Цель: Развивать эстетическое восприятие детьми окружающего мира, дать образное представление о четырех временах года.
Задачи:
- Помочь детям понять и почувствовать красоту всех времен года через музыку, живопись, поэзию.
- Развивать познавательный интерес на примере литературных и музыкальных произведений.
- Активизировать творческие способности учащихся, навыки выразительного чтения наизусть и умение выступать перед аудиторией.
- Воспитывать любовь и уважение к родному языку, интерес к книге и чтению.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
Содержание программы: Литературно-музыкальная программа «Четыре сестрицы - четыре великих мастерицы» подготовлена автором на основе познавательной литературы о четырех временах года.
Данный материал адресован педагогам-организаторам детского досуга, педагогам дополнительного образования детей, учителям начальной школы и призван оказать помощь в подготовке и проведении внеклассных мероприятий. Предлагаемый сценарий носит познавательный и развивающий характер и направлен на обобщение имеющихся у детей знаний о временах года, о сезонных изменениях в природе.
Данная программа способствует расширению кругозора детей, развитию их памяти, речи, образного мышления.
Положительно-эмоциональный настрой, возникающий в ходе программы, помогает детям преодолевать неуверенность и стеснительность.
Возраст детей: 8-10 лет.
Подготовительная работа. Организаторам литературно-музыкальной программы «Четыре сестрицы - четыре великих мастерицы» необходимо подготовить помещение, где она будет проводиться, подобрать наглядное и музыкальное оформление.
Для подготовки слайд-шоу «Зима глазами русских художников»,«Весна в творчестве русских художников», «Пейзажи лета», «Золотая осень»дать задание одним учащимся подобрать 8-10 слайдов с репродукциями пейзажей, а другим - выучить стихи.
Сценарий проведения литературно-музыкальной программы
Звучит спокойная музыка.
Ведущая:
В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
С утра обремененная работой,
Трудом лесов, заботами полей,
Природа смотрит как бы с неохотой
На нас, не очарованных людей…
Н.Заболоцкий «Вечер на Оке»
Давным-давно было так: сегодня солнце припекает, цветочки распускаются, птички поют, а на следующий день холод, снег - все погибает. Потом жара, да такая, что реки пересыхают. А на следующий день проливной дождь... Люди от этого очень страдали.
Высоко-высоко на небе, в Заоблачном дворце жил царь по имени Год. Царю было очень жалко людей, поэтому он решил послать на землю одну из своих дочерей, чтобы она помогла людям навести порядок. Дочерей было у царя четыре. Все они были умными, добрыми и красивыми, только не были похожи друг на друга.
Первая дочь любила надевать белые, синие и серебряные платья. Она умела рассыпать повсюду пушистый снег, сковывать реки гладким, как зеркало, льдом и охранять сон природы. Звали ее Зима.
Вторая дочь была веселая и озорная. Она одевалась в нежные зеленые и розовые платья. Она умела растапливать снег и лед, созывать перелетных птиц и дарить первые цветочки. Ее звали Весна.
Третья дочь тоже была веселая и шумная. Она одевалась в яркие платья. Дарила много тепла и света, много цветов и ягод. Ее имя было Лето.
Последнюю дочь года звали Осень. Она была очень грустная. Она умела проливать дожди, убаюкивать природу и дарить много грибов и овощей.
Царь никак не мог решить, какую же дочь послать ему на Землю. Он долго думал и решил так: на Земле должна побывать каждая из дочерей. Потом люди сами выберут, кого из них оставить. Сказано - сделано. И вот все девушки по очереди отправляются на Землю: Зима, Весна, Лето, Осень.
Чтецы:
У одной сестрицы волос -
Золотой тяжелый колос,
У другой в тугие косы
Вплетены гроза и росы.
Третья с огненной косою
Вьет себе венок с листвою.
А четвертая - блондинка
Заколола локон льдинкой.
С.Суворова «Времена года»
Ведущая: Зима была самая старшая из сестёр и самая мудрая. Весна - самая весёлая и непоседливая. Лето - самая прекрасная и неторопливая. А Осень - задумчивая и печальная.
Узнали сестры от перелётных птиц, что Земля - бесцветная планета, и решили её раскрасить, своё мастерство показать. Собрали они побольше баночек с красками и кисточки всех размеров, Зима достала из кармашка Волшебную книгу, прочитала заклинание - и в тот же миг сестры очутились на нашей Земле.
В самом деле, всё вокруг было совершенно бесцветное. Взяли мастерицы свои краски с кисточками и принялись за работу. Даже сестрица Лето почти не отдыхала, даже Весна не прыгала, даже Осень забыла печалиться.
Но только вот беда - никак они не могли договориться, что каким цветом раскрашивать. А.Лукьянова «Почему снег белый»
Спорили-спорили и порешили в судьи выбрать Красное Солнышко: «Оно высоко в небе живёт, много чудесного на своём веку повидало, пусть и рассудит нас».
Согласилось Солнышко быть судьёй. Г.Скребицкий «Четыре художника»
Чтецы:
Некогда солнышку
В небе лениться:
Есть у него
Золотистые спицы,
Пряжа цветная -
На дне сундука:
Ровно четыре
Волшебных клубка.
Трудится солнышко
Без остановки,
Каждому времени
Вяжет обновки.
Белым клубком
Начинается год,
Следом зеленая
Пряжа идет.
Красная пряжа -
Для красного лета,
Пряжа для осени -
Желтого цвета.
Годы проходят,
А солнышко вяжет.
Вяжет и слова плохого
Не скажет.
Что тут поделаешь,
Коль у природы
Без остановки
Меняются моды!
В.Орлов «Золотистые спицы»
Ведущая: Принялись живописцы за дело. Первой вызвалась написать картину Зимушка-Зима. Г.Скребицкий «Четыре художника»
Чтецы:
Пришла сегодня в город
Художница Зима,
Раскрасила аллеи,
Раскрасила дома.Хрустальные сосулицы
Развесила на улице.
А ивы над прудом
Покрыла тонким льдом.Затем взглянула с крыши
Зима на город наш
И молвила чуть слышно:
- Ну, что ж, неплохо вышло…
Хоть в рамку ставь пейзаж!
А. Усачёв «Художница зима»
Звучит фонограмма музыки из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского (сцена «Еловый лес зимой»)
Ведущая: Заглянула художница Зима и в лес.
Красив, чудесен русский лес зимою! Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветки высоких и маленьких елей. Нет-нет сорвется такая белая шапка с вершины высокой ели, рассыплется серебристой легкой пылью - и долго колышется освобожденная от тяжести снега еловая зеленая ветка. Высокие вершины елей унизаны ожерельем лиловых шишек.
Высокие, недвижные спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых, нетронутых сугробах. И.Соколов-Микитов «Русский лес»
Демонстрируется слайд-шоу «Зима глазами русских художников».
Ведущая: Трудится, старается художница Зима написать свой чудесный пейзаж. Но одной ей трудно справиться. И пришли ей на помощь ее любимые сестрицы Зима-рукодельница и Зима-портниха, да подруга Метель-кружевница.
Чтецы:
Снова в заботах зима-рукодельница -
Пусть потеплее природа оденется.
Много зима заготовила пряжи,
Белые вещи без устали вяжет:
Сонным деревьям - пушистые шапки,
Ёлочкам - варежки вяжет на лапки.
Шила, вязала и очень устала!
- Ах, поскорее весна бы настала...
Е.Явецкая «Зима-рукодельница»
Чтецы:
Зима-кружевница сплетала узоры,
Украсила ими леса и озера.
Платочки резные метелью кружила,
И белою скатертью землю накрыла.
В.Черных «Зима-кружевница»
Чтецы:
Ночью зимушка-зима
Рукоделием тешилась,
Из снежинок кружева
На деревья вешала.Утром солнышко взошло,
А деревья в инее.
И вокруг белым-бело,
Только небо синее.
Нежно в воздухе искрилась
Изморози пыль.
В это утро к нам явилась
Зимней сказки быль.
О.Краснова-Супонина«Зимняя сказка»
Чтецы:
Кружева метель плетет,
Из снежинок пряжу ткет,
День и ночь кипит работа,
У нее одна забота:Всех украсить, нарядить,
Всем из снега шубы сшить -
Перелескам и холмам,
И деревьям, и домам.Шубке новой, снеговой,
Каждый кустик рад зимой.
Он метели не боится,
Он спешит принарядиться.
М.Скребцова «Снежные кружева»
Чтецы:
В лесную чащу тихо
Вошла зима-портниха.
Березки очень рады:
- Спасибо за наряды!
Пушистые и белые
Зима наряды сделала
И для лесов, и для полей -
Пускай им будет потеплей!
Деревьям всем в лесочке,
Зима дала платочки,
А в шубки их одела -
Сама повеселела!
А.Островский «Зима-портниха»
Звучит фонограмма 1-й симфонии П.И.Чайковского «Зимние грёзы» (часть 2).
Ведущая: Живёт зимний лес. Живут заснеженные поля и долины. Живёт вся картина седой чародейки - Зимы. Можно её и Солнышку показать.
Раздвинуло Солнышко сизую тучку. Глядит на зимний лес, на долины… А под его ласковым взглядом всё кругом ещё краше становится.
Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные, зелёные огоньки зажглись на земле, на кустах, на деревьях. А подул ветерок, стряхнул иней с ветвей, и в воздухе тоже заискрились, заплясали разноцветные огоньки.
Чудесная получилась картина! Пожалуй, лучше и не нарисуешь.
Любуется Солнышко картиной Зимы, любуется месяц, другой - глаз от неё оторвать не может.
Всё ярче сверкают снега, всё радостнее, веселее кругом. Уж и сама Зима не в силах выдержать столько тепла и света. Приходит пора уступать место другому художнику. Г.Скребицкий «Четыре художника»
Ведущая:
Тихо-тихо бродит вечер
Зимней позднею порой.
Спать ложится шумный ветер
Под заснеженной горой.
Месяц серебряный смотрит в окошко.
Зима рукоделье сложила в лукошко.
Ночь незаметно заходит в дома,
Прощаться с Зимой нам настала пора.
Н.Денисова
Ведущая: Приступил к работе другой художник - Весна-Красна.
Взяла она тонкие, нежные кисточки. Чуть-чуть тронула зеленью ветви берёз, а на осины и тополя поразвесила длинные розовые и серебряные серёжки.
День за днём всё наряднее пишет свою картину Весна. Г.Скребицкий «Четыре художника»
Звучит фонограмма вальса И.Штрауса «Весенние голоса».
Демонстрируется слайд-шоу «Весна в творчестве русских художников».
Ведущая: Весна шла по полям как молодая хозяйка. Стоило ей только посмотреть на овраг, как в нем тотчас начинал булькать и переливаться ручей. Весна шла, и звон ручьев с каждым ее шагом становился громче и громче.
Снег в лесу потемнел. Сначала на нем выступила облетевшая за зиму коричневая хвоя. Потом появилось много сухих сучьев - их наломало бурей еще в декабре, - потом зажелтели прошлогодние палые листья, проступили проталины и на краю последних сугробов зацвели первые цветы мать-и-мачехи... К.Паустовский «Стальное колечко»
На широкой лесной поляне синей краской вывела она большую весеннюю лужу. А вокруг неё, будто синие брызги, рассыпала первые цветы подснежника, медуницы.
Ещё рисует день и другой. Вот на склоне оврага кусты черёмухи; их ветки покрыла Весна мохнатыми гроздьями белых цветов. И на лесной опушке, тоже все белые, будто в снегу, стоят дикие яблони, груши. Г.Скребицкий «Четыре художника»
Чтецы:
Рукодельница Весна
Сшила платье
Вишенке:
- Покрасуйся у окна
Лепестками-вышивкой!К платью
Бусы я дарю -
Светлые росинки,
А на голову -
Зарю:
Лучше нет косынки!
Л.Епанешников «Нарядилась вишенка»
Ведущая: Выглянуло Солнышко из-за синей тучки, выглянуло и залюбовалось. Сколько оно по небу ни хаживало, сколько дива-дивного ни видывало, а такой красоты ещё никогда не встречало. Смотрит оно на картину Весны, глаз оторвать не может. Смотрит месяц, другой…
Давно уже отцвели и осыпались белым снегом цветы черёмухи, яблонь и груш; давно уже на месте прозрачной весенней лужи зеленеет трава; в гнёздах у птиц вывелись и покрылись пёрышками птенцы; крохотные зайчата уже стали молодыми шустрыми зайцами…
Уж и сама Весна не может узнать своей картины. Что-то новое, незнакомое появилось в ней. Значит, пришла пора уступить своё место другому художнику-живописцу. Г.Скребицкий «Четыре художника»
Пришла пора Лету за дело браться.
Звучит фонограмма концерта «Лето» А.Вивальди из цикла «Времена года».
Демонстрируется слайд-шоу «Пейзажи лета».
Ведущая:У Лета характер своенравный, необузданный. Поглядело оно на то, что сестрица Весна сделала, и рассмеялось:
- Что такое нежность? Детские забавы. Только я могу сделать землю по-настоящему счастливой. Я буду любить её пылко. Пусть в то время, что мне отведено, на земле царит праздник.
Забросало Лето землю пёстрыми, яркими цветами, нарядило, словно для весёлого карнавала, распустило детей на каникулы. Настроение у Лета буйное, переменчивое. Бывает, закатит истерику, целые потоки слёз прольёт, да ещё и грозой пригрозит, а через пять минут уже смеётся, солнечные монетки по земле разбрасывает… Т.Крюкова «Почему в году четыре сезона»
Чтецы:
Солнце прогрело лесные тропинки.
Кузнечик стрекочет на швейной машинке,
Ярко-зелёной ниткой-травой
Шьет-вышивает узор полевой.
Т.Петухова «Солнышко золотистое»
Чтецы:
- Посмотрите! Посмотрите,
Как блестят на солнце нити,
Как сверкает серебром
На берёзе чей-то дом!
- Подойди поближе, друг, -
Машет лапкой мне паук,-
Расскажу тебе о том,
Как работаю ткачом.
Фабрику свою в брюшке
Я таскаю, как в мешке.
Нить бежит, как ручеёк,
Быстро клеит нити сок.
И не зря идет молва,
Что плету я кружева.
Т.Петухова «Лесные кружева»
Ведущая: Выглянуло Солнышко из-за сизой тучки, смотрит, любуется. Ярко, радостно всё кругом. Так и не отводило бы глаз от сочной зелени тёмного леса, от золотистых полей, от синей глади рек и озёр. Любуется Солнышко месяц, другой. Хорошо нарисовано!
Только вот беда: день ото дня листва на кустах и деревьях тускнеет, вянет, и вся картина Жаркого Лета становится не такой уже сочной. Видно, приходит пора уступать своё место другому художнику. Г.Скребицкий «Четыре художника»
Звучит фонограмма вальса «Осенний сон» А.Джойса.
Чтецы:
Чтоб крошка земля без хлопот зимовала,
Ей осень лоскутное шьет одеяло.
Листок аккуратно к листку пришивает,
Сосновой иголкой стежок подгоняет.Листочки на выбор - любой пригодится.
Вот рядом с багровым лиловый ложится.
Хоть очень по вкусу швее золотистый,
Сгодится и бурый, и даже пятнистый.Скрепляет их бережно нить паутины.
Прекрасней, чем эта, не сыщешь картины.
Т.Гусарова «Осень-швея»
Ведущая: Для своей работы взяла Осень самые яркие краски и, прежде всего, отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину.
Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит.
Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди неё столетний дуб-богатырь, стоит, густой листвой потряхивает.
«Могучего богатыря нужно в медную кованую броню одеть». Так вот и обрядила старика. Глядит, а неподалёку, с краю поляны, густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили. «Им больше всего подойдёт тяжёлый убор из золотой парчи».
Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по-своему, по-осеннему: кого в жёлтый наряд, кого в ярко-красный… Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их и не разрисуешь. Пусть как были летом, так и останутся. Вот и остались сосны да ели по-летнему, тёмно-зелёными. И от этого ещё ярче, ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе. Г.Скребицкий «Четыре художника»
Демонстрируется слайд-шоу «Золотая осень».
Чтецы:
Золотом чеканным осень вышивала,
Натянув на пяльцы гладь пустых полей...
А каемку нитью красной расписала,
И на небе синем - клином журавлей.Застелила степи желтым покрывалом,
Лес, иголкой тонкой, вышила крестом:
Листья - желтым, красным, у осин - лиловым,
Только ель - зеленым... В небе голубомТучек налепила, чтобы солнце спрятать...
Мастерица знает - век его прошел!
До зимы, до самой, будет небо плакать,
И размокнет скоро на «картине шелк».Потускнеют краски... Облетят березы...
И дубы, когда-то, прекратят краснеть.
Перестанет ива лить у речки слезы...
Только ветер будет грустно песни петь.Труженица-осень нитки разложила...
Не простые нитки - шелк и мулине.
Тонкая работа... Осень долго шила...
То, что получилось, так по нраву мне!
Е. Нацаренус «Осень-рукодельница»
Звучит фонограмма пьесы «Октябрь. Осенняя песня» П.И.Чайковского из цикла «Времена года».
Ведущая: Спешит, торопится Осень, всё новые и новые краски находит она для своей картины. Серыми тучами покрывает небо. Смывает холодным дождём пёстрый убор листвы. И на тонкие телеграфные провода вдоль дороги, будто чёрные бусы на нитку, сажает она вереницу последних отлетающих ласточек.
Невесёлая получилась картина. Но зато есть и в ней что-то хорошее.
Довольна Осень своей работой, можно её и Красному Солнышку показать.
Выглянуло Солнышко из-за сизой тучки, и под его ласковым взглядом сразу повеселела, заулыбалась хмурая картина Осени.
Словно золотые монетки, заблестели на голых сучьях последние листья берёз. Ещё синее стала река, окаймлённая жёлтыми камышами, ещё прозрачней и шире - заречные дали, ещё бескрайней - просторы родной земли.
Смотрит Красное Солнышко, глаз оторвать не может. Чудесная получилась картина, только, кажется, будто что-то в ней не закончено, будто ждут чего-то притихшие, омытые осенним дождём поля и леса. Ждут, не дождутся голые ветви кустов и деревьев, когда придёт новый художник и оденет их в белый пушистый убор.
А художник этот уже недалеко. Уже настаёт черёд Зимушке-Зиме новую картину писать. Г.Скребицкий «Четыре художника»
Чтецы:
Однажды осень загрустила,
В гости зиму пригласила.
Встретились две подружки,
Молоды, а как старушки.
К осени зима пришла,
Снежинок горстку принесла,
Они с ними все играют,
Кому первой быть решают.
Ведущая: Задумался царь Год. И впрямь, как же быть? Людям все дочери понравились, а вместе править они не могут. Но царь был очень мудрый и справедливый.
Он нашел выход и объявил людям свое решение: «Отныне, пусть каждая из моих дочерей приходит на Землю в свой черед на одинаковое время».
Так и повелось с тех пор: гостят у нас по очереди Зима, Весна, Лето и Осень.
Литература
- О.В.Мариничева, Н.В.Елкина «Учим детей наблюдать и рассказывать».
- Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 224 с., ил.
- Сказы матушки Земли: Конспекты занятий, сказки, стихи, игры и творческие задания по экологическому воспитанию младших школьников/ А.Лопатина, М.Скребцова. - 4-е изд. - М.: Философская Книга, 2014. - 240 с.; 20*14 см. - (Серия «Школа доброты»).
- Большая книга о природе: Стихи, рассказы, загадки, приметы, пословицы /
- Художн. В.Дугин. - М.: Дрофа-Плюс, 2008. - 208 с.: ил.
- Очарование русского пейзажа. Сказки о художниках. М.: Белый город, Воскресный день, 2015.
- http://новыйавтор.рф/poesia/2643-stixi-zimnyaya-skazka.html
- http://chitalochka-ru.ru/skazki-narodov-mira/avtorskie-skazki/pochemu-sneg-belyiy
- https://infourok.ru/skazka-chetire-docheri-goda-3449432.html