Цель урока: знакомство с жизнью и творчеством М.А. Шолохова; повторение ранее изученных произведений писателя; закрепление навыков конспектирования на слух.
Задачи урока.
- Продолжить знакомство с жизнью и творчеством великого русского писателя; показать своеобразие и неповторимость, значение творчества М.А.Шолохова для русской литературы;
- Развивать умение выбирать главное, вести краткую запись лекции, конспектировать.
- Воспитывать нравственные качества, эстетический вкус учащихся.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование.
- Мультимедийная установка.
- Презентация “М.А. Шолохов ”.
Эпиграф.
Так не бывает, чтобы всю жизнь в холодке спасаться. (М. А. Шолохов)
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
Просмотр презентации сопровождается рассказом учителя и беседой с учащимися по ранее изученным произведениям М.А.Шолохова. Во время лекции учителя дети составляют краткий конспект лекции.
№ слайда | Деятельность учителя и учащихся |
Заставка | ШОЛОХОВ Михаил Александрович |
Слайд № 1 | Родился в Воронежской губернии в 1905, умер в1984-м. Был и депутатом Верховного Совета, и членом КПСС, и академиком ... Но встает ли за всем этим забором из сухих цифр живой человек со своим отношением и к гражданской войне, и к коллективизации? |
Слайд № 2 | Может показаться странным, но научная биография М. А. Шолохова до сих пор не написана. А между тем Шолохов - фигура крайне противоречивая, отражающая противоречия самой советской эпохи, события которой и по сей день порождают полярные оценки, как в науке, так и в общественном мнении. |
Слайд № 3 | Конечно, любого человека характеризует прежде всего та среда, в которой он родился и вырос, семья и его отношение к ней. |
Слайд № 4 | Мама... Он у неё единственный. Сам научил её читать. Она гордилась им. Погибнет во время бомбежки 8 июля 1942 года, можно сказать, на глазах у сына, который два дня назад прибыл к ней в станицу, чтобы подлечиться после тяжелой контузии. Она радовалась, плакала и благословляла Сталина, с которым накануне встречался Миша. |
Слайд № 5 | Остальные его близкие, с чисто политических позиций того времени просто опасны. Супруга Мария Петровна - дочь казачьего атамана. Её брат - “служитель религиозного культа”, дважды репрессирован. Другой ближайший родственник, Владимир Шолохов, директор местной школы обвинен в том, что в школе насаждались “религиозные взгляды”, дети читали Библию. |
Слайд № 6 | Литературой Шолохов начинает заниматься с 1923 года , печатает фельетоны, позже- рассказы, в которых странным образом переплетаются два начала: комическое и трагическое. Массовыми тиражами выходят первые книжки: “Алёшкино сердце”, “Нахалёнок”. |
Слайд № 7 | Эти произведения, главная тема которых- Гражданская война, деятельность продотрядов, вошли впоследствии в сборник "Донские рассказы". Шолохов здесь почти все заостряет, гиперболизирует: смерть, кровь, пытки, муки голода представляет нарочито натуралистически. Излюбленный сюжет юного писателя, начиная с "Родинки", - смертельное столкновение ближайших родственников: отца и сына, родных братьев. |
Видеофрагмент | |
Слайд № 8 | В 1925 Шолохов начинает работу над романом “Тихий Дон”, рисует картины довоенной жизни казачества , события Первой мировой. Почти сразу возникают сомнения в авторстве романа, слишком больших знаний и опыта требовало произведение такого масштаба. |
Слайд № 9 | Но молодой писатель полон энергии, много читает (в 1920-е гг. были доступны даже воспоминания белых генералов), расспрашивает казаков в донских хуторах о “германской” и гражданской войнах, а быт и нравы родного Дона знает, как никто. |
Слайд № 10 | “Тихий Дон” - повествование не только о грандиозной Революции, о катаклизме, пережитом Россией, о человеке, оказавшемся в страшной мясорубке Гражданской войны, но и рассказ о драматической, трагической любви. |
Слайд № 11 | Удивительно пишет об этом Шолохов :“Не лазоревым алым цветом, а собачьей бесилой, дурнопьяном придорожным цветёт поздняя бабья любовь. С лугового покоса переродилась Аксинья. Будто кто отметину сделал на лице, тавро выжег. Бабы при встрече с неё ехидно ощерялись, качали головами вслед, девки завидовали, а она гордо и высоко несла свою счастливую, но срамную голову”. |
Слайд № 12 | Шолохов — мужественный человек. Мужество — в двадцать лет замахнуться на эпопею, не отступиться и закончить “Тихий Дон” так, как он его закончил. Ведь Григорий Мелехов ., побывав и у красных, и у белых, потеряв почти всё, что имел, возвращается домой, понимая , что для любого человека истинные ценности -это мир, дом, дети, а вовсе не классовая борьба. |
Слайд № 13 | Мужество писателя было по достоинству оценено: за роман “Тихий Дон” Михаилу Александровичу Шолохову была присвоена Нобелевская премия. |
Слайд № 14 | Мужество Шолохова —это отношения со Сталиным. Во времена репрессий страдающие люди обращались за помощью к крупным деятелям науки, культуры, искусства. “Что мы можем сделать?! — разводили те руками. — Мы не в силах ничем помочь...” А Шолохов?.. Он пишет Сталину потрясающее письмо о беде начала 30-х годов: “Черные крылья голода распростерты над Тихим Доном...” Шолохов заступается за сына А.Ахматовой-Льва Гумилёва, помогает писателю А.Платонову. |
Слайд № 15 | Парадоксально, но следующий роман “Поднятая целина” написан в поддержку коллективизации. |
Слайд № 16 | Название - “Поднятая целина” - не Шолохов дал роману. Его приклеили в редакции журнала. Авторское же правдивее: “С кровью и потом”, хотя и не так красиво. Но Шолохов не был бы Шолоховым, если бы написал просто роман-агитку: какой замечательный язык у этого произведения, какие яркие герои! А характеры просто потрясают. |
Слайд № 17 | Завершить работу над романом “Поднятая целина” Шолохову помешала война. Всю Великую Отечественную писатель был военным корреспондентом Совинформбюро, “Правды” и “Красной звезды”, сражался в боях под Смоленском и Ростовом-на Дону, видел разгром фашистов под Сталинградом. |
Слайд № 18 | Как каждый настоящий писатель, он, рассказывая о вещах жестоких и трагичных, глубоко верил в человека, его доброе начало. Вершиной этого оптимизма, жизнелюбия стал рассказ “Судьба человека”. |
Слайд № 19 | Рассказ Шолохова - это повесть о том, какой страшной трагедией является для человека война, о судьбах солдата, потерявшего всё на этой войне, и мальчика-сироты. Не случайно писатель так говорит о своих героях: “ Два осиротевших человека, две песчинки.” |
Видеофрагмент (сцена с Ванюшкой) | |
Слайд № 20 | Настолько трогательна, настолько эмоциональна эта сцена, так сильно переживаешь за судьбу Андрея Соколова, человека, чьи глаза “словно присыпаны пеплом”, что невольно возникает желание помочь, и многие дети откликаются на эту беду своим творчеством. |
Слайд № 21 | Можно по-разному относиться к творчеству Михаила Шолохова, но нельзя забывать одно : он был поистине сыном своего века. И сгибался иногда писатель под тяжестью ноши исторического времени, но не ломался, всё равно донес до потомков главное - правду. Потому что не пытался трусливо освободиться от пут времени. И от горьковатой судьбы, общей его судьбы с народом. |
3. Подведение итогов урока.
1. Что нового узнали сегодня на уроке из жизни М.А. Шолохова?
2. Каким вы представили себе писателя после прослушанного рассказа?
3. Какие черты личности М.А.Шолохова вас поразили, удивили?
4. Объяснение домашнего задания.
Закончить оформление конспекта по жизни и творчеству Н.В.Гоголя, воспользовавшись материалом учебника и электронными ресурсами.