Цель:
- выявить народную основу сказки А.С.Пушкина, смысл противопоставления злой царицы и царевны, красоты внешней и внутренней, роли художественно-изобразительных средств в сказке;
- развивать навыки выразительного чтения, лексической работы, работы с иллюстрациями;
- воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.
Оборудование: мультимедийная презентация.
ХОД УРОКА
І. Актуализация знаний учащихся.
1. Организационный момент.
Жизнь Александра Сергеевича Пушкина трагически оборвалась более полутора веков назад, но свет его ума, тепло и задушевность его поэзии согревают наши души и сегодня. Слайд № 1.
II. Проверка домашнего задания.
Проверка домашнего задания. Выразительное чтение наизусть стихотворения А.С. Пушкина “Няне”. Слайд №2.
1. Беседа по первичному восприятию “Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях” А.С.Пушкина. Слайд №3.
- Ребята, расскажите, какие факты жизни и творчества Александра Сергеевича Пушкина вам известны?
Сказки в русском народном духе Пушкин писал на протяжении всей своей жизни, с 1814 по 1834 г. Пушкин старался понять интересы народа, мечты, идеалы, нашедшие отражение в УНТ. Он записывал песни и народные обряды, просил няню снова и снова сказывать сказки, знакомые ему с детства. Пушкин не ограничивался задачей пассивного изучения народной поэзии: он стремился проникнуть в неё, творчески овладеть её содержанием и формой. И это ему удалось настолько, что некоторые его произведения в народном духе (например, “Песни о Стеньке Разине”) принимали за подлинно народные.
Слайд №4.
- Дайте определение “сказки”, расскажите, какие они бывают, из чего состоят.
Слайд №5.
- Составьте цитатный план.
- “Царь с царицею простился..”
- “Царь женился на другой..”
- “Но царевна молодая тихомолком расцветая..”
- “А царевна все ж милее..”
- “Вот Чернавка в лес пошла..”
2. Разгадывание кроссворда.
Слайд №6.
III. Изучение нового материала.
Сообщение темы урока, постановка целей и задач.
- Тема нашего сегодняшнего урока “Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях” А.С. Пушкина”. Запишите тему в тетрадь.
- Сегодня на уроке мы должны проанализировать образы царевны и царицы в сказке и понять в чем смысл противопоставления героинь, каково отношение автора к героиням, ну и, конечно, рассмотреть ваше отношение к данным образам.
- И вот сейчас мы с вами посмотрим, насколько хорошо вы знаете сказки Александра Сергеевича Пушкина.
- Ребята, а с какой сказкой Александра Сергеевича мы начали знакомиться на прошлом уроке?
- Докажите, что это произведение – сказка.
1. Слайд №7.
- Вы говорите, что в сказках обязательно идет борьба добра и зла. Есть ли эта борьба в “Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях” А.С.Пушкина? И между кем она идет?
2. Анализ содержания сказки.
- С нашими героинями мы знакомимся с самого начала сказки. Откройте сказку в учебнике.
Выразительное чтение отрывка из сказки от слов “Царь с царицею простился...” до слов “И к обедне умерла”.
- Назовите слова и выражения, свойственные народной речи. (Снарядился, в путь-дорогу, ждёт-пождёт, глядючи, милого, валится, белёшенька, издалече, тяжелёшенько).
Данному отрывку свойственна особая интонация. Создаётся впечатление, что рассказ ведёт старая няня.
– Как в описании проводов царя и ожидания его царицей подчёркивается грустное настроение царицы? (Ожидание царицы томительно: она “ждёт-пождёт”, “Очи разболелись глядючи”. Зимний пейзаж подчёркивает грустное настроение героини.)
Выразительное чтение отрывка от слов “Правду молвить, молодица...” до слов “Гордо в зеркальце глядясь”.
- Какие слова передают отношение автора к другой царице? (Горда, ломлива, своенравна, ревнива).
- Объясните лексическое значение слова “ломлива”? (Капризная, кривляющаяся).
- Что хотела услышать царица, обращаясь к зеркалу? Почему? (“Ты, царица, всех милее...” Царица тщеславна, она считает себя самой красивой и постоянно хочет слышать подтверждение этому. Однако при всей своей красоте она не уверена в себе. Зеркальце необходимо ей для самоутверждения. Таким образом, автор показывает внутреннюю несостоятельность и обречённость зла.)
- Какова роль повторов в данном фрагменте сказки?
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами,
И вертеться подбочась.
(Слова, соединённые повторяющимся союзом “и”, раскрывают самые разные значения слова “ломлива”. Царица любуется собой, она подвижна и весела).
Слайд №8.
3. Лексическая работа
- Скажите, как вы понимаете слова:
- Нрав – характер, душевные качества.
- Кроткий – незлобливый, покорный, смирный.
- Гордый – сознающий своё превосходство.
- Ломлива (от глагола “ломаться” – упряма, капризна.
- Своенравный – упрямый, поступающий так, как вздумается.
- Ревнива – здесь: мучительно желающая быть лучшей.
- Какие качества вы еще можете добавить от себя каждой героине? Назовите.
- А какие общие черты их соединяют?
- Ребята, скажите, почему повествование о царевне поэт начинает с противительного союза НО?
- Какие средства выразительности использует автор, показывая образы царицы и царевны? СРАВНЕНИЕ, АНТИТЕЗА.
- Давайте прочитаем следующий эпизод и проанализируем его.
4. Выразительное чтение эпизода от слов “Чёрт ли сладит с бабой гневной?” до слов “За невестой молодой”.
- Что в сказке противопоставлено злобе царицы?
- В каких словах проявляется отношение автора к царице?
- Что происходит с царевной в лесу?
5. Обращение к иллюстрации В.М.Конашевича (с.109 учебника, ч.1).
- Как Соколко встретил царевну? Почему?
6. Выразительное чтение фрагмента от слов “И царевна очутилась...” до слов “И тихонько улеглась”.
- О каких качествах героини рассказывает этот эпизод?
Слайд №9.
Слово учителя.
Царевна в сказке больше всего похожа на крестьянскую девушку, скромную, добрую, хорошо воспитанную и, главное, любящую и умеющую трудиться. Попав в незнакомый пустой терем, “дом царевна обошла, всё порядком убрала, засветила Богу свечку, затопила жарко печку...”.
Пушкин, перевоплотившись в народного рассказчика, уверенного, что именно так ведут себя “хорошие” царевны, продолжает: “Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали...”. Подробно развивается эпизод пребывания красавицы царевны в доме семи богатырей, “румяных усачей”, которые скоро полюбили её.
7. Выразительное чтение отрывка по ролям от слов “Братья милую девицу полюбили...” до слов “Стали жить да поживать”.
- Какие идеалы народа нашли отражение в этом эпизоде сказки? (Целомудрие – строгая нравственность, чистота).
- Как злой царице удалось узнать о том, что царевна жива?
- О том, что же было дальше, мы узнаем, просмотрев фрагмент мультфильма данной сказки.
Слайд №10.
8. Просмотр мультфильма до Елисея.
- Почему автор так внимательно следит за каждым движением героини? В каких строчках проявляется отношение автора к героине?
- Найдите в указанном отрывке существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какую роль они выполняют в тексте?
- Каким настроением проникнута сцена прощания богатырей с названой сестрицей?
- Чем заканчивается сказка? Краткий пересказ.
IV. Подведение итогов урока.
- Ребята, мы увидели, что царица-мачеха противопоставлена царевне. Чем отличаются героини? Есть ли между ними сходство? Каков смысл противопоставления? (Между царевной и царицей есть внешнее сходство: обе прекрасны.
Рассказывая о доброте и кротости юной царевны, автор подчёркивает, что красота души важнее всего.
Изображая ломание и кривляние царицы-мачехи, её гнев, зависть и злобу, Пушкин показывает, как отвратителен может быть внешне привлекательный человек, если он лишён красоты внутренней.
Доброта доверчива и наивна, она нуждается в защите; зло коварно, подло и жестоко, но изначально обречено).
Слайд №11.
- Обобщите образы в синквейне о царице и о царевне.
Проверка, зачитывание 2 синквейнов с места.
Слайд №12.
V. Домашнее задание.
Выучить наизусть фрагмент сказки на выбор:
- от слов “За невестою своей...” до слов “Или след её заметил”;
- от слов “Тёмной ночки Елисей...” до слов “Не печалься же, прощай”;
- от слов “Елисей, не унывая...” до слов “В том гробу твоя невеста”,
Ответить на вопросы стр.126 -128.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тест по “Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях” А.С. Пушкина.
Выполните тест, обведите в овал правильный ответ.
1. Царевна родилась под Рождество:
ДА НЕТ
2. Волшебное зеркальце новой царицы умело петь:
ДА НЕТ
3. В приданое царевна получала семь городов и сто сорок теремов:
ДА НЕТ
4. Чернавка не сгубила царевну, потому что та пообещала девушке щедрый подарок:
ДА НЕТ
5. “Одному женою быть, прочим ласковой сестрою...”. Эти слова принадлежат младшему из семерых братьев-богатырей:
ДА НЕТ
6. Царевна подала нищей монахине хлеба:
ДА НЕТ
7. Кличка пса, который охранял царевну, - Соколко:
ДА НЕТ
8. Братья положили царевну в золотой гроб:
ДА НЕТ
9. Елисей спрашивал про свою невесту у деревьев:
ДА НЕТ
10. Мачеха умерла от тоски, когда узнала от волшебного зеркальца, что царевна жива:
ДА НЕТ
Ответы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Да Нет Да Нет Нет Да Да Нет Нет Да