Введение
Н.В.Гоголь в своих произведениях использует так много мистики потому, что с самого детства он был погружен в сказки, поверья, легенды и страшные истории Малороссии. Он был буквально околдован этим. И решил воплотить это в своих чудесных повестях и рассказах.
Второе предположение состоит в том, что Гоголь был верующим человеком. Он верил истово и сильно. Но нельзя верить в Бога и не признавать существования тёмной стороны. Поэтому его мистические герои столь объёмны, ярки и так хорошо запоминаются.
Гоголь с детства интересовался мистикой, записывал фольклор в «Книгу всякой всячины». Именно поэтому он использовал в своих произведениях такое большое количество мистики. А она уже, в свою очередь, раскрашивает его произведения, придает им смешные и страшные, ужасные и задорные оттенки. Я влюбилась в ранние произведения Гоголя, перечитывала их неоднократно, и каждое прочтение давало мне всё новые штрихи к портрету великого мистика, гениального писателя Николая Васильевича Гоголя.
Отличительный характер повестей Н.В.Гоголя составляют - простота вымысла, народность, совершенная истина жизни, оригинальность и комическое одушевление, всегда побеждаемое глубоким чувством грусти и уныния. Причина всех этих качеств заключается в одном источнике: Гоголь - поэт, поэт жизни действительной.
Н.В.Гоголь - первый крупный русский писатель-прозаик. С ним и «гоголевским направлением» (более поздний термин русской критики, введен Н.Г.Чернышевским) обычно связывают расцвет реализма в русской прозе. Для него характерно особое внимание к социальной проблематике, изображение (нередко сатирическое) социальных пороков николаевской России, тщательное воспроизведение социально и культурно значимых деталей в портрете, интерьере, пейзаже и других описаниях. Также в произведениях Гоголя много юмора, в котором преобладает абсурдное начало. Склонность изображать только смешное и безобразное психологически тяготила писателя, он испытывал чувство вины за то, что показывает только карикатурные персонажи. Писатель неоднократно признавался, что передавал этим героям свои собственные душевные пороки.
Многие критики подчеркивали, что в произведениях Н.В.Гоголя всегда наблюдаются грусть, психологические переживания, традиции и сближение с народом. Но, например, Н.А.Котляревский видел серьезную проблему в том, что кризис творческой деятельности Гоголя не совпадал с действительностью. Душевные переживания Н.Гоголя были связаны с тем, что он был настолько проницателен, что видел «всю грязь жизни действительной». По мнению критика, в этом и заключалось трагическое мировосприятие писателя. А В.Г.Белинский считал, что настоящий талант заключается в том, что писатель превращал повседневность в яркую сторону жизни за счет ситуаций, деталей и традиций, которые близки русскому народу.
Некоторые называют стиль Гоголя «фантастическим реализмом». Ведь он является по утверждениям писателей - мастером фантасмагории (то есть может умело ввести нагромождение причудливых образов, видений, фантазий). Почти во всех его произведениях присутствуют фантомные образы, мистические элементы, нередко призраки, которые зачастую меняют действительность и реальность с иным миром. Всё это можно объяснить гиперболами, гротесками - всеми теми неотъемлемыми компонентами Н.В.Гоголя.
Именно поэтому тема проекта «Призраки и фантомные образы в произведениях Н.В.Гоголя» остается для меня актуальной из-за того, что я исследую характер и манеру написания произведений Гоголя, мотивов, проявление фантомов и призраков в его произведениях.
Объект исследования - повести Н.В.Гоголя.
Предмет работы - исследование художественных приемов, используемых автором; отличительные черты гоголевской фантастики, а также вплетение фантастического в реальную жизнь.
Практическая значимость: материалы и результаты работы могут быть использованы на уроках при изучении произведений Н.В.Гоголя в 7-9 классах с целью расширения знаний по фольклору и русской литературе XIX века.
Цель работы: исследование роли фантастических мотивов в произведениях Гоголя.
Для достижения этой цели поставлены следующие.
Задачи:
- изучить тексты Н.В.Гоголя и тексты критической литературы;
- выявить элементы фантастики и мистики в произведениях писателя.
- сопоставить фантастическое и реальное в этих повестях.
Гипотеза: У Николая Васильевича Гоголя фантастическая образность реализуется с помощью ряда форм и приемов. Это то, что можно назвать собственно фантастическим - когда писатель выдумывает несуществующие в природе сущности или свойства.
Глава I. Детство. Формирование религиозности.
Загадочностью отмечен, прежде всего, жизненный путь писателя, начиная с первых его шагов.
Н.В.Гоголь родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика среднего достатка, имевшей 400 душ крепостных и 1000 десятин земли. Точной даты его рождения долгое время не знали - называлось то
19 марта 1809г., то 20 марта 1810г. Лишь спустя почти сорок лет после смерти писателя из публикации метрики было установлено, что он увидел свет 20 марта.1809г.
По новому стилю получается - 1апреля.
Это дало основание Владимиру Набокову закончить свою книгу о Гоголе эффектной фразой: «То, что Гоголь родился 1 апреля, это правда». Фраза намекает на то, что вся последующая жизнь Гоголя прошла как бы под знаком первоапрельской мистификации. Ну, если и не вся жизнь, то многие ее события…
Детство писателя прошло в родительском имении Васильевка (Яновщина) на Украине, в краю, овеянном легендами, поверьями-преданьями. Рядом находилась известная ныне всему миру Диканька, где в те времена показывали сорочку казненного Кочубея, а также дуб, у которого проходили свидания Марии с Мазепой.
Гоголь происходил из старинного Малороссийского рода.
Отец Н.В.Гоголя, Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский, был служащим малороссийского почтамта, а также писал украинские комедии, которые с успехом ставились в театре Д.П.Трощинского, известного вельможи и покровителя искусств; его имение находилось неподалеку и являлось культурным центром края. Поэтическая стихия народной жизни, литературно-театральная среда очень рано развили в мальчике страсть к сочинительству. Мать писателя, Мария Ивановна, была женщиной глубоко религиозной, нервной и впечатлительной. Потеряв двоих детей, умерших в младенчестве, она со страхом ждала третьего. Супруги часто ездили в соседнюю диканьскую церковь, где хранилась чудотворная икона св. Николая Мирликийского. В честь святителя назвали мальчика Николаем.
От матери унаследовал Гоголь тонкую душевную организацию, склонность к мистической созерцательности и богобоязненную религиозность. В глубокой тишине ему мерещилось, что он слышал загробные голоса, которые взывали к нему, леденя душу. «Вам, без сомнения, когда-нибудь случалось слышать голос, называющий вас по имени, - описал Гоголь эти детские ощущения в «Старосветских помещиках», - который простолюдины объясняют так: что душа истосковалась за человеком и призывает его; после которого следует неминуемо смерть. Признаюсь, мне всегда страшен этот таинственный зов. Я помню, что в детстве я часто его слышал: иногда вдруг позади меня кто-то явственно произносил мое имя… Я обыкновенно тогда бежал с величайшим страхом и занимавшимся дыханием из сада, и тогда только успокаивался, когда попадался мне навстречу какой-нибудь человек, вид которого изгонял эту страшную сердечную пустыню».
Влиянию матери приписывают задатки религиозности, впоследствии овладевшей всем существом Гоголя, а также и недостатки воспитания: мать окружала его настоящим обожанием, и это могло быть одним из источников его самомнения, которое, с другой стороны, рано порождалось инстинктивным сознанием таившейся в нем гениальной силы.
На воображение мальчика повлияли в детстве и хранившиеся в народе верования в домовых, ведьм, водяных и русалок. Таинственный мир народной демонологии с детских лет впитала впечатлительная гоголевская душа.
Н.Гоголь был с юности худощавый, малорослый, что никак не соответствовало его представлению о богатырской казацкой натуре. Но в душе- то он чувствовал растущие силы. И был, как рассказывали его гимназические товарищи, неистощим на озорные шутки, проделки, имел пристрастие разыгрывать друзей, подмечая их смешные черты; умел «угадывать человека» (выражение Пушкина), но сам свои планы, свои сокровенные мечты никому не поверял. Страсть к перевоплощениям, к неожиданным сменам масок, розыгрышам часто приводили в недоумение его друзей.
Видевшие Гоголя на гимназической сцене и - позднее - слышавшие его чтение, сохранили убеждение, что он мог бы стать великим комическим актером. Любопытно, что удавались ему более всего женские роли; он, например, неподражаемо играл госпожу Простакову в комедии Фонвизина «Недоросль».
Внутренний душевный мир Гоголя был очень сложен и противоречив.
Он знал, что некоторые из его сотоварищей считают его уродом, маленьким, тщедушным, безобразным, непричесанным и неопрятным. Он не мог не быть ранимым от проделок товарищей. Безобидные насмешки мучили его ночи напролет. Осознание своей ущербности унижало его, но вместе с тем стимулировало к тому, чтобы возвысится до удачи и достоинства.
Он никогда никому не открывался в своих стремлениях, планах - житейских и тем более - творческих. Ему нравилось мистифицировать друзей и вводить в заблуждение относительно своих, даже самых невинных намерений. Любая удачная мистификация доставляла ему величайшую радость.
Эти склонности Гоголя вполне определились уже в Нежинской гимназии. С самого детства в нем не замечалось простодушной откровенности и общительности, всегда он был как-то странно скрытен, всегда в душе его оставались уголки, куда не смел заглядывать ничей глаз. Часто даже о самых обыкновенных вещах он говорил неспроста, облекая их какой-то таинственностью или, скрывая свою настоящую мысль под маской шутки, балагурства.
Во всех малейших событиях жизни он усматривал Божью волю. Грубый окрик в классе, плохая отметка, насморк рассматривалось им как сверхъестественное внимание. Его мучили необъяснимые предчувствия, заставлявшие повиноваться Божественной воле.
К концу пребывания в гимназии он мечтает о широкой общественной деятельности, которая, однако, видится ему вовсе не на литературном поприще; без сомнения, под влиянием всего окружающего, он думает выдвинуться и приносить пользу обществу на службе, к которой на деле он был совершенно неспособен. Таким образом, планы будущего были неясны; но любопытно, что Гоголем владела глубокая уверенность, что ему предстоит широкое поприще; он говорит уже об указаниях провидения и не может удовлетвориться тем, чем довольствуются простые «существователи», по его выражению, какими было большинство его нежинских товарищей.
Он мечтал о государственной деятельности, которая позволила бы ему совершить нечто великое «для общего блага, для России».
В конце декабря 1828г. Гоголь попал в Петербург. Но первые же впечатления его оглушили.
В его мечтах Петербург был волшебной страной, где люди наслаждаются всеми материальными и духовными благами, где они делают великие дела, ведут великую борьбу со злом - и вдруг, вместо всего этого грязная, неуютная меблированная комната, заботы о том, как бы подешевле пообедать, тревога при виде, как опустошается кошелек.
Прослужив 3 года, Гоголь решил навсегда покончить с мыслью о чиновничьей карьере. В феврале 1831 года он подал в отставку.