Цель: воспитание духовно-нравственной личности, формирование потребности в чтении.
Задачи:
- формировать умение анализировать и оценивать произведение;
- выражать собственное отношение к прочитанному, совершенствование речи школьников.
Результаты:
Предметные:
- анализировать произведение в единстве формы и содержания;
- определять тему, главную мысль и проблематику произведения, позицию героя, рассказчика и авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения;
- характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики, оценивать систему персонажей;
- определять особенности композиции и основной конфликт произведения; объяснять своё понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений (с учётом литературного развития обучающихся).
Метапредметные:
- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции,
- выделять причинно-следственные связи в устных высказываниях, формулировать выводы;
- в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения.
Личностные:
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;
- готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков.
1 этап урока
- Ребята, как вы думаете, какие качества нужны современному молодому человеку? А нужно ли быть добрым? Почему?
2 этап урока
Лексическая работа. Обсуждение слов: буллинг, аутсайдер,ребенок с ОВЗ, аутизм, ребенок с ДЦП, ребенок-инвалид, милосердие.
3 этап урока
Обсуждение повести Михеевой Т.В. «Не предавай меня».
Вопросы для обсуждения:
- Почему результаты тестирования поразили Юльку Озаренок?
- Была ли Юлька аутсайдером на самом деле?
- Как осознание себя отвергнутой заставило Юльку по-новому взглянуть на себя и своих одноклассников?
- В чем причина основных разногласий между одноклассниками?
- А в нашем классе могла ли произойти такая ситуация?
4 этап урока
Обсуждение повести Мурашовой «Класс коррекции».
- В чем смысл названия повести?
- Какие дети учатся в 7Е классе?
- Чем отличается герой Антон Антонов от других детей?
- Как меняется жизнь в классе с приходом новенького, имеющего ДЦП и заболевания сердца?
- Как вы понимаете выражение «Школа - слепок общества»?
5 этап урока
Обсуждение строчек стихотворения Раисы Сарби:
Не ленитесь сказать слово доброе - Слово доброе семенем прорастет. Слово злое шипит на всех коброю. Слова добра - восторга исток.
6 этап. Рефлексия
- Ребята, что нового сегодня узнали? Изменилось ли ваше отношение к своим одноклассникам?
Советую вам прочитать книги по теме:
- Т.Крюкова «Костя+ Ника».
- Д.Грин «Виноваты звезды».
- А.Маршал «Я умею прыгать через лужи».
- Р.Элбф «Синий дождь».
- Д.С.Фоер «Жутко громко и запредельно близко».