Методическая разработка урока “А.Грин «Алые паруса». Роль мечты в жизни человека”

Разделы: Литература

Класс: 6

Ключевые слова: А.Грин, А.Грин «Алые паруса»


Образовательные результаты:

предметные:

  • уметь объяснять значение литературных терминов (феерия, повесть, антитеза и др.);
  • владеть навыками анализа и интерпретации текста художественного произведения;
  • развивать устную и письменную речь.

метапредметные:

  • умение ставить цели, формулировать задачи, делать выводы, оценивать достигнутый результат;
  • развивать эмоциональный интеллект;
  • умение вести диалог, договариваться, принимать участие в коллективном обсуждении;
  • работать с информацией.

личностные:

  • формировать собственную позицию, точку зрения;
  • развивать внимание, воображение, творческие способности;
  • стремление достигать поставленных целей;
  • воспитывать уважение к чужому мнению, слову;
  • потребность в нравственном самосовершенствовании.

Цели урока:

  • определить, какую роль играет мечта в жизни героев произведения;
  • познакомить учащихся с краткой биографией А.Грина, его произведением "Алые паруса";
  • знать литературные термины (феерия, повесть, биография, средства художественной выразительности);
  • вызвать интерес к творчеству писателя.

Методический замысел урока: использовать технологии проблемного обучения и критического мышления в процессе знакомства учащихся с произведением, его автором, а также для усвоения новых знаний.

Необходимое оборудование: Интернет, интерактивная доска, проектор, презентация к уроку, портрет А.Грина, тексты произведения, распечатанные задания для групповой работы, выставка детских рисунков по мотивам прочитанного произведения «Алые паруса», ссылка на гугл-форму для самооценивания работы на уроке.

Словарная работа: феерия, духовность.

Эпиграф к уроку:

Самый бедный человек не тот,
у которого нет ни гроша в кармане,
но тот, у которого нет мечты.
Сократ

1. Оргмомент

Мотивация к познавательной деятельности, создание доброжелательной атмосферы в классе, настрой на предмет.

- Сегодня нам на уроке предстоит выполнить серьезную, ответственную и вместе с тем интересную работу.

Проверьте, все ли у вас готово к уроку: текст произведения.

«Алые паруса», тетради, ручки. По мере выполнения заданий заполняем гугл-форму. Наличие необходимых принадлежностей поможет сэкономить время урока и с максимальной пользой провести его.

2. Погружение в атмосферу произведения

СЛАЙД 2

На фоне звучащей мелодии Э.Грига учитель читает отрывок из "Алых парусов": "Не помня как оставила дом, Ассоль бежала уже к морю... У корабля были те самые паруса, имя которых звучало как издевательство; теперь они ясно и неопровержимо пылали с невинностью факта, опровергающего все законы бытия и здравого смысла."

3. Сообщение темы урока

- Попробуем определить цель урока и задачи, над которыми будем с вами работать?

Слово учителя: Мечтами об ослепительном чуде и радости полны все рассказы Грина, но больше всего - его феерия "Алые паруса", просвеченная любовью, верой в мечту и в то, что "человек способен совершать чудеса своими руками".

Постановка проблемного вопроса.

- Эпиграфом к уроку я выбрала слова Сократа (чтение).

Проанализировав прочитанный дома текст "Алых парусов", эпиграф, попробуем ответить на главный вопрос урока: СЛАЙД 10

Как меняется жизнь героев повести под влиянием их романтической мечты?

4. Изучение нового материала

Работа учащихся с информацией сайта «Фоксфорд». Открываем раздел «Бесплатные материалы»: статья А.Грин «Алые паруса».

Знакомство с понятием "феерия", сопоставительный анализ таблицы «феерия - повесть» СЛАЙД 3

- Как возник замысел создания "Алых парусов"?

(Сообщение ученика) 2 мин. СЛАЙД 4

- Алый парус стал символом романтической, возвышенной мечты, символом прекрасного на земле. Вероятно, поэтому алые паруса плывут по океану жизни, рождая песни, романсы, мечты.

- А какие бывают мечты? У вас ведь они тоже есть?

(классификация мечты) СЛАЙД 5

Работа с понятием "духовность". СЛАЙД 6

- Осуществилась ли мечта самого А.Грина?

Cообщение ученика из группы биографов; СЛАЙДЫ 7-9

(с детства любил книги о мореплавателях, и путешествиях, мечтал уйти в море капитаном, движимый этой мечтой, делал попытки убежать из дома. В реальности мечта писателя так и не осуществилась, но нашла воплощение в его творчестве).

Зачитать:

- К.Паустовский высказал такое мнение о творчестве Грина: "Все, в том числе и волны, и прибой, и закаты, и скрип снастей, грустные и веселые голоса женщин,- все существует в романах Грина для того, чтобы человек, хотя бы на мгновенье поверил в радостное чудо и стремился бы к нему в своей обыденной жизни".

Таким образом, несмотря на трудную судьбу, автор убежден, что в душе человека есть добро, вера в любовь, дружбу, вера в осуществимость мечты. Каждый, прочитавший Грина, становится чем-то богаче, чище и, наверное, пытается стать лучше.

5. Работа с текстом произведения по группам

1 группа. Жители Каперны.

Группам предложен план:

  1. Дайте характеристику Меннерсу. Как автор показывает нам его непривлекательность? (не бережет чистоты семейных отношений: требовал от Мери любви; груб, труслив: в сцене шторма рыдал от ужаса, обещал деньги, угрожал и сыпал проклятьями. Презрение)
  2. Сверстники Ассоль.
  3. Как вы понимаете слова Лонгрена: "Э, Ассоль, разве они умеют любить?"
  4. Каковы взаимоотношения жителей Каперны друг с другом? (Щипки, толчки...)
  5. Как относятся к Ассоль и Лонгрену?
  6. Какими словами передает легенду об Алых парусах прохожий нищий?
  7. Какими словами выражается авторское осуждение жителей? (пересуды и кривотолки, окрики взрослых, швыряли грязью, делает фальшивые деньги)

Вывод: Капернцы.

В корыстном приземленном мире, где живут Ассоль и Грей, люди разучились мечтать и любить. Жестокие реалии жизни губят в человеческих душах романтические устремления, веру в любовь, ведут к непониманию, жестокости.

2 группа. Мир Ассоль.

3 группа. Мир Грея.

Группам предложен план:

  1. Семья.
  2. Воспитание.
  3. Одиночество в детстве.
  4. Оценка другими персонажами.
  5. Поступки. Отношение к другим людям, окружающему миру.
  6. Авторская оценка.
  7. Мечта.

(процитировать эпизоды: сказка Эгля, выбор алого шелка)

Индивидуальное задание «Средства художественной выразительности феерии» выполняет один ученик по материалам сайта «Фоксфорд»

- Чтобы ответить на наш проблемный вопрос, попытаемся охарактеризовать Ассоль и Грея, главных героев феерии, а также их окружение.

- Сопоставим мир Ассоль и Грея с миром жителей Каперны.

6. Обобщение и систематизация материала

Заслушиваются обобщения, выводы учащихся по групповой работе.

(Ассоль и Грей верят в мечты, которые греют их своим теплом, сохраняют в душе чистые и светлые чувства, утверждают вечные нравственные ценности.)

- В чем схожесть и различие судеб Ассоль и Грея? (У героев много общего: богатое воображение, они не потеряли веры в лучшие человеческие качества, смогли создать свой, особый мир, в котором нет грубости и пошлости, они могут мечтать и верить.)

- Как встретились герои, Ассоль и Грей? (3 глава)

- Почему Грей надевает Ассоль на палец кольцо? (чтобы она не утратила своей веры)

- Эпизод с кольцом. Не кажется ли он вам в чем-то символичным? (Встретил родственную душу, полюбил ее. Способен на возвышенный, благородный поступок. Кольцо - знак того, что мечта Ассоль сбудется, не зря она верила)

- В одной реальности причудливо совместились два совершенно противоположных мира: жителей Каперны и Грея с Ассоль. Сопоставим эти миры. (Есть мечта - нет мечты. Грубый, пошлый, приземленный - возвышенный, духовный).

- Какой прием использует автор в изображении двух непохожих миров? (Контраст - он лежит в основе всей повести.) Какие ещё средства художественной выразительности использовал А.Грин? (сообщение учащегося по материалам статьи «Фоксфорда»).

Вывод.

- Используя эпиграф и наблюдения над жизнью героев, ответим на вопрос к уроку. (ответы учащихся)

Запись понравившихся высказываний о мечте (СЛАЙД 11)

- Закроем последнюю страничку повести. Можно ли быть спокойными за героев? (Да, их мир открыт для жизни, для других людей.
В нем есть любовь, добро, прощение, милосердие, чистота сердец, кротость. Они чисты сердцем, умеют бороться за свое счастье, "делать чудо своими руками" не только для себя, но и для других.)

- Алые паруса мечты сегодня вошли и в вашу жизнь. А чтобы мечты осуществлялись, надо быть чуть-чуть похожими на главных героев: Грея и Ассоль. Значит, в чем-то стать лучше.

7. Домашнее задание

СЛАЙД 12, мини-сочинения

  • 1 вариант. Сочинить сказку о том, что чудеса есть и сбываются.
  • 2 вариант. Какую роль играет мечта в моей жизни?

8. Итог урока. Рефлексия

Две оценки за урок: активно работающим на уроке ученикам и за сочинение.

- Ребята, вспомните, что же мы делали на нашем уроке? (Поставили вопрос, ответили на него, анализировали мир героев, говорили о мечте и т.п.)

- Что в работе группы получилось хорошо с вашей точки зрения, а что не очень?

- Что нового узнали, что понравилось, а что нет?

- Закончите высказывание: «Мечта - это…..».

Можно предложить ученикам обменяться картинками, нарисованным по мотивам произведения, друг с другом.

Этап

Описание этапа

Тайминг

1. Организацион-ный момент

Чтение эпиграфа, мотивация к познавательной деятельности

3

2. Погружение в атмосферу произведения.
Целеполагание

Постановка целей и задач урока.
Формулирование проблемного вопроса

5

3. Изучение нового материала

Поиск, систематизация, обобщение информации сайта «Фоксфорд».
Анализ текста проводится в процессе групповой работы.
Индивидуальное задание «Средства художественной выразительности феерии» выполняет один ученик по материалам сайта «Фоксфорд»

15

4. Обобщение и систематизация материала

Заслушиваются ответы учащихся, выводы фиксируются в тетрадь

10

5. Домашнее задание

Выдача домашнего задания осуществляется с учётом индивидуальных способностей обучающихся, 1 на выбор

2

6. Итог урока. Рефлексия

Выставление отметок.
Проведение рефлексии.
Отправка заполненной гугл формы с самооцениванием этапов урока

5