Урок-викторина в 5-м классе по сказке А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Разделы: Литература, Конкурс «Путешествие по сказкам А.С.Пушкина»

Класс: 5

Ключевые слова: А.С.Пушкин, викторина по сказкам, А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»


Цели:

  • Отработать навык анализа произведения, работы в группе.
  • Обобщить и расширить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина, выявить, насколько усвоена сказка.
  • Сформировать у детей умения выразительно читать отрывки из сказки.
  • Развивать артистические способности.
  • Воспитать чувство дружбы, коллективизма и любви к русской литературе.

Оборудование и материалы: ПК, интерактивная доска, компьютерная презентация с заданиями, коробка, два зеркальца, портрет А.С.Пушкина, яблоко, жетоны (кружки, звезды, луна), различные мелкие предметы (нитки, влажные салфетки, расческа, лучина, веретено, свеча, платок, мыло и т.п.), два ватмана или листа формата А4, фломастеры и карандаши, магниты для доски, карточки с заданиями, разрезанный пазл с заданием, фонозапись сказки, сопроводительная музыка.

Презентация

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

Учитель. Здравствуйте, ребята, вам передали посылку и попросили открыть ее на уроке. Давайте посмотрим, что в ней.

(Учитель открывает посылку и достает из нее предметы: зеркальце, яблоко, портрет А.С.Пушкина в рамке.)

- Странно, вы не знаете, зачем нам нужны эти предметы? Откуда они? Из какой сказки?

- О какой сказке сегодня пойдет речь на уроке?

(Дети отвечают.)

2. Актуализация опорных знаний и пробного учебного действия

Учитель. Маршак сказал: «Слушая сказки А.С.Пушкина, мы с малых лет учимся ценить чистое, простое, чуждое преувеличения и напыщенности слово». Каждый из нас слышал в детстве сказки А.С.Пушкина. Очень часто нам их рассказывали мамы, бабушки.

Дорогие ребята, мы еще раз соприкоснемся с удивительным миром, наполненным особым содержанием, в котором добро всегда побеждает зло. Сказки Александра Сергеевича любят взрослые и дети.

Мы проводим сегодня викторину. Вы уже разделились на две команды. Выберите капитана, назовите свою команду на основании сказки Пушкина

(Команды занимают свои места, выбирают капитана, придумывают название.)

Учитель. Для ответов на вопросы викторины вам нужно поднять руку. Работайте в команде! За верный ответ вы будете получать жетоны.

(Учитель демонстрирует жетоны в виде солнца, луны и звезды.)

3. Включение в систему знаний и повторения

1 задание: «Сказки детства»

Учитель. Первый блок викторины называется «Сказки детства». Предлагаю ответить на такие вопросы:

1) Какие сказки А.С.Пушкина вы слышали в детстве?

2) Отгадайте загадку:

Встает на заре,
Поет во дворе,
На голове гребешок.
Кто же это?

А в какой сказке А.С.Пушкина есть это слово? («Сказка о золотом петушке»).

3) На экране изображен предмет (деревянное корыто). Назовите сказку А.С.Пушкина («Сказка о рыбаке и рыбке».)

4) Кто рассказывал сказки А.Пушкину? (Няня - Арина Родионовна, бабушка - Мария Алексеевна.)

5) Сейчас прозвучит отрывок из сказки А.Пушкина. Отгадайте, как она называется.

(Звучит фонозапись «Сказки о царе Салтане».)

(Промежуточное подведение итогов.)

Учитель. Мы прочитали с вами «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях». Как вы думаете, чему нас учит эта сказка? (Нужно быть доброжелательным. Открытым людям всегда сопутствует удача: им помогают все: люди, животные, природа.)

Насколько понятна была сказка, покажут ответы на вопросы викторины.

2 задание. «Найди сказку»

Учитель. На доске перечислены только названия сказок. Найдите литературные сказки. Докажите, что они литературные.

На интерактивной доске записано:

  • «Белая уточка»
  • «Василиса Прекрасная»
  • «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды»
  • «Царевна-лягушка»
  • «Спящая красавица»
  • «Волшебная дудочка»
  • «Гуси-лебеди»
  • «Два Мороза»
  • «Двое из сумы»
  • «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
  • «Елена Премудрая»
  • «Как мужик гусей делил»
  • «Каша из топора»
  • «Зимовье зверей»
  • «Коза-дереза»

(Дети должны найти две сказки: Пушкина и Жуковского.)

К какому виду сказок они относятся? (Волшебная сказка.)

А какие еще виды сказок вы знаете? (Сказки о животных, бытовые сказки.)

Назовите особенности волшебной сказки (Зачин, присказка, постоянные эпитеты, тройственное действие, концовка.)

3 задание. «Игра в слова»

Учитель. Третий этап нашей викторины - игра в слова. Вам на карточках предложены слова из сказки. Постарайтесь найти значения всех слов.

У детей на столах находятся карточки со словами из сказки:

  • сочельник;
  • молодица;
  • ломлива;
  • перст;
  • девичник;
  • сенная девушка;
  • полати;
  • светлица;
  • перечить.

(За каждый правильный ответ участники получают жетон.)

4 задание. «Нарисуй героиню»

Учитель. Вспомните, как долго горевал царь по царице? (Один год.)

А сейчас вам нужно найти в тексте сказки описание: для первой команды - царицы, для второй команды - царевны.

В тексте учащиеся находят:

Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Между тем росла, росла,
Поднялась - и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.

Учитель. Как характеризует молодую царевну А.С.Пушкин? («Белолица, черноброва, нраву краткого такого», «Всех румяней и белее».)

Почему царица-мачеха решила мстить царевне? («Как можно быть во всем меня милей?»)

Как вы думаете, обе героини были красивы? А какая из них кроме внешней обладала еще и другой красотой? (Царевна.) Как называют такую красоту? (Внутренней.)

Следующий вопрос будет связан со знанием текста, с тем, насколько вы по выражению лица можете определить черты характера героя. Мы все должны увидеть двух героинь сказки Пушкина. Первая команда рисует царицу, вторая - царевну. Каждый член команды может использовать в портретном рисовании только один элемент. Время пошло.

(Дети под музыку рисуют портреты. Награждение.)

5 задание. «Волшебный предмет»

Учитель. А теперь вспомните предмет, который принадлежал царице. У вас на столе пазл, соберите этот предмет

(Участники команд собирают пазл «Зеркальце». Команда, которая раньше заканчивает, получает жетон.)

Сможете ли вы закончить строки сказки?

Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила:
_____________________

(Команда, которая верно отвечает, получает жетон.)

А теперь время провести генеральную уборку. Вспомните, у кого в доме нашла приют царевна. (В доме у семи братьев.)

Вспомнить, что же она делала у семи богатырей, вам помогут предметы. Отберите те, которыми пользовалась царевна

(Среди множества предметов надо выбрать метлу, лучину, тряпку, свечку.)

Учитель. Вот вам небольшая разминка. Отгадайте этот ребус.

Как этот предмет связан с героями сказки? (Царевна съела отравленное яблоко.)

6 задание. «Конкурс капитанов»

Завершающим у нас будет конкурс капитанов «Вот и сказке конец». Сюда приглашаются капитаны команд. Отвечает тот, кто первым поднимет этот волшебный предмет.

(Капитанам раздается по зеркальцу.)

Учитель задает вопросы:

Почему царевна пробудилась от вечного сна? (Королевич Елисей ударился о гроб «всей силой».)

От чего умерла царица? (От тоски.)

Говорят, что в сказке всегда побеждает добро. С именами каких героев связано понятие «добро»? (Царевна, семь богатырей.)

С именами, каких героев связано понятие «зло»? (Царица.)

А теперь самый сложный вопрос: к каким героям вы бы отнесли Чернавку: к злым или добрым? (Здесь может возникнуть спор, необходимо выслушать мнения участников.)

Подведение итогов викторины. Учитель и учащиеся считают жетоны.

4. Рефлексия

Учитель. Ответьте на вопросы.

  1. На кого из героев сказки вы хотели бы быть похожи? Почему?
  2. Чему учит эта сказка?
  3. Какое задание вам понравилось больше всего?

Сегодня у нас победила команда (название команды). Но я считаю, что сегодня победило добро. Ведь, ребята, мы еще раз убедились в том, что сказка учит нас добру! Домашнее задание: письменно составьте 6 вопросов к сказке, используя прием «Ромашка Блума».

Спасибо за урок, мне очень понравилось, как вы сегодня работали!

(Детям вручаются памятные сувениры, связанные со сказками А.С.Пушкина (магнитные закладки, брелоки, открытки, небольшие шоколадки, яблоки и т.п.)

Фотоппортаж с урока

Список использованной литературы и источников

  1. Азадовский, И.К. Источники сказок Пушкина. [Электронный ресурс]/ - Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/vr1/vr12134-.htm.
  2. Зуева, Т.В. Сказки А.С.Пушкина: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1989., с. 59.
  3. Лотман, Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин. - СПб.: Просвещение, 2010.
  4. Маршак, С.Я. Заметки о сказках Пушкина. - М.: Совершенство, 2011.
  5. Непомнящий, В.А. О сказках Пушкина. // Пушкин А.С. Сказки. - М.: Проспект, 2007.
  6. Пушкин, А.С. Полное собрание сочинений и писем в двух томах. - М., 2015.
  7. Сапожков, С.В. Сказки А.С.Пушкина как поэтический цикл [Текст] / С.В.Сапожков // Детская литература. - 1991. - № 3. - С. 124.