Интегрированный урок "Физики и лирики"

Разделы: Физика, Литература


Тип урока: интегрированный урок физики и литературы.

Цель  урока: показать картину единства мира.

Планируемые результаты:

  • Предметные УУД: ученик демонстрирует понимание смысла терминов, знание применения законов физики в жизни, знание отечественной классической литературы
  • Метапредметные:
  • Познавательные УУД: ученик демонстрирует умение находить необходимую информацию, строить речевые высказывания, выполнять основные мыслительные операции анализа и сравнения.
  • Регулятивные УУД: ученик демонстрирует умение планировать свою работу с учетом конечного результата, стимулировать исследовательскую деятельность.
  • Коммуникативные УУД: ученик демонстрирует умение работать в группах, слушать партнера и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, уметь вести дискуссию, приводить аргументы за и против обсуждаемой идеи.
  • Личностные УУД: ученик демонстрирует интерес к новому учебному материалу; высказывает собственные суждения и дает им обоснования.

Вид урока: дебаты.

Методы обучения: словесный, наглядный, поисковый.

Формы работы учащихся: фронтальная, коллективная, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: ноутбуки, проектор.

Источники информации

  1. Таборко В. Летопись Великой Отечественной войны. Москва, 1985 г.
  2. Александров А.П. Славный путь советской науки. Техника – молодёжи, 1983 г.
  3. Материалы журналов “Физика в школе”.
  4. Беркинблит М.Б. и др. Электричество в живых организмах. – М.: Наука, 1988
  5. Безденежных Е. А., Брикман И.С. Физика в живой природе и медицине. – Киев, 1976
  6. Материалы журналов «Литература в школе», «Русский язык в школе».
  7. Ожегов С.И. «Словарь русского языка»
  8. Ефремова Т.Ф.  Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный.
  9. Крысин Л.П.  Толковый словарь иноязычных слов.
  10. «Слово о полку Игореве…»
  11. В.Быков «Сотников»
  12. Стихи  А.Пушкина, М.Лермонтова, Ф.Тютчева, А.Фета, С.Есенина, К.Бальмонта, М.Цветаевой
  13. http://svgklan.ucoz.ru/forum/9-206-1
  14. http://www.victory.mil.ru/lib/reel/01/042.jpg
  15. http://dic.academic.ru/pictures/bse/gif/0255468986.gif
  16. http://www.rcdesign.ru/var/rcd/storage/images/articles/avia/wings_profil
  17. http://images.google.com/imgres?imgurl=http://www.aviation.ru/aon/1999/499/3_2499.gif&imgrefurl=http://w
  18. https://fiz.1sept.ru/2005/04/10-3.jpg
  19. http://img.encyc.yandex.net/illustrations/bse/fullsize/02737/317250.jpg
  20. http://www.ljplus.ru/img4/v/o/volg_vistex/internet-big.jpg

При подготовке к уроку класс разделился на две команды. Обе команды знакомятся с правилами  дебатов, разрабатывают тезис «Человечество превозносит физиков, но оно не выживет без лириков», который будет лежать в основе спора.

ХОД УРОКА

Ведущий (5 минут):

Чувства или знания  на протяжении веков люди вели об этом спор. Что важнее в жизни? Издавна сложилось мнение о “сухости физиков” и мечтательности, “непрактичности лириков”.
Это вечный спор, но каждое время дает на него свой ответ. Перед вами стоит этот вопрос, чему посвятить свою жизнь. Кто вы: гуманитарий или технарь? Наша цель – найти ответы на эти вопросы.
«Наука и искусство также тесно связаны между собой, как легкие и сердце», – считал великий русский писатель Л.Н.Толстой.  Вторя ему, наш современник, учитель физики Марк Львовский, утверждает:

Учились парни умные
На разных факультетах,
И физики, и лирики,
Но все они поэты.

Прежде всего, это – ученый, поэт и художник Михаил Васильевич Ломоносов!.
Поэт, художник и математик Михаил Юрьевич Лермонтов!
Академик и писатель Владимир Афанасьевич Обручев, автор романов “Плутония”, “Земля Санникова”!
Доктор биологических наук, палеонтолог и писатель-фантаст Иван Антонович Ефремов – автор книг “Туманность Андромеды”, “Лезвие бритвы”, “Дорога ветров”!
Софья Ковалевская искренне недоумевала, говоря: “Почему вас так удивляет, что я могу заниматься зараз и литературой, и математикой? Поэт должен видеть глубже других, и это же должен математик!”. Итак, правоту подобных высказываний докажете сегодня вы, уважаемые “физики” и “лирики”, а также ваши болельщики!
Итак, на наших дебатах сегодня речь пойдет о «физиках» и «лириках».

Ведущий представляет «Совет справедливых».
Жеребьевка определит, какая из команд будет отстаивать точку зрения «лириков», а какая команда будет защищать «физиков».
Таймекер следит за регламентом.

Приложение 1