Урок-диалог "Всем глупым счастье от безделья, всем умным горе от ума"

Разделы: Литература, Организация школьной библиотеки

Класс: 9


“Все это поражает, завлекает, приковывает внимание...”. Так писал о “Горе от ума” А.С.Грибоедова А.А.Бестужев. Запрещенная к печати и постановке на сцене театра, комедия или, по определению самого автора, сценическая поэма пользовалась бешеной популярностью. Текст неоднократно переписывался от руки, заучивался наизусть, А.С.Грибоедова приглашали “на вечер” для чтения своего шедевра. Критики спорили о нем, восхищались, осуждали, хвалили, критиковали…Популярность “сценической поэмы” вполне объяснима: идеи декабризма в русском обществе, противостояние “века нынешнего и века минувшего”, отличная от классицизма система персонажей..Но как порой бывает сложно объяснить сегодняшним школьникам, в чем же именно состоит горе персонажей комедии и почему это горе берет свои истоки от ума. Но попытаться все же стоит. Итак, Горе от ума или “Всем глупым – счастье от безумья, всем умным – горе от ума”.

Первое на что обращаем внимание школьников – это название произведения. Само название комедии “Горе от ума” уже указывает на то, что герои комедии терпят горе от своего ума. Однако первоначально Грибоедов назвал свое произведение “Горе уму”. В чем смысл данного изменения? Выслушаем ответы детей и, по возможности, приведем их к “общему знаменателю”. Первоначальный вариант названия давал понять, что горе только у умных людей. Горя может и не быть, если нет ума. Итоговый вариант названия комедии акцентирует внимание читателя на сильных героях с понятием ума, но претерпевающих горе т. к. они не могут должным образом распорядиться своим умом.

Грибоедов в письме П.А.Катенину указывал: “В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека”. Кого имел в виду Грибоедов? Вроде бы ответ очевиден: Чацкого. Следовательно, другие герои пьесы - глупцы. Но так ли это на самом деле? Здравомыслие и ум проявляются в поступках человека. Обратимся к поступкам героев.

Чацкий – отсутствовал три года, не писал писем, вдруг примчался в дом Фамусова с признанием в любви Софьи (обратим внимание на возраст героини); не делает официального предложения, конфликтует с Фамусовым (отцом Софьи), ревнует к Скалозубу и Молчалину, упрекает Софью в холодности; убедившись, что ему предпочли Молчалина, начинает критиковать и высмеивать гостей Фамусова на балу, где сам Чацкий лишь гость; случайно став свидетелем признаний Молчалина к Лизе, не щадит чувства Софьи (любимой), уезжает оскорбленный. Так какой же умный поступок совершил герой? Никакой! Но следует ли Чацкому отказать в уме? Разумеется, нет. Ведь он – человек образованный, мыслящий по передовому и прогрессивно для своего времени, просто он молод, горяч, влюблен, обижен.... Отсюда и нелепость поступков, и нелогичность действий, и странность поведения.

Хотя Пушкин отказывал Чацкому в уме, считая его поведение неприемлемым для умного человека, ведь умный человек не “станет метать бисер перед свиньями”, не поставит сам себя в смешное и глупое положение.

Фамусов – влиятельный вельможа, сановник, уважаемый человек в обществе; почитает нормы и правила поведения в обществе, растил Чацкого, когда тот остался без родителей, помогал ему налаживать нужные связи, учил жизни, наставлял. Вернувшемуся Чацкому дает толковые и дельные советы, как лучше устроиться в этой жизни; дорожит своим реноме успешного и безупречного человека. Так разве перед нами глупец? Нет. Но поступки.… Не видит, что творится под самым его носом (связь Софьи и Молчалина), не понимает опасности исходящей от Чацкого, позволяет семейному скандалу стать достоянием общества. Почему же умный человек ведет себя, как мальчишка?

Софья – “сильная натура, живой ум, страстность и женская мягкость” по словам И.А.Гончарова. Для девушки начала XIX века она очень прогрессивна и умна. Она сама выбирает себе возлюбленного, и это не “золотой мешок” Скалозуб, а неприметный и далеко небогатый Молчалин (секретарь Фамусова); Софья не стыдится своего выбора, почти не скрывает его, ради личного счастья она готова пойти до конца: не позволить вмешаться Чацкому и решить ее судьбу Фамусову. По сути дела Софья бунтует, бунтует против норм и законов московского общества, и хотя ее бунт ограничивается лишь личностно-семейной сферой, это все же бунт. Но умная и верная Софья ошибается в самом главном: в выборе возлюбленного. Приспособленчество Молчалина она принимает за уважение к людям, его желание угождать – за самоотверженность, подхалимство – за глубину и тонкость чувств, и даже бедность и зависимое положение Молчалина только украшают его в глазах Софьи. Разочарование ее будет болезненным. Оно усугубится предательством Молчалина (любовное признание Лизе).

Молчалин – “вот он на цыпочках и не богат словами” по определению Чацкого, бесправный секретарь Фамусова, мечтающий выбиться в люди. А для этого все средства хороши. Чацкий откровенно издевается и над самим Молчалиным, и над его жизненной позицией (угождать всем людям без остатка; находить покровителей). Но издеваться-то легко: сам Чацкий – человек довольно состоятельный, нужными связями его обеспечил Фамусов, а вот Молчалину надеяться и опереться не на кого. Ему придется всего добиваться своими силами, он без поддержки борется за богатство, силу и власть. Но кого можно упрекнуть за желание “дойти до степеней известных”? Для умного и хитрого Молчалина все средства хороши. И он уже близок к своей первой цели: стать незаменимым для Фамусова, “обрасти” покровителями, стать полноправным членом фамусовского общества, благодаря женитьбе на Софье. А уж остальное – “дело техники”. И как глупо сам Молчалин разрушает все, что с таким трудом достиг. Не совладав со своими чувствами и эмоциями, признается в любви Лизе. И разве умный человек поставит на карту любовной страсти все свои старания?! Теперь для него потеряны и Софья, и дом Фамусова, и честолюбивые мечты и планы.

Лиза – на первый взгляд лишь служанка Софьи, помогающая своей госпоже в любовных тайнах. Но если посмотреть по внимательнее, то Лиза из простой служанки превращается в доверенное лицо и подругу Софьи. Она не банальная субретка, а скорее “Дубль-Героиня”. Предусмотрительная Лиза связывает свое будущее не с Фамусовым (“минуй нас пуще всех печалей и барский гнев и барская любовь”), не с красавцем Молчалиным, а именно с Софьей. Именно от Софьи Лиза рассчитывает получить определенные блага, потому служит верно и осмотрительно. Но и лизин рационализм не приводит ее к цели. Она становится “жертвой” глупостей и ошибок других.

Получается, что основные герои комедии – умные люди, у каждого свой ум, и свое понимание ума. Можно сделать выводы. Данные определения предложили сами учащиеся.

  • Фамусов – властно-поучительный ум;
  • Чацкий – общественно-просвещенный ум;
  • Софья – целеустремленный, решительный ум;
  • Молчалин – честолюбивый ум;
  • Лиза – рациональный, рассудительный ум.

Беда лишь в том, что умные герои в силу разных обстоятельств совершают отнюдь не умные поступки и в финале пьесы остаются ни с чем.

Так что же у нас получается? Все носители 5 ведущих типов ума (по определению школьников) терпят крах, их ум им не помогает добиться поставленной цели и обрести счастье. Выходит, целью Грибоедова было стремление развенчать ум как основу счастья. Но тогда должно быть то, что противопоставляется уму. Однако никакого “противопоставления” нет! Можно, конечно, предположить, что Грибоедов хотел развенчать либо “старый”, либо “новый” типы ума, но в сюжете комедии оба типа ума терпят крах.

Чтобы в этом разобраться, давайте решим, что лежит в основе конфликта пьесы. Ученики дают ответы, которые парирует учитель.

- столкновение двух идейных позиций: декабризма (Чацкий) и старого дворянства (фамусовское общество). Но где же именно столкновение? Есть нападки Чацкого и уверенность общества, что он сумасшедший.

- любовная драма Софьи. Но это слишком мелко для данной комедии, к тому же Софью не получает никто, конфликт остается не разрешенным.

- проблема человеческого счастья и его отношение с миром. Каждый из носителей того или иного типа ума стремится к счастью, понимает его по-своему и не обретает его.

Почему? Это и есть главный вопрос нашего разговора. И ответ на этот вопрос дает сам Чацкий, и его формула подходит для каждого центрального героя. “Ум с сердцем не в ладу”. И если главная проблема комедии - проблема обретения счастья, то становиться понятно, почему ум не помогает героям, почему от ума лишь горе. Потому, что этот ум не в ладу с сердцем. Следовательно, по мнению Грибоедова для достижения счастья ума недостаточно, как и недостаточно сердца, главное - привести в состояние гармонии разум и сердце. Гармония ума и сердца – главное условие для достижения счастья.

Сноска 1 - авторство приписывают Полежаеву А.И., Вяземскому П.А. и самому А.С. Грибоедову.

Список использованных документов

1. Грибоедов А.С. Горе от ума: Пьесы. - М.: Художественная литература, 1974. – 829 с.- (Библиотека всемирной литературы).

2.Агапова И.А.О комедии Грибоедова и её главном герое.// Агапова И.А. Тематические игры и праздники по литературе. - М.- 2004. - с.6-14.

3.Петриева Л. И., Пранцова Г.В.Грибоедов А.С. Изучение в школе: Учеб.- мет. пос. - М.: Флинта, 2001. - 2146с. : ил.

4.Грибоедов А.С.: Творчество. Биография. Традиции. - Л.: Наука, 1977. –292с.

5.Грибоедов А.С.: Жизнь и творчество. - М.: Русская книга, 1994. - 162 с.: ил.

6.Смольников И.Ф. Комедия “Горе от ума”. - М.: Просвещение,1986 -112с.

7.Комедия А.С. Грибоедова “Горе от ума”. Новые подходы к изучению в школе. // Библиотечка “Первого сентября” Литература ,2005 № 1- 30с.

8.Скабичевский А. Жизнь Грибоедова. Грибоедов А.С. Горе от ума. // Путеводная звезда -2004,№ 2 - 92с.

9.Зубков Н.Особенности грибоедовской комедии. // Русский язык – 2005,№4 – с. 3-4.

10. А.И.Писарев в полемике о комедии "Горе от ума". // Литература 2005, № 18 – с.37-47.

11. Максимова С. Интеллектуальная игра "Умники и умницы" по комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума". //Литература -2005, №18 – с.48-50.

12.Алпатова Т. "Магия слова" в художественном мире "Горя от ума" А.С. Грибоедова. // Литература в школе – 2004,№8 - с. 2-7.

13.Тодоров Л.В. Драматургический стих Грибоедова. //Литература в школе – 2007, №9 - с.7- 11.

14.Гапоненко П.А. Урок-спор по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума". // Литература в школе - 2007, №9. – с.27-30.

15.Чернышева И. Тренировочные задания к пьесе "Горе от ума". : 9 класс.// Литература - 2007, №22. - с.18-19.

16.Куннарёв А.А. Кого пригрел Фамусов// Литература в школе, 2011, №2 -с.13-15.

17. Халфин Ю. Поэт Александр Грибоедов и его поэтическая пьеса. // Литература, 2008, №5 - с.15-19.

18. Кунарёв А.А. "Не надо называть. Узнаешь по портрету. //Литература в школе, 2011, № 9 с.14 – 18.

19. Пенская Е.Н. Миф Чацкого. // Литература -2013, № 2. – с.15 - 17.

20. Лебедев Ю.В. Самонадеянный ум и самовлюблённое сердце в комедии "Горе от ума" А.С. Грибоедова // Литература в школе – 2013, №9 - с. 2 – 7.

21. Мезенцева Л.Г., Штильман С. Л., Менделеева Д.С. Комедия Грибоедова А.С. Горе от ума. Герой без любви. //Литература,2005, № 1 - с.30.