1. Актуальность проекта
Уже не первый год мы, учителя русского языка и литературы, отмечаем некоторые тенденции: падение престижа и ухудшение навыков чтения среди учащихся, сокращение времени, уделяемого детьми чтению.
Сегодня, когда особенностями современного развития общества являются информатизация, развитие высоких технологий и усложнение социальной жизни, цена малограмотности и неумения считывать и анализировать информацию становится особенно высокой. Конкурентоспособность развитых государств, их участие в мировом рынке разделения труда все сильнее зависит от уровня образования работников, их умения и способности к постоянному повышению квалификации. Самообразование становится непрерывным, длящимся в течение всей жизни.
Информация в виде текстов - основа любого процесса образования и самообразования. Кроме того, велика роль чтения при создании человеком своей индивидуальной модели культуры.
Отношение к уровню развития читательской культуры личности, а также к процессу читательской деятельности сегодня изменилось и приобретает для общества чрезвычайно важное, даже первостепенное значение.
2. Проблема проекта
Уровень грамотности и культуры чтения детей в последние десятилетия вызывает обеспокоенность у родителей, учителей, библиотекарей в нашей стране.
В отсутствии потребности в чтении у детей, как правило, не развивается привычка к сосредоточенному вниманию, умению интеллектуально трудиться. Ведь чтение - это труд, который, в первую очередь, и делает человека мыслящим.
Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь.
Огромную, решающую роль в формировании культуры чтению детей играет семья, ее социокультурная среда и читательская культура родителей.
3. Цель проекта
Формирование читательской грамотности у школьников посредством новых форм взаимодействия родителей, учителя, ученика.
4. Условия социально-педагогического партнёрства в проекте «Семейное чтение»
Реализация проекта предполагает:
- совместную деятельность родителей и детей;
- взаимодействия педагога с родителями;
- взаимодействие педагога с детьми;
- взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: педагоги - дети - родители.
Социально-педагогическое партнерство в системе «семья - образовательное учреждение» возможно при реализации определенных организационно-педагогических условий, к которым отнесены:
- Принципы построения взаимодействия: открытости, динамичности, целеполагания, командообразования, событийности, корпоративности, гуманизации, созависимых отношений, интеграции, ответственности, добровольности, социальной адекватности, предсказуемости, недетерминированности и др..
- Организация совместной (командной) деятельности в системе «педагоги - дети - родители» на основе событийных мероприятий в образовательном учреждении (стратегическое и тактическое планирование развития школы, обозначение приоритетных задач, участие в конкурсах, поездках, в разрешение проблемных ситуаций с детьми и др.).
- Внедрение отношений в форме социально-педагогического партнерства в системе «семья - образовательное учреждение», при определенных организационно-педагогических условиях, способствует получению позитивных результатов при решении педагогических задач.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА:
- Активизировать чтение детей за счет совместных занятий с родителями
- Организация сотрудничества "ученик-педагог-родитель»
- Повысить рейтинг книги в досуге семьи
- Ожидаемые результаты:
- Осознание каждым родителем ценности детского чтения как эффективного средства образования и воспитания.
- Увеличится количество духовно-нравственных мероприятий для детей и их родителей.
- Увеличится количество посещений в школьной и городской библиотеке.
- Улучшение качества чтения обучающихся.
- Популяризация семейного чтения как источника формирования интереса к книге
5. Описание работы над проектом
Семья, культурные отношения внутри нее, во многом определяют путь ребенка как читателя. У детей, чьи родители любят читать, скорее развивается вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают им в этом примера.
Когда родители читают вместе с детьми, это сближает их, а также помогает ребенку лучше усваивать содержание прочитанного материала. А поскольку из разных видов текстов именно художественные тексты раньше прочих оказываются посредниками в эмоциональном общении ребенка с взрослыми, выступающими для него носителями опыта человечества, чтение - слушание художественных произведений, является начальным этапом приобщения к чтению вообще.
В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Главным действующим лицом в этом общении является ребенок.
Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.
Семейное чтение - это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей.
Семейное чтение отличается от других видов чтения (делового, нормативного, учебного, развлекательного, самообразовательного) следующими особенностями:
- В основе семейного чтения лежит практика «чтения вслух», в отличие от «чтения про себя»;
- Модель «семейное чтение» предполагает совместное (но не коллективное) действие;
- Модель «семейное чтение» тесно связано с понятием «личная, частная, домашняя, семейная библиотека» - как библиотеки особого вида.
- В модели «семейное чтение», в отличие от других моделей, одномоментно реализуются практически все важнейшие функции чтения такие, как познавательная, воспитательная, развивающая, развлекательная, коммуникационная.
Регулярное чтение вслух с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом чтения и способствует овладению самостоятельным чтением, определяет качество и предпочтения будущих читателей.
- Семейное чтение формирует эмоционально-эстетическое восприятие книги. Слушая, человек испытывает сильное влияние звучащего слова, которое позволяет передать торжество, радость, грусть, печаль, шутку, насмешку. Звучащее слово удовлетворяет потребность ребенка в ярких, эмоциональных впечатлениях.
- Семейное чтение развивает способности, являющиеся основой для восприятия художественных образов. Такое восприятие невозможно без воображения, наглядных представлений, умения переживать радости и печали героев художественных произведений.
- В процессе семейного чтения дети учатся внимательно слушать, усваивать и пересказывать прочитанное, а пожилые люди меньше ощущают одиночество и в естественной форме, без нравоучений и нотаций передают младшим свой жизненный опыт. Кроме того, взрослые имеют возможность наблюдать за духовным развитием ребенка и управлять им.
- Семейное чтение - эффективный способ социализации подрастающего поколения. Общение в процессе семейного чтения создает почву для обмена мнениями, оно необходимо и взрослым, которые благодаря общению с детьми обогащаются эмоционально.
6. Этапы реализации проекта
1 этап - Организационно-подготовительный
- Изучение методико-педагогическую литературу по данной теме.
- Проведение анкетирования родителей и педагогической диагностики с детьми на начальном этапе.
- Разработка перспективного планирования по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.
- Разработка перспективного планирования по взаимодействию с родителями.
- Составление конспектов, презентаций образовательной деятельности, сценарии мероприятий.
2 этап - Основной
Целью второго этапа стало повышение интереса детей и родителей к художественной литературе, формирования традиции семейного чтения.
- Проведение литературных, духовно-нравственных совместных мероприятий для школьников и родителей.
- Проведение встреч, круглых столов, консультаций для родителей с целью формирования традиций семейного чтения.
- Формы работы с родителями и детьми
- экскурсии в детскую городскую библиотеку
- литературно-поэтические семейные встречи
- конкурсы духовной, патриотической поэзии
- тематические выставки семейных книг, презентации книг, обмен книгами
- выставки детских рисунков и поделок по любимым произведениям
- исследовательские, мультимедийные, творческие проекты
- оформление семейных газет, выставок
- анкетирование
- родительские встречи, "круглые столы"
- участие родителей в драматизациях литературных произведений
- создание семейных фильмов о классе
- литературно-исторические викторины, олимпиады
- дидактические игры-путешествия по произведениям и творчеству писателей
- конкурсы чтецов на церковно-славянском языке
- «Кирилло-Мефодиевские чтения»
- оформление «Дневников читателя» совместно с родителями
Проводятся конкурсы:
- «Любимые книги всех членов нашей семьи»
- "Самая необычная книга семейной библиотеки"
- "Книги-юбиляры"
- "Лучший отзыв о книге"
- "Книги, которые семья читает вместе"
- "Читаем сказку по ролям"
- Сочинений и рисунков: "Моя семья"
- "Любимый литературный герой"
- "Книга-подарок"
- «Книги, которые перечитывают».
- «Самодельная книга для моей семьи»
- «Семейные книжные коллекции»
- «Вечные ценности в книгах»
Проводятся мероприятия:
- Познавательные викторины по прочитанным произведениям.
- Читательские конференции «Разные взгляды на одну книгу».
- Интерактивные викторины по любимым детским журналам.
- Совместные с родителями просмотры и обсуждения кинофильмов по произведениям детских писателей.
- Литературные праздники : "Любимый писатель" к юбилеям детских писателей, "Как хорошо уметь читать", "Подрастаю с книжкой я", "Возьмите книгу в круг семьи".
- Цикл чтений "Духовная поэзия".
Темы родительских собраний:
- Как помочь ребёнку полюбить чтение?
- Роль чтения в формировании личности ребенка.
- Учимся читать вдумчиво.
- Что читают наши дети?
- Литературное чтение и грамотная речь.
- Традиции семейного чтения.
- Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности ребёнка.
- Богатства семейной библиотеки.
Проводится:
- Разработка и оформление книжных выставок с использованием различных форм.
- Составление рекомендательных списков литературы для учащихся и их родителей.
- Рекламирование новых книг для младших школьников.
- Составление буклетов-рекомендаций для семейного чтения на каникулах.
- Оказание помощи родителям в определении круга детского чтения, направленного на формирование позитивных эмоций ребенка.
- Проведение библиографических бесед, содержащих библиографическую информацию о литературе для детей и методические рекомендации для родителей.
3 этап - Заключительный.
- Проведение педагогическую диагностику детей и анкетирование родителей на заключительном этапе.
- Обобщение результаты реализации проекта.
- Подготовка выступлений на педсовете по представлению проекта, по итогам проделанной работы.
- Освещение проекта на семинаре.
- Публикации в СМИ по вопросам семейного чтения
Проводятся исследования для родителей, библиотекарей, учителей:
- "Юный читатель"
- "Традиции семейного чтения"
- Блиц-опросы учащихся, анкетирование родителей для выявление мотивов руководства чтением детей.
- Тестирование родителей и учащихся «Стиль семейного чтения»
Результаты проекта «Семейное чтение»:
- Рост читательской активности учащихся и родителей, повышение востребованности школьной библиотеки.
- Повышение активности взаимодействия родителей, педагога, обучающихся.
- Положительная динамика культуры чтения школьников.
Список литературы
- Автореферат диссертации канд. пед. наук: 13.00.01. - Омск, 2003. - 22 с.
- Кашленко Е.К. Организационно-педагогические условия построения социального партнерства как фактора социализации личности школьника:
- Кириллова, А.И. Семейное чтение - одна из форм развития читательского интереса//Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - М., [Б.г.]. URL: http://urok.1sept.ru/articles/310906
- Мелентьева, Ю.П. Социальные и педагогические функции семейного чтения как важнейшей модели чтения // Восемнадцатая Международная Конференция «Крым-2011». - Судак, 2011.
- Овсянникова, Л.П. Семейное чтение - основа проектной деятельности школьной библиотеки//Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». М., [Б.г.]. URL: http://urok.1sept.ru/articles/515354.
- Павлова, А. Домашняя библиотека и семейное чтение/ А.Павлова //Семейное чтение. - 2008. - №2. - С.9-12.
- Громова О.М. Откуда берутся начинающие взрослые. // Библиотека в школе. - 2008. - № 1. - с. 2-9.