Цель урока: воспитание личности, формирование ценностного и гуманного отношения к семье, дому, окружающим (в процессе анализа произведения В.Г.Короленко).
Задачи урока: развитие монологической речи учащихся, формирование умений анализировать, делать выводы, аргументировать, работать с текстом произведения; воспитание любви, уважения, внимания к родным и близким.
Планируемые результаты:
Предметные умения:
- знать основные нормы русского литературного языка;
- уметь создавать устное высказывание, анализировать текст, формулировать идею, давать характеристику герою.
Метапредметные УУД:
- Личностные:
- осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом,
- созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества, имеет способность к самооценке своих действий, поступков.
- Регулятивные:
- принимает и сохраняет учебную задачу;
- планирует необходимые
- действия, операции, действует по плану;
- адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, ищет их причины и пути преодоления.
- Познавательные:
- осознает познавательную задачу;
- читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников;
- осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно- следственные связи, делает обобщения, выводы.
Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Тип урока: применение знаний и умений.
Технологии: технология проблемного обучения, здоровьесберегающая, развивающего обучения, информационно-коммуникативная.
Методы: частично-поисковый (эвристическая беседа), словесный, наглядный.
Формы работы: групповая, фронтальная.
Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал.
Ход урока
I. Организационный момент
Cлайд 1
Прозвенел звонок для вас.
Вы зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс ваш хоть куда.
Так начнём урок, друзья.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти!
II. Формулирование темы урока
- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы продолжим говорить о повести Владимира Галактионовича Короленко «В дурном обществе».
- Какое впечатление оставила у вас повесть после прочтения? Понравилось ли она вам?
- Действительно, повесть не оставляет равнодушным ни одного читателя. Это произведение одновременно грустное и вселяющее светлые надежды, веру в человеческое добро и благородство.
Чтобы сформулировать тему нашего урока, я предлагаю вам разгадать кроссворд по содержанию повести. Слайд 2, 3.
- Работаем в группе. Разгадав его, вы прочтете по вертикали зашифрованное в нем ключевое слово, которое ярко характеризует тему нашего сегодняшнего урока. Приступаем к работе. Желаю всем успеха!
Проверка кроссворда. Слайд 4
- Итак, ключевое слово - СЧАСТЬЕ. А какой вопрос у нас возникает, когда мы слышим слово «Счастье»? (ЧТО ТАКОЕ СЧАСТЬЕ?)
III. Работа по теме урока
- Я хочу, чтобы вы сказали, что такое счастье для вас. (Для меня счастье - это получить хорошую отметку, смех, веселье, хорошее настроение, здоровье моих родных и близких, их счастливые лица,…).
Видите, ребята, у каждого человека свое счастье. Каждый счастлив по-своему.
Работа со словарем.
- Где мы можем узнать, что значит слово «счастье»? К какому источнику мы можем обратиться, чтобы получить достоверную информацию?
В толковом словаре.
Прочитайте, какое определение слову «счастье» дает словарь Ожегова. Зачитайте его.
- Счастье - это чувство и состояние полного, высшего удовлетворения.
- Счастье - это успех, удача.
- В очерке В.Г.Короленко «Парадокс» есть фраза «Человек рождён для счастья, как птица для полёта», которая стала крылатой. Как вы понимаете эти слова? (Быть счастливым для человека - это естественно, это предназначение человека).
«Общий закон жизни есть стремление к счастью», - говорил В.Г.Короленко. Быть счастливыми хотят все, не исключение и герои повести «В дурном обществе».
Отталкиваясь от названия произведения, которое мы с вами прочитали, и от ключевого слова, которое у нас получилось, попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока:
«Что такое счастье для героев повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».
- Быть счастливыми хотели и герои произведения Короленко «В дурном обществе»". Давайте вспомним имена героев и попробуем угадать их по иллюстрации. Перед вами шесть портретов, все они пронумерованы.
(Дети называют имена, учитель записывает на доске в два столбика).
Тыбурций |
Пан судья |
Маруся |
Соня |
Валек
|
Вася
|
- Вернемся к нашим героям. Случайно ли я разместила имена наших героев в два столбика?
- Нет, не случайно. Эти семьи существуют в разных мирах: одна из «приличного общества», другая из «дурного общества». Семья пана Тыбурция бедная, а семья пана судьи - богатая. Семьи имеют разный социальный статус, разное положение в обществе.
Исходя из темы урока, какую цель мы можем для себя поставить?
Сегодня мы должны выяснить, какая из этих семей счастливая? Что делает счастливым каждого из героев?
IV. Работа по теме урока
- А как мы будем достигать этой цели?
Для этого нам нужно сравнить жизненный уклад двух семей: семьи пана судьи и семьи пана Тыбурция. А также взаимоотношения отцов и детей.
- Каких героев мы будем сравнивать? (главы семейств: пан Тыбурций и пан судья, образ Маруси и Сони, образ Валека и Васи).
Работа в группах.
- Сейчас вы будете работать в группах. Первая группа будет работать с образами Маруси и Сони. Вторая - с образами Валека и Васи, а третьей группе достаются главы семейств: пан Тыбурций и пан судья.
Договоритесь, кто за какого героя отвечает. Задание следующее. Вам нужно дать небольшую характеристику героя и составить синквейн. Темой для вашего синквейна будет имя героя, которое вы выбрали.
- Вспомним, что такое синквейн и как он составляется.
Памятка.
Синквейн.
- Тема (существительное).
- Описание темы (2 прилагательных).
- Описание действия (3 глагола).
- Фраза, выражающая отношение автора к теме.
- Слово-ассоциация или синоним к теме.
У вас на партах лежат листы с набором слов и предложений, Ваша задача: выбрать те слова и предложения, которые характеризуют только вашего героя.
Будьте внимательны. Приступаем. Я желаю вам успешной работы. У вас 4 минуты.
Выступление 1 группы. Вася - Валек
- Теперь давайте послушаем синквейны, которые составляли ребята на тему: Вася и Валек. (В конверте был набор слов, из которых нужно было составить синквейн:).
Вася |
Валек |
Одинокий, любопытный
|
Взрослый, заботливый
|
Выступление второй группы. Соня - Маруся
Соня |
Маруся |
Хорошенькая, кругленькая
|
Тихая, худенькая
|
Выступление третьей группы. Пан Тыбурций - пан судья
Тыбурций |
Пан судья |
Странный, таинственный
|
Одинокий, угрюмый
|
Физкультминутка
- А теперь встаньте, мы немножко отдохнём.
Очень часто писатели используют такой приём, как сравнение человека с природой. Давайте представим себя деревцем или цветочком. Представьте, что вы растёте в темном, сыром месте, покажите, как закрываетесь вы веточками, лепесточками от всех невзгод, как вы клонитесь к земле, ища защиты. А теперь выглянуло солнышко, согрело вас своим теплом, вы тянетесь веточками, лепесточками вверх, выпрямляетесь, становитесь на цыпочки, вы открыты для мира, ничего не боитесь, так как чувствуете защиту, тепло, заботу, у вас появился настоящий друг.
V. Создание "Картины счастья"
- Сейчас мы будем составлять картину счастья.
- Посмотрите на слова ассоциации, которые вы подобрали к своим героям: одиночество, забота, беззаботность, благородство, равнодушие, доброта.
- Что из этого списка способствует счастью?
- Членам какой семьи принадлежат эти слова?
- Какую семью можно назвать более счастливой? (У семьи Васи есть и материальный достаток, и положение в обществе, но нет взаимопонимания, душевной теплоты, доброты, поэтому её нельзя назвать счастливой. Но и семью Валека счастливой назвать нельзя, так как дети голодают, живут в сырости, Маруся тяжело больна, детям не хватает мамы.)
- Какой вывод сделаем?
- Материальное богатство и положение в обществе не всегда определяют счастье. Счастье определяют следующие составляющие: тёплые отношения, доброта, поддержка, доверие, взаимопонимание.
- Скажите мне, пожалуйста, похожи ли взаимоотношения между отцами и детьми в семьях?
Обе семьи пережили трагедию (смерть матери), но в семье Тыбурция переживали потерю вместе, поддерживали друг друга, а в семье Васи каждый в одиночку боролся со своим горем, в одиночестве переживал его. Семья Тыбурция жила дружно, а в семье Васи все жили сами по себе (Вася - как дикое деревце, отец - в горе, Соня в своём беззаботном детском мире)
- Теперь мы с вами что должны выяснить? ( что значит счастье для каждого из героев повести).
- Слово - ассоциация в синквейне - одиночество. Можно ли Васю назвать счастливым? (Нет.)
- Были ли мгновения, когда мальчик испытывал счастье? (Да, когда бывал у Валека и Маруси, потому что именно там он нашёл взаимопонимание, теплоту, то, чего так не хватало дома, из-за чего он убегал.)
- Почему приносил яблоки, почему выпросил у сестры куклу? (Чтобы сделать добро. Валек и Маруся стали самыми близкими для него людьми, друзьями.)
- Когда же человек становится счастливым? (Когда приносит радость другим, когда у него есть друзья.)
- Второе ключевое слово - забота. В какие мгновения счастлив Валек? (Когда видит улыбку сестры, когда встречается с Васей.)
- Что составляет счастье? (друзья, дарить радость другим).
- Что было счастьем для Маруси? (Цветные камешки, тепло, красота окружающего мира, друг.)
-Что счастье для Сони? (Она была абсолютно счастлива в своём беззаботном детском мире.)
- Какие составляющие счастья? (Беззаботное детство, красота окружающего мира.)
- Что было счастьем для Тыбурция? Какие составляющие счастья? (Забота о детях, счастье детей.)
- Что было счастьем для судьи? (Жена.)
- О чём думал (мечтал) Вася? (Мечтал о том, чтобы отец посадил его на колени и приласкал.)
- Сбылась ли эта мечта Васи? (Сбылась. После разговора пана Тыбурция с отцом Васи.)
Выборочное чтение.
- Зачитайте этот эпизод (учебник стр. __ ). («Я опять почувствовал на своей голове чью-то руку и вздрогнул. То была рука отца, нежно гладившая мои волосы».)
- Что изменилось после этого? Зачитайте. («Теперь передо мной стоял другой человек, но в этом именно человеке я нашёл что-то родное, чего тщетно искал в нём прежде». «И долго сдерживаемая любовь хлынула целым потоком в моё сердце». «Я с живостью схватил его руку и стал целовать. Я знал, что теперь никогда уже он не будет смотреть на меня теми страшными глазами, какими смотрел несколько минут перед тем…»)
- Возможно ли счастье для этой семьи? Почему? (Счастье возможно, потому что разрушилась стена непонимания.)
- Мы знаем, что вскоре после смерти Маруси Тыбурций и Валек ушли из города. Как вы думаете, отношения между Васей и его отцом действительно изменились или перемена была кратковременной? (Изменились, так как в тексте сказано, что на могилку к Марусе Вася с Соней иногда приходили вместе с отцом, значит, отношения были доверительные.)
Творческая работа.
- Ребята, посмотрите! На нашей доске получилась картина из слов. Наша собственная коллективная картина СЧАСТЬЯ, которую нам помогли создать герои произведения Короленко. Может быть, мы не указали еще что-нибудь?
Чтобы картина была красивой, ее нужно нарисовать. Вы сейчас нарисуете то, чего еще не хватает для полного счастья, по вашему мнению. Также работаем в группах, вам 3 минутки.
- Чего же еще не хватает для счастья? (учащиеся представляют свои картины).
Подведение итогов.
- Что же такое счастье для героев повести? (Когда есть в семье взаимопонимание, забота, доброта, друзья, ласка, тепло, близкие люди).
Рефлексия.
- А как вы ответите в конце урока, что счастье по-вашему?
- Какие мысли и чувства пробудились у вас после сегодняшнего урока?
- Довольны ли вы своей работой на уроке?
Дайте оценку своим ответам и ответам одноклассников.
Домашнее задание:
- Написать сочинение «Я счастлив, потому что…»
- Составить диалог Валека и Васи, встретившихся много лет спустя.
Заключительное слово учителя.
У каждого из вас есть дом, семья, друзья. Вас любят родители, они выслушают вас, попытаются помочь, подарят вам ласку и тепло. Значит, каждый из вас счастлив.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле?
И в завершении нашего урока я хочу пожелать каждому из вас: "Будьте счастливы!" А теперь пожелаем друг другу и нашим гостям счастья: "Будьте счастливы!"