Литература

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Своя игра "Литературные отцы" 2024

    Автор: Лазарева Ольга Валерьевна

    Своя игра по теме "Литературные отцы" оформлена в форме презентации.

  • Божественный литературный дар 2024

    Автор: Баграмянц Варвара Николаевна

    Начало июня – время говорить о Пушкине еще больше и чаще, чем обычно. Традиция почитания гения русской поэзии, оставляет в памяти поколений то, что было сделано правительством Москвы к юбилеям А.С.Пушкина, государством и общественными организациями, деятелями науки, литературы, искусства, культуры. Пушкинские юбилеи приводят в движение весь русский мир. В юбилейные года проводятся работы по благоустройству пушкинских мест. В музеях и выставочных залах демонстрируется богатство пушкинских коллекций. Театральная пушкиниана вызывает интерес многообразием жанров. Каждый юбилей мы погружаемся в мир любимого поэта и расширяем собственный мир. Пушкин не кончается с проходящими юбилеями, он остается в нашей жизни всегда. Его вклад в русскую литературу поистине бесценен. Стиль поэта, сочетающий книжные и разговорные нормы, до сих пор остается основой русского литературного языка. Произведения Пушкина постоянно переиздаются, переводятся на многие языки мира, по ним написаны оперы, балеты, хоры, они многократно экранизировались.

  • Презентация к уроку по теме «В.В.Маяковский. Биография и творчество. Стихотворение "Хорошее отношение к лошадям"» 2024

    Автор: Голикова Анастасия Валерьевна

    Цели урока: познакомиться с личностью и биографией В.В.Маяковского, особенностями творчества поэта и понятием «футуризм»; познакомиться с историей создания стихотворения В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» и выявить его идейное и нравственное содержание; совершенствовать умения анализировать лирические тексты; находить изобразительно-выразительные средства и комментировать их роль; строить логичное устное высказывание, аргументировать своё мнение.

    футуризм, В.В.Маяковский

  • Система уроков по сказке Х.К.Андерсена "Снежная королева". ФГОС. 5-й класс 2024

    Автор: Ларина Елена Валерьевна

    Представлена система уроков по сказке Х.К.Андерсена "Снежная королева" в 5-м классе.

    Х.К.Андерсен «Снежная королева»

  • "Весь мир – театр..." (внеклассное мероприятие по литературе для 8–9-х классов) 2024

    Автор: Агафонова Анжела Владимировна

    Цель урока: воспитание любви к искусству, к творчеству В.Шекспира. Задачи: развитие литературно-творческих способностей учащихся; развитие духовного мира учащихся; воспитание любви и уважения к литературе, к творчеству Шекспира, к поэтическому слову, к книге; способствовать проявлению и развитию творческих способностей детей.

  • Использование интертекстуального подхода к анализу художественного произведения 2024

    Автор: Шулбаева Эльвира Николаевна

    Функциональные возможности интертекста поистине неисчерпаемы, как неисчерпаемо и разнообразие форм, в которых обнаруживает себя действие интертекста. Явления интертекста присутствуют во всех сферах культуры, в искусстве, в литературе, в языке. Все окружающие человека события пронизаны интертекстом, который можно считать универсальным механизмом культурной памяти. Интертекст представляет собой не только констатацию прошлого опыта, но и активную его эксплуатацию, его продолжение и развитие. Это важнейший культурогенный фактор в опыте человека.

  • Презентация к 90-летию со дня рождения Р.И.Рождественского 2024

    Автор: Крючкова Светлана Васильевна

    Данная презентация подготовлена к литературно-музыкальной гостиной, посвящённой 90-летию со дня рождения выдающегося поэта XX века, автора текстов популярных песен, переводчика Роберта Ивановича Рождественского. В работе рассказывается о жизненном и творческом пути поэта. Кроме того, используются воспоминания самого автора, его жены Аллы Киреевой, его близких и друзей (Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко, М.Мудрика, Л.Анненского). На встрече в творческом исполнении преподавателей школы, старшеклассников и известных артистов звучали стихотворения поэта, песни на его слова. Такого рода мероприятия можно использовать как в учебной, так и во внеурочной деятельности. Целью данной гостиной является, несомненно, важная для подрастающего поколения вещь: прикоснуться к миру поэзии этого удивительного человека и гениального поэта, поэта предельной искренности, непревзойденного таланта, способного проникнуть в самые отдаленные уголки человеческой души.

    Роберт Рождественский


  • Зарубежная литература. Эрнст Теодор Амадей Гофман «Щелкунчик и Мышиный король» 2024

    Автор: Лещева Елена Викторовна

    Сказки Гофмана – это не совсем сказки, а скорее прозаические произведения мистического и романтического толка. Иногда в них встречаются фантастические элементы. А иногда готического романа. Вся жизнь Гофмана – это непрерывная борьба. За хлеб, за возможность творить, за уважение к себе и своим произведениям. Сказки Гофмана, читать которые советуют и детям, и их родителям, покажут эту борьбу, силу принимать тяжелые решения и ещё большую силу не опускать руки в случае неудачи.

  • Деятельностный и практико-ориентированный подход к анализу текста как фактор развития компетенций учащихся 2024

    Автор: Груздева Ольга Владимировна

    Главная идея педагогического опыта автора статьи сводится к деятельностному и практико-ориентированному подходу к анализу текста (и других языковых единиц) как фактору развития компетенций учащихся. Цель – воспитать обученную, компетентную личность, владеющую не только знаниями, умениями и навыками, но и опытом анализа, способами его проведения, умением и опытом создания собственного текста.

  • "Божественный глагол". Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. 9-й класс 2024

    Автор: Ануфриев Сергей Валентинович

    В данной методической разработке тема поэта и поэзии в творчестве А.С.Пушкина рассматривается на примере пяти стихотворений. Из одного из них взяты слова, вынесенные в заглавие урока – «Божественный глагол». Даем понимание глагола в исходном, древнем значении – слово, речь. Цель урока: проследить, как сквозная мысль о высоком назначении Слова проходит через все эти стихотворения.

    А.С.Пушкин

  • Технология индивидуализации образовательной деятельности как средство поддержки индивидуальных образовательных траекторий обучающихся 2024

    Автор: Крылова Валентина Ивановна

    В статье автор пишет об использовании в учебном процессе комплекса педагогических и образовательных технологий, дающих возможность индивидуализировать обучение для достижения планируемых результатов обучения и воспитания, в том числе при изучении русского языка как неродного в условиях полиэтнической образовательной среды.

  • Образ домашнего питомца в повестях Холли Вебб о щенках 2024

    Автор: Желтова Елена Ивановна

    Проект рассказывает об особенностях образа домашнего питомца в повестях английской писательницы Холли Вебб о щенках. Данная работа предлагает информацию о жизни пушистых домашних питомцев, а самое важное – дает понять: содержать щенка очень непросто. Книги Холли Вебб, на наш взгляд, могут помочь юным любителям домашних животных лучше понять своего питомца, узнать больше о его повадках и привычках, о его образе жизни. Подтверждением этого является наша работа, в которой мы постарались обобщить полезную информацию о четвероногих питомцах. Результаты работы могут быть использованы не только учащимися, которые любят читать, а также держат домашних питомцев и хотят больше узнать о них, но и учителями литературы для проведения уроков.

  • Урок литературы в 11-м классе по повести В.Распутина "Живи и помни". Путешествие в глубь человеческой души 2024

    Автор: Крылова Валентина Ивановна

    Цель урока: Создать условия для совершенствования умений и навыков анализа текста, понимания основной идеи произведения, развития умения видеть его художественные особенности.

    В.Распутин «Живи и помни»

  • Рабочая программа внеурочной деятельности «Клуб любителей русского языка и литературы» 2024

    Автор: Толстова Екатерина Владимировна

    Актуальность программы заключается в том, чтобы ввести учащихся в сложный и увлекательный мир русской речи, показать слово как бы изнутри, вскрыть таящиеся в нём возможности. Программа способствует развитию мотивации к обучению русскому языку и литературе. Потребность проникновения в глубину слов обусловлена всё чётче проявляющейся проблемой современной речевой культуры. Мы всё дальше и дальше уходим от первоистоков значений слов родного языка, вовлекаясь в неумолимый информационный поток, приносящий нам целую лавину иноязычных слов. Данная программа является попыткой научить детей видеть и слышать слово, замечать много слов в одном и одно во многих, расширить словарный запас, строить свою речь так, чтобы слово содержало своё истинное значение или играло своими выразительными оттенками. Решение лингвистических задач, связанных с вопросами истории развития языка закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умение самостоятельно работать с различными источниками информации, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки диалогического рассуждения, определения и аргументации собственной позиции по определенному вопросу.


  • Урок-игра «Путешествие на остров Робинзона» по роману Д.Дефо "Робинзон Крузо". Интегрированный урок по литературе, географии, английскому языку 2024

    Автор: Титова Ольга Александровна

    Основная задача учителя – создать развивающее пространство, творческую атмосферу при изучении произведений литературы. Материалы урока представляют собой разработку интегрированного урока литературы, географии и английского языка, проведённого в форме игры. По географии и английскому языку тема соответствует рабочей программе, по литературе – тема внеклассного чтения по зарубежной литературе. Методические материалы будут интересны как учителям географии, литературы, так и другим специалистам, так как на совместных уроках формируются не только предметные, но и метапредметные компетенции.

    Д.Дефо «Робинзон Крузо»

  • Сценарий проведения литературной игры "Нам сказки дарят чудо!" 2024

    Автор: Денисова Натэла Тенгизовна

    Литературная игра «Нам сказки дарят чудо!» предназначена для учащихся 3–5-х классов. Данный материал адресован педагогам-организаторам детского досуга, педагогам дополнительного образования детей, учителям начальной школы и призван оказать помощь в подготовке и проведении внеклассных мероприятий по литературе. Предлагаемый сценарий носит познавательный и развивающий характер. Цель игры: формировать познавательный интерес и любовь к чтению.

    литературная игра

  • Идеал семьи в рассказе А.И.Куприна «Куст сирени» 2024

    Автор: Краснова Ольга Юрьевна

    Цели урока: показать учащимся автобиографичность рассказа «Куст сирени», раскрыть весь спектр поэтики произведения, показать актуальность произведения, его гуманистические идеалы: семья, сочувствие, доброта, любовь и счастье.

    А.И.Куприн, А.И.Куприн «Куст сирени»

  • Исследование различных форм поэзии по произведениям современных авторов города к 30-летию поэтического клуба «У Сербского» (из опыта работы по организации проектной деятельности обучающихся) 2024

    Автор: Чемезова Татьяна Федоровна

    В результате проведённого исследования мы познакомились с членами поэтического клуба «У Сербского», их творчеством и убедились в том, что это уникальный поэтический клуб с богатой историей и славными традициями, где собираются, по словам В.Скворцова, «одержимые поэзией» люди, среди которых одни предпочитают традиционные классические формы, другие тяготеют к свободным формам стиха, любят экспериментировать. С участием членов поэтического клуба в Библиотеке русской поэзии XX века имени В.С.Сербского проводится очень много интересных мероприятий для детей и взрослых, прививается любовь к поэзии, творчеству, родному языку.

    проектная деятельность

  • Роль функциональной грамотности в образовательном процессе основного общего образования 2024

    Автор: Трофимова Елена Анатольевна

    Формирование функциональной грамотности – это сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь через систематическую каждодневную работу на уроках и во внеурочной деятельности, умело, грамотно сочетая различные современные образовательные педагогические технологии. В целом, развитие функциональной грамотности у школьников требует комплексного подхода, инновационных методов обучения, активной практики и индивидуального подхода к каждому ученику. Важно учитывать контекст обучения, культурные особенности и потребности учащихся для успешного формирования и развития их функциональной грамотности. Успешное освоение компонентов функциональной грамотности поможет воспитать инициативную, самостоятельную, социально ответственную личность, которая способна адаптироваться и находить свое место в постоянно меняющемся мире.

    Функциональная грамотность

  • Литературная гостиная, посвящённая 125-летию со дня рождения С.А.Есенина 2024

    Автор: Скаринович Светлана Дмитриевна

    Интерес к творчеству великих русских классиков возрастает в связи с введением в 11-м классе экзамена по литературе (итоговое сочинение). К аттестации необходимо готовиться заранее, используя не только урочные, но и внеурочные формы обучения. При подготовке литературно-музыкальной гостиной используются различные виды самостоятельной работы. Учащиеся отбирают, систематизируют необходимый материал, готовят выразительное чтение стихотворений С.Есенина, принимают участие в оформлении зала, афиши мероприятия, приглашают на мероприятие обучающихся, родителей, учителей. Цель: заинтересовать учащихся противоречивой личностью поэта, увлечь поэтическим творчеством Сергея Есенина, обратить внимание на глубокую лиричность поэзии, нежную любовь к Родине, природе.

    литературная гостиная, С.А.Есенин

  • Успешные педагогические практики проведения внеурочных занятий в 5–11-х классах. Формирование функциональной грамотности: лучшие педагогические практики 2024

    Автор: Субеева Раушанья Асгатовна

    Внеурочное занятие проводится в рамках программы по внеурочной деятельности, направление «Проектно-исследовательская деятельность», является вводной частью системы занятий по изучению нового материала в разделе «Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике». Целью занятия является развитие читательской грамотности, которая рассматривается как составляющая развития функциональной грамотности. Занятие строится на основе использования технологии проектной деятельности, которая позволяет каждого ученика вовлечь в активную самостоятельную и коммуникативную деятельность. Создание буктрейлера – проектная работа, которая осуществляется в условиях школьного музея и предполагает использование музейного экспоната. Создание буктрейлера рассматривается как методический инструмент и дидактический прием повышения интереса школьников к чтению, а использование ресурсов школьного музея позволяет успешно интегрировать учебную и воспитательную работу.

    Функциональная грамотность


  • Мастер-класс: "Методы и приемы инновационных технологий на уроках литературы в 5–6-х классах" 2024

    Автор: Аржанова Наталья Александровна

    Использование инновационных технологий на уроках имеет большие преимущества. Учебный процесс становится для учащихся интересным, что повышает активность учащихся, развивает навыки самостоятельно получать знания в процессе взаимодействия и поиска. Повышается качество и прочность полученных знаний. Развиваются исследовательские навыки и умения, формируются аналитические способности учащихся. Параллельно с процессом обучения идет развитие коммуникативных качеств и формирование лидерских качеств личности.

  • Урок-пролог по литературе в 11-м классе (технология критического мышления) на тему «Маяковский! Такая боль! Маяковский!..» 2024

    Авторы: Костылева Александра Федоровна, Костылева Елена Николаевна

    Цели урока: высветить личность поэта как трагическую фигуру в поэзии ХХ века, века социальных перемен, открытий; В.Маяковский как феномен нашей литературы (рождением своего времени он не мог не стать выразителем этого времени, в этом и есть трагизм поэта).

    В.В.Маяковский

  • Система вопросов к рассказу "Свой человек в прошлом" из цикла К.Булычева "Девочка, с которой ничего не случится" 2024

    Автор: Полянская Наталья Анатольевна

    Представлены вопросы к рассказу "Свой человек в прошлом" из цикла К.Булычева "Девочка, с которой ничего не случится".

  • Использование современных игровых технологий в урочной и внеурочной деятельности преподавателя русского языка и литературы (5–8 классы) 2024

    Автор: Балукова Елена Геннадьевна

    Опыт многолетней практики показывает, что квест – это уникальная форма работы на уроках и во внеурочной деятельности, которая может быть использована на любом предмете. Именно он является актуальной формой на настоящее время, так как современный школьник отличается особым восприятием информации и работы с ней. Квест предполагает поиск информации, решение поставленной задачи, формирует необходимые навыки: умение работать в команде, скорость принятия единого решения, умение работать с шифровкой, дешифровкой текстов любого типа.

  • Литературная игра в 11-м классе "Своя игра". Итоговый урок 2024

    Автор: Попова Ирина Алексеевна

    Разработка представляет собой урок, который проводится в конце учебного года в 11-м классе (учебник «Литература. 11 класс» под редакцией В.П.Журавлева). В ходе игры учащиеся приобретают навыки общения, навыки поведения в затруднительной ситуации, активизируется долговременная память, активность учащихся, способность переключать внимание с одного учебного предмета на другой. Повышается эрудиция игроков. Роль учителя заключается в подготовке вопросов викторины и компьютерной презентации по этим вопросам. Велика роль учителя в эмоциональном настрое детей на игру, который необходим, чтобы мероприятие прошло интересно, задорно, дало положительный эмоциональный заряд учащимся.

    Своя игра

  • Художественный текст как основа формирования коммуникативной компетенции, читательской грамотности обучающихся 2024

    Автор: Торопова Надежда Станиславовна

    Цель: способность формированию читательской грамотности, коммуникативной компетенции школьника через развитие его языковых способностей, творческого мышления, исследовательских умений, овладение культурой речевого общения.

    художественный текст, читательская грамотность

  • Автономное обучение как средство мотивации к самостоятельному поиску знаний 2024

    Автор: Пивоварова Инна Владимировна

    Цель работы: развивать личность в процессе усвоения образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Для достижения цели учитель должен осуществить правильный выбор процессов, методов, средств побуждения учащихся, привлекающихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования; предусмотреть комфортную среду для ученика; осуществить подбор дидактического материала, позволяющего, кроме достижения учебных задач, развивать творческие способности ученика. Задачи это непростые, их реализация требует высокого уровня подготовки, мотивации самого учителя, но результат оправдает затраченные усилия, т.к. все, что обучаемый делает с интересом, осознавая значимость своих действий, приводит к лучшим результатам, например лучше запоминает материал, т.к. самостоятельно определяет то, как он это сделает наилучшим образом для себя.


  • Тест М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени». Глава Бэла 2024

    Автор: Корнева Ольга Валериевна

    Представлены два варианта теста по произведению М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Глава «Бэла».

    М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»

  • Методическая разработка урока литературы для студентов 1 курса СПО направления 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» по теме "Я тоже была..." (о личности и судьбе Марины Цветаевой) 2024

    Авторы: Костылева Александра Федоровна, Костылева Елена Николаевна

    Цели урока: определить основные этапы жизни и творчества поэта, выяснить, что привело к трагическому концу; систематизировать лекционный материал, развивать литературоведческий навык художественного чтения поэтического произведения, умение сопоставлять, анализировать, творчески осмысливать материал; воспитывать интерес учащихся к личности и творчеству М.И.Цветаевой, формировать эстетический вкус обучающихся, реализовав межпредметные связи – литературу и музыку.

    Марина Цветаева