Создание диафильмов и анимационных фильмов на уроках литературного чтения, родной литературы, внеурочной деятельности

Разделы: Литература


Основным умением, которым должен овладеть ученик начальной школы - это умение работать с текстом.

В своей работе я использую множество приемов работы с текстом, направленные на формирование читательской грамотности. Но, для лучшего усвоения текста, его проработки, на уроках необходимо использовать работу с рисунком. Рисунок - это средство мышления, реализация представления учащихся.

Чем взрослее становятся дети, тем больше становится их потенциал. Поэтому возникла идея по созданию диафильмов и мультфильмов к произведениям программы.

Зачастую многие школьники не знают, что такое диафильмы, что совершенно не удивительно во время развития информационных технологий.

Что же такое диафильм - это рассказ в картинках, где в каждом кадре художник должен разместить фрагмент сюжета, каждый фрагмент связан друг с другом и представляет собой последовательную иллюстрацию

Работа над созданием диафильма - это работа над совместным проектом.

В ходе работы над созданием диафильма решаются следующие задачи:

  1. Дети знакомятся с понятие «Диафильм», профессиями людей;
  2. Дети учатся проявлять творческий потенциал;
  3. Формируется навык работы с литературным произведением;
  4. Развивается навык работы со сверстниками;
  5. Формируется интерес к художественной литературе.

Для того чтобы проект был реализован, необходимо соблюдать все этапы работы:

- Сбор информации о терминах: диафильм, монтаж, кадр, сценарий, иллюстратор, монтажер и другие. (Данный вид работы можно произвести единожды, а в дальнейшем освежать в памяти учеников);

- Выбор произведения, деление текста на смысловые части - раскадровка;

- Присвоение каждому участнику проекта совей части произведения;

- Рисование кадров диафильма. (На это этапе можно отсканировать все рисунки);

- Компоновка рисунков в видео пленку, либо компоновка слайдов в программе PowerPoint, если рисунки были отсканированы.

- Работа над выразительным чтение текста (субтитры), либо ведется запись на диктофон, которая будет накладываться на слайды в презентации.

Таким образом, соблюдая все этапы работы над диафильмов, получится диафильм в бумажном виде, для которого можно сделать импровизированный диапроектор, либо получится более современный диафильм со звуком в презентации PowerPoint.

Неважно какой вид деятельности вы выберите, главное, что данная работа объединяет детей, учит размышлять, учит договариваться о деталях рисунка, учит ответственности за общее дело, учит аккуратно оформлять свою работу, учит анализировать.

Следующий вид работы, который я использую на уроках - это создание анимационных фильмов.

Безусловно, мультфильмы - одно из самых эффективных средств для формирования личности ребенка. А если для создания этого мультфильма приложил руку сам ребенок, то это вдвойне усиливает эффект.

Данный вид работы поможет учителю разнообразить уроки литературного чтения, расширить кругозор детей, помочь им глубже понять произведение.

Для создания мультфильма необходимо также соблюдать следующие этапы:

  1. Изучение творчества писателя;
  2. Анализ текста во время чтения (на данном этапе идет полный анализ прочитанного);
  3. Определение смысловых частей;
  4. Деление класса на группы, распределение обязанностей (художники, сценаристы, звукорежиссёры и другие);
  5. Подготовка рабочих материалов для иллюстрирования, подбор музыкального сопровождения, озвучивание);
  6. Раскадровка (на данном этапе ведется фото или видео съемка рисунков, на которых нарисованные герои могут двигаться, если на каждом кадре ерой принимает разное положение);
  7. Работа в видео редакторах, синхронизация изображения и звука;
  8. Первичный просмотр и доработка;
  9. Презентация анимационного фильма.

На одном из уроков мы изучали произведение С.Прокофьевой «Когда можно плакать?». Ребятам очень понравилось произведение, и мы решили создать анимационный фильм, результат которого вы можете посмотреть пройдя по ссылке. https://youtu.be/KpBLdsPTFdk

Подобная работа необходима для развития интереса детей к чтению. Она учит мыслить, анализировать, фантазировать. В своей работе необходимо использовать данные приемы работы, начиная с иллюстрирования отрывков из текста и заканчивая созданием целых фильмов. Только мы, учителя, сможем помочь детям сформироваться правильное отношение к себе и окружающим, взрастить в детях личность.