Методическая разработка к уроку литературы "Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова"

Разделы: Литература

Ключевые слова: М.Ю.Лермонтов


Цели урока:

образовательные:

  • расширение представления учеников о личности поэта и его жизни;
  • раскрытие своеобразия творческой личности М.Ю.Лермонтова;

воспитательные:

  • воспитание внимательного читателя, пробуждение любви к художественному слову, интереса учащихся к его поэзии;

развивающие:

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;
  • потребности в самостоятельном чтении стихотворений поэта;
  • развитие устной и письменной речи учащихся.

Задачи урока:

  • ввести учеников в сложный мир поэзии Лермонтова;
  • показать место лирики поэта в отечественной литературе;
  • раскрыть особенности поэтического мировосприятия Лермонтова; подчеркнуть живописность лермонтовского стиха;
  • дать возможность каждому ученику реализовать себя.

Организация работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Методы: словесный, иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, частично-поисковый, творческий.

Тип урока: урок изучения нового материала с обобщением изученного.

Форма урока: урок-обозрение.

Межпредметные связи: изобразительное искусство, история, мировая художественная культура.

Ожидаемые результаты:

  • в результате изучения данной темы учащиеся проявляют интерес к творчеству М.Ю.Лермонтова, приобщаются к чтению русской классики, овладевают навыками выразительного чтения и анализа лирических произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
  • умением самостоятельно пользоваться различными информационными источниками;
  • созданием устных и письменных высказываний в связи с изученными произведениями.

Структурные элементы урока со временем, отводимым на каждую часть:

  • Оргмомент. Целеполагание. - 5 минут.
  • Знакомство с основными этапами биографии поэта (работа в группах) - 30 минут.
  • Знакомство с поэтическим наследием поэта и анализ его стихотворений (работа в группах) - 43 минуты.
  • Подведение итогов урока. - 7 минут.
  • Рефлексия. - 3 минуты.
  • Задание на дом. - 2 минуты

Ход занятия

I. Оргмомент. Целеполагание

  • Поэты не рождаются случайно…
    И.Тальков
  • Он мало жил, он умер рано,
    Не завершив великих дел,
    В стране рабов, в стране тиранов
    Тяжел был гения удел…
    М.Геллер

- Ребята, посмотрите на эти цитаты, подумайте, о ком пойдет речь сегодня на уроке?

- А чтобы узнать имя поэта, я предлагаю вам отрывки из его стихотворений.

А) - Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые…

Б) Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя…

В) Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот, наконец, докатился до Чёрного моря….

Г) Над Москвой великой, златоглавою,
Над стеной кремлевской белокаменной
Из-за дальних лесов, из-за синих гор,
По тесовым кровелькам играючи,
Тучки серые разгоняючи,
Заря алая подымается…

Д) Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь…

- Итак, речь сегодня на уроке пойдёт о великом русском поэте М.Ю. Лермонтове.

II. Знакомство с основными этапами биографии поэта (работа в группах)

Мы знаем, что творчество любого поэта невозможно оценить без знакомства с его биографией, эпохой, людьми, которые его окружали. Поэт, прозаик и драматург М.Ю.Лермонтов не является исключением. И в этом мы сейчас с вами убедимся, прослушав выступления наших «искусствоведов». Я предлагаю вам «окунуться» в эпоху первой половины 19 века, проникнуться её духом.

- Ученики-искусствоведы (выступление группы искусствоведов по следующему плану (слайд №9):

  1. Детство и юность поэта (происхождение, семья, воспитание, образование);
  2. В гвардии. Стихотворение «Смерть поэта»;
  3. Первое пребывание Лермонтова на Кавказе и его влияние на творчество.
  4. Первая дуэль;
  5. Вторая дуэль и гибель поэта;
  6. Лермонтов - художник;
  7. Музы любовной лирики Лермонтова.

1-й ученик-искусствовед: Гениальный русский поэт, Михаил Юрьевич Лермонтов, родился в Москве. Считается, что род Лермонтовых ведет свое начало от выходца из Шотландии Георга Лермонта, но есть и другие версии, например, что семья состояла в родстве с испанским герцогом Лерма (слайды № 10 - 11).

Отец поэта, Юрий Петрович Лермонтов, был бедным капитаном в отставке, мать, Мария Михайловна Арсеньева, происходила из родовитой и гордой семьи. Родители были счастливы в браке, но трагедия ворвалась незвано - в 1817 году Мария Михайловна умерла. Маленького Михаила забрала к себе бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева. Распри между ней и Юрием Петровичем заставили последнего покинуть сына и уехать в свое поместье. Арсеньева же переехала вместе с внуком в свое имение "Тарханы", Пензенской губернии. Там поэт провел свое детство (слайды № 12 - 15).

Десятилетним мальчиком он впервые попал на Кавказ, где испытал сразу две влюбленности, одну - в девочку девяти лет, другую - в горы Кавказа, могучие и величественные. С тех пор он считал Кавказ своей второй, поэтической родиной (слайд № 16).

С 1828 по 1830 год Лермонтов учится в Московском университетском Благородном пансионе, где он расширил свои познания в литературе, ближе познакомился с произведениями Пушкина, Шиллера (слайд № 17).

Осенью 1830 года Лермонтов поступает в Московский университет на "нравственно-политическое отделение", где учился в течение двух лет (слайд № 18). Юноша не смог сдать публичных экзаменов, так как профессора, помня его дерзкий характер и неприязненное отношение к ним, "срезали" его. Оставаться на второй год Лермонтов не захотел и вместе с бабушкой они переехали в Петербург с намерением снова поступить в университет, но ему отказались засчитать два года, проведённых в Московском университете, предложив поступить снова на 1 курс. Лермонтова такое долгое студенчество не устраивало, и он, под влиянием петербургских родственников, прежде всего Монго-Столыпина, наперекор собственным планам, поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Эта перемена карьеры отвечала и желаниям бабушки.

Лермонтов оставался в школе два «злополучных года», как он сам выражается. Об умственном развитии учеников никто не думал; им «не позволялось читать книг чисто-литературного содержания».

В лермонтоведении существует мнение о том, что за два юнкерских года ничего существенного Лермонтов не создал. Действительно, в томике стихотворений за эти годы мы найдём только несколько «Юнкерских молитв». Но не нужно забывать о том, что Лермонтов так мало внимания уделяет поэзии не потому, что полностью погрузился в юнкерский разгул, а потому, что он работает в другом жанре: Лермонтов пишет исторический роман на тему пугачёвщины, который останется незаконченным и войдёт в историю литературы как роман «Вадим». Кроме этого, он пишет несколько поэм и всё больше интересуется драмой. Жизнь, которую он ведёт и которая вызывает искреннее опасение его московских друзей, даёт ему возможность изучить жизнь в её полноте. И это знание жизни, блестящее знание психологии людей, которым он овладевает в пору своего юнкерства, отразится в его лучших произведениях.

В 1832 году в манеже Школы гвардейских подпрапорщиков лошадь ударила Лермонтова в правую ногу, расшибив её до кости. Лермонтов лежал в лазарете, его лечил известный врач Н.Ф.Арендт. Позже поэт был выписан из лазарета, но врач навещал его в доме Е.А.Арсеньевой.

2-й ученик-искусствовед (слайд № 19): Выйдя из школы корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк, Лермонтов по-прежнему живёт среди увлечений и упрёков совести, среди страстных порывов и сомнений, граничащих с отчаянием.

Люди, близко знающие его, были уверены в его «добром характере» и «любящем сердце»; но Лермонтов считал для себя унизительным явиться добрым и любящим перед «надменным шутом» - «светом». Напротив, он хочет показаться беспощадным на словах, жестоким в поступках, во что бы то ни стало прослыть неумолимым тираном женских сердец.

До сих пор поэтический талант Лермонтова был известен лишь в офицерских и светских кружках. Первое его произведение, появившееся в печати, - «Хаджи Абрек», попало в «Библиотеку для чтения» без его ведома, и после этого невольного, но удачного дебюта, Лермонтов долго не хотел печатать своих стихов. Смерть Пушкина явила Лермонтова русской публике во всей силе поэтического таланта. Лермонтов был болен, когда совершилось страшное событие. До него доходили разноречивые толки; «многие», рассказывает он, «особенно дамы, оправдывали противника Пушкина», потому что Пушкин был дурён собой и ревнив и не имел права требовать любви от своей жены.

В конце января тот же врач Н.Ф.Арендт, побывав у заболевшего Лермонтова, рассказал ему подробности дуэли и смерти Пушкина.

Невольное негодование охватило Лермонтова, и он «излил горечь сердечную на бумагу» (слайд № 20).

Стихотворение «Смерть Поэта» оканчивалось сначала словами: «И на устах его печать». Оно быстро распространилось в списках, вызвало бурю в высшем обществе, новые похвалы Дантесу; наконец, один из родственников Лермонтова, Н.Столыпин, стал в глаза порицать его горячность по отношению к такому джентльмену, как Дантес. Лермонтов вышел из себя, приказал гостю выйти вон и в порыве страстного гнева набросал заключительные 16 строк «А вы, надменные потомки…»…

(прослушивание аудиозаписи «Смерть поэта»).

Учитель:

- Какое впечатление вызвало у вас это стихотворение?

- Какова композиция стихотворения?

- Каким настроением проникнуто оно?

- Какие черты характера Лермонтова проявились в этом стихотворении?

Как известно, после появления стихотворения «Смерть поэта» последовали арест и судебное разбирательство. За Лермонтова вступились пушкинские друзья, прежде всего Жуковский, близкий Императорской семье. Кроме этого, бабушка, имевшая светские связи, сделала всё, чтобы смягчить участь единственного внука. Некоторое время спустя корнет Лермонтов был переведён «тем же чином», т.е прапорщиком, в Нижегородский драгунский полк, действовавший на Кавказе.

3-й ученик-искусствовед (слайд № 21): Первое пребывание Лермонтова на Кавказе длилось всего несколько месяцев. Благодаря хлопотам бабушки он был сначала переведён с возвращённым чином корнета в лейб-гвардии Гродненский гусарский полк, расположенный в Новгородской губернии, а потом - в апреле 1838 года - переведён в Лейб-гвардии Гусарский Его Величества полк. С полком Лермонтов проехал также по территории Азербайджана.

Несмотря на кратковременность службы на Кавказе, Лермонтов успел сильно измениться в нравственном отношении (слайд № 22).

Впечатления от природы Кавказа, жизни горцев, кавказский фольклор легли в основу многих произведений Лермонтова. Природа приковала всё его внимание; он готов «целую жизнь» сидеть и любоваться её красотой; общество будто утратило для него привлекательность, юношеская весёлость исчезла и даже светские дамы замечали «чёрную меланхолию» на его лице. Инстинкт поэта-психолога влёк его, однако, в среду людей. Его здесь мало ценили, ещё меньше понимали, но горечь и злость закипали в нём, и на бумагу ложились новые пламенные речи, в воображении складывались бессмертные образы.

Лермонтов возвращается в петербургский «свет», снова играет роль льва, тем более, что за ним теперь ухаживают все любительницы знаменитостей и героев; но одновременно он обдумывает могучий образ, ещё в юности волновавший его воображение. Кавказ обновил давнишние грёзы; создаются «Демон» и «Мцыри».

И та, и другая поэма задуманы были давно. О «Демоне» поэт думал ещё в Москве, до поступления в университет, позже несколько раз начинал и переделывал поэму; зарождение «Мцыри», несомненно, скрывается в юношеской заметке Лермонтова

Будучи в Тифлисе, Лермонтов принялся учить азербайджанский («татарский», по тогдашней терминологии) язык. В 1837 году в своем письме С.А.Раевскому Лермонтов пишет: «Начал учиться по-татарски, язык, который здесь, и вообще в Азии, необходим, как французский в Европе, - да жаль, теперь не доучусь, а впоследствии могло бы пригодиться…». Азербайджанскому Лермонтова учил известный азербайджанский просветитель Мирза Фатали Ахундов, служивший в то время переводчиком в канцелярии кавказского наместника.

4-й ученик-искусствовед (слайд № 23): Вернувшись из первой ссылки, Лермонтов привёз массу новых поэтических произведений. После «Смерти поэта» он стал одним из самых популярных писателей в России, да и в свете его теперь воспринимают совсем иначе. Лермонтов вошёл в круг пушкинских друзей и наконец-то начинает печататься, почти каждый номер журнала Краевского «Отечественные записки» выходит с новыми стихотворениями поэта.

16 февраля 1840 года в доме графини Лаваль в разгар бала словно невзначай вспыхнула ссора Лермонтова с сыном французского посла де Баранта - Эрнестом. Молодому французу сообщили эпиграмму Лермонтова, писанную ещё в юнкерской школе по адресу совершенно другого лица, и уверили, что поэт оскорбил в этом четверостишии именно его, да ещё будто бы дурно отзывался о нём в разговоре с одной дамой. На балу Барант подошёл к Лермонтову и потребовал от него объяснений.

Дуэль состоялась 18 февраля рано утром на Парголовской дороге, за Чёрной речкой, недалеко от того места, где Пушкин стрелялся с Дантесом (слайд № 24).

Дуэль окончилась бескровно: одна шпага переломилась, перешли на пистолеты, и Барант, хотя и целился, промахнулся, а Лермонтов уже после этого разрядил пистолет, выстрелив в сторону. Противники помирились и разъехались.

Но тайными путями о дуэли стало известно начальству. Лермонтова арестовали и предали военному суду за «недонесение» о дуэли. А молодому Баранту, чтобы не привлекать его к судебному следствию, министр иностранных дел граф Нессельроде в частной беседе посоветовал выехать на некоторое время за границу. Наконец приговор был вынесен и утверждён: царь распорядился снова сослать Лермонтова на Кавказ, в армейский полк, воевавший в самом отдалённом и опасном пункте Кавказской линии.

Во время ареста Лермонтова посетил Белинский. Когда он познакомился с поэтом, достоверно неизвестно: по словам Панаева - в Санкт-Петербурге, у Краевского, после возвращения Лермонтова с Кавказа; по словам товарища Лермонтова по университетскому пансиону И. Сатина - в Пятигорске, летом 1837 года.

Вполне достоверно одно, что впечатление Белинского от первого знакомства осталось неблагоприятное. Лермонтов по привычке уклонялся от серьёзного разговора, сыпал шутками и остротами по поводу самых важных тем - и Белинский, по его словам, не раскусил Лермонтова. Свидание на гауптвахте окончилось совершенно иначе: разговор зашёл об английской литературе, о Вальтере Скотте, перешёл на русскую литературу, а потом и на всю русскую жизнь. Белинский пришёл в восторг и от личности, и от художественных воззрений Лермонтова. Он увидел поэта «самим собой»; «в словах его было столько истины, глубины и простоты!» - отмечал Белинский.

В 1840 году вышло единственное прижизненное издание стихотворений Лермонтова, в которое он включил около 28.

5-й ученик-искусствовед (слайд № 25): Зимой 1840-1841 годов, оказавшись в отпуске в Петербурге, Лермонтов пытался выйти в отставку, мечтая полностью посвятить себя литературе, но не решился сделать это, так как бабушка была против, она надеялась, что её внук сможет сделать себе карьеру и не разделяла его увлечение литературой. Поэтому весной 1841 года он был вынужден возвратиться в свой полк на Кавказ. Уезжал из Петербурга он с тяжёлыми предчувствиями - сначала в Ставрополь, где стоял тенгинский полк, потом в Пятигорск. В Пятигорске произошла его ссора с майором в отставке Николаем Соломоновичем Мартыновым.

Впервые Лермонтов познакомился с Мартыновым в Школе гвардейских подпрапорщиков, которую Мартынов закончил на год позже Лермонтова. В 1837 году Лермонтов, переведённый из гвардии в Нижегородский полк за стихи «На смерть поэта», и Мартынов, отправляющийся на Кавказ, две недели провели в Москве, часто завтракая вместе у Яра. Лермонтов посещал московский дом родителей Мартынова. Впоследствии современники считали, что прототипом княжны Мери была Наталья Соломоновна - сестра Мартынова.

С самого приезда своего в Пятигорск, Лермонтов не пропускал ни одного случая, где бы мог он сказать Мартынову что-нибудь неприятное.

Дуэль произошла 15 июля (27 июля) 1841 года. Лермонтов выстрелил вверх (основная версия), Мартынов - прямо в грудь поэту (слайд № 26).

Князь А.И.Васильчиков, очевидец событий, присутствовавший на дуэли в качестве секунданта, рассказал историю дуэли.

Комментарий учителя: Такова судьба М.Ю.Лермонтова. Поэт прожил всего 27 лет, но оставил нам выдающиеся произведения, которые будут жить вечно.

Учитель: - Хочется остановиться и на увлечении М.Ю.Лермонтова. Речь пойдёт сейчас о Лермонтове как о талантливом художнике. Согласитесь, звучит немного странно и непривычно. Мы привыкли к его удивительным произведениям, но, оказывается, Лермонтов прекрасно рисовал (слайд № 27).

(выступление ученика-«художника» с презентацией «Лермонтов - художник»).

Ученик-«художник»: Природа наделила Михаила Юрьевича Лермонтова не только поэтическим талантом, но и незаурядными способностями художника. До нас дошли его чудесные акварельные портреты, живописные масляные полотна с видами Кавказа, многочисленные зарисовки тушью и карандашом на полях рукописей, в юнкерских тетрадях, походных альбомах.

Рисунки и картины Лермонтова, которых он создал большое количество за свою недолгую и беспокойную жизнь, - это живописные и графические дневники его жизни. Он открыл миру красоты Кавказа, всматриваясь в него зорким взглядом гениального поэта и замечательного художника.

Полк, в котором служил Лермонтов, располагался недалеко от Тифлиса - всего в ста верстах. И поэт неоднократно бывал в этом древнем городе. Так появилась замечательная картина Лермонтова "Вид Тифлиса". Она является отличным образцом романтической живописи, характерной для той эпохи.

В 1837 году был написан пейзаж маслом "Вид Пятигорска". "Внизу передо мной пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, - а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом".

Одна из лучших живописных работ Лермонтова "Крестовая гора" написана под сильными впечатлениями от увиденного им на Кавказе. Она выполнена по зарисовкам, сделанным с натуры, в конце 1837 года.

На картине "Развалины близ селения Караагач в Кахетии" Лермонтов изобразил окрестности Караагача, где стоял нижегородский драгунский полк, в котором он служил. Изображенная на картине скала над Караагачем была видна далеко из левобережной части Алазанской долины, где пролегал старинный торговый путь.

Следует обратить внимание на эпизод сражения при Валерике 11 июля 1840 г. Это акварель М.Ю.Лермонтова и Г.Г.Гагарина. Лермонтов выполнил рисунок композиции, а Гагарин дописал его акварелью. Этот рисунок обнаруживает в Лермонтове блестящего рисовальщика и баталиста. Война изображена им во всём её драматизме, без прикрас.

Также одной из картин на военную тему является полотно "Перестрелка в горах Дагестана". Здесь Лермонтов средствами живописи сумел показать суровую обстановку военной жизни и утомительный бой русских с черкесами.

Комментарий учителя: таким образом, Михаил Юрьевич Лермонтов - талантливый художник, прекрасно создающий портреты, пейзажи, с одинаковым мастерством владеющий и кистью, и пером.

III. Знакомство с поэтическим наследием Лермонтова и анализ его стихотворений (слайд № 28)

Учитель: - Как было уже сказано, в литературу Лермонтов не вошел, а ворвался своим стихотворением-обвинением «Смерть Поэта» (1837). Оно сразу же определило и место Лермонтова в литературе, и его позицию в обществе.

Ученик-«литературовед»: - В творчестве Лермонтова запечатлены мысли и настроения эпохи 30-х годов. Творчество поэта можно условно разделить на два периода: 1828-1836 гг. и 1837-1841 гг. Граница - 1837 год, год гибели Пушкина.

Комментарий учителя: - Каковы же основные темы и мотивы лирики Лермонтова? (слайд № 29).

- Одним из заданий группы «литературоведов» было исследование по данному вопросу (ответы «литературоведов», записываются темы лирики Лермонтова учащимися на интерактивной доске).

- Все ли темы и мотивы названы? Сравним их наблюдения со слайдом, который составила я, и обобщим всё вышесказанное (слайд № 30).

Таким образом, основные темы и мотивы лирики Лермонтова - это:

(Запись в тетрадь):

  • жажда свободы, вольности, борьбы ("Парус", "Узник", "Пленный рыцарь);
  • разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром ("В минуту жизни трудную...", "И скучно и грустно", "Горные вершины", "Утес", "Листок", "Когда волнуется желтеющая нива...");
  • любовь-страдание ("Нищий", "Нет, не тебя так пылко я люблю...", "Расстались мы, но твой портрет...");
  • критика самодержавия и светского общества ("Прощай, немытая Россия...", "Смерть поэта"); осмысление судьбы своего поколения ("Дума"); положение народа и Родины ("Родина", "Бородино");
  • трудность поэтического призвания и высокое предназначение поэзии ("Я жить хочу! хочу печали...", "Не обвиняй меня, Всесильный...", "Поэт", "Пророк").

Учитель: А теперь настало время послушать наших «артистов». Они нам приготовили наизусть стихотворения поэта.

Ученики-«артисты» (чтение наизусть стихов Лермонтова).

Ученики-«литературоведы» (слайды № 30-34): (по прочтении каждого стихотворения даётся краткий литературоведческий анализ стихотворений: «Родина», «Прощай, немытая Россия», «Когда волнуется желтеющая нива» и других).

Комментарий учителя: - Таким образом, творчество Михаила Юрьевича Лермонтова многообразно Оно испытало на себе влияние как романтизма, так и реализма. И в этом состоит его своеобразие. Но во все годы в поэтических произведениях М. Лермонтов проявлял интерес к личности - незаурядной, одинокой, ищущей, вольнолюбивой, неустроенной и несчастной. Личности духовно богатой, желающей определить свое место в современном ему мире.

Учитель: - Ещё хотелось бы подробнее остановиться на теме любви в лирике поэта, а точнее на её адресатах (слайд № 35). Кому же Лермонтов посвящал свои самые сокровенные произведения? (выступление ученика - «искусствоведа» с сообщением и презентацией «Музы любовной лирики Лермонтова»).

Ученик-искусствовед: Любовь - всепроникающая тема и один из универсальных мотивов в творчестве Лермонтова, выступающий в своём конкретном воплощении к отечеству, к природе, детям («Ребёнку», «Казачья колыбельная песня»), к родным («Прости! Увидимся ль мы снова?», «Ужасная судьба отца и сына») и прежде всего - как любовь к женщине в её различных проявлениях: от бескорыстно-идеального, «небесного» чувства до всепоглощающей любви-страсти или демонического соперничества. К любви во всех её формах Лермонтов предъявляет требование высокой ответственности, верности, полного понимания.

Одна из самых глубоких сердечных привязанностей Лермонтова - Варвара Лопухина. Встреча с Варенькой (младшей сестрой своего друга Алексея) произошла в 1831 году.

«Будучи студентом,- пишет А.П.Шан-Гирей, -он был страстно влюблён…в молоденькую, милую, умную, как день, и в полном смысле восхитительную В.А.Лопухину; это была натура пылкая, восторженная, поэтическая и в высшей степени симпатичная…Чувство к ней Лермонтова было безотчётно, но истинно и сильно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей…»

Знакомство с Е.Сушковой состоялось весной 1830 в Москве у А.М.Верещагиной. Красивая, умная и ироничная, Сушкова стала предметом юношеского увлечения Лермонтова. С её именем связан цикл стихов1830, посвящённый преимущественно неразделённой любви.

Н.Ф.Иванова - знакомая Лермонтова, предмет его юношеского увлечения. Она была дочерью драматурга Ф.Ф.Иванова. Знакомство произошло в Москве в 1830 г.

Ободрённый в начале знакомства с Ивановой её приязнью и вниманием, Лермонтов вскоре встретил непонимание и холодность.

Отношения закончились разрывом, который придал мрачный характер многим юношеским стихам поэта. Разрыв с Ивановой вызвал у Лермонтова жажду смерти, чувство оскорблённой гордости, обострённое ощущение своего творческого дара и высокой ответственности за него.

Княгиней Щербатовой Марией Алексеевной Лермонтов был увлечён в 1839-40.

Молодая вдова, красивая, образованная, Щербатова вела в Петербурге светский образ жизни, но предпочитала балам салон Карамзиных, где, видимо, познакомилась с Лермонтовым.

Щербатова высоко ценила поэзию Лермонтова; после чтения у неё «Демона» она сказала поэту: « Мне ваш Демон нравится: я бы хотела с ним опуститься на дно морское и полететь за облака».

По свидетельству А.И.Тургенева, Щербатова испытывала к Лермонтову серьёзное чувство.

Евдокия Петровна Растопчина - графиня, русская писательница. Её знакомство с Лермонтовым относится к началу 30-х годов. Ростопчина была сестрой товарища Лермонтова пансионских лет С.П.Сушкова. Юный Лермонтов увлекался Ростопчиной и посвятил ей стихотворения «Крест на скале» (1830) и новогодний мадригал «Додо». Однако взаимное дружеское сближение произошло лишь в начале 1841 года. Графиня была участницей прощального вечера 12 апреля 1841 перед отъездом Лермонтова на Кавказ, когда поэт, по её воспоминаниям, настойчиво говорил об ожидавшей его смерти. Уезжая, Лермонтов подарил Ростопчиной альбом, в который вписал посвящённое ей стихотворение «Я верю: под одной звездою».

Учитель: - Шедевром любовной лирики поэта является его стихотворение «Из-под таинственной холодной полумаски…». Интересен тот факт, что оно никому не посвящено (слайд № 36).

(выступление ученика - «артиста» и ученика «литературоведа» с анализом стихотворения).

Комментарий учителя: - Итак, мы убедились сегодня с вами в том, что Лермонтов - человек сложный, противоречивый, ищущий ласку и любовь. Он ищет истинную любовь, взаимную, но его чувство остается без ответа. М.Ю.Лермонтов искал женщину, способную понять и воспринимать его таким, какой он есть; ищет родную душу, ту единственную, которая будет ему помогать в нелегкие минуты, будет понимать, и уважать его.

К сожалению, ему этого не удалось. Ни с одной женщиной он не связал жизнь свою брачными узами. Любовь, как мы увидели, приносит ему горечь, разочарование и страдания!

Учитель: - А теперь слово нашим «художникам», они проиллюстрировали понравившиеся произведения поэта (выступление учеников-«художников»).

- К какому произведению выполнена ваша иллюстрация? Какой эпизод вы изобразили?

Заключительное слово учителя: - Сегодня на уроке мы были внимательны к родному языку, старались проникнуть в тайны писательского труда, приобщиться к культуре художественного слова. Мне бы очень хотелось, чтобы в дальнейшем вы также с удовольствием читали стихи, проникали в их суть, иными словами, дружили с поэзией (слайд № 37).

IV. Подведение итогов урока

- Итак, сегодня мы познакомились с жизнью и творчеством М.Ю.Лермонтова.

- Что нового и интересного вы узнали о его жизни, о произведениях поэта? (ответы учащихся).

- Урок мне хочется закончить словами известного критика В.Г.Белинского (слайд № 38): «Этой жизни суждено было проблеснуть блестящим метеором, оставить после себя длинную струю света и благоухания и - исчезнуть во всей красе своей. Какие поэтические тайны унёс он с собой в могилу? Кто разгадает их?..»

- В чём смысл слов критика? (ответы учащихся).

- В заключение я предлагаю вам послушать песню известного певца и композитора Игоря Талькова. Эту композицию он посвятил Виктору Цою, чьё творчество многим из вас хорошо известно. Подумайте, что общего между этими выдающимися людьми: Лермонтов, Тальков, Цой…

- О каком предназначении поэта говорит Игорь Тальков в своей песне?

(звучит песня И.Талькова «Поэты не рождаются случайно»).

V. Рефлексия (слайд № 39)

  • Я узнал…
  • Было интересно…
  • Особенно понравилось…
  • Меня удивило…
  • Было сложно…
  • Нужно выучить…
  • Урок дал мне для жизни…
  • Мне захотелось…

VI. Домашнее задание (слайд № 40)

Написать эссе: «Согласитесь ли вы со словами Игоря Талькова, что «поэты не рождаются случайно?»