Образовательные результаты:
предметные:
- уметь объяснять значение литературных терминов (феерия, повесть, антитеза и др.);
- владеть навыками анализа и интерпретации текста художественного произведения;
- развивать устную и письменную речь.
метапредметные:
- умение ставить цели, формулировать задачи, делать выводы, оценивать достигнутый результат;
- развивать эмоциональный интеллект;
- умение вести диалог, договариваться, принимать участие в коллективном обсуждении;
- работать с информацией.
личностные:
- формировать собственную позицию, точку зрения;
- развивать внимание, воображение, творческие способности;
- стремление достигать поставленных целей;
- воспитывать уважение к чужому мнению, слову;
- потребность в нравственном самосовершенствовании.
Цели урока:
- определить, какую роль играет мечта в жизни героев произведения;
- познакомить учащихся с краткой биографией А.Грина, его произведением "Алые паруса";
- знать литературные термины (феерия, повесть, биография, средства художественной выразительности);
- вызвать интерес к творчеству писателя.
Методический замысел урока: использовать технологии проблемного обучения и критического мышления в процессе знакомства учащихся с произведением, его автором, а также для усвоения новых знаний.
Необходимое оборудование: Интернет, интерактивная доска, проектор, презентация к уроку, портрет А.Грина, тексты произведения, распечатанные задания для групповой работы, выставка детских рисунков по мотивам прочитанного произведения «Алые паруса», ссылка на гугл-форму для самооценивания работы на уроке.
Словарная работа: феерия, духовность.
Эпиграф к уроку:
Самый бедный человек не тот,
у которого нет ни гроша в кармане,
но тот, у которого нет мечты.
Сократ
1. Оргмомент
Мотивация к познавательной деятельности, создание доброжелательной атмосферы в классе, настрой на предмет.
- Сегодня нам на уроке предстоит выполнить серьезную, ответственную и вместе с тем интересную работу.
Проверьте, все ли у вас готово к уроку: текст произведения.
«Алые паруса», тетради, ручки. По мере выполнения заданий заполняем гугл-форму. Наличие необходимых принадлежностей поможет сэкономить время урока и с максимальной пользой провести его.
2. Погружение в атмосферу произведения
СЛАЙД 2
На фоне звучащей мелодии Э.Грига учитель читает отрывок из "Алых парусов": "Не помня как оставила дом, Ассоль бежала уже к морю... У корабля были те самые паруса, имя которых звучало как издевательство; теперь они ясно и неопровержимо пылали с невинностью факта, опровергающего все законы бытия и здравого смысла."
3. Сообщение темы урока
- Попробуем определить цель урока и задачи, над которыми будем с вами работать?
Слово учителя: Мечтами об ослепительном чуде и радости полны все рассказы Грина, но больше всего - его феерия "Алые паруса", просвеченная любовью, верой в мечту и в то, что "человек способен совершать чудеса своими руками".
Постановка проблемного вопроса.
- Эпиграфом к уроку я выбрала слова Сократа (чтение).
Проанализировав прочитанный дома текст "Алых парусов", эпиграф, попробуем ответить на главный вопрос урока: СЛАЙД 10
Как меняется жизнь героев повести под влиянием их романтической мечты?
4. Изучение нового материала
Работа учащихся с информацией сайта «Фоксфорд». Открываем раздел «Бесплатные материалы»: статья А.Грин «Алые паруса».
Знакомство с понятием "феерия", сопоставительный анализ таблицы «феерия - повесть» СЛАЙД 3
- Как возник замысел создания "Алых парусов"?
(Сообщение ученика) 2 мин. СЛАЙД 4
- Алый парус стал символом романтической, возвышенной мечты, символом прекрасного на земле. Вероятно, поэтому алые паруса плывут по океану жизни, рождая песни, романсы, мечты.
- А какие бывают мечты? У вас ведь они тоже есть?
(классификация мечты) СЛАЙД 5
Работа с понятием "духовность". СЛАЙД 6
- Осуществилась ли мечта самого А.Грина?
Cообщение ученика из группы биографов; СЛАЙДЫ 7-9
(с детства любил книги о мореплавателях, и путешествиях, мечтал уйти в море капитаном, движимый этой мечтой, делал попытки убежать из дома. В реальности мечта писателя так и не осуществилась, но нашла воплощение в его творчестве).
Зачитать:
- К.Паустовский высказал такое мнение о творчестве Грина: "Все, в том числе и волны, и прибой, и закаты, и скрип снастей, грустные и веселые голоса женщин,- все существует в романах Грина для того, чтобы человек, хотя бы на мгновенье поверил в радостное чудо и стремился бы к нему в своей обыденной жизни".
Таким образом, несмотря на трудную судьбу, автор убежден, что в душе человека есть добро, вера в любовь, дружбу, вера в осуществимость мечты. Каждый, прочитавший Грина, становится чем-то богаче, чище и, наверное, пытается стать лучше.
5. Работа с текстом произведения по группам
1 группа. Жители Каперны.
Группам предложен план:
- Дайте характеристику Меннерсу. Как автор показывает нам его непривлекательность? (не бережет чистоты семейных отношений: требовал от Мери любви; груб, труслив: в сцене шторма рыдал от ужаса, обещал деньги, угрожал и сыпал проклятьями. Презрение)
- Сверстники Ассоль.
- Как вы понимаете слова Лонгрена: "Э, Ассоль, разве они умеют любить?"
- Каковы взаимоотношения жителей Каперны друг с другом? (Щипки, толчки...)
- Как относятся к Ассоль и Лонгрену?
- Какими словами передает легенду об Алых парусах прохожий нищий?
- Какими словами выражается авторское осуждение жителей? (пересуды и кривотолки, окрики взрослых, швыряли грязью, делает фальшивые деньги)
Вывод: Капернцы.
В корыстном приземленном мире, где живут Ассоль и Грей, люди разучились мечтать и любить. Жестокие реалии жизни губят в человеческих душах романтические устремления, веру в любовь, ведут к непониманию, жестокости.
2 группа. Мир Ассоль.
3 группа. Мир Грея.
Группам предложен план:
- Семья.
- Воспитание.
- Одиночество в детстве.
- Оценка другими персонажами.
- Поступки. Отношение к другим людям, окружающему миру.
- Авторская оценка.
- Мечта.
(процитировать эпизоды: сказка Эгля, выбор алого шелка)
Индивидуальное задание «Средства художественной выразительности феерии» выполняет один ученик по материалам сайта «Фоксфорд»
- Чтобы ответить на наш проблемный вопрос, попытаемся охарактеризовать Ассоль и Грея, главных героев феерии, а также их окружение.
- Сопоставим мир Ассоль и Грея с миром жителей Каперны.
6. Обобщение и систематизация материала
Заслушиваются обобщения, выводы учащихся по групповой работе.
(Ассоль и Грей верят в мечты, которые греют их своим теплом, сохраняют в душе чистые и светлые чувства, утверждают вечные нравственные ценности.)
- В чем схожесть и различие судеб Ассоль и Грея? (У героев много общего: богатое воображение, они не потеряли веры в лучшие человеческие качества, смогли создать свой, особый мир, в котором нет грубости и пошлости, они могут мечтать и верить.)
- Как встретились герои, Ассоль и Грей? (3 глава)
- Почему Грей надевает Ассоль на палец кольцо? (чтобы она не утратила своей веры)
- Эпизод с кольцом. Не кажется ли он вам в чем-то символичным? (Встретил родственную душу, полюбил ее. Способен на возвышенный, благородный поступок. Кольцо - знак того, что мечта Ассоль сбудется, не зря она верила)
- В одной реальности причудливо совместились два совершенно противоположных мира: жителей Каперны и Грея с Ассоль. Сопоставим эти миры. (Есть мечта - нет мечты. Грубый, пошлый, приземленный - возвышенный, духовный).
- Какой прием использует автор в изображении двух непохожих миров? (Контраст - он лежит в основе всей повести.) Какие ещё средства художественной выразительности использовал А.Грин? (сообщение учащегося по материалам статьи «Фоксфорда»).
Вывод.
- Используя эпиграф и наблюдения над жизнью героев, ответим на вопрос к уроку. (ответы учащихся)
Запись понравившихся высказываний о мечте (СЛАЙД 11)
- Закроем последнюю страничку повести. Можно ли быть спокойными за героев? (Да, их мир открыт для жизни, для других людей.
В нем есть любовь, добро, прощение, милосердие, чистота сердец, кротость. Они чисты сердцем, умеют бороться за свое счастье, "делать чудо своими руками" не только для себя, но и для других.)
- Алые паруса мечты сегодня вошли и в вашу жизнь. А чтобы мечты осуществлялись, надо быть чуть-чуть похожими на главных героев: Грея и Ассоль. Значит, в чем-то стать лучше.
7. Домашнее задание
СЛАЙД 12, мини-сочинения
- 1 вариант. Сочинить сказку о том, что чудеса есть и сбываются.
- 2 вариант. Какую роль играет мечта в моей жизни?
8. Итог урока. Рефлексия
Две оценки за урок: активно работающим на уроке ученикам и за сочинение.
- Ребята, вспомните, что же мы делали на нашем уроке? (Поставили вопрос, ответили на него, анализировали мир героев, говорили о мечте и т.п.)
- Что в работе группы получилось хорошо с вашей точки зрения, а что не очень?
- Что нового узнали, что понравилось, а что нет?
- Закончите высказывание: «Мечта - это…..».
Можно предложить ученикам обменяться картинками, нарисованным по мотивам произведения, друг с другом.
Этап |
Описание этапа |
Тайминг |
1. Организацион-ный момент |
Чтение эпиграфа, мотивация к познавательной деятельности |
3 |
2. Погружение в атмосферу произведения.
|
Постановка целей и задач урока.
|
5 |
3. Изучение нового материала |
Поиск, систематизация, обобщение информации сайта «Фоксфорд».
|
15 |
4. Обобщение и систематизация материала |
Заслушиваются ответы учащихся, выводы фиксируются в тетрадь |
10 |
5. Домашнее задание |
Выдача домашнего задания осуществляется с учётом индивидуальных способностей обучающихся, 1 на выбор |
2 |
6. Итог урока. Рефлексия |
Выставление отметок.
|
5 |