Литература
-
Урок литературы "С чего начинается Родина?" в 5-м классе 2010
Первый урок из цикла «С чего начинается Родина?» помогает понять истоки любви к Отечеству; формирует понимание понятия «малая родина», осознанное отношение к нравственным ценностям; учит вдумываться, вслушиваться в мудрое слово писателя.
-
Творческая мастерская. "Как сделан сонет?" 2010
Часто перед учителем-словесником встает вопрос: как помочь школьникам освоить то или иное литературоведческое понятие, как создать условия для усвоения специфики той или иной литературной формы? В поисках ответа на эти вопросы мы пытаемся организовать учебный диалог и эстетическую деятельность учащихся.
-
Урок литературы в 6-м классе "Заключительный урок по повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" 2010
Цели урока реализуются через следующие формы работы: фронтальная беседа (блиц-турнир), работа с текстом (конкурс редакторов, кроссворд, конкурс «Узнай героя»), творческие задания (конкурс актёрского мастерства).
-
Урок литературы в 10-м классе на тему "…здесь духа мощного господства, Здесь утонченной жизни цвет…" (обобщающий урок-исследование по лирике Ф.И. Тютчева и А.А. Фета) 2010
Обобщающий урок-исследование по лирике А.А. Фета и Ф.И. Тютчева в 10-м классе. Проблемное обучение способствует развитию личности ученика, его мировоззрения, нравственного мира, эстетических переживаний. Используя фотографии, портреты, рисунки, музыку, учащиеся находят точки соприкосновения различных видов искусств.
-
Литературно-музыкальная композиция "Наши гости — стихи" 2010
Данное мероприятие рассчитано на учащихся 8–11-х классов и посвящено знакомству учеников с волшебным миром поэзии. Внеклассное мероприятие проводится как на уроке литературы, так и после уроков.
-
Разработка урока литературы с применением ИКТ на тему "Любовная лирика С.А. Есенина" в 11-м классе 2010
Урок помогает обозначить своеобразие развития любовной темы в стихотворениях поэта, показать специфику поэтических образов в лирике С.Есенина; с применением ИКТ ввести разностороннюю информацию: теоретическую и демонстрационную, практические задания.
-
Разработка открытого урока по литературе на тему "Я лучшей доли не искал. Жизнь и судьба Блока, рассказанная им самим" 2010
На уроке ученики знакомятся с творчеством А.Блока, проводят исследование мировоззренчиских позиций, влияющих на формирование взглядов поэта.
-
Учебные программы "Школа России", 4-й класс 2010
Статья содержит учебные программы для начальной школы по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, ИЗО и художественному труду, музыке, физической культуре.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме "Романтическая лирика начала XIX века" 2010
Открытый урок по литературе с использованием проектной деятельности в 9-м классе. Романтизм – одно из крупнейших направлений в европейской и американской литературе конца XVIII – первой половины ХIХ века. Романтизму свойственна исключительность героев, страстей и конкретность ситуаций, напряжённость сюжета, красочность описаний.
-
Открытый урок по чтению в 7-м классе. В.Г. Короленко. "Дети подземелья" 2010
На примере произведения В.Г. Короленко «Дети подземелья» ученики отрабатывают технику чтения, работают над увеличением объёма памяти через мыслительную деятельность, развивают словесно-логическую память.
-
Ж-Б. Мольер "Мещанин во дворянстве". Инсценировка фрагментов пьесы 2010
Урок литературы – всегда маленький спектакль, в котором "играют" все даже самые "тихие" актеры. Учитель должен дать возможность самим ученикам разобраться в проблемах героев, показать, что литературные персонажи близки живым людям. Каждый ученик выбирает, кем ему быть: сценаристом, художником, композитором, актером или просто зрителем.
-
Литературный вечер "Я буду видеть сердцем…" 2010
Литературный вечер, посвященный творчеству Э.А. Асадова. Целью урока является знакомство с жизнью, литературной деятельностью Эдуарда Асадова, человека необычной судьбы и редкого мужества, раскрыть его духовный мир, сформировать читательский интерес к творчеству поэта.
-
Разбор местоимения как части речи (3-й класс) 2010
Урок построен на расширении знаний учащихся о местоимении, решаются задачи по развитию и обогащению речи детей. Задания урока ориентированы на уровень развития учащихся 3-го класса.
-
История создания романа "Евгений Онегин" 2010
Перечувствовать и пережить написанную Пушкиным трогательную историю жизни и любви молодых людей: Татьяны, Ленского, Ольги; сопереживать и сочувствовать трагическим заблуждениям Онегина – вот главная задача, которая ставится при изучении романа «Евгений Онегин» в 9-м классе.
-
Интегрированный урок (литература + ИЗО) в 6-м классе по теме "Художники иллюстрируют повесть "Ночь перед Рождеством" Н.В. Гоголя" 2010
Интеграция с изобразительным искусством на данном уроке способствует обучению сопоставительному анализу текста художественного произведения и иллюстраций русских художников к повести Н.В. Гоголя, развитию умения работать со средствами художественной выразительности в литературе и живописи.
-
Урок-семинар по теме " История любви как основа сюжета повести "Первая любовь" 2010
Урок разработан на основе образовательной технологии «Развитие критического мышления средствами чтения и письма». Основная форма организации урока-семинара предполагает самостоятельную мыслительную деятельность по тексту произведения с целью развития монологической речи и умения формулировать ответ.
-
Открытый урок по литературе в 10-м классе по теме "Любовная лирика Ф.И. Тютчева" 2010
Цели урока: познакомить с любовной лирикой Ф.И.Тютчева, изучить факты биографии, совершенствовать навыки анализа лирического стихотворения, создать благоприятные условия для восприятия поэзии.
-
Игра, посвящённая 90-летию А.И. Солженицина «Это всё о нём» 2010
Творчество А.И. Солженицына в школьной программе представлено лишь двумя рассказами («Матрёнин двор» и «Один день из жизни Ивана Денисовича»). Игра, которая разработана на основе рассказов писателя, значительно расширяет рамки школьной программы.
-
Урок развития речи с элементами риторики в 7-м классе «Информационные газетные жанры, интервью» 2010
Урок развития речи способствует повышению уровня речевой культуры учащихся, навыкам работы над сочинениями в публицистическом стиле, содействует развитию художественного, эстетического вкуса. Работа эта имеет большое значение, так как воспитывает чувство гражданственности с целью выявления злободневных фактов, достоверности.
-
Урок-игра в 7-м классе по теме "Жизнь и творчество Михаила Юрьевича Лермонтова" 2010
Урок-игра является заключительным в системе уроков и проводится в форме викторины. Цель: обобщить и систематизировать учебный материал, отметить основные темы творчества поэта, включить учащихся в процесс самостоятельного добывания знаний на стадии подготовки к викторине.
-
Урок литературы в 6-м классе по рассказу К.М. Станюковича "Куцый" 2010
Рассказ К.М. Станюковича "Куцый" интересен сюжетом. Но за увлекательным описанием судьбы бездомного пса шестиклассники не сразу способны увидеть всю глубину содержания. Обобщающий урок-размышление о взаимоотношениях людей, о дружбе, уважении, справедливости, о себялюбии и равнодушии.
-
Урок внеклассного чтения по теме "Лица, события, символы прошлого" (по рассказу А.Костюнина "Рукавичка") 2010
Урок по рассказу Костюнина способствует развитию творческих и аналитических навыков учащихся, поскольку основные методические приёмы – аналитическая беседа с включением проблемных и ассоциативных вопросов, работа с ключевыми словами, эпиграфом.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Нравственные уроки в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" 2010
Данный урок проведен в 11-м классе и является первым в системе уроков по изучению романа Булгакова "Мастер и Маргарита". Занятие рассчитано на углубление представлений учащихся о романе и его проблематике.
-
Внеклассное мероприятие по литературе "Я наследую небо" (по творчеству К.Скворцова) 2010
Данный учебный проект, разработанный на основе творчества уральского поэта и драматурга К.В. Скворцова, предполагает формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации их возможностей и способностей в обществе. Данный проект апробирован и успешно реализован.
-
Открытый урок по литературе в 7-м классе. О.Генри "Дары волхвов" 2010
На уроке осуществляется развитие навыков вдумчивого чтения, поиска комментариев, культурного контекста к произведению, художественного пересказа, выполнения письменных творческих работ.
-
Философская лирика А.С. Пушкина 2010
Анализ стихотворения "...Вновь я посетил..." раскрывает художественные особенности философской лирики А.С. Пушкина, мастерство постижения художественного мира поэтом. Такая работа с поэтическим текстом способствует формированию умений интерпретировать литературное произведение и строить речевое высказывание в письменной и устной форме.
-
Урок литературы в 9–10-х классах по теме "Две жизни – два подвига" (подвиг русских женщин по произведениям Ю.Н. Куранова "Великая прекрасная княгиня" и "Ода генералу Раевскому") 2010
Второй урок по творчеству Ю.Н. Куранова. Цель – приобщение к литературному наследию замечательного писателя ХХ столетия, к его проникновенным произведениям, воспитывающим любовь к семейным ценностям, воспевающим идеал русской женщины – матери и жены.
-
Система внеклассного чтения в средней школе 2010
Уроки внеклассного чтения должны приучать учеников к систематическому самостоятельному чтению, стимулировать читательский интерес, создавать самостоятельный читательский опыт.
-
Этико-правовой компонент на уроках литературы 2010
Автор статьи работает над темой "Этико-правовое воспитание на уроках литературы". Для этого используется на уроках учебно-методический комплекс "Вокруг тебя мир", в качестве дополнительного материала на уроках внеклассного чтения, а также на уроках развития речи.
-
Урок в 8-м классе по творчеству Н.В.Гоголя "О правде жизни написал он" 2010
Данный урок прививает любовь к творчеству Н.В. Гоголя на основе изучения пьесы Н.В.Гоголя «Ревизор», знакомит учеников с творчеством и жизнью Н.В. Гоголя и позволяет расширить кругозор детей.