Если спросить учителя литературы, в чем видится ему главная трудность его работы, в чем основная проблема современного литературного образования, можно не сомневаться, что ответ будет один и тот же: дети не хотят читать.
Все знают, как любят малыши, чтобы им читали, как радуются они ритму стиха, как ярко воспринимают иносказательный смысл и образность фольклорных произведений. В школе же этот интерес, быстро иссякает, и актуальным оказывается вопрос не “как изучать литературу”, а “как не отучить ребенка от книги”, последовательно приобщая к ее глубине и красоте.
В школе мы начинаем литературу не читать, а именно изучать, препарировать, объяснять. Преобладание филологии над чтением, изучение над наслаждением от чтения - вот, наверное, главная причина и исток того, что задача заставить ученика прочитать хотя бы программные произведения становится проблемой. Как же решить эту проблему? Как добиться того, чтобы анализ художественного произведения не отбивал интерес к чтению, а усиливал его, чтобы алгебра анализа не убивала гармонию, а, напротив, позволяла постичь смысловую глубину и эстетическое совершенство текста?
Я думаю, что ответом на эти вопросы может стать обращение к эмоциональной сфере личности, подключения к познавательному процессу фантазии, ассоциативного мышления- всего того, что в большей степени относиться к правому полушарию, к сфере не интеллекта, а эмоций и воображения.
Из действующих педагогических методов работы мастерская приближается к исследовательским и проблемным методам обучения. Принципиальное отличие, однако, заключается, по крайней мере, в двух особенностях мастерской:
- Проблемное обучение в основном опирается на логические противоречия и связи, а творческий процесс в мастерской основан на чередовании бессознательного или осознанного не до конца творчества и последующего его осознания.
- Проблема и направление исследования в урочной системе, как правило, определяются учителем, а в системе мастерских все проблемы выдвигаются учащимися. Степень неопределенности в заданиях мастерской принципиально более значительная, чем в других методах работы.
Педагогические мастерские появились у нас в начале 90-х годов XX века и сразу привлекли внимание методистов и учителей-словесников. Особенно заинтересовались ими специалисты из Санкт-Петербурга (И.А. Мухина, Л.Д. Фураева, Н.И. Хлебович, Ж.О. Андреева и др.). Учителя, многократно приезжавшие из разных городов на курсы в Санкт-Петербургский университет педагогического мастерства, заговорили о "петербургских педагогических мастерских".
Петербургские методисты опубликовали много статей, несколько авторских сборников и книг, посвящённых мастерским как новой педагогической технологии. Однако жанр мастерской иногда толкуется расширительно. Стоит разобраться, каковы "законы жанра" и почему нужны педагогические мастерские учителю литературы и его ученикам.
Педагогическая мастерская – особая педагогическая технология, основанная на гуманистических представлениях о ценности каждой человеческой личности, о ценностно-смысловом равенстве учителя и ученика. Технологию педагогических мастерских называют диалоговой, полицентрической, рефлексивной – она связана с гуманистическим характером целей, взаимоотношений, деятельности участников мастерской.
Вот одно из первых определений, данных по-русски этому понятию: "Мастерская педагогическая — это такая форма обучения детей и взрослых, которая создаёт условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия". Определение подчёркивает открытие нового и самостоятельность пути.
Чем отличается мастерская от прочих видов учебной деятельности?
На обычном школьном уроке учитель, подобно первопроходцу, ведет за собой весь класс, дети же идут вслед за ним по уже проторенной дороге. Даже если педагог начинает с обсуждения проблемного вопроса, ответ на него заранее им же предопределен. Роль ведомых в этом случае неизбежно пассивна.
В мастерской педагог — наставник, по праву старшего и более сведущего дающий в руки младшего — ученика — карту и компас, с помощью которых прийти к открытию тот должен самостоятельно. Благодаря наставнику ученик добывает знания, для достижения цели объединяя свои усилия с усилиями одноклассников. Поэтому здесь маловероятна конкуренция, а одним из важнейших условий работы является доверительная, дружелюбная атмосфера.
Открытие, совершенное самостоятельно, помогает, с одной стороны, поверить в собственные творческие возможности, с другой — ощутить потребность в сотворчестве, поскольку “мастерская” всегда предполагает диалог между ее участниками. (Формы взаимодействия учитель продумывает при планировании заданий.)
Особенность этого совместного творческого труда — не прямая передача знаний, а коллективный поиск новой информации, осознаваемый школьником как необходимость, а наставник лишь помогает ему выйти из хаоса разрозненных представлений к гармонии приобретаемого знания.
Хорошо продуманная система заданий, вспомогательной опорной (противоречивой) информации и минимальное словесное вмешательство ведущего (монолог сведен к минимуму) обусловливают максимальную самостоятельность в продвижении всех участников педагогической мастерской к результату.
Отметим главные достоинства работы педагогических мастерских.
- Ученик способен достаточно быстро освоить новую для него тему, потому что самостоятельно добывает знания или обнаруживает в себе сокрытые творческие ресурсы.
- Ведущий занятие создает рабочую обстановку, чтобы участники мастерской сами в условиях коллективного труда смогли найти свой путь решения поставленной задачи.
Результат работы оправдывает время и силы, потраченные на подготовку мастерских. Приемы, используемые при их проведении, не противоречат методике традиционного урока, а дополняют то лучшее, что было и сохраняется в нашей отечественной педагогике. Такие занятия не следует рассматривать как альтернативу традиционному уроку.
Во-первых, подготовка настоящей авторской мастерской требует очень много времени. Во-вторых, как известно, однообразный тип заданий обычно снижает уровень интереса и работоспособности учеников.
Ученик, поработавший в мастерской построения знаний, уже не скажет о теории литературы, что она мертва. Она способна действительно ожить, и соприкосновение с ней будет животворящим, поскольку школьнику предоставляется право освоения “живого знания”. Самостоятельно обретенные подростком знания воспринимаются участником мастерской как личное открытие, “присваиваются” им.
Мастерская творческого письма позволяет молодому человеку применить собственный глубинный жизненный - эмоциональный, нравственный, эстетический — опыт при выполнении конкретно поставленной задачи. Знание, приобретенное в процессе работы над определенной темой, органически соединяется с интуитивным чувствованием. Чувства и мысли материализуются: становятся суждениями или воплощаются в художественные образы.
Основная задача ведущего мастерскую творческого письма — помочь детям обрести ощущение внутренней свободы, гармоничного состояния души, найти индивидуально-неповторимую форму самовыражения в творческом акте, импульсом к которому может послужить яркое эстетическое впечатление.
Мастерская, что немаловажно, помогает участнику в какой-то мере понять состояние духовного подъема поэта, писателя, художника, композитора, скульптора в момент творческого озарения.
Приобретенный здесь опыт самопознания и миропознания часто становится незабываемым событием жизни, фактом духовной биографии. И, быть может, отступая перед новыми впечатлениями, уходит в глубь памяти, но остается точкой опоры для обретения новых знаний.
Созданные творческие работы оцениваются мастером поощрительно и вдохновляют учеников на дальнейшие поиски и успехи.
Сокровенные размышления, доверенные друг другу и учителю, не должны разглашаться без ведома на то самого автора. Сохранить тайну полученной информации — дело чести того, кому она доверена.
Всегда говорят и об алгоритме мастерской. Он, при возможной коррекции, должен сохраняться, если нужно провести успешное занятие. Одно из важнейших условий при создании мастерской — её материал должен быть по-настоящему проблемным, даже парадоксальным. Тогда на любом из этапов занятия участники смогут пережить некий "прорыв" — открытие, потрясение, острое недоумение с озарением — то, что и делает мастерскую уникальной формой урока.
Законы мастерской
Ценностно-смысловое равенство всех участников. (Учитель может участвовать в работе наравне с учениками.)
Право каждого на ошибку: она может быть исправлена самим учеником или станет окном в открытие.
Безоценочная деятельность, отсутствие критических замечаний. Этому приходится учиться. (Особенно трудно не хвалить!) Оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией.
Предоставление свободы в рамках принятых правил. Это означает возможность выбора своей темы и поведения в рамках общих задач и при условии взаимного уважения участников. (Тот, кто не хочет сейчас оглашать своё мнение, обязательно захочет потом — известно из опыта.)
Значительный элемент неопределённости, даже загадочности в заданиях. Только при этом условии возникает творчество.
Диалог — главный принцип сотрудничества. Диалог создаёт атмосферу постижения любого явления в разных цветах, которые вместе дают ощущение "радуги" мира.
Организация и перестройка реального пространства, в котором проходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа. Это может быть круг всех участников, отдельные места для индивидуальной или групповой работы, место для инсценировок, пантомим и т.д. В реальной практике школы эта перестройка возможна полностью или в элементах. Например, если ученик отправляется сочинять в угол класса — имеет право.
Решительное ограничение практической деятельности мастера-руководителя как авторитета на всех этапах мастерской. В идеале мастер формулирует задание и не отвечает на вопросы.
Что постоянно в мастерских?
- Доброжелательные отношения, позволяющие вести диалог, в том числе в системе учитель-ученик.
- Законы проведения мастерской.
- Соединение трёх компонентов: учения, общения, творчества.
- Эмоциональные и эстетические переживания в процессе работы с произведениями, при взаимодействии с товарищами, с разными мнениями и реакцией на происходящее.
- Воспитательная составляющая занятия — связанная и не связанная с содержанием учебного материала (результат общения).
- Свобода выбора — в рамках заявленных правил — поведения, ассоциаций, собеседников, тем.
- Неочевидность результатов, их непредопределённость, а иногда и непредсказуемость.
- Психологическая насыщенность каждого из этапов мастерской, повышенная готовность ведущего к психологическому анализу, выводам и принятию немедленных решений.
- Постоянное побуждение к деятельности извне и внутри ученика.
- Постоянная смена типов деятельности: от индукции к дедукции, от личных — к чужим наблюдениям, гипотезам и знаниям, от фрагмента — к целому...
- Тенденция к интегрированной деятельности и интегрированному знанию. Почти всегда подключаются философские, этические, культурологические, психологические проблемы и знания из разных наук и из жизни. Мастерская сама (законами построения) приводит к широкому полю познавательной деятельности, потому что не ограничивает, а подталкивает воображение, ассоциации, память, творчество.
Почему мастерские оказались нужны современному словеснику?
- Интерес к литературе возникает у всех, кто становится участником мастерской даже по далёким от искусства предметам.
- Работа со словом в мастерской становится первостепенной.
- Мастерские — отличный способ развивать собственное "письмо", а значит, готовиться к сочинению.
- Мастерские "запускают" ассоциативное мышление. Это путь для проявления собственных представлений, чувств и мыслей и для понимания художественного творчества, прежде всего — поэзии.
- Являясь рефлексивной технологией, мастерская на практике вызывает, тренирует, развивает способность к аналитической деятельности: к анализу произведений и ситуаций общения, к сопоставлению своих и чужих мыслей, чувств, восприятия, отношения, интерпретации; к самоанализу и самоконтролю. Эти умения и навыки необходимы для воспитания грамотного читателя.
- Очевидно развивающее воздействие мастерских, что не раз фиксировали на этапе рефлексии в разных мастерских сами старшеклассники. Эти занятия поощряют аналитическую и творческую деятельность, развивают доверительные отношения в коллективе, уважительное и радостное отношение к учителю и к учению как к труду и творчеству.
Чем отличается мастерская от прочих видов учебной деятельности? На обычном школьном уроке учитель, подобно первопроходцу, ведет за собой весь класс, дети же идут вслед за ним по уже проторенной дороге. Даже если педагог начинает с обсуждения проблемного вопроса, ответ на него заранее им же предопределен. Роль ведомых в этом случае неизбежно пассивна.
В мастерской педагог-наставник, по праву старшего и более сведущего дающий в руки младшего — ученика — карту и компас, с помощью которых прийти к открытию тот должен самостоятельно. Благодаря наставнику ученик добывает знания, для достижения цели объединяя свои усилия с усилиями одноклассников. Поэтому здесь маловероятна конкуренция, а одним из важнейших условий работы является доверительная, дружелюбная атмосфера.
Открытие, совершенное самостоятельно, помогает, с одной стороны, поверить в собственные творческие возможности, с другой — ощутить потребность в сотворчестве, поскольку “мастерская” всегда предполагает диалог между ее участниками. (Формы взаимодействия учитель продумывает при планировании заданий.)
Особенность этого совместного творческого труда — не прямая передача знаний, а коллективный поиск новой информации, осознаваемый школьником как необходимость, а наставник лишь помогает ему выйти из хаоса разрозненных представлений к гармонии приобретаемого знания.
Хорошо продуманная система заданий, вспомогательной овирусй (противоречивой) информации и минимальное словесное вмешательство ведущего (монолог сведен к минимуму) обусловливают максимальную самостоятельность в продвижении всех участников педагогической мастерской к результату.
Результат работы оправдывает время и силы, потраченные на подготовку мастерских. Приемы, используемые при их проведении, не противоречат методике традиционного урока, а дополняют то лучшее, что было и сохраняется в нашей отечественной педагогике.