает интерес к астрономии, детскую наблюдательность, способность к осмыслению своих наблюдений, любознательность. Раскрывает красоту природы, её законов. Показывает, что деление творческих людей на «физиков» и «лириков» не является абсолютным. Учит видеть родство поэзии и науки – разных сторон познания единого мира.
-
Урок по литературе "И.А.Крылов «Свинья под дубом»". 5-й класс 2016
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС и направлен на приобщение учащихся к богатствам отечественной литературы. В содержание урока включено рассмотрение таких вопросов литературы, как персонаж, тема, идея, мораль, сюжет, аллегория; используются приемы работы, направленные на формирование умений давать нравственную и эстетическую оценку произведению. Осуществляется деятельностный подход.
-
Обсуждение книги Аннабель Питчер "Моя сестра живет на каминной полке". 7-й класс 2016
На уроке внеклассного чтения по произведению современной английской писательницы Аннабель Питчер «Моя сестра живет на каминной полке» (2010) учащиеся смогут обсудить содержание книги, поставленные в ней проблемы, высказать свое мнение. Помимо совершенствования умения учащихся работать с текстом художественного произведения развивается умение составлять интеллект-карту, позволяющую выразить мысли в виде коротких ключевых слов, взглянув на которые можно восстановить ход рассуждений.
-
Сопоставительный анализ стихотворений А.С.Пушкина "Монастырь на Казбеке" и М.Ю.Лермонтова "Крест на скале" 2016
В статье представлено сопоставление двух тематически и идейно перекликающихся романтических стихотворений на основе образного, лексико-стилистического, морфологического, синтаксического анализа, а также анализа рифмы и ритма анализируемых произведений. Можно использовать при подготовке к олимпиаде по литературе, на факультативных занятиях, на уроке при обучении сопоставительному анализу лирических произведений.
-
Интегрированный урок "Урал – земля золотая". 10-й класс 2016
Интегрированный урок по литературе проводится в конце 10-го класса после окончания изучения на уроках географии темы «Свердловская область». Урок проходит в форме путешествия по городам Урала и Свердловской области. Учащиеся группами и индивидуально готовят проекты, презентации, сообщения о литературе Урала, любимых писателях и поэтах, об истории городов.
-
Эвристическая беседа "Свет любви в новелле О' Генри «Дары волхвов»". 7-й класс 2016
Основные цели урока — на материале рождественской новеллы О' Генри закрепить понятия “композиция”, “сюжет”, “экспозиция”, “завязка”, “кульминация”, “развязка”; учить выявлять авторскую позицию; развивать речь и творческую фантазию детей, активизировать интерес к творчеству О' Генри, воспитывать внимательное отношение к людям. В ходе урока используется визуальный материал: репродукции картин, посвященных Рождеству.
-
Урок литературы с использованием ИКТ на тему "М.А.Шолохов. Жизнь и творчество" 2016
Урок изучения нового материала построен в виде лекции с использованием ИКТ. Это повышает эффективность усвоения материала. К уроку обучающиеся выполняют предварительные индивидуальные задания: готовят сообщения о жизни писателя, учат наизусть стихотворения, делают подбор фрагментов из фильмов. Что позволяет активизировать познавательную деятельность, пробуждает интерес к изучаемому материалу.
-
Викторина "Своя игра" по поэзии С.Есенина "Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий?". 7–8-е классы 2016
Игра по биографии и творчеству С.Есенина построена по принципу викторины и предназначена для учеников 7–8-х классов. Для того чтобы ответить на вопросы викторины, дети должны быть знакомы с биографией поэта, хорошо знать содержание его стихотворений (список стихов указан в статье), входящих в школьную программу, обладать определёнными познаниями в области стихосложения и теории литературы.
-
Литературно-музыкальная композиция "Дети войны" 2016
Цель композиции: развитие интереса к великому историческому прошлому нашей страны; воспитание чувства патриотизма и гражданственности; приобщение к историко-культурному наследию страны и родного края; воспитание чувства уважения и благодарности к участникам Великой Отечественной войны.
-
Нестандартные задания на уроке литературы. Варианты заданий и работы учащихся. 11-й класс 2016
Статья адресована учителям-словесникам и предлагает им возможные варианты работы на уроках литературы в последнем триместре 11-го класса. Данный промежуток времени выбран не случайно: это пора подготовки к выпускным экзаменам, когда учащиеся не очень активно изучают предмет, особенно если его не нужно сдавать. Каждое из предложенных заданий сопровождается реальными работами выпускников, которые уже закончили школу.
-
Урок литературы на тему "Жизнь природы там слышна…" (Родная природа в стихах поэтов XIX в.). 6-й класс 2016
Главное на уроке – творчество ребят, их поиск. Важно посредством поэзии помочь понять учащимся чувства человека. Для этого организована активная деятельность ребят при анализе текстов, привлечены звуковые, наглядные средства, позволяющие увидеть, представить, прочувствовать услышанные тексты. Основной метод – исследовательский, используются элементы проблемного обучения: «подводящий диалог». Формы – фронтальная, парная, индивидуальная, метод – беседа, словесное и графическое рисование.
-
Внеклассное чтение (урок-конференция) по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель". 8-й класс 2016
Цель статьи – рассказать об опыте проведения урока-конференции с использованием передовых педагогических технологий: «Перевёрнутого обучения» (flipped classroom), Интернет-технологий (использование возможностей социальных сетей, сайта учителя) групповой деятельности, различных видов чтения (вдумчивого, вслед за автором, проблемного) – для повышения продуктивности деятельности учащихся и учителя и обеспечения нового качества учебного процесса в свете реализации требований ФГОС ООО.
-
Сценарий "Мы – правнуки Великой Победы!" 2016
Сценарий разработан в рамках работы над проектом «Книга памяти», посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. В основу «Книги памяти» положены воспоминания о прадедах учащихся гимназии, а также хранящиеся в семейных архивах фото и документы. Данный материал может быть использована на школьных мероприятиях, уроках мужества, классных часах, посвящённых Победе советских войск над фашизмом, уроках литературы, истории.
-
Метапредметный урок по рассказам В.В.Набокова "Рождество", "Облако, озеро, башня". 11-й класс 2016
Метапредметный урок на формирование и отработку универсальных учебных действий учащихся в старшем звене, который по традиции проводится в один из дней предметной недели. Целью его является повторение основных теоретических сведений за курс основной и средней школы по литературе, формирование навыков коммуникативного общения, развития творческого и критического мышления и познавательного интереса учащихся к предметам гуманитарного цикла.
-
Проект "Башни Кремля" 2016
Современная Москва - большой, красивый, многолюдный город. Когда-то она была маленьким посёлком. И хотя впервые в летописи поселение Москва упоминается в 1147 г., и связано это упоминание с именем суздальского князя Юрием, прозванного Долгоруким, сыном Владимира Мономаха. Археологические раскопки показали, что уже XI в., лет за сто до рождения Юрия Долгорукого, в месте впадения реки Неглинной в Москву-реку стояло селение с небольшим укреплением. Теперь его назвали бы Кремлём.
-
Урок литературного чтения "С.А.Есенин «Поет зима – аукает…»". 3-й класс 2016
Зима – суровое время года. Сильные морозы, метели, оттепели – каждый русский человек знаком со всеми «прелестями» этого времени года. Сколько пословиц связано с зимой, сколько наблюдений, примет. И все-таки в народе любили зиму за возможность отдохнуть от тяжелой работы на земле, за разгульное веселье на Рождество, Крещение, Масленицу.
-
Программа элективного курса «Литература эмиграции. Литературный портрет Е.Ю.Кузьминой-Караваевой (матери Марии)» 2016
В условиях введения ФГОС учитель-словесник имеет уникальные возможности корректно, целенаправленно и ощутимо влиять на духовно-нравственное развитие и воспитание ученика при работе с художественным текстом на уроках литературы, выявляя нравственные смыслы, которые присутствуют в художественном произведении.