– Здравствуйте! Сегодня мы с вами проводим интегрированный урок по истории и литературе. Тема нашего урока: «Исторический аспект нравственного облика героев в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
1. Для русской литературы 20-30 годов 19 века
характерен интерес к истории. Обращения к
прошлому помогало найти ответы на многие
вопросы, вставшие перед людьми, понять
происходящее в настоящем и предугадать будущее.
В повести "Тарас Бульба" Н. В. Гоголь
обращается к иной сфере жизни, к историческому
прошлому. В произведении нет изображения
подлинных исторических фактов, реальных
исторических лиц. Время, изображенное в повести,
можно определить лишь с приблизительной
точностью: XV-XVII век. Действия произведения
разворачиваются в Запорожской Сечи, границы
которой защищали казаки.
Гоголевские казаки называют себя русскими,
сражаются за Русь – и это не фантазия автора,
потому что в те времена украинцы чаще называли
себя, свой язык, веру словом "русские".
Понятие «Русь» связано с украинскими землями в
не меньшей степени, чем с территорией нынешней
России: именно украинские земли были ядром
Киевской Руси. Сам Гоголь был украинцем и горячим
патриотом своей родины, что совсем не мешало ему
считать себя русским и стать русским писателем.
Украина и Россия имеют общую раннюю историю, а
Киев нередко называется «матерью городов
русских» и рассматривается как
колыбель восточнославянской православной
цивилизации.
С войной на Донбассе современная Киевская власть
уничтожает культурные связи между Украиной и
Россией, уничтожения русскоязычного
населения. Политика направлена на стирание
исторической памяти — исторических корней
Украины и России. Идет сближение с Западом.
Проблемный вопрос.
Каким образом, в таких сложных политических условиях сохранить культурные связи с братским народом?
Цели урока:
- Формирование бережного отношения к истории и традициям народа.
- Определение характера исторической эпохи; знакомство учащихся с атмосферой повести "Тарас Бульба".
- Осмысление героико-патриотической темы произведения, идеи подвига во славу Отчизны.
- Развитие ключевых компетенций учащихся.
- Формирование бережного отношения к общей истории и традициям России и Украины.
- Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине.
Задачи урока:
- Обучающие: познакомить учащихся со своеобразным укладом жизни Запорожской Сечи, с ее историей и обычаями в повести “Тарас Бульба”.
- Развивающие:
- способствовать развитию навыков самостоятельной работы с учебной и художественной литературой, историческими источниками;
- развивать умение давать нравственную оценку литературным героям;
- развивать творческие способности.
- Воспитательные:
- воспитывать любовь к Родине, развивать интерес к истории, культурным традициям наших предков, донести до учеников мечту Гоголя о справедливом, вольном обществе$
- связать с современностью.
«Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и козачество на всю Украйну!»)
– Давайте вспомним устройство, географическое
положение и уклад жизни Запорожских казаков.
Запорожские казаки жили на днепровских островах,
где сформировалась своеобразная казацкая
республика (свободное военное братство во главе
с выборным кошевым и куренным атаманами). Ядром
этой республики был остров Хортица. В Сечь
принимали всякого, кто приходил; не
спрашивали – кто он, откуда пришёл; как и чем
прежде жил, лишь бы он был не еврей и не католик.
Казаки были народ вольный, долгое время они
только номинально считались подданными великих
князей литовских, выбирали своих гетманов,
воевали с кем хотели.
– Давайте заполним кластер «Условия приема в Сечь»
Кластер организация жизни Запорожских казаков.
Гетман – глава казачьего войска. Избирался на казачьем круге и утверждался польским королем.
Дополнительный материал.
О запорожских казаках
Запорожцы собирались на раду — сходку, подобную старинному вечу. На раде выбирались начальники. Главным был атаман, носивший название кошевого, а вся запорожская община называлась кошем – слово татарского происхождения, означавшее стан. Кош разделялся на курени; над каждым куренем был выборный куренной атаман, подчиненный кошевому. Кроме этих начальствующих лиц, выбирались радой полковой писарь (заведовавший письменным производством) и есаулы (распорядители). Когда предпринималась какая-нибудь экспедиция из ограниченного числа запорожцев, то начальником над ними был полковник, нарочно выбираемый для такого предприятия. Кошевой имел безусловную власть над кошем, но по окончании года отдавал отчет в управлении, и в случае злоупотреблений подвергался смертной казни. (Великий писатель поднимает в своём произведении очень важные нравственные проблемы: чести, совести, нравственного выбора, предательства, доброты, милосердия, любви.)
– На уроке мы должны разобраться, в чём видели смысл запорожские казаки, каковы их жизненные ценности в повести «Тарас Бульба». Расскажите о жизни в Запорожской Сечи. Чем заняты казаки в свободное от битв и сражений время?
– Что главное в отношениях запорожских казаков отмечает автор? (Доверие, честность, бескорыстие).
– Эти качества были присущи всем казакам в Запорожье. Каковы обычаи и законы Запорожской Сечи? (Защита национальной независимости, государственной самостоятельности часто была неотделима от борьбы за веру, за утверждение православной церкви).
– Все казаки были патриотами родной земли, у них было сильно развито чувство патриотизма. Давайте дадим толкование этих слов.
Патриот – это человек, служащий Родине.
Патриотизм — преданность и любовь
своему отечеству, своему народу.
– Давайте обратимся к тексту 9 главы и выразительно зачитаем отрывки текста о том, как погибали многие запорожцы: Шило, Гуска, Бовдюг, Балабан. Запорожцы не думали о себе. Они считали счастьем, что они умирали храбро на глазах товарищей за Родину, за православную веру.
– Вспомним одного из главных героев повести Остапа. Что мы можем сказать о нём? (Остап – молодой казак, красивый, сильный, умный, как и его брат Андрий. Скоро братья стали на хорошем счету у казаков: метко стреляли в цель, переплывали Днепр против течения. Оба были храбрыми воинами и в стычках с неприятелем показали своё бесстрашие и воинское умение. Остап был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки. В бою он сохраняет хладнокровие, умеет взвесить свои силы и силы противника и принять верное решение. Тарас видит в нём задатки настоящего полководца. До самой смерти он верен родине, боевым товарищам. Во время казни Остап выносит нечеловеческие пытки. Ни крика не издал он, ни стона.)
– Кто такой Тарас и какими качествами обладает? (Он отличный воин, восхищающий товарищей по оружию своим мужеством и находчивостью в боях с врагами. Он выделяется из рядов запорожцев своей дальновидностью, знанием врага — теми качествами, которые более всего нужны казацкому атаману .Моральная сила Тараса — в его несокрушимой вере в силу товарищества.)
– Давайте вспомним «Речь о товариществе». После прослушивания ответьте на вопрос: В чём же главная сила запорожцев? (Главное — в том чувстве товарищества, которое ни одному запорожцу не позволит оставить товарища в беде, а толкнёт его с риском для собственной жизни броситься на выручку. Старый вояка очень любит своих товарищей. Нет такого товарищества между людьми, как на Русской земле, ни на какой другой земле.)
– Ярче всего патриотизм казаков показан в эпизоде смерти Тараса. Давайте вспомним этот эпизод.
Ученик. Погиб Тарас героической смертью в битве с польским гетьманом Потоцким. Тарас был предан родине и народу до конца жизни. Уже огонь лизал его ноги, а он думал не об огне. Он давал последний совет товарищам к спасению и прощался с ними.
– Мы выяснили, что главными ценностями в жизни
запорожцев были любовь к родной земле,
преданность православной вере, мужество,
самоотверженность, товарищество и братство.
Давайте обобщим сказанное, составим синквейн:
Тарас, Остап, Запорожцы.
Вывод. Тема любви к родине — это вечная тема. Автор показал, как надо любить свою родину. Мать и Родина — те святыни, без которых не может жить человек. Объясните это высказывание.
ІV. Итог урока
Учитель. Гордясь своей культурой,
человек будет уважать и чужую культуру, и чужой
народ. Он будет истинным интеллигентом. Что же
остаётся главным для человека во все времена?
(Связь с родиной, с землёй отцов, со своими
истоками, которые неиссякаемы, как родник, потому
что берут начало от далёких предков. Если человек
ощущает эту связь, «не будет в мире силы, которая
бы не покорилась ему…». Если только сам человек
не отрубит узы, связывающие его с родом).
Рефлексия:
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- теперь я могу…
- урок дал мне для жизни…
- я почувствовал , что…