Интегрированный урок «Русский язык и литература» по теме «Русское слово и экология души» (два урока)

Разделы: Русский язык, Литература


Цель урока – формирование отношения к русскому языку и к слову, как общенациональной духовной, нравственной и культурной ценности; повышение интереса учащихся к роли языка в жизни каждого человека.

Задачи:

  • Обучающая: выяснить, что такое духовная культура народа и как она связана с языком; подготовить учащихся к сочинению-рассуждению по тексту Н.Рериха; выявить причины кризисного состояния современного русского языка и пути его преодоления;
  • Развивающая: совершенствовать навыки аналитической работы учащихся с текстом, умение формулировать проблемы, аргументировать собственное мнение, обобщать, делать выводы; развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление; развивать умение самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени, развивать речемыслительные и творческие способности школьников;
  • Воспитательная: воспитывать сознательное отношение к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний; воспитывать у учащихся чувство личной ответственности за состояние русского языка.

Тип урока – интегрированный

Тема лингвистическая и коммуникативная – Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление. Богатство русского языка. Экология русского языка. Тема по развитию речи – сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (по экзаменационным темам)

Технология урока – комплексная (личностно-ориентированное обучение с элементами интеграции, проблемного обучения; использованием ИКТ)

Оформление доски

“Важнейший способ узнать человека,
его умственное развитие,
его моральный облик –
прислушаться к тому, как он говорит”
(Д.С. Лихачёв)

Ход урока

1. Оргмомент.

Добрый день.

Друзья мои, внушайте людям веру,
И чаще говорите: “Добрый день!”
И следуйте хорошему примеру —
Продляйте добрым словом жизнь людей!
(В.Боков)

Сегодня на уроке мы будем говорить о слове, о русском языке, о духовной культуре народа и о тех проблемах, которые не могут не волновать каждого человека, по-настоящему любящего свой народ и свою родину.

2. Мотивация.

Каждый образованный человек, безусловно, должен уметь оценивать речевое поведение - свое и собеседников, соотносить свою речь с конкретной ситуацией общения. Почему же сегодня, в XXI веке, журналисты, учёные, языковеды, психологи, социологи, писатели, педагоги особенно остро ощущают речевое неблагополучие и задают извечные русские вопросы: “что делать?” и “кто виноват?” Почему не испытывают чувства стыда люди, не знающие родного языка, засоряющие его “модными”, на их взгляд, словами? Почему становится популярным мнение о том, что произведения классической русской литературы не имеют сегодня своего читателя? Почему? Вопросов много. А ведь изучение русского языка и литературы, этих важных составляющих гуманитарного образования, - один из путей, позволяющих овладеть нам мастерством человеческого счастья и мудрости, сохранить культуру.

- Тему урока вы сформулируете сами позже, когда поймёте, о чём пойдёт речь на уроке. Оставьте одну строку для темы. Запишите в тетрадях число.

- Обратимся к древности. Одним из древнейших литературных жанров считается басня. Для басни характерна аллегория. - Что это? (изображение отвлечённого понятия через конкретный образ). Кто считается родоначальником басенного жанра? (Эзоп). Это имя многим, в том числе и вам, знакомо.

Надо отметить, что Эзоп был уродлив: голова как котёл, нос курносый, губы толстые, руки короткие, спина горбатая, брюхо вспученное. Когда Эзопу указывали на его физические недостатки, он говорил: “Бочки в погребе тоже уродливы, а вино в них на славу”. Но боги наградили Эзопа даром слова, острым умом и искусством сочинять басни. Иносказательный язык басни и сейчас называют "эзоповым". Эзоп был рабом. Говорить прямо то, что он думал, для него было невозможно. Наверно, поэтому он и сочинял именно басни? Работорговец продал красноречивого Эзопа философу Ксанфу.

Однажды Ксанф решил пригласить учеников, Эзопа же послал на рынок, сказав: “Купи всё лучшее, что есть на свете". Пришли гости - Эзоп подаёт одни языки: жареные, варёные, солёные.

- Что это значит? - А разве язык - не лучшее, что есть на свете? Языком признаются в любви, устанавливают законы, договариваются, рассуждают о мудрых вещах.

- На завтра купи мне всего худшего, что есть на свете. На следующий день Эзоп подаёт опять одни языки. -Ну, и что же это значит?

- А разве язык - не худшее, что есть на свете? Языком люди делают больно, проклинают, начинают войну!

Рассердился Ксанф, но придраться не мог.

- Какая главная мысль звучит в легенде об Эзопе и Ксанфе? Язык и лучшее, и худшее из того, что есть на свете. Можно так же сказать о нашем русском языке?

Наш родной язык, самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык, по определению К.Г.Паустовского, явление уникальное, удивительное. Как важно вовремя сказать нужное слово для себя и для других. Именно слово, язык является стержнем всей человеческой культуры. В результате вседозволенности резко снизился общий уровень владения языком, падает культура русского слова, вытравливаются интерес и любовь к родному языку. Последние два десятилетия на наш язык обрушилась новая напасть: сквернословие, матерщина, которые проникли даже в ранее запретную для них зону – литературу. Сквернословие, мутный вал непристойной лексики разрушает язык, а с ним и людские души. Не случайно А.И. Герцен писал, что “цинизм слова – это отражение цинизма души”. А экология слова – это, в первую очередь, экология души.

3. - Экология. Знакомо ли вам это слово? Что оно означает?

Запись в тетрадях - Экология – от греч. Дом, родина, состояние среды обитания

Экология – значит, понимать и беречь свой дом, свою родину. А ничего роднее, чем Россия, у нас нет. Нет у нас и ничего более русского, чем наш язык. Язык - наш ДОМ, родной, мудрый, ценный. Мы пользуемся им так же естественно, и он нам так же необходим, как вода и воздух, без которых человеку не жить. - Сегодня с экологией связаны такие понятия как экология культуры и экология слова. Забота наша с вами - забота о слове, о культуре речи. - Как можно сформулировать тему?

ТЕМА УРОКА: Русское слово и экология души. Дмитрий Сергеевич Лихачёв, известный академик, который внёс огромный вклад в культуру, считал, что культура спасёт мир. Он писал: “Важнейший способ узнать человека, его умственное развитие, его моральный облик – прислушаться к тому, как он говорит” (записать) - Как вы понимаете эти слова?

- Каковы цели урока? Сегодня на уроке мы попробуем прислушаться к тому, как и что мы говорим; выяснить, что же происходит с нашим могучим, великим, богатейшим русским языком. Попробуем определить те недостатки, которые наиболее часто встречаются в нашей речи.

На уроке вы будете себя оценивать сами (листы оценивания лежат на столах)

Деловая игра “Корректор” Работа в группах “Скажи одним словом” Работа в группах “Почему мы так говорим” Задание: “Оформите грамотно меню” Словарный диктант Игра-аукцион: Кто больше знает пословиц о языке, слове, речи Составить предложение Устные ответы
11 ошибок - 5 баллов

9 ошибок – 4 балла

Менее 8 ошибок - 3 балла

5 слов - 3 балла

3-4 слова - 2 балла

3 балла 14 слов - 5 баллов

12 слов – 4 балла

Менее

11 слов - 3 балла

Все правильно слова - 5 баллов

10 слов – 4 балла

Менее 9 слов - 3 балла

Какая группа больше – 5 баллов

Остальные -3 балла

Правильно – 2 балла От 3 до 5 баллов
  • “5” - 33 балла;
  • “4” - 26 баллов;
  • “3” - 20 баллов

Д.С. Лихачев писал: “... экология не должна ограничиваться задачами сохранения окружающей нас биологической среды. Человек живет не только в природной зоне, но и в среде, созданной культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды – задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда не менее необходима для его духовной, нравственной жизни”.

Вот уже несколько десятилетий планету сотрясает экологический бум. Человечество борется за здоровье планеты. Но здоровы ли сами люди? - Что делать? Начинать нужно с экологии самого человека: и не только его тела, но и его души. Незнание русского языка, русского слова ведет к оскудению души русской. Поэтому именно русское слово способно сберечь наши души.

Сегодня необычный урок. Я хочу, чтобы вы всерьёз задумались, как много может зависеть в жизни человека от того, насколько он не только знает язык и владеет речью, но, главное, обдуманно и правильно пользуется ей. О культурном уровне человека говорит его умение грамотно, точно и красиво выражать свои мысли. Не случайно Сократ сказал: “Заговори, чтобы я тебя увидел”.

4. Величайшее богатство народа – его язык. Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. Актуальны ли сегодня слова М.Шолохова? Эти слова М.Шолохова, сказанные много лет назад, остаются актуальными и вечными, как вечно само слово и язык. Но мы всё чаще замечаем, что это вечное, к сожалению, не бережётся людьми, а значит, есть угроза его существованию.

Она сидела на полу
И груду писем разбирала,
И как остывшую золу
Брала их в руки и бросала.

Кто знает автора этих строк? Любовная лирика Федора Тютчева является одной из самых ярких и волнующих страниц творчества поэта. Стихи, посвященные избранницам, наполнены чувственностью, эмоциональностью и нередко трагизмом. Все дело в том, что в 47 лет Тютчев, будучи уважаемым и высокопоставленным государственным чиновником, счастливым семьянином и достаточно известным поэтом, влюбился в 24-летнюю воспитанницу Смольного института благородных девиц Елену Денисьеву. Их тайный роман протекал бурно и безмятежно до тех пор, пока не выяснилось, что потомственная дворянка, отданная на попечение своей петербургской тетки, ждет от поэта ребенка. Грандиозный скандал, разразившийся в обществе, не мог остаться тайной для супруги поэта, Элеоноры Тютчевой, которая очень болезненно переживала измену супруга. В порыве отчаяния она даже уничтожила значительную часть переписки с поэтом, в которой содержалось множество посвященных ей стихов, оказавшихся безвозвратно утерянными. Именно этому грустному событию Тютчев посвятил свое стихотворение: “Она сидела на полу...”, созданное в 1858 году.

Переписка...письма...Главное средство общения между людьми долгие годы. Проходит время. На дворе ХХI век. Интернет. Кому незнакомо это слово?! Оно заполонило всё. Письмо, как вид общения между людьми, уходит в прошлое. В современном мире общение изменилось. И речь людей стала другой.

- Кто из вас за последний месяц написал письмо родным, близким, друзьям? А кто работал в Интернете или общался с помощью СМС? (Из 100 человек, опрошенных на улице, только 10 писали письма и 90 - общались с помощью СМС). Да, общение между людьми стало другим, и речь изменилась.

Внимание на доску.

Письмо SMS
Здравствуйте, мои дорогие дочурки! Вот решила написать вам письмо. Настроение подталкивает к письменному общению. Как добрались до дома с полными сумками? Как здоровье Анны Петровны? Привет! Как доехали?
Поздравляю вас всех с наступающим весенним праздником – 8 Марта! Пусть каждый день будет добрым и светлым. Дарит смех, доброту, новый взлёт. Будет мир на везение щедрым! Счастье, радость, удачу несёт. Хочу, чтоб вы были счастливы. А мне для счастья надо только это. С праздником 8 Марта! всего хорошего!

Эти письма и СМС написаны и отправлены одним адресатом и в какой-то мере перекликаются. В чём? (одна тема, главная мысль)

Но тем не менее разница видна. В чем? Письмо передаёт не только события, предшествующие написанию, но и настроение адресата. Чувствуется душевное состояние писавшей, её одиночество, тоска, любовь к дочкам, забота о них. СМС не позволяет разобраться в чувствах и настроении адресата. А значит, дочери будут лишены сопереживания, не проникнутся мамиными проблемами, не почувствуют её заботу и не откликнутся на её тревоги. И если предположить самое нежелательное – дочери перестанут писать письма и будут общаться только через СМС. Одиночество матери усилится. Она потеряет возможность духовного общения с дочерьми.

- Какой можно сделать вывод? Таким образом, может происходить страшное: с изменением нашей речи, утратой богатств языка, утрачиваются и лучшие качества человека: сопереживание, сочувствие, радость. Эмоции становятся скудными. А значит, человек перестаёт быть человеком, а превращается в какую-то машину. И чтобы этого не произошло, мы с вами и должны заботиться о слове, о нашем родном языке.

5. Послушайте, что говорил о нашем языке выдающийся мыслитель И.А.Ильин. Беседа по тексту (Текст проецируется на экран)

И еще один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. В нем вся она, – наша Россия. В нем все дары ее: и ширь неограниченных возможностей, и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и нежность; и простор, и размах, и парение; и мечтательность, и сила; и ясность, и красота. Все доступно нашему языку. Он сам покорен всему мировому и надмировому, и потому властен все выразить, изобразить и передать. В нем гудение далеких колоколов и серебро ближних колокольчиков. В нем ласковые шорохи и хрусты. В нем травяные шелесты и вздохи. В нем клекот, и грай, и свист, и щебет птичий. В нем громы небесные и рыки звериные; и вихри зыбкие, и плески чуть слышные. В нем – вся поющая русская душа: эхо мира, и стон человеческий, и зерцало божественных видений. (И.А. Ильин 1882-1954 гг. “О России”)

Задания к тексту: Прочитайте. Какова тема текста? (Родной язык)

- Назовите ключевые слова. (Язык, Россия) - Какую проблему поднимает автор? (Бережное отношение к русскому языку)

- Какова позиция автора? (Любить родной язык, блюсти его) - Что значит блюсти язык? (Правильно употреблять слова, говорить и писать грамотно)

- Определите стиль текста (“публицистический стиль”) - К какому типу речи можно отнести текст? (Рассуждение). Докажите.

- А что можно сказать о нашей речи сегодня? Так ли она хороша, как русский язык? Назовите основное средство выразительности, используемое в тексте.

Вам скоро предстоит выбирать будущую профессию, но не так важно, кто кем будет работать, автомехаником или программистом, врачом или учителем, всё-таки без письма никому не обойтись. И горько подумать, что случайная описка или опечатка могут затемнить смысл, разрушить стройную систему доказательств, значительно повредить работе.

“До чего же это хрупкое и неустойчивое свойство - точность изложения наших мыслей на бумаге! Сколько надо повозиться, чтобы подчинить своей воле беглые письмена или печатные знаки! Казалось бы, простое дело, а требует оно постоянного упражнения и устойчивого внимания, твердых навыков. Надо развивать в себе эту полезную способность”, - так пишет в книге “У слова стоя на часах” Олег Рисе - корректор по профессии.

Учащимся предлагается определить по словарю значение слова корректор и составить (устно) с ним словосочетания.

Учитель объявляет школьникам, что каждый из них будет выполнять обязанности корректора. Выясняется, какими качествами должен обладать корректор.

6. Деловая игра “Корректор”. В форме деловой игры развивать у учащихся орфографическую и пунктуационную зоркость, совершенствовать правописные навыки, формировать нормы правильной литературной речи.

Физкультминутка.

Задание. Письмо одной неграмотной девочки. Найдите ошибки в этом письме, исправьте их, определите, какие орфограммы не усвоила Оля.

Дядя, прашу тебя, помаги твоей плимяннице Оле, а то небудет ее наги в этой школе. Мне вчера за дектант на слова учитель паставил “два”, а сам сказал, что маю работу даже несмок прочитать. Попраси его, дядя, исправить двойку и паставить мне пять.

7. Задание. А сейчас небольшая словарная разминка. Перед вами на столах лежат задания: “Скажи одним словом”, продумайте ответы. (1 мин)

“Скажи одним словом: кто это?”

1 группа

  • Тот, кто предан своему народу, родине (патриот)
  • Тот, кто несёт знамя (знаменосец)
  • Тот, кто беседует с кем-нибудь (собеседник)
  • Тот, кто работает с кем-нибудь (сотрудник)
  • Лицо, управляющее оркестром (дирижер)

2 группа

  • Человек, идущий по одному пути с кем-нибудь (попутчик, спутник)
  • Человек, имеющий одинаковый образ мыслей с кем-нибудь (единомышленник)
  • Старый опытный воин, заслуженный работник на каком-либо поприще (ветеран)
  • Тот, кто предпочитает проводить свободное время дома (домосед)
  • Мужчина с чёрными или очень тёмными волосами (брюнет)

3 группа

  • Человек, покинувший место своего жительства вследствие какого-либо бедствия (беженец)
  • Тот, кто намечен для избрания, назначения, приёма куда-либо (кандидат)
  • Человек, способный на всякие нечестные поступки, мошенничество (мошенник, проходимец)
  • Человек, распространяющий разные ложные обвинения, позорящие других слухи (клеветник)
  • Тот, кто льстит, угождает тем, от которых надеется получить выгоду (подхалим).

Индивидуальные задания (двум учащимся).

“Что лишнее?”

(Найти лишнее слово в предложении)

1. В дороге его застал снежный буран (снежный)

2. Он сидел, облокотившись локтями о стол (локтями)

3. Всадники уже приближались ближе к деревне (ближе)

4. У ворот стоял пожилой старик и смотрел на меня (пожилой)

5. Он бросил камень, но промахнулся мимо (мимо)

“Исправь ошибку”

1. У нас много сообщников среди простых людей (единомышленников)

2. Трудно им было противопоставлять такому натиску (противостоять)

3.Мы предупредительно захватили с собой веревку и фонарик (предусмотрительно)

4. Товарищ ответил мне дружественным пожатием руки (дружеским)

5. У него были невыразимые черты лица (невыразительные)

8. “Поставь ударение”.

Верба, договор, звонит, издавна, индустрия, агент, диагноз, каталог, квартал, красивее, средства.

- Молодцы, хорошо поработали.

9. - А сейчас нам предстоит определить недостатки в нашей речи. Внимание на экран. (Примечание: из кинофильма “Джентльмены удачи” фрагмент № 1 (“Редиска, расколется...”) и “Джентльмены удачи” фрагмент № 2 (“Сам ты ёлка...”) - А задумывались ли вы вообще над тем, что такое язык? Один говорит, а другой слушает и понимает. А всегда ли мы умеем сказать так, чтобы нас поняли. Попробуем выявить недостатки в речи.

“Слово дано для того человеку, чтобы свои понятия сообщать другому”. А умеем ли мы общаться друг с другом, делать нашу речь достаточно яркой и выразительной? - Почему люди не понимают друг друга? (У одних скудность речи, а другие не вполне ясно и точно излагают свои вопросы) Итак, ещё одни недостаток в речи – неточность употребления слов, замена одних слов другими.

- Какое явление современности, происходящее в русском языке сегодня, вы увидели? Действительно, замечено страшное явление: замена истинных слов сленгом, жаргонизмами, вульгаризмами. Происходит засорение русского языка. А ведь русский язык очень богат и выразителен. И в нём такое количество своих красивых слов и выражений, что вовсе не нужны слова-паразиты. И имеют многие наши выражения глубокие исторические корни.

10. Экологи создали Красную книгу, в которую занесены тысячи видов растений и животных. А что же является Красной книгой для нашей словесности? Может быть, это словари, в которые собраны тысячи и тысячи слов? И ни одно из них не должно исчезнуть: за каждым - сотни лет истории, побед и поражений, открытий и ошибок. Посмотрим, как вы знаете происхождение некоторых выражений.

Задание: перед вами задание творческого характера “Почему мы так говорим?”. Прочитайте фразеологизм. Определите его значение. Попробуйте раскрыть происхождение данного выражения (если не знаете настоящей истории, попробуйте придумать свою версию)

1 группа: “Вавилонское столпотворение”. Сумятица, неразбериха, беспорядочность в чем-либо. По библейскому преданию, жители Древнего Вавилона вознамерились добраться до небес и с этой целью начали строить высокую башню. Тогда, по Библии, “все люди на земле имели один язык и одинаковые слова”. Разгневанный Бог смешал их язык так, что они перестали понимать друг друга, и наступил хаос. Выражение “Вавилонское столпотворение” употребляется в значении: суматоха, беспорядок, бестолковщина, неорганизованность.

2 группа: “Зарубить на носу”. Значение: хорошенько запомнить. Иного происхождения. Носом в старину называли памятную дощечку, бирку, которую носили с собой неграмотные люди, делая на ней различные зарубки, заметки, чтобы потом не забыть (т.к. писать не умели).

3 группа: “Отогревать змею на груди”. Проявлять внимание, заботу, любовь к человеку, который платит за это неблагодарностью.

Чтение наизусть стихотворения В. Полторацкого “Слово о словах”

Слова бывают разные – то дельные, то праздные.
То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые.
Есть слово – утешение и слово – удушение.
Есть трезвые и пьяные, лукавые, туманные.
Есть чистые, алмазные, а есть бесстыдно-грязные.
Одни помогут выпрямить, другие – душу вытравить.
Есть речь огнем горящая, есть тлением смердящая.
Слова – высокой доблести, и – самой низкой подлости...

11. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей души, ума. (Д.Лихачев)

- Почему мы сегодня затрагиваем проблему экологии языка? В защите сегодня нуждается не только земная обитель со всей ее природой, но и слово, коим мы общаемся друг с другом. Бесспорно, существует и проблема экологии языка. Наше время свидетельствует, что язык великой Руси – в опасности, в опасности и духовная жизнь русского народа.

Как-то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель А. И. Куприн посмотрел меню и заказал:

- Шесть порций орфографических ошибок.

- Этого подать не можем, не держим, - ответил официант.

- Однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы, - сказал Куприн и зачитал злополучное меню.

Оформите грамотно меню.

Бу.. .он кури...ый с фрикадельками.

Ра.. .ольник с к...лбасой.

П...льмени.

Шамп...ньоны в яичн..... соусе.

К.. .мпот груш.. .вый .

Кисель клюкве...ый.

Коври...ка ржа...ая.

П...рожное б...сквитное.

12. Известного французского писателя Марселя Пруста вызвал на дуэль безграмотный писака. Вручая писателю свою визитную карточку, он сказал Прусту: “Предоставляю вам право выбора оружия”.

“Превосходно, - ответил Пруст, - предпочитаю орфографию. Вы убиты”. - Проведем орфографическую дуэль. Пишем словарный диктант с взаимопроверкой (работа в парах).

Эмоциональная разрядка:

  • нахмуриться, как осенняя туча, рассерженный человек;
  • улыбнуться, как кот на солнце, хитрая лиса, ребенок, который увидел чудо;
  • устать, как папа после работы; муравей, притащивший большую муху;
  • отдохнуть как турист, снявший тяжелый рюкзак; ребенок, который много потрудился.

13.Аукцион: Кто больше знает пословиц о языке, слове, речи (групповая работа). Найти синонимы к слову “удивительный” - изумительный, прекрасный, великолепный, необычный, поразительный, феноменальный - получился целый ряд, что и позволяет наиболее точно выразить мысль говорящего или его эмоции.

14. Проблемный вопрос - Какова роль грамматики? Что входит в понятие “грамматика”? (подготовка к экзаменам) Ответы: Грамматика включает в себя морфологию и синтаксис. Так слова связываются в цепочку, а раздел языкознания, изучающий соединение слов — словосочетания и предложения — называется синтаксис.

- Составить предложение из слов на доске (а, не, перо, писать, ум). Не пером пишут, а умом.

15. Знаете ли вы о том, что...

А знаете ли вы о том, что стихотворение И.С. Тургенева “Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий...” во время Великой Отечественной войны принимало участие в борьбе с фашизмом?

Это было так. К коменданту оккупированного Орла зашла молоденькая девушка, учительница русского языка. Она просила разрешить открыть музей И. С. Тургенева. Разрешение комендант дал, выделив для этого маленькую комнатку.

И вот музей открыт. Посетителей немного. Люди первое время не понимали, к чему эта затея. Однако прошло несколько дней, и посетителей становилось все больше и больше. Побывав в музее, они словно преображались: светлел взгляд, тверже становилась походка, выше поднята голова.

Немцев заинтересовало: что же воодушевляет людей, вселяет в них уверенность? Комендант решил посмотреть сам. Вошел в музей и все понял. Первое, что видел каждый, входящий в музей-комнату, были слова: “Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий...”.

Это были слова из стихотворения в прозе “Русский язык” (1882) И. С. Тургенева: “Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!” (Чтение наизусть стих-я И.С.Тургенева “Русский язык”).

Обычно начало этой фразы цитируется при описании тяжелого, кризисного момента в чьей-либо жизни. В полном виде эта фраза цитируется как напоминание о богатстве и ценности русского языка.

Стихотворение узбекского поэта Сулеймана Абдуллы “Выучи русский язык”.

Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре —
Выучи русский язык! -

Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи —
Выучи русский язык! -

Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова.
Выучи русский язык!

Мир разобщенных безрадостно тесен,
Спаянных мир необъятно велик.
Сын мой, работай, будь людям полезен.
Выучи русский язык!

16. Наша планета — Земля. Это наш дом, в котором живет все человечество. Земля нам мать, она дает нам питание, воздух и воду, является источником силы и вдохновения. Всегда природа привлекала к себе внимание людей. По-другому и быть не может, ведь она предоставляет нам все: одежду, пищу, жилье... И нет прекраснее природы. Люди жаждут передать подобную красоту, используя при этом звуки, краски, слова. Перед учащимися появляются репродукции картин русских художников. - Что такое пейзаж? (Пейзажем называется рисунок, на котором изображены виды природы, а также описание природы в литературном виде).- Давайте же всматриваться и вслушиваться в природу, вчитываться в произведения о природе, вдумываться в слова.

Выступления школьников с подготовленными стихотворениями русских поэтов о природе. Выразительное чтение наизусть заранее подготовленным учеником стихотворения “Берегите наш русский язык”.

17. Работа с таблицей (рефлексия):

Слова, которые вас затронули Запомнились Поддержали Нанесли обиду
       
       

Чтение записанных слов и вывод о необходимости говорить, не обижая других, помнить пословицу: “Слово не воробей, вылетит – не поймаешь”.

Домашнее задание - Продолжите сочинение по тексту Н.Рериха: “Каждый уважающий себя человек ...”. Это задание связано с экзаменом по русскому языку (ЕГЭ). Исходный текст выдаётся каждому учащемуся.

- На доске слова исполнителя авторской песни Анатолия Лемыша: “Язык не просто речь или слова: История, культура, дух народа – Исчезнет он – и нация мертва”. Напишите своё мнение об этом высказывании.

- А сейчас подведем итоги нашего урока. Возвращение к эпиграфу. “Важнейший способ узнать человека, его умственное развитие, его моральный облик – прислушаться к тому, как он говорит” (Д.С. Лихачёв). В чём же заключается, на ваш взгляд, опасность для русского языка сегодня? (учащиеся высказывают свои мнения, подводят итоги).

Закончить наш урок хочется словами Генри Уодсворта Лонгфелло (Американский писатель, поэт-романтик, ученый-филолог, знаток литературы и фольклора, переводчик): “Добрые сердца - это сады, добрые мысли - это корни, добрые слова - это цветы, добрые дела - это фрукты, позаботьтесь о своём саде и берегите его от сорняков, заполните его светом добрых слов и добрых дел”.