Литература
-
Интегрированный урок по английскому языку и литературе "Гений детектива – Артур Конан Дойл" 2024
Представлен интегрированный урок по английскому языку и литературе "Гений детектива – Артур Конан Дойл".
-
Проект "Чин чину рознь" (чины героев произведений русской литературы) 2024
Читая классическую литературу, мы часто сталкиваемся с тем, что герои в них охарактеризованы по чину. Многие слова, входившие в названия чинов, ныне забыты — они остались только в литературных произведениях и продолжают играть в них существенную роль для понимания статуса героя, общей расстановки сил.
-
Анализ образа-персонажа. Евгений Базаров (Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети») 2024
Образ Евгения Базарова занимает центральное место в романе. Из 28 глав романа он не появляется лишь в двух. Все персонажи группируются вокруг главного героя и раскрываются во взаимоотношениях с ним. Прототипы персонажа различны. Тургенев располагал огромным жизненным материалом, источниками для создания образа героя. Среди прототипов Базарова исследователи называют и врача В.Я.Якушкина, и революционера Баллода П.Д.
-
Лермонтов-художник. К 210-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова 2024
Лермонтов был разносторонне одарён: прекрасно рисовал, играл на скрипке и фортепьяно, увлекался математикой. Уже в детские годы он начал рисовать акварелью и лепить из воска целые композиции. Лермонтов рисовал всю жизнь. Хотя не все его работы сохранились, однако и то, что дошло до нас, а это более десяти картин маслом, свыше пятидесяти акварелей и трёхсот рисунков – даёт полное представление о его живописном наследии. Он был великолепным пейзажистом, увлекался портретной живописью, причём изображал людей своего окружения с большой точностью. У него много рисунков, выполненных не только акварелью, но и пером, карандашом.
-
Развитие читательской грамотности на уроках литературы через смысловое чтение 2024
учителю за 5 лет нужно сформировать у обучающихся высокий читательский уровень, предполагающий осмысленное восприятие текста, уметь работать с информацией в тексте и создавать собственный текст. Один из способов формирования у обучающихся читательской грамотности – это систематическое использование методов смыслового чтения на уроках литературы. Смысловое чтение является инновационной разработкой, которая рекомендована учителям не только русского языка и литературы, но и других предметов.
-
Урок-аукцион по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" 2024
Цель урока: обобщить знания учащихся о романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита», контроль полученных знаний.
-
Презентация к уроку внеклассного чтения в 6-м классе "Лучший друг человека!" 2024
На уроке дается ответ на проблемный вопрос: Почему собаки становятся «бомжиками»?
-
Лучший друг человека (по рассказу Н.Васильевой «Бомжик»). 6-й класс 2024
Цель урока: развитие этических качеств: чувства сострадания к животным, эмоционального отклика; совершенствование точности и ясности речи, развитие образного и аналитического мышления. Задачи: познакомить с творчеством Н.Б.Васильевой; выяснить, почему собака, друг человека, оказалась бездомной, выяснить, какие поступки людей сыграли роль в ее судьбе; формировать умение смыслового чтения с учетом проблемной ситуации; воспитывать гуманное отношение к животным, чувство сострадания, ответственность за свои поступки.
-
Образы-символы дворянских гнезд на примере рассказа А.П.Чехова "Дом с мезонином" 2024
Цели урока: знакомство с творчеством А.П.Чехова, обсуждение и анализ рассказа «Дом с мезонином». Задачи: обсудить особенности изображения писателем усадебного мира как символа дворянского сословия.
-
Стратегия работы с детьми-мигрантами во внеурочной деятельности по русскому языку и литературе 2024
В презентации представлена стратегия работы с детьми-мигрантами во внеурочной деятельности по русскому языку и литературе.
-
Своя игра "Литературные отцы" 2024
Своя игра по теме "Литературные отцы" оформлена в форме презентации.
-
Божественный литературный дар 2024
Начало июня – время говорить о Пушкине еще больше и чаще, чем обычно. Традиция почитания гения русской поэзии, оставляет в памяти поколений то, что было сделано правительством Москвы к юбилеям А.С.Пушкина, государством и общественными организациями, деятелями науки, литературы, искусства, культуры. Пушкинские юбилеи приводят в движение весь русский мир. В юбилейные года проводятся работы по благоустройству пушкинских мест. В музеях и выставочных залах демонстрируется богатство пушкинских коллекций. Театральная пушкиниана вызывает интерес многообразием жанров. Каждый юбилей мы погружаемся в мир любимого поэта и расширяем собственный мир. Пушкин не кончается с проходящими юбилеями, он остается в нашей жизни всегда. Его вклад в русскую литературу поистине бесценен. Стиль поэта, сочетающий книжные и разговорные нормы, до сих пор остается основой русского литературного языка. Произведения Пушкина постоянно переиздаются, переводятся на многие языки мира, по ним написаны оперы, балеты, хоры, они многократно экранизировались.
-
Презентация к уроку по теме «В.В.Маяковский. Биография и творчество. Стихотворение "Хорошее отношение к лошадям"» 2024
Цели урока: познакомиться с личностью и биографией В.В.Маяковского, особенностями творчества поэта и понятием «футуризм»; познакомиться с историей создания стихотворения В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» и выявить его идейное и нравственное содержание; совершенствовать умения анализировать лирические тексты; находить изобразительно-выразительные средства и комментировать их роль; строить логичное устное высказывание, аргументировать своё мнение.
-
Система уроков по сказке Х.К.Андерсена "Снежная королева". ФГОС. 5-й класс 2024
Представлена система уроков по сказке Х.К.Андерсена "Снежная королева" в 5-м классе.
-
"Весь мир – театр..." (внеклассное мероприятие по литературе для 8–9-х классов) 2024
Цель урока: воспитание любви к искусству, к творчеству В.Шекспира. Задачи: развитие литературно-творческих способностей учащихся; развитие духовного мира учащихся; воспитание любви и уважения к литературе, к творчеству Шекспира, к поэтическому слову, к книге; способствовать проявлению и развитию творческих способностей детей.
-
Использование интертекстуального подхода к анализу художественного произведения 2024
Функциональные возможности интертекста поистине неисчерпаемы, как неисчерпаемо и разнообразие форм, в которых обнаруживает себя действие интертекста. Явления интертекста присутствуют во всех сферах культуры, в искусстве, в литературе, в языке. Все окружающие человека события пронизаны интертекстом, который можно считать универсальным механизмом культурной памяти. Интертекст представляет собой не только констатацию прошлого опыта, но и активную его эксплуатацию, его продолжение и развитие. Это важнейший культурогенный фактор в опыте человека.
-
Презентация к 90-летию со дня рождения Р.И.Рождественского 2024
Данная презентация подготовлена к литературно-музыкальной гостиной, посвящённой 90-летию со дня рождения выдающегося поэта XX века, автора текстов популярных песен, переводчика Роберта Ивановича Рождественского. В работе рассказывается о жизненном и творческом пути поэта. Кроме того, используются воспоминания самого автора, его жены Аллы Киреевой, его близких и друзей (Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко, М.Мудрика, Л.Анненского). На встрече в творческом исполнении преподавателей школы, старшеклассников и известных артистов звучали стихотворения поэта, песни на его слова. Такого рода мероприятия можно использовать как в учебной, так и во внеурочной деятельности. Целью данной гостиной является, несомненно, важная для подрастающего поколения вещь: прикоснуться к миру поэзии этого удивительного человека и гениального поэта, поэта предельной искренности, непревзойденного таланта, способного проникнуть в самые отдаленные уголки человеческой души.
-
Зарубежная литература. Эрнст Теодор Амадей Гофман «Щелкунчик и Мышиный король» 2024
Сказки Гофмана – это не совсем сказки, а скорее прозаические произведения мистического и романтического толка. Иногда в них встречаются фантастические элементы. А иногда готического романа. Вся жизнь Гофмана – это непрерывная борьба. За хлеб, за возможность творить, за уважение к себе и своим произведениям. Сказки Гофмана, читать которые советуют и детям, и их родителям, покажут эту борьбу, силу принимать тяжелые решения и ещё большую силу не опускать руки в случае неудачи.
-
Деятельностный и практико-ориентированный подход к анализу текста как фактор развития компетенций учащихся 2024
Главная идея педагогического опыта автора статьи сводится к деятельностному и практико-ориентированному подходу к анализу текста (и других языковых единиц) как фактору развития компетенций учащихся. Цель – воспитать обученную, компетентную личность, владеющую не только знаниями, умениями и навыками, но и опытом анализа, способами его проведения, умением и опытом создания собственного текста.
-
"Божественный глагол". Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. 9-й класс 2024
В данной методической разработке тема поэта и поэзии в творчестве А.С.Пушкина рассматривается на примере пяти стихотворений. Из одного из них взяты слова, вынесенные в заглавие урока – «Божественный глагол». Даем понимание глагола в исходном, древнем значении – слово, речь. Цель урока: проследить, как сквозная мысль о высоком назначении Слова проходит через все эти стихотворения.
-
Технология индивидуализации образовательной деятельности как средство поддержки индивидуальных образовательных траекторий обучающихся 2024
В статье автор пишет об использовании в учебном процессе комплекса педагогических и образовательных технологий, дающих возможность индивидуализировать обучение для достижения планируемых результатов обучения и воспитания, в том числе при изучении русского языка как неродного в условиях полиэтнической образовательной среды.
-
Образ домашнего питомца в повестях Холли Вебб о щенках 2024
Проект рассказывает об особенностях образа домашнего питомца в повестях английской писательницы Холли Вебб о щенках. Данная работа предлагает информацию о жизни пушистых домашних питомцев, а самое важное – дает понять: содержать щенка очень непросто. Книги Холли Вебб, на наш взгляд, могут помочь юным любителям домашних животных лучше понять своего питомца, узнать больше о его повадках и привычках, о его образе жизни. Подтверждением этого является наша работа, в которой мы постарались обобщить полезную информацию о четвероногих питомцах. Результаты работы могут быть использованы не только учащимися, которые любят читать, а также держат домашних питомцев и хотят больше узнать о них, но и учителями литературы для проведения уроков.
-
Урок литературы в 11-м классе по повести В.Распутина "Живи и помни". Путешествие в глубь человеческой души 2024
Цель урока: Создать условия для совершенствования умений и навыков анализа текста, понимания основной идеи произведения, развития умения видеть его художественные особенности.
-
Рабочая программа внеурочной деятельности «Клуб любителей русского языка и литературы» 2024
Актуальность программы заключается в том, чтобы ввести учащихся в сложный и увлекательный мир русской речи, показать слово как бы изнутри, вскрыть таящиеся в нём возможности. Программа способствует развитию мотивации к обучению русскому языку и литературе. Потребность проникновения в глубину слов обусловлена всё чётче проявляющейся проблемой современной речевой культуры. Мы всё дальше и дальше уходим от первоистоков значений слов родного языка, вовлекаясь в неумолимый информационный поток, приносящий нам целую лавину иноязычных слов. Данная программа является попыткой научить детей видеть и слышать слово, замечать много слов в одном и одно во многих, расширить словарный запас, строить свою речь так, чтобы слово содержало своё истинное значение или играло своими выразительными оттенками. Решение лингвистических задач, связанных с вопросами истории развития языка закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умение самостоятельно работать с различными источниками информации, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки диалогического рассуждения, определения и аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
-
Урок-игра «Путешествие на остров Робинзона» по роману Д.Дефо "Робинзон Крузо". Интегрированный урок по литературе, географии, английскому языку 2024
Основная задача учителя – создать развивающее пространство, творческую атмосферу при изучении произведений литературы. Материалы урока представляют собой разработку интегрированного урока литературы, географии и английского языка, проведённого в форме игры. По географии и английскому языку тема соответствует рабочей программе, по литературе – тема внеклассного чтения по зарубежной литературе. Методические материалы будут интересны как учителям географии, литературы, так и другим специалистам, так как на совместных уроках формируются не только предметные, но и метапредметные компетенции.
-
Сценарий проведения литературной игры "Нам сказки дарят чудо!" 2024
Литературная игра «Нам сказки дарят чудо!» предназначена для учащихся 3–5-х классов. Данный материал адресован педагогам-организаторам детского досуга, педагогам дополнительного образования детей, учителям начальной школы и призван оказать помощь в подготовке и проведении внеклассных мероприятий по литературе. Предлагаемый сценарий носит познавательный и развивающий характер. Цель игры: формировать познавательный интерес и любовь к чтению.
-
Идеал семьи в рассказе А.И.Куприна «Куст сирени» 2024
Цели урока: показать учащимся автобиографичность рассказа «Куст сирени», раскрыть весь спектр поэтики произведения, показать актуальность произведения, его гуманистические идеалы: семья, сочувствие, доброта, любовь и счастье.
-
Исследование различных форм поэзии по произведениям современных авторов города к 30-летию поэтического клуба «У Сербского» (из опыта работы по организации проектной деятельности обучающихся) 2024
В результате проведённого исследования мы познакомились с членами поэтического клуба «У Сербского», их творчеством и убедились в том, что это уникальный поэтический клуб с богатой историей и славными традициями, где собираются, по словам В.Скворцова, «одержимые поэзией» люди, среди которых одни предпочитают традиционные классические формы, другие тяготеют к свободным формам стиха, любят экспериментировать. С участием членов поэтического клуба в Библиотеке русской поэзии XX века имени В.С.Сербского проводится очень много интересных мероприятий для детей и взрослых, прививается любовь к поэзии, творчеству, родному языку.
-
Роль функциональной грамотности в образовательном процессе основного общего образования 2024
Формирование функциональной грамотности – это сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь через систематическую каждодневную работу на уроках и во внеурочной деятельности, умело, грамотно сочетая различные современные образовательные педагогические технологии. В целом, развитие функциональной грамотности у школьников требует комплексного подхода, инновационных методов обучения, активной практики и индивидуального подхода к каждому ученику. Важно учитывать контекст обучения, культурные особенности и потребности учащихся для успешного формирования и развития их функциональной грамотности. Успешное освоение компонентов функциональной грамотности поможет воспитать инициативную, самостоятельную, социально ответственную личность, которая способна адаптироваться и находить свое место в постоянно меняющемся мире.
-
Литературная гостиная, посвящённая 125-летию со дня рождения С.А.Есенина 2024
Интерес к творчеству великих русских классиков возрастает в связи с введением в 11-м классе экзамена по литературе (итоговое сочинение). К аттестации необходимо готовиться заранее, используя не только урочные, но и внеурочные формы обучения. При подготовке литературно-музыкальной гостиной используются различные виды самостоятельной работы. Учащиеся отбирают, систематизируют необходимый материал, готовят выразительное чтение стихотворений С.Есенина, принимают участие в оформлении зала, афиши мероприятия, приглашают на мероприятие обучающихся, родителей, учителей. Цель: заинтересовать учащихся противоречивой личностью поэта, увлечь поэтическим творчеством Сергея Есенина, обратить внимание на глубокую лиричность поэзии, нежную любовь к Родине, природе.