Интеллектуально-познавательная игра «Брейн-ринг» для 10–11-х классов

Разделы: Литература, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»

Классы: 10, 11

Ключевые слова: интеллектуальная игра, Брейн-ринг


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Цели и задачи:

  • развитие творческих способностей учащихся, раскрытие их интеллектуального потенциала, поддержание устойчивого интереса к литературе, привитие навыков в решении логических задач;
  • выявление талантливых учащихся, выработка командного духа, умение слаженно работать в едином коллективе в условиях ограниченного времени.

Участники: учащиеся 10-11 классов, учителя.

Порядок подготовки и проведения

10 и 11 классам необходимо сформировать 2 сборные команды по 6 человек в каждой и 2 запасных игрока (от каждого класса по 4 человека):

  • 1 команда представлена учащимися гуманитарных классов (10 и 11),
  • 2 команда представлена учащимися химико-биологических классов (10 и 11),
  • 3 команда - учителя.

Участники Игры предварительно должны выбрать капитана сборной команды, определить её название, подготовить по 1 призу (книге) от класса, чтобы отметить наиболее понравившийся вопрос.

Команда возглавляется капитаном, являющимся официальным представителем команды во время проведения Игры.

Команда учителей формируется из преподавателей, подготовивших вопрос для Игры и внесших книгу в призовой фонд.

Каждый класс должен подготовить номер художественной самодеятельности для музыкальной паузы (это может быть чтение стихотворения наизусть, исполнение песни, романса, баллады, инсценирование произведения или фрагмента). Время выступления не должно превышать 4-5 минут.

Форма проведения

Интеллектуально-познавательная игра проводится в форме игры «Брейн-ринг» в два этапа:

  • 1 этап: отбор участников в команду учителей,
  • 2 этап: игра между сборными командами 10-11 классов.

В Игре принимают участие 2 сборные команды. Против них играет команда учителей, которые подготовили вопросы и задают их. Выбор вопроса определяет волчок. Ведущий читает вопрос для обеих команд и даёт 1 минуту на размышление. В течение минуты команда, желающая дать ответ, должна поднять сигнальную карточку. Контроль за временем для обдумывания вопросов и подсчёт очков осуществляет жюри.

Игра ведётся до 6 очков. Каждый вопрос сопровождается розыгрышем книги. Во время Игры чередуются интеллектуальные вопросы, театральные паузы, игры со зрителями.

В конце Игры после подведения итогов команды должны отметить по два наиболее понравившихся им вопроса и отметить их авторов своими призами-книгами.

Правила игры

Схема вопросного раунда

  1. начало вопросного раунда;
  2. чтение вопроса;
  3. минута обсуждения;
  4. ответ участников;
  5. объявление правильного ответа;
  6. зачет ответов;
  7. апелляции принимаются во время перерыва.

1. Начало вопросного раунда. Подаётся команда "Внимание вопрос".

2. Чтение вопроса. Ведущий читает вопрос с листа или монитора компьютера. При чтении вопроса ведущий не должен специальным образом выделять кавычки и другие знаки препинания. До сигнала начала минуты обсуждения ведущий может повторить текст вопроса. После начала минуты обсуждения такое повторение - как полное, так и частичное - запрещено.

3. Минута обсуждения. Для начала минуты обсуждения даётся команда "Время". Во время минуты обсуждения игрокам запрещается мешать другим командам, покидать свои места (возвращаться на свои места), пользоваться справочниками и изданиями любого вида, а также техникой, которая может использоваться для обращения к справочникам и изданиям, пользоваться устройствами связи любого вида, общаться любым способом с кем-либо, кроме игроков своей команды, играющих в данном туре. В частности, запрещается общение с ведущим игры.

4. Ответ участников. Та команда, которая быстрее подает сигнал после обсуждения, отвечает первой. Капитан может ответить сам или назначить отвечающим другого игрока команды. В случае если первая команда отвечает на вопрос неправильно, другой команде дается на ответ 20 секунд. Если ни одна из команд не дала правильного ответа на вопрос, или было просрочено время, то очко считается неразыгранным.

5. Зачёт ответов. За верный ответ команде присуждается очко, за неверный ответ команда ничего не получает и ничего не лишается. В поединке побеждает та команда, которая первой наберёт 6 очков.

Подведение итогов

Жюри формируется из состава оргкомитета. Итоги подводятся жюри по результатам Игры. Победителем признается команда, набравшая 6 очков. Жюри имеет право определить лучшего игрока по итогам Игры. Лучшие команды, игроки и преподаватели награждаются грамотами.

Ход мероприятия

Первый ведущий: Сегодня у нас с вами необычное мероприятие в рамках фестиваля науки. Брейн-ринг по литературе. Символом интеллектуальной игры брейн-ринг является мудрая сова. И сегодня она присутствует на нашем мероприятии.

Литература - это целый мир, можно сказать, огромное государство. И это государство граничит с такими странами, как химия, история, физика, музыка, живопись, кино.

Не секрет, что современные государства умело взаимодействуют с соседями. Участвуя в решении поставленных задач, вы убедитесь в этом.

Второй ведущий: Сегодня здесь встретятся 2 команды учащихся 10-11-х классов (представляем участников). С вами играет команда учителей (представление команды). Вас будет оценивать жюри в составе (представление жюри).

Второй ведущий о правилах игры (см. выше)

1 слайд, 2 слайд - заставка, аудиозапись «Волчок»

Второй ведущий: Начинаем первый раунд. Разыгрывается книга Людмилы Петрушевской «Богиня парка». Со знатоками играет…

Внимание вопрос.

3 слайд

Время! (аудиозапись «Минута для обсуждения»). Ответ знатоков.

4 слайд - правильный ответ (видеозапись песни «В лесу родилась ёлочка…»)

5 слайд - заставка, аудиозапись «Волчок»

Первый ведущий: Начинаем второй раунд. Разыгрывается книга М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Со знатоками играет…

Внимание вопрос.

6-7 слайды

Время! (аудиозапись «Минута для обсуждения»). Ответ знатоков.

8 слайд - правильный ответ (М.А.Врубель, И.К. Айвазовский, И.И. Шишкин)

9 слайд - заставка, аудиозапись «Волчок»

Второй ведущий: Начинаем третий раунд. Разыгрывается книга Татьяны Толстой «Изюм». Со знатоками играет…

Внимание вопрос.

10 слайд

«Платон называл это «любимым веществом богов», Гомер также считал, что это имеет божественное происхождение, римские легионеры получали жалованье в этой валюте. А В.И.Даль приводит такую загадку про это: «В воде родился, а воды боится». Что это?

Время! (аудиозапись «Минута для обсуждения»). Ответ знатоков.

11 слайд - правильный ответ (соль).

13 слайд. Театральная пауза - учащиеся 9-х классов показывают фрагмент произведения, игроки отгадывают произведение, его автора, героев.

Игра со зрителями.

  1. Как называется сказка, в которой рассказывается о первом общежитии? В нём жили разные представители животного мира. («Теремок»)
  2. Вспомним А.С.Пушкина. В поэме "Полтава" он пишет:

«Тиха украинская ночь.
Прозрачен воздух. Звёзды блещут…»

Вопрос: Циклон или антициклон описывает автор? (антициклон)

14 слайд - заставка, аудиозапись «Волчок»

Первый ведущий: Начинаем четвертый раунд. Разыгрывается книга Анны Ахматовой. Со знатоками играет…

Внимание блиц-вопрос по пьесе «Недоросль».

15-23 слайды

- Укажите название господствующего в 18 веке литературного направления, принципы которого нашли отражение в драматургии Фонвизина. (классицизм)

- Герои «Недоросля» имеют фамилии, звучание которых является их своеобразной характеристикой. Как называются такие фамилии? (говорящие)

- В рассказах г-жи Простаковой и Скотинина фигурирует «покойник батюшка» и дядя Вавила Фалелеич. Как называются персонажи, упоминающиеся в произведении, но не являющиеся действующими лицами? (внесценические)

21 слайд - заставка, аудиозапись «Волчок»

Второй ведущий: Начинаем пятый раунд. Разыгрывается книга В.Ежова и Рустама Ибрагимбекова «Белое солнце пустыни». Со знатоками играет…

22 слайд - положить игрокам раздаточный материал («Песня про купца …»)

Время! (аудиозапись «Минута для обсуждения»). Ответ знатоков.

23 слайд - правильный ответ (соперники должны были драться без перчаток)

24 слайд - заставка, аудиозапись «Волчок»

Первый ведущий: Начинаем шестой раунд. Разыгрывается книга И.А.Гончарова «Повести». Со знатоками играет…

Внимание вопрос

25 слайд (аудиозапись вальса Л.Н.Толстого)

Время! (аудиозапись «Минута для обсуждения»). Ответ знатоков.

26 слайд - правильный ответ (Л.Н.Толстой)

28 слайд. Театральная пауза - учащиеся 9-х классов показывают фрагмент произведения, игроки отгадывают произведение, его автора, героев.

Игра со зрителями.

  1. Тепло, комфортно, быстро. Таким требованиям соответствовал первый описанное в русской народной сказке транспортное средство. Какой предмет выполнял эту роль? Кто на нём ездил? (Печь, Емеля).
  2. Эту книгу Даниэль Дефо использовал при написании романа о Робинзоне. Эту книгу лорд Честерфилд использовал для определения достоинств и недостатков своего сына. Эту книгу Александр Дюма подарил своей жене в день собственной свадьбы. Как называется эта книга? (Книга доходов и расходов).

29 слайд - заставка, аудиозапись «Волчок»

Второй ведущий: Начинаем седьмой раунд. Разыгрывается книга «Кленовые листья». Со знатоками играет…

Внимание вопрос

30 слайд

«Какую фамилию носил известный русский поэт «золотого века» и великий русский ученый 20 века?»

Время! (аудиозапись «Минута для обсуждения»). Ответ знатоков.

31 слайд - правильный ответ (В.А.Жуковский - поэт, Н.Е.Жуковский - физик, основоположник аэродинамики как науки)

32 слайд - заставка, аудиозапись «Волчок»

Первый ведущий: Начинаем восьмой раунд. Разыгрывается книга Пикуля и Булгакова. Со знатоками играет…

Внимание вопрос

33 слайд - положить игрокам раздаточный материал (Репин «Не ждали»)

Время! (аудиозапись «Минута для обсуждения»). Ответ знатоков.

34 слайд - правильный ответ (Т.Г.Шевченко - украинский поэт, Н.А.Некрасов - русский поэт).

35 слайд - заставка, аудиозапись «Волчок»

Второй ведущий: Начинаем девятый раунд. Разыгрывается книга Д.Лондона. Со знатоками играет…

Внимание вопрос

36-37 слайд

«В 1933 году Иван Алексеевич Бунин получил Нобелевскую премию по литературе. Традиция вручения премии требовала вывешивать флаг государства, гражданином которого являлся лауреат. Однако организаторы церемонии оказались в большом затруднении. Дело в том, что Бунин уехал из России в 1920 году, с тех пор жил во Франции, но никогда не получал французского гражданства. Организаторы все же нашли подходящий флаг».

Какому государству он принадлежал?

Время! (аудиозапись «Минута для обсуждения»). Ответ знатоков.

38 слайд - правильный ответ (Швеции)

39 слайд. Театральная пауза - учащиеся 9-х классов показывают фрагмент произведения, игроки отгадывают произведение, его автора, героев.

Игра со зрителями.

  1. Сказочный предмет, удобный в обращении, незаменим в долгой дороге, всегда досыта накормит, напоит. (Скатерть-самобранка).
  2. К какому географическому пункту приделывал хвост Петруша Гринев, делая воздушного змея? (Мыс Доброй Надежды).

41 слайд - заставка, аудиозапись «Волчок»

Первый ведущий: Начинаем десятый раунд. Разыгрывается словарь. Со знатоками играет…

Внимание блиц-вопрос

42-47 слайды

- Каким термином обозначается нарушение обычного порядка слов во фразе: «Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают»? (инверсия)

- Жизненные позиции участников данной сцены различны. Укажите термин, обозначающий столкновение персонажей или каких-либо сил, лежащих в основе развития действия литературного произведения. (конфликт)

- В пьесе противопоставлены два поколения. Как называется приём противопоставления различных явлений в художественном произведении? (антитеза)

48 слайд - заставка, аудиозапись «Волчок»

Второй ведущий: Начинаем одиннадцатый раунд. Разыгрывается книга «Лунная тропинка». Со знатоками играет…

Внимание вопрос

49 слайд - положить игрокам раздаточный материал (облако)

Время! (аудиозапись «Минута для обсуждения»). Ответ знатоков.

50 слайд - правильный ответ («Облако в штанах» В. Маяковский)

51 слайд - заставка, аудиозапись «Волчок»

Первый ведущий: Начинаем двенадцатый раунд. Разыгрывается книга «Сборник стихов Л.Гумилёва». Со знатоками играет…

Внимание вопрос

52 слайд (аудиозапись отрывка из оперы Алексея Кручёных «Победа над солнцем»)

Время! (аудиозапись «Минута для обсуждения»). Ответ знатоков.

53 слайд - правильный ответ (футуризм)

55 слайд. Театральная пауза - учащиеся 9-х классов показывают фрагмент произведения, игроки отгадывают произведение, его автора, героев.

Игра со зрителями.

  1. Сказочный предмет, который помогает, развивая высокую скорость, преодолевать неслыханное расстояние. (Сапоги-скороходы).
  2. Какую ягоду в доме Хлестакова подают за 700 рублей? (Арбуз)

Слово жюри. Подведение итогов. Награждение победителей.