Проект социально-педагогического партнёрства с родителями «Семейное чтение»

Разделы: Литература


1. Актуальность проекта

Уже не первый год мы, учителя русского языка и литературы, отмечаем некоторые тенденции: падение престижа и ухудшение навыков чтения среди учащихся, сокращение времени, уделяемого детьми чтению.

Сегодня, когда особенностями современного развития общества являются информатизация, развитие высоких технологий и усложнение социальной жизни, цена малограмотности и неумения считывать и анализировать информацию становится особенно высокой. Конкурентоспособность развитых государств, их участие в мировом рынке разделения труда все сильнее зависит от уровня образования работников, их умения и способности к постоянному повышению квалификации. Самообразование становится непрерывным, длящимся в течение всей жизни.

Информация в виде текстов - основа любого процесса образования и самообразования. Кроме того, велика роль чтения при создании человеком своей индивидуальной модели культуры.

Отношение к уровню развития читательской культуры личности, а также к процессу читательской деятельности сегодня изменилось и приобретает для общества чрезвычайно важное, даже первостепенное значение.

2. Проблема проекта

Уровень грамотности и культуры чтения детей в последние десятилетия вызывает обеспокоенность у родителей, учителей, библиотекарей в нашей стране.

В отсутствии потребности в чтении у детей, как правило, не развивается привычка к сосредоточенному вниманию, умению интеллектуально трудиться. Ведь чтение - это труд, который, в первую очередь, и делает человека мыслящим.

Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь.

Огромную, решающую роль в формировании культуры чтению детей играет семья, ее социокультурная среда и читательская культура родителей.

3. Цель проекта

Формирование читательской грамотности у школьников посредством новых форм взаимодействия родителей, учителя, ученика.

4. Условия социально-педагогического партнёрства в проекте «Семейное чтение»

Реализация проекта предполагает:

  • совместную деятельность родителей и детей;
  • взаимодействия педагога с родителями;
  • взаимодействие педагога с детьми;
  • взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: педагоги - дети - родители.

Социально-педагогическое партнерство в системе «семья - образовательное учреждение» возможно при реализации определенных организационно-педагогических условий, к которым отнесены:

  • Принципы построения взаимодействия: открытости, динамичности, целеполагания, командообразования, событийности, корпоративности, гуманизации, созависимых отношений, интеграции, ответственности, добровольности, социальной адекватности, предсказуемости, недетерминированности и др..
  • Организация совместной (командной) деятельности в системе «педагоги - дети - родители» на основе событийных мероприятий в образовательном учреждении (стратегическое и тактическое планирование развития школы, обозначение приоритетных задач, участие в конкурсах, поездках, в разрешение проблемных ситуаций с детьми и др.).
  • Внедрение отношений в форме социально-педагогического партнерства в системе «семья - образовательное учреждение», при определенных организационно-педагогических условиях, способствует получению позитивных результатов при решении педагогических задач.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА:

  1. Активизировать чтение детей за счет совместных занятий с родителями
  2. Организация сотрудничества "ученик-педагог-родитель»
  3. Повысить рейтинг книги в досуге семьи
  4. Ожидаемые результаты:
    • Осознание каждым родителем ценности детского чтения как эффективного средства образования и воспитания.
    • Увеличится количество духовно-нравственных мероприятий для детей и их родителей.
    • Увеличится количество посещений в школьной и городской библиотеке.
    • Улучшение качества чтения обучающихся.
    • Популяризация семейного чтения как источника формирования интереса к книге

5. Описание работы над проектом

Семья, культурные отношения внутри нее, во многом определяют путь ребенка как читателя. У детей, чьи родители любят читать, скорее развивается вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают им в этом примера.

Когда родители читают вместе с детьми, это сближает их, а также помогает ребенку лучше усваивать содержание прочитанного материала. А поскольку из разных видов текстов именно художественные тексты раньше прочих оказываются посредниками в эмоциональном общении ребенка с взрослыми, выступающими для него носителями опыта человечества, чтение - слушание художественных произведений, является начальным этапом приобщения к чтению вообще.

В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Главным действующим лицом в этом общении является ребенок.

Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.

Семейное чтение - это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей.

Семейное чтение отличается от других видов чтения (делового, нормативного, учебного, развлекательного, самообразовательного) следующими особенностями:

  1. В основе семейного чтения лежит практика «чтения вслух», в отличие от «чтения про себя»;
  2. Модель «семейное чтение» предполагает совместное (но не коллективное) действие;
  3. Модель «семейное чтение» тесно связано с понятием «личная, частная, домашняя, семейная библиотека» - как библиотеки особого вида.
  4. В модели «семейное чтение», в отличие от других моделей, одномоментно реализуются практически все важнейшие функции чтения такие, как познавательная, воспитательная, развивающая, развлекательная, коммуникационная.

Регулярное чтение вслух с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом чтения и способствует овладению самостоятельным чтением, определяет качество и предпочтения будущих читателей.

  • Семейное чтение формирует эмоционально-эстетическое восприятие книги. Слушая, человек испытывает сильное влияние звучащего слова, которое позволяет передать торжество, радость, грусть, печаль, шутку, насмешку. Звучащее слово удовлетворяет потребность ребенка в ярких, эмоциональных впечатлениях.
  • Семейное чтение развивает способности, являющиеся основой для восприятия художественных образов. Такое восприятие невозможно без воображения, наглядных представлений, умения переживать радости и печали героев художественных произведений.
  • В процессе семейного чтения дети учатся внимательно слушать, усваивать и пересказывать прочитанное, а пожилые люди меньше ощущают одиночество и в естественной форме, без нравоучений и нотаций передают младшим свой жизненный опыт. Кроме того, взрослые имеют возможность наблюдать за духовным развитием ребенка и управлять им.
  • Семейное чтение - эффективный способ социализации подрастающего поколения. Общение в процессе семейного чтения создает почву для обмена мнениями, оно необходимо и взрослым, которые благодаря общению с детьми обогащаются эмоционально.

6. Этапы реализации проекта

1 этап - Организационно-подготовительный

  • Изучение методико-педагогическую литературу по данной теме.
  • Проведение анкетирования родителей и педагогической диагностики с детьми на начальном этапе.
  • Разработка перспективного планирования по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.
  • Разработка перспективного планирования по взаимодействию с родителями.
  • Составление конспектов, презентаций образовательной деятельности, сценарии мероприятий.

2 этап - Основной

Целью второго этапа стало повышение интереса детей и родителей к художественной литературе, формирования традиции семейного чтения.

  1. Проведение литературных, духовно-нравственных совместных мероприятий для школьников и родителей.
  2. Проведение встреч, круглых столов, консультаций для родителей с целью формирования традиций семейного чтения.
  • Формы работы с родителями и детьми
  • экскурсии в детскую городскую библиотеку
    • литературно-поэтические семейные встречи
    • конкурсы духовной, патриотической поэзии
    • тематические выставки семейных книг, презентации книг, обмен книгами
  • выставки детских рисунков и поделок по любимым произведениям
    • исследовательские, мультимедийные, творческие проекты
    • оформление семейных газет, выставок
    • анкетирование
    • родительские встречи, "круглые столы"
    • участие родителей в драматизациях литературных произведений
    • создание семейных фильмов о классе
    • литературно-исторические викторины, олимпиады
    • дидактические игры-путешествия по произведениям и творчеству писателей
    • конкурсы чтецов на церковно-славянском языке
    • «Кирилло-Мефодиевские чтения»
    • оформление «Дневников читателя» совместно с родителями

Проводятся конкурсы:

  • «Любимые книги всех членов нашей семьи»
  • "Самая необычная книга семейной библиотеки"
  • "Книги-юбиляры"
  • "Лучший отзыв о книге"
  • "Книги, которые семья читает вместе"
  • "Читаем сказку по ролям"
  • Сочинений и рисунков: "Моя семья"
  • "Любимый литературный герой"
  • "Книга-подарок"
  • «Книги, которые перечитывают».
  • «Самодельная книга для моей семьи»
  • «Семейные книжные коллекции»
  • «Вечные ценности в книгах»

Проводятся мероприятия:

  • Познавательные викторины по прочитанным произведениям.
  • Читательские конференции «Разные взгляды на одну книгу».
  • Интерактивные викторины по любимым детским журналам.
  • Совместные с родителями просмотры и обсуждения кинофильмов по произведениям детских писателей.
  • Литературные праздники : "Любимый писатель" к юбилеям детских писателей, "Как хорошо уметь читать", "Подрастаю с книжкой я", "Возьмите книгу в круг семьи".
  • Цикл чтений "Духовная поэзия".

Темы родительских собраний:

  • Как помочь ребёнку полюбить чтение?
  • Роль чтения в формировании личности ребенка.
  • Учимся читать вдумчиво.
  • Что читают наши дети?
  • Литературное чтение и грамотная речь.
  • Традиции семейного чтения.
  • Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности ребёнка.
  • Богатства семейной библиотеки.

Проводится:

  • Разработка и оформление книжных выставок с использованием различных форм.
  • Составление рекомендательных списков литературы для учащихся и их родителей.
  • Рекламирование новых книг для младших школьников.
  • Составление буклетов-рекомендаций для семейного чтения на каникулах.
  • Оказание помощи родителям в определении круга детского чтения, направленного на формирование позитивных эмоций ребенка.
  • Проведение библиографических бесед, содержащих библиографическую информацию о литературе для детей и методические рекомендации для родителей.

3 этап - Заключительный.

  1. Проведение педагогическую диагностику детей и анкетирование родителей на заключительном этапе.
  2. Обобщение результаты реализации проекта.
  3. Подготовка выступлений на педсовете по представлению проекта, по итогам проделанной работы.
  4. Освещение проекта на семинаре.
  5. Публикации в СМИ по вопросам семейного чтения

Проводятся исследования для родителей, библиотекарей, учителей:

  • "Юный читатель"
  • "Традиции семейного чтения"
  • Блиц-опросы учащихся, анкетирование родителей для выявление мотивов руководства чтением детей.
  • Тестирование родителей и учащихся «Стиль семейного чтения»

Результаты проекта «Семейное чтение»:

  • Рост читательской активности учащихся и родителей, повышение востребованности школьной библиотеки.
  • Повышение активности взаимодействия родителей, педагога, обучающихся.
  • Положительная динамика культуры чтения школьников.

Приложение

Список литературы

  1. Автореферат диссертации канд. пед. наук: 13.00.01. - Омск, 2003. - 22 с.
  2. Кашленко Е.К. Организационно-педагогические условия построения социального партнерства как фактора социализации личности школьника:
  3. Кириллова, А.И. Семейное чтение - одна из форм развития читательского интереса//Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - М., [Б.г.]. URL: http://urok.1sept.ru/articles/310906
  4. Мелентьева, Ю.П. Социальные и педагогические функции семейного чтения как важнейшей модели чтения // Восемнадцатая Международная Конференция «Крым-2011». - Судак, 2011.
  5. Овсянникова, Л.П. Семейное чтение - основа проектной деятельности школьной библиотеки//Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». М., [Б.г.]. URL: http://urok.1sept.ru/articles/515354.
  6. Павлова, А. Домашняя библиотека и семейное чтение/ А.Павлова //Семейное чтение. - 2008. - №2. - С.9-12.
  7. Громова О.М. Откуда берутся начинающие взрослые. // Библиотека в школе. - 2008. - № 1. - с. 2-9.