Цель: формирование умений читательской грамотности при помощи информационных текстов о бабушке В.П.Астафьева.
Задачи:
- Находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде (находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста);
- Интегрировать и интерпретировать информацию (понимать фактологическую информацию);
- Осмысливать и оценивать содержание и форму текста (различать факт и мнение).
1. Организационный момент
Ребята, сегодня мы выполняем обычную, но очень важную работу. Настройтесь на то, что навыки, приобретенные на этом занятии, пригодятся вам в жизни. А для того, чтобы узнать, о чём мы сегодня будем говорить, отгадайте загадку:
Она надежная и милая,
Всегда всех хочет накормить,
Ко всем упрекам терпеливая,
Ее нельзя не полюбить.
А как вкусны ее оладушки,
Вы догадались, это - ... (бабушка)
2. Целеполагание (Стадия вызова)
Молодцы! О чем мы сегодня будем говорить? Верно, сегодня мы будем читать и обсуждать текст о бабушке. Обратите внимание, на партах у вас лежат рабочие листы, подпишите их. В процессе работы с текстом мы с вами будем заполнять данные листы. Вы сможете оценить себя перед началом работы, поставив оценку в графе «Я смогу» и после окончания работы в графе «Я достиг». Посмотрите, какие умения мы сегодня будем вырабатывать (проговорить умения). Вернемся к нашей теме! Ребята, скажите, а какие ассоциации возникают у вас, когда вы говорите о бабушке?
(записать все варианты детей: это пирожки, забота, сильная любовь, теплота, вязаные носочки и т.д)
А знаете ли вы, что В.П.Астафьева воспитывала бабушка? (нет) А почему воспитанием занималась бабушка, а не мама? (нет) А какой была бабушка писателя? (нет). Чтобы это узнать, что для этого нужно сделать? (прочитать текст).
Вашему вниманию предлагается три текста, которые разные по содержанию, но объединены одной темой. Читать мы их будем с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания прочитанного, а другие - на прогноз содержания последующего отрывка.
3. Работа с текстом (осмысление)
Текст № 1
Бабушка Екатерина Петровна играла особую роль в формировании личности мальчика. Она - хранительница домашнего очага, семьи, детства главного героя. Старая деревенская женщина много пережила на своем веку: раскулачивание, потерю имущества, гибель дочери. История ее семьи неразделима с непростой историей страны. Она, несмотря на жизненные невзгоды и исторические переломы, не теряет стойкости, заботится о своих близких, поддерживая скудное хозяйство, уют и порядок в доме. Очень выразителен самобытный диалектный говор бабушки, характерный для сибирских деревень, насыщенный народными выражениями, присказками, преданиями о народных приметах. Автором мастерски передана непринужденность то ласковой, то ворчливой речи Екатерины Петровны с напевными и живыми интонациями.
1.Вы прочитали первый отрывок из текста, о чём он? (ответы детей). А теперь обратимся к нашим рабочим листам. Прочтите первое задание, внесите ответ в последнюю графу таблицы. Теперь давайте проверим, как вам удалось с ним справиться. (сначала ответы детей, потом проверка по эталону)
2.Как вы думаете, о чем дальше пойдет речь? Что мы ещё можем узнать о бабушке писателя?
(ответы детей…) Возможно, и, чтобы это проверить, переходим к чтению следующего отрывка.
Текст № 2
Илья Евграфович был женат на Екатерине Петровне, "очень уважаемом на селе человеке", которую в деревне за сильный характер, стремление всеми руководить и командовать называли "генералом". Бабушка писателя знала целебные травы и лечила односельчан. Она была очень религиозна, постоянно ходила в церковь. С рассказов родственников известно, что ещё в молодости Екатерина Петровна ездила на моление в Киево-Печерскую лавру.
С детства она была приучена к крестьянскому труду: работала на пашне, следила за огородом, вела хозяйство, собирала ягоды, грибы. "Надсаженная я, батюшко, изработанная. Вся надсаженная. С малых лет в работе, в труде всё. У тяти и у мамы я семая была да своих десятину подняла…" - рассказывала бабушка внуку. (Наука по понедельникам. Родословная Астафьева).
1. Итак, скажите, пожалуйста, что вы узнали из этого текста?
2. Ниже приведены утверждения из текстов. Являются ли эти утверждения фактами или мнениями? Отметьте знаком «+» «Факт» или «Мнение» для каждого утверждения.
Утверждение |
Факт |
Мнение |
Речь бабушки красива. Её приятно слушать. |
||
Екатерина Петровна пережила гибель дочери. |
||
Бабушка посещала Киево-Печерскую лавру. |
||
Бабушка была ворчливая, часто повышала голос. |
||
Лечение бабушки помогало справиться с болезнями. |
Текст № 3
...Они всегда ныли от «рематизни», как называла бабушка болезнь, якобы доставшуюся мне по наследству от покойной мамы. Но стоило мне застудить ноги, начерпать в катанки снегу - тотчас нудь в ногах переходила в невыносимую боль. ...
- Так я и знала! Так я и знала! - проснулась и заворчала бабушка. - Я ли тебе, язвило бы тебя в душу и в печенки, не говорила: «Не студися, не студися!» - повысила она голос. - Так он ведь умнее всех! Он бабушку послушат? Он добрым словам воньмет? Загибат теперь! Загибат, худа немочь! Мольчи лучше! Мольчи!..
- Эк его умучило! Эк его крюком скрючило? Посинел, будто на леде, а не на пече сидел…
- Спи, пташка малая, Господь с тобой и ангелы во изголовье…
…Она зажгла лампу, унесла ее с собой в куть и там зазвенела посудою, флакончиками, баночками, скляночками - ищет подходящее лекарство…
…перво-наперво дала затрещину. Потом долго натирала мои ноги нашатырным спиртом. Спирт она втирала основательно, досуха... укутала мои ноги старой пуховой шалью, будто теплой опарой облепила, да еще сверху полушубок накинула…
…Утром бабушка унесла меня в баню - сам я идти уже не мог. Долго растирала бабушка мои ноги запаренным березовым веником, грела их над паром от каленых камней, парила сквозь тряпку всего меня, макая веник в хлебный квас, и в заключение опять же натерла нашатырным спиртом. Дома мне дали ложку противной водки, настоянной на борце, чтоб внутренность прогреть, и моченой брусники. После всего этого напоили молоком, кипяченным с маковыми головками. Больше я ни сидеть, ни стоять не в состоянии был, меня сшибло с ног, и я проспал до полудня…
(Отрывки из текста рассказа «Фотография, на которой меня нет»).
1. О чем данный отрывок текста? (ответы учеников)
2. Отметьте «+» ту информацию, которая есть в тексте.
а) Екатерина Петровна была замужем.
б) дочь Екатерины Петровны отдала сына ей на воспитание.
в) внук, застудив ноги, мучился болями.
г) Бабушка знала целебные травы.
3. Отметье значком * неверные утверждения:
А) Екатерина Петровна была набожным человеком, посещала церковь.
Б) Бабушке В.П.Астафьева не хватало времени на заботу о близких, т.к. постоянно ходила в церковь.
В) Героиня умела лечить, поэтому помогала и знакомым и родным.
Г) Речь героини не отличается от речи большинства современных людей.
4. Объясните, почему бабушку называли генералом. Запишите не менее трех аргументов.
5. Ученики Петя и Саша поспорили. Петя сказал: «Бабушка была властной».
Саша ответил: «Нет, бабушка была справедливой и очень заботливой». Кто прав? Почему?
6. Составьте список методов, к которым обращалась бабушка, чтобы помочь внуку ослабить боль при ревматизме.
4. Рефлексия
Итак, что же мы узнали о бабушке В.П.Астафьева?
А теперь посчитайте количество баллов в рабочих листах и выведите уровень успешности выполнения работы.
- Повышенный - 75-100%,
- Базовый уровень - 50-74%,
- Пониженный - 25-49%,
- Недостаточный - менее 0-24%
И в конце занятия мы с вами выполним задание творческого характера. Я предлагаю вам составить синквейн по следующей схеме:
- Название темы - одно существительное
- Описание темы - два прилагательных
- Описание действия, в рамках темы - три глагола
- Фраза, несущая определённый смысл - предложение 3-4 слова
- Синоним ключевого слова (существительное)
Бабушка.
Добрая, мудрая.
Учит, советует, волнуется.
Интересуется твоими делами и здоровьем.
Забота.
Всем спасибо за работу!