Литература
-
Изучение исторического аспекта тургеневских произведений на уроках литературы 2025
В статье М.В.Осмоловского “Изучение исторического аспекта тургеневских произведений на уроках литературы” анализируется такая подчёркнутая современность для читателей позапрошлого века произведений Тургенева. Благодаря обилию деталей по произведениям писателя можно получить наглядную картину тургеневской эпохи. Методика изучения исторического аспекта текстов Тургенева даётся на примере анализа изучаемого в 10-м классе романа “Отцы и дети”.
-
Сборник семинаров по литературе для учащихся 10–11-х классов общеобразовательных учреждений 2025
Семинар – одна из форм учебных занятий в старших классах, при которой учащиеся самостоятельно готовят материал по заранее разработанным учителем вопросам. Задача учителя – быть координатором обсуждения. На начальном этапе подготовки к семинару по литературе учащимся необходимо работать с книгой (прочитать произведение). Затем, воспользовавшись материалами для подготовки к занятию, ответить на вопросы семинара (устно и письменно), выполнить задания, при необходимости сделать конспекты, выписки из первоисточников и обратиться к учебнику литературы.
-
Технологическая карта внеурочного мероприятия «День торжества святого чувства дружбы» (мероприятие приурочено 19 октября – Дню открытия Императорского Царскосельского лицея) 2025
Цель мероприятия: стимулирование интереса обучающихся к личности поэта, прозаика и драматурга А.С.Пушкина, увлечение поэтическим творчеством, раскрытие творческого потенциала суворовцев.
-
Презентация для проведения урока внеклассного чтения (5-й класс). А.Гайдар «Тимур и его команда» 2025
В презентации представлены разнообразные задания по тексту повести А.Гайдара «Тимур и его команда», направленные на формирование умений работы с текстом.
-
Урок литературы в 7-м классе. "Везде, где есть человек, есть возможность для добра" (по рассказу А.П.Платонова «Юшка») 2025
Цели урока: совершенствовать навыки анализа художественного текста и самостоятельной работы с литературным произведением; формировать нравственные качества личности учащихся, умение оценивать поступки людей с нравственных позиций; совершенствовать навыки устной и письменной творческой деятельности; находить ответы в тексте, составлять литературный портрет героя; воспроизводить в памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; составлять таблицу для получения информации о героях произведения; обсуждать проблемные вопросы.
-
Презентация "Донской писатель П.В.Лебеденко" 2025
Главная заслуга П.В.Лебеденко – создание произведений о рабочем классе. Шахтерам посвящены документальная повесть «Люди, как реки...» (1973) и роман «Черные листья» (1974). В них писатель сказал о призвании и чести рабочего, о трудной и мужественно красивой профессии шахтера.
-
Черты эпохи Сентиментализма в повести Н.М.Карамзина "Бедная Лиза" 2025
В презентации отражены основные черты эпохи Сентиментализма в повести Н.М.Карамзина "Бедная Лиза".
-
Конспект урока. Сравнительный анализ стихотворения "Царскосельская статуя" А.С.Пушкина и А.А.Ахматовой 2025
Тема – конспект урока, развивающего навыки компаративного анализа. Предмет исследования – 2 стихотворения: «Царскосельская статуя» А.С. Пушкина и А.А. Ахматовой. Статья содержит план сравнительного анализа стихотворений, предполагаемые ответы. Сопоставление стихотворений позволяет научиться видеть индивидуальность идей, образов и одновременно их общность; помогает понять зависимость поэтического мира произведения от мировосприятия поэтов. Мир гармонии Пушкина сменяется «страхом» Ахматовой.
-
Основные экономические понятия в сказе Бажова П.П. «Медной горы Хозяйка» 2025
На основе сказа Бажова П.П. «Медной горы Хозяйка» рассматриваются основные экономические понятия.
-
Конспект урока "Прославим Женщину-мать, неиссякаемый источник всепобеждающей жизни!" (по повести В.Закруткина "Матерь человеческая") 2025
Цели урока: подвести учащихся, что мать – самое святое для человека, основа счастья, добра и любви; особое внимание уделить тому, что понятия женщина и война – несовместимы, что женщина создана природой для того, чтобы быть матерью, воспитывать детей, быть женой, оберегать и сохранять свой дом, свою семью; что такое героизм и мужество.
-
«Слово о полку Игореве» («Как брянские говоры помогли изучить «Слово... ») 2025
Автор в своей работе постаралась раскрыть основные направления и проблемы исследования говоров нашего замечательного с точки зрения языковых особенностей Брянского края, граничащего с Украиной и Белоруссией.
-
Урок художественного чтения «Великая Отечественная война в прозе писателей Карелии» (по книге рассказов и воспоминаний «Белыми скалами линия фронта легла…») 2025
Цель урока: знакомство с рассказами и воспоминаниями авторов-фронтовиков Карелии.
-
Духовное развитие на уроках русского языка и литературы 2025
Уроки русского языка и литературы — это не просто школьные дисциплины, а путь к самопознанию. Они учат не только грамотно писать и читать, но и чувствовать, размышлять, сопереживать. Именно через слово и художественный образ происходит воспитание души, формирование нравственного стержня, который поможет молодому человеку оставаться человеком в любых обстоятельствах.
-
Эмоции как средство обучения на уроке литературного чтения. Фрагмент урока литературного чтения по учебнику Климановой Л.Ф. изучение рассказа М.М.Зощенко «Ёлка» 2025
Цель современного воспитания – высоконравственных и ответственных людей, которые внесут вклад в развитие общества, смогут сделать собственный выбор, на основании своих талантов и способностей, самостоятельно оценивать риски и последствия своего выбора.
-
Конспект урока литературы в 5-м классе. Тема: « Историческая басня И.А.Крылова «Волк на псарне» 2025
Цели урока: осмыслить, какова мораль басни, развитие коммуникативной компетентности, навыков анализа литературного произведения, воспитание патриотизма.
-
Урок литературного чтения во 2-м классе по теме «С.Васильев «Белая берёза» (УМК "Школа России") 2025
Цели урока: познакомить учащихся с творчеством С.А.Васильева; развивать у детей речевую активность, творческие способности учащихся; прививать интерес к чтению, воспитывать положительное отношения к знаниям, к процессу учения, формированию идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности.
-
Поездки за пределы города с обучающимися среднего звена: плюсы и минусы 2025
В статье раскрывается положительное влияние внешкольных мероприятий. Их значение на учебный процесс, а также на воспитание здоровой личности. Подчеркивается роль классного руководителя, администрации образовательного учреждения.
-
Исследовательская работа «О генеральше, купчихе, или нужны ли феминитивы…» 2025
Цель исследования: выяснить, для чего же вообще нужны феминитивы, противоречат ли они на самом деле правилам русского языка и почему большинство людей не употребляет их в повседневной речи.
-
Сценарий по мотивам повести И.Токмаковой «Сосны шумят» 2025
Сценарий по повести Ирины Токмаковой «Сосны шумят» можно использовать для проведения мероприятий, посвященных Дню Победы, Дню защиты детей, Недели театра и др. Сценарий построен на воспоминаниях повзрослевших детей из Дома ребенка, которые возвращаются туда после войны, находят запыленную коробку с вещами, они вызывают у девушек трепетные воспоминания из детства. Поэтому сцена как бы разделена на две части и спектакль отражает, соответственно, два мира: детство в Доме ребенка во время эвакуации и послевоенные воспоминания девушек и юношей.Спектакль рассказывает о детях, эвакуированных в начале войны в тыл. В детском доме дети учатся жить большой семьей. Несмотря на войну, проводят праздники, поддерживают друг друга, помогают взрослым. Спектакль по данному сценарию воспитывает доброту, отзывчивость, учит состраданию и взаимопомощи, подтверждает мысль о том, что даже в самые сложные времена надо оставаться неравнодушным к чужому горю, человечным.
-
Сценарий внеклассного мероприятия "История славянской письменности" 2025
Цели мероприятия: познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности; развивать речь учащихся, мышление, творческие способности, активизировать познавательную активность школьников; воспитывать интерес и любовь к родному языку, бережное отношение к его истории, к русской культуре, к нашим славянским традициям.
-
Викторина по произведениям Виталия Бианки 2025
Представлена викторина по произведениям Виталия Бианки.
-
Растем вместе с героями 2025
Идеалы, жизненные ценности, нравственные принципы... Иными словами, наши мечты, слёзы, наша любовь и боль. Кто-то мечтает изобрести лекарство от рака, а кто-то – обрести тысячу подписчиков в социальных сетях. Один рыдает из-за невозможности купить кроссовки за пятьсот долларов, а другой в полуразвалившихся топает на призывной пункт записываться добровольцем на СВО. Живём в одной стране, ходим в одни и те же школы, театры, церкви, а вот поди ж ты! И в то же время меняются границы государства, Конституция, рвутся семейные связи, друзья в одночасье превращаются в лютых врагов, и напротив – появляются новые единомышленники и цели. В великое время живём, други! За что можно ухватиться? На чём стоять, расти – продолжаться, в конце концов? На литературе, конечно! Великой русской литературе.
-
Литературно-музыкальная композиция "Я – русский композитор. 150-летию со дня рождения Сергея Рахманинова посвящается" 2025
Представлена литературно-музыкальная композиция, посвященная 150-летию со дня рождения Сергея Рахманинова.
-
Разработка урока литературы в 7-м классе "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Во глубине сибирских руд..." 2025
Цель урока: проанализировать стихотворение А.С.Пушкина «Во глубине сибирских руд» (история создания стихотворения, анализ лексики и используемых художественно-изобразительных средств; определение темы и идеи).
-
Масленица в школе 2025
Представлен сценарий мероприятия празднования Масленицы в школе.
-
Цифровые чернила: как современные технологии оживляют уроки литературы 2025
В эпоху, когда смартфоны стали продолжением руки, а информация доступна в пару кликов, урок литературы рискует превратиться в архаичный ритуал для многих школьников. Однако, вместо того, чтобы бороться с технологиями, передовые педагоги чаще всего видят в них мощнейшего союзника. Современные инструменты не заменяют глубокое чтение и анализ текста, но способны сделать изучение литературы невероятно увлекательным, интерактивным и глубоким. Вот как технологии создают новый контекст для вечных произведений.
-
«Я должна рассказать» (Литературная гостиная по книгам, посвященным гонениям еврейского народа во время Второй мировой войны)
2025
Данная литературная гостиная рассказывает о Холокосте и о книгах, посвященным гонениям еврейского народа во время Второй мировой войны. В ее основе две книги, которые можно предложить для чтения детям, начиная с 7–8-х классов. Это книга Рэйчел Ромеро «Кукольник из Кракова» и «Остров в море» Анники Тор. Скрепляют инсценировки историки, которые дают справочный материал о событиях того времени.
-
Литературная гостиная "Доля ангелов", посвященная блокаде Ленинграда 2025
Данная литературная гостиная посвящена книгам о блокаде Ленинграда. Мы выбрали книги, которые отражают весь ужас происходящего, но все-таки написаны так, чтобы не травмировать детскую психику. Здесь есть все: голод и холод, горечь потерь и радость обретения, любовь и предательство. В этой гостиной все объединено единым сюжетом, хотя отрывки взяты из разных книг. Но в данном случае герои этих книг стали одноклассниками, которые мечтали о счастье, но пришла война и разрушила их жизни.
-
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности на примере проекта «Самый читающий класс» 2025
В статье рассматривается особенности развития детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности на примере проекта «Самый читающий класс», направленного на повышение интереса и мотивации к чтению. Написание статьи обусловлено изменившимся подходом к образованию и разработке внеурочной деятельности в связи с ФГОС начального общего образования. Данная статья показывает эффективность новых подходов к образованию и показывает тенденции в его развитии.
-
Методическая разработка урока по литературному чтению в 1-м дополнительном классе. И.Токмакова «Купите собаку» 2025
Цель урока: развитие умения осознанного чтения и восприятия художественного текста; формирование читательской компетенции обучающихся.