Применение рабочих листов на уроках в начальной школе

Разделы: Математика, Русский язык, Литература, Начальная школа, Профессия — педагог, Конкурс «Использование наглядных пособий на уроке»


Какое оно идеальное обучение? Интересное, познавательное, увлекательное. Поймала себя на мысли, что уроки в этом году стали особенно насыщенными, как у нас принято говорить, плотность урока высокая! Это и понятно! Материалов для подготовки к урокам много: карточки, рабочие листы, наглядность. Люблю объяснять новое с разных сторон, используя интересный контент. Но чаще всего использую на уроках карточки-пятиминутки. Удобно можно быстро проверить новый материал.

А обратиться к этой теме меня заставили обстоятельства непреодолимой силы. В школе назрел капитальный ремонт, и мы, собрав все свои наработки, которых за 36 лет работы было немало, отправились в соседнюю только построенную школу « на квартиру». Естественно, о каких либо интерактивных средствах речь не шла, и мы стали вспоминать забытое старое - вспомнили студенческие годы и стали применять наглядность и дидактические игры, которые перестали применять в связи с тем, что была возможность не только показать, но и рассказать посредством интерактивных упражнений на электронных досках. Вот тут то и пришла мысль об использовании индивидуальных рабочих листов.

Я, прежде чем составлять свои собственные рабочие листы, решила поискать разработки моих коллег и нашла просто замечательные рабочие листы.Их в сети Интернет огромное количество. Использовала В контакте, Телеграмм и другие соц. сети.

Согласитесь, что процесс обучения протекает наиболее эффективно в том случае, если школьники участвуют в определении целей познания, осознают личностную значимость недостающих знаний, понимают и принимают к исполнению учебно-познавательные задачи, умеют получать информацию из различных источников (текст, таблица, схема и т.д). В этом заключена суть универсальных учебных действий, которые являются условием успешной реализации ФГОС и формирования функциональной грамотности. Поэтому урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер, большее время отводится на самостоятельную работу, осуществляется деятельностный подход.

Одним из эффективных инструментов в формировании функциональной грамотности могут служить рабочие листы для учеников.

Рабочий лист - это одноразовое дидактическое пособие на печатной основе, применяемое на небольшом отрезке урока, обязательным элементом которого выступают учебные задания с требованием ответа в специально созданных формах (заготовках).

Особенность рабочего листа - это чёткая взаимосвязь заданий по определённой теме, разработанная с целью обучения детей работе с информацией разных видов. Выполняя упражнения, которые следуют друг за другом, у учащихся увеличивается концентрация внимания на изучаемом материале.

Рабочий лист становится средством формирования функциональной грамотности. С помощью рабочего листа идет процесс получения обратной связи и организации самостоятельной работы. У детей активизируются познавательные процессы, повышается мотивация к изучаемому материалу. Листы можно использовать не только для индивидуальной, но и для парной и групповой работы.

В зависимости от цели применения, можно выделить следующие виды рабочих листов:

Учебный (обучающий) рабочий лист

Он предполагает активную работу школьников с текстом, освоение нового, его присвоение и воспроизведение в заданной форме; применение новых знаний при выполнении упражнений.

Тренировочный лист

Основная задача - отработка знаний и способов действий. Задания в них разнообразны: текстовые, графические, табличные и другие.

Исследовательский рабочий лист

Включает в себя описание программы исследования.

Рефлексивный рабочий лист или лист-резюме по теме, разделу, курсу

Универсальный рабочий лист («скрипт»)

Cделан не по конкретной теме, а может использоваться для разных тем.

В процессе пополнения рабочие листы можно накапливать в портфолио ученика, тем самым отслеживать продвижение по предмету, как индивидуально, так и всего класса.