Никогда никакими силами вы не заставите читателя
познать мир через скуку. Читать должно быть интересно.
А.Н.Толстой
У философа XX века В.Ф.Асмуса есть статья «Чтение как труд и творчество». Процесс чтения художественного текста, по мысли В.Ф.Асмуса, аналогичен процессу создания художественного текста. Когда человек читает художественный текст, в его сознании, в его психике включаются те механизмы, которые обеспечивают творческий процесс. Преподавая литературу, я осознаю, что невозможно всех научить творчеству, невозможно всех завтра сделать пушкиными или лермонтовыми. Но возможно в процессе обучения включить те механизмы, которые создадут условия для творческой деятельности.
При изучении эпических произведений я часто провожу практические работы, которые ставят моих учеников в активную читательскую позицию по отношению к тексту.
Суть работы состоит в следующем: на уроке читается начало рассказа до определённого момента, а затем ребята должны дописать его, то есть заняться очень полезной читательской деятельностью - сюжетосложением. Покажу технологию этой работы. Читаем начало миниатюры В.А.Сухомлинского.
Старый Пес
Был у человека верный друг - Пес.
Много лет сторожил он хозяйство Человека. Шли годы. Пес постарел, стал плохо видеть. Однажды в ясный летний день он не узнал своего хозяина. Когда хозяин возвратился с поля, он выбежал из своей будки, залаял как на чужого. Хозяин удивился и спросил:
- Значит, ты уже не узнаешь меня?
Пес виновато вилял хвостом. Он ткнулся в ногу хозяина и нежно заскулил. Ему хотелось сказать: прости меня, я сам не знаю, как это получилось, что не узнал тебя!
Через несколько дней Человек принес откуда-то маленького Щенка. Он построил рядом с будкой старого Пса еще одну маленькую и сказал Щенку:
- Живи здесь.
Старый Пес спросил у Человека:
- Зачем тебе еще один пес?
Здесь мы останавливаемся и просим детей дописать окончание миниатюры. А потом читаем окончание автора:
- Чтобы тебе не было скучно, - сказал Человек и ласково потрепал старого Пса по спине. Потом Человек повернулся, тихо вздохнул и ушел.
Пес не мог вздыхать, он жалобно заскулил, из одного его глаза на землю скатилась слеза. А на травке кувыркался, играл Щенок.
Сравнивая, выясняем, что герой Сухомлинского (а значит, и автор) - добрее, человечнее: он думает не о себе, а о Псе. А в наших окончаниях либо очень жесткий, даже жестокий, как говорят ребята, ответ: «Ты стар, скоро умрешь, а мне нужен хороший сторож». Либо - более мягкий вариант: «Научи его всему, что умеешь ты, - сказал Человек старому Псу». Так решение литературной задачи превращается в осмысление нравственной проблемы, в которое дети включены через письменную работу на самом высоком уровне активности.
Итак, на первых вступительных уроках, давая детям основы теории и практики интерпретации художественного текста, мы осмысливаем и в активной читательской деятельности отрабатываем такие ключевые понятия, как
- художественный образ;
- произведение - система образов;
- средства создания образа;
- сюжет и его роль в произведении;
- идея произведения.
Кроме того, поставленные в позицию соавторства, попробовав написать фрагмент рассказа, его окончание, дети почувствовали не только сложность писательского труда, но и вкус творчества, начали осознавать, что произведение строится по законам красоты.
- Работая над композицией эпического произведения, использую великолепный методический приём М.А.Рыбниковой: даю ребятам на куски (смысловые части) текст рассказа А.П.Чехова «Смерть чиновника», и мы, читая вслух, «собираем» его как в игре в кубики.
- Создание рисунков считаю одной из очень значимых активных форм преподавания литературы. Через рисунки можно заглянуть во внутренний мир его воображения, выявить, наконец, адекватность восприятия ученика-читателя авторскому замыслу. Рисунок - это тоже текст, который создает сам ребенок, его особым образом закодированная информация, причем о внутренних процессах, которые, подчас другим способом не «вытащить». В кабинете литературы у нас есть постоянно обновляющийся к урокам стенд «Наше творчество».
- Чтение учителем вслух самых эмоциональных, волнующих мест - методический прием, работающий на усиление эмоционального восприятия. Этот метод подсказывает сама жизнь. Ведь что делают образованные родители и бабушки-дедушки, если хотят приобщить ребенка к книге? Читают ему вслух.
- Живая, жизненная трактовка классики - еще один методический прием, который ставит моих учеников в активную читательскую позицию и который необходим в современной школе.
Продемонстрирую использование этого приема при изучении романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
Если мы начинаем разговор о романе «Евгений Онегин» с того, что в нем отражены все стороны тогдашней русской жизни, и делаем на этом главный упор, или с того, что первая глава была опубликована там-то тогда-то, а работал над романом Пушкин столько-то, то это интересно только будущему специалисту-филологу. Совсем другое дело, если начать, скажем, так: «Когда мы встречаем - в жизни ли, в книге ли хорошей (ведь хорошая книга отражает жизнь) - человека, который несчастлив, которого ни что в жизни не радует, всегда хочется понять: почему? Почему так случилось? Пушкинский роман - как раз о таком человеке. Вот давайте прочитаем и попробуем понять, почему его жизнь так безрадостна?» Я не встречала подростков, у которых такое начало не пробудило бы интереса к роману. Однако оно обязывает. Обязывает донести до наших учеников то вечное в произведении, что актуально и сейчас.
Прием актуализации вещного мира в художественном произведении тоже отношу к активным формам преподавания литературы
Музей литературного героя
Осуществление этого вида работы нуждается в предварительной подготовке. Учитель или несколько человек из класса готовят к определенному уроку уголок (это может быть полка или стол) литературного героя, где будут собраны или куда нужно будет поместить вещи, принадлежащие тому или иному литературному герою. Остальные учащиеся должны будут узнать героя по собранным вещам. Но и не только. На полке могут находиться вещи, которые не названы в тексте, но могли бы принадлежать этому герою или, наоборот, являются чужими ему или вообще принадлежат другому герою. Учащимся предлагается разобраться в представленной коллекции и доказать необходимость той или иной вещи с опорой на знание текста. При этом, конечно, необходимо не просто хорошо знать текст, но и понимать героя.
Откровение вещи
Если вещь одухотворена человеком, которому она принадлежит, значит, она может нам что-то о нем поведать. Попробуем это представить. Пусть, например, вещи, сделанные Жилиным или окружающие Жилина в плену, расскажут о нем. А какими интересными могут оказаться откровения халата Обломова, балахона Базарова.
Названные приемы не только приглашают учащихся к перечитыванию текста, но и обращают их внимание на изобразительный мир художественного произведения, заставляют пристальнее вглядываться в его поэтику. Для словесника - главное, чтобы учащиеся поняли, что вещь в художественном произведении - это «Лицо». «Лицо» места, времени, человека. Вещь - это связь. С поведением, характером, сознанием героя. Вещь - это Источник раздумий и переживаний. Вещь - это Тайна. Приоткрыть завесу над ней - в воле учителя.
Видеофильмы давно и прочно вошли в практику моей работы. Видеоматериал могу использовать на любом этапе изучения темы или урока. Обязательно придумываю систему привлечения того или иного видеофрагмента, решая для себя вопросы: «Что необходимо посмотреть? На каком этапе занятия? Каков объем видеоматериала? Какова цель его использования?» Часто использую видеофрагменты при подготовке к сочинению - анализу эпизода. Выбираю эмоционально напряженные, значимые фрагменты. Считаю, что подобные приемы работы развивают интеллект, воспитывают глубоко мыслящего, тонко чувствующего Человека.
Все рассмотренные виды работ учащихся на уроках литературы направлены на личностное освоение художественного текста, постижение художественных произведений в их родовой и жанровой специфике. Все эти формы работы ставят моих учеников в активную читательскую позицию.
В итоге, выходя из школы, мои ученики не просто знают, что «чтение есть лучшее учение», а и умеют читать, то есть наслаждаться красотой и силой слова, извлекать из книги духовно-нравственные ценности. Надеюсь, что томимые «духовной жаждою», которую мы с ними развили на уроках литературы, они, уже взрослыми, сумеют отличить подлинное от подделки. Это и есть моя учительская мечта, моя цель, моя надежда.