Учебно-методическое обеспечение: Бунеев
Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. Учебник, 1-й
класс. («Капельки солнца»). – Изд. 3-е, перераб. – 208
с., ил. ISBN 978-5-85939-262-9
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Тетрадь по литературному
чтению. 1-й класс. – 64 с. ISBN 978-5-85939-648-1
Время реализации занятия: 45 минут
Цель урока: проследить, какие открытия делает писатель, как он об этом рассказывает?
Задачи урока:
- Предметные: развивать приемы понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; воспринимать на слух и понимать художественное произведение.
- Метапредметные: учить добывать информацию из иллюстраций, текста; использовать жизненный опыт; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию; делать выводы.
- Личностные: развивать умение вести учебный диалог; развивать творческий потенциал учащихся; учить оценивать свою работу.
Тип урока: ОНЗ
Форма урока: Урок-исследование
Оборудование:
- для учителя – демонстрационный материал, учебник, карточки;
- для учащихся – учебник, тетрадь, письменные принадлежности.
План проведения урока:
Этапы урока | Временная реализация |
1. Мотивация к учебной деятельности | 1 мин |
2. Актуализация | 7 мин |
3. Работа с текстом | |
1) до чтения | 9 мин |
2) во время чтения | 12 мин |
3) после чтения | 10 мин |
4. Рефлексия | 6 мин |
Ход урока:
Технология проведения | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
I. Оргмомент (создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность) | Открыть на доске пословицу: Приложение
1. Слайд 1 Учение всегда найдёт применение – Прочтите её. Как вы её понимаете? (…) – Хорошо, значит, сегодняшний урок пройдёт не зря. |
II. Актуализация (организовать актуализацию учебного содержания, необходимого для восприятия нового материала) | – Давайте вспомним название
раздела, который мы начали читать на прошлых
уроках?
Слайды 2-3 – Какие маленькие открытия вы сделали для себя при чтении произведений в данном разделе? – Как вы думаете, что ждёт нас впереди? (Ещё интересные открытия) –А какими качествами должен обладать человек, чтобы сделать открытия? (Быть наблюдательным, любознательным, уметь прислушиваться, фантазировать) А чему вы хотите научиться на уроке литературного чтения? Поставьте для себя цель. (научиться быть читателем) (Совершить новое маленькое открытие с автором.) |
III. Работа с текстом 1) до чтения – прогнозирование будущего чтения (вызвать желание читать, мотивацию к чтению) |
– Открыли учебники стр. 178 и
попали… Куда? (В зимний лес) – Рассмотрите иллюстрацию. Кого вы на ней видите? – Как вы думаете, можно по иллюстрации предположить, о чём или о ком мы будем читать сегодня литературное произведение? – Кто автор рассказа? Знаком ли он вам? – Какое у Вас сложилось представление об авторе? (он исследователь, наблюдательный) Слайд 4 – Прочитайте название рассказа. – Что Вас удивило? – Ребята, приходилось ли вам когда-нибудь слышать песенки подо льдом? А вот Н.И. Сладков слышал. И вот об этом он рассказывает в следующем рассказе. – Почитаем? (Да) – Приготовились следить. (Читает учитель) |
2) Выявление первичного восприятия | – Какой удивительный случай произошел
с автором? – А Вы удивились? А вам хочется перечитать рассказ самим? Итак, мы с вами отправляемся на прогулку в зимний лес. |
IV. Физминутка | Но сначала отдохнём И. Токмакова «Медведь» Как на горке – снег, снег (прыжки на месте, хлопки в ладоши), И под горкой – снег, снег (прыжки на корточках, хлопки над головой), И на ёлке – снег, снег (наклоны в стороны), И под ёлкой – снег, снег (наклоны вперёд и назад). А под снегом спит медведь (перевалы с одной ноги на другую). |
3) во время чтения – понимание текста, создание его читательской интерпретации (обеспечить полноценное понимание текста) | Диалог с автором по ходу чтения. 1 часть (чтение по абзацам). – Что необычного заметил рассказчик, проезжая
по озеру? Пение лыж (запишите в тетради) 2 часть – Что такое чёрный провал? (Полынья, прорубь) Слайд
5 Чудесная лесная загадка. 3 часть Чтение третьей части (чтение по цепочке). – Что вам показалось необычным в этой части? Чудо-птица 4 часть Чтение четвёртой части – Какая красивая эта часть! Интересно вот что:
автор уже в третьей части разгадал загадку.
Почему тогда он продолжил свой рассказ? (Автор
хотел и нам рассказать всё то, что знал про эту
птичку) Подлёдный мир – Как автор описывает подлёдный мир? Слова на доске Пернатый музыкант (Открывается тема урока) – Здорово! |
V. Работа с текстом после чтения – корректировка читательской интерпретации объективным авторским смыслом (обеспечить углубленное восприятие и понимание текста) |
– Какой эпизод рассказа
проиллюстрировал художник? – Точно ли он изобразил водяного воробья? (нет) Слайд 6 – Каким человеком вам представляется автор рассказа Н. И. Сладков? – Вы бы хотели ещё читать книги этого автора? Слайды 7-9 |
VI.Обобщающая беседа | – Какими качествами должен обладать
человек, чтобы открыть эти тайны? – В рассказах Сладкова как будто ничего особенного не происходит. Пытливыми глазами любящего природу человека он подмечает то, что ускользает от взгляда человека случайного, убеждённого, что в природе всё уже известно и понятно. Но хорошо знакомые нам, привычные вещи озаряются каким-то волшебным светом. И становятся близкими и понятными нам. |
VII. Рефлексия (организовать рефлексию и самооценку учащихся) | – Какую чудесную лесную загадку мы
вместе с Н. Сладковым отгадали сегодня на уроке? – Ребята, а какими вы были сегодня на уроке читателями? – Вспомните, какую цель вы ставили в начале урока? – Вы достигли этой цели? – Достигли сами или с помощью? – Оцените свою работу в дневниках. – Выберите предложение, которое вам хочется закончить.
|
VIII. Домашнее задание | – Я вам предлагаю пофантазировать.
Перескажите встречу Сладкова и Оляпки от лица
птички. Начните так: – Здравствуйте! Я – оляпка, водяной воробей. Однажды я сидел подо льдом и пел песенку, как вдруг..... |
IX. Итог урока | – Сегодня я разглядела в ваших глазах
огонёк любознательности. Хочу пожелать вам,
чтобы этот огонёк не угасал с годами, а открытия,
которые вы совершаете день за днём, помогли бы
вам преодолеть все трудности учёбы, преграды,
которые встретятся на вашем жизненном пути. – Спасибо всем за работу! |