Речь выступающего
СЛАЙД 1. В системе современного образования преподавание филологических дисциплин занимает одно из важнейших мест и претерпевает в настоящее время значительные изменения.
СЛАЙД 2. Одна из основных задач учителя русского языка и литературы - обучение детей навыкам устной и письменной речи, которые являются главными составляющими развития критического мышления. Развивать устную речь учащихся - значит способствовать тому, чтобы она была более логичной, точной, выразительной и образной. И если логически правильной, точной и содержательной делают речь школьника все уроки понемногу, то выразительность, образность, эмоциональность, связность и интонационная насыщенность приобретаются в большей степени благодаря урокам русского языка и литературы.
К сожалению, большинство учащихся не умеют строить монологическое высказывание, которое бы характеризовалось смысловой целостностью, речевой связностью и последовательностью. Их речь не отличается богатством, точностью словаря и разнообразием синтаксических конструкций.
Продолжая работу, начатую учителями начальной школы по формированию речевой культуры учащихся, с 5 класса работаю над совершенствованием навыков смыслового чтения, пересказа, создания устной формы разных видов сочинения, чтобы впоследствии ребята смогли успешно выполнить творческую часть экзаменационной работы.
СЛАЙД 3. Традиционные методические приемы на моих уроках русского языка и литературы: ведение дневника чтения на уроке литературы и тетради для схем и таблиц на уроках русского языка
Слайд 4. Цель использования дневника чтения как методического приема я вижу в развитии и совершенствовании умений школьников анализировать художественное произведение с точки зрения сюжета, стиля, но главное творчески излагать свои мысли и впечатления о прочитанном как устно, так и письменно.
Слайд 5. Дневник ведется регулярно, и каждый ребенок имеет возможность выступить на уроке, используя свои записи, в постоянной рубрике «Книга, которую я читаю», но уже, построив монологическое высказывание по плану , который мы составляем вместе с учащимися.
Слайд 6. План ответа
- Автор и название произведения
- Жанр произведения
- Главные герои произведения
- Пересказ эпизода, который особенно понравился, запомнился. Почему?
- Почему советую прочитать данное произведение
Слайды 7-9. На уроках русского языка работаю с тетрадями для схем, пытаемся вместе с детьми уйти от простого заучивания правил и подняться на уровень осмысленного обучения. На уроках объяснения нового материала, закрепления, повторения и обобщения ученик не только составляет запись, удобную для него, (это может быть рисунок, таблица, опорные слова, схемы, алгоритмы), но и с помощью этих тетрадей ребенок учится строить логически четкие высказывания, выделять главное, систематизировать знания, рассказывать правило по предложенной схеме, т.е. строить монологическое высказывание.
Слайд 10. С 2019 года устное собеседование стало обязательной частью экзамена по русскому языку для 9-х классов.
Экзамен «Говорение» проверяет коммуникативную компетенцию обучающихся - умение создавать монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно читать текст вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной информации.
Проанализировав проводимый уже в течение 2лет года устный экзамен, я обратила внимание на трудности, с которыми столкнулись ребята.
В 3 задании учащиеся должны показать степень владения одним из типов речи (описанием, повествованием или рассуждением), строить монологическое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
Сначала вспоминаем каковы основные признаки текста (законченность, смысловая цельность, тематическое и композиционное единство частей, грамматическая связь между предложениями), затем обсуждаем назначение типов текстов.
Затем пользуемся памяткой, которая помогает справиться с заданием.
Слайд 11. Памятка к речевому оформлению монологического высказывания:
- Определите основную мысль высказывания.
- Продумайте план ответа.
- Определите ключевые слова-помощники.
- Помните об объёме высказывания (не менее 10 фраз).
- Используйте разнообразные синтаксические конструкции.
- Постарайтесь использовать изобразительно-выразительные средства.
- Выразите собственное отношение к проблеме высказывания.
Слайд 11. Затем отрабатываем навыки составления текста-повествования, предлагаю поучаствовать в творческой мастерской, работая в группах.
- 1 группа - расскажите о выходном дне, который запомнился вам больше всего,
- 2 группа - расскажите о своём лучшем друге,
- 3 группа - расскажите о ваших занятиях спортом,
- 4 группа - расскажите об экскурсии с классом,
- 5 группа - расскажите о запомнившемся школьном мероприятии,
- 6 группа - расскажите об одном из домашних праздников,
- 7 группа - расскажите о посещении музея (картинной галереи, концерта).
Слайд 12. знакомлю учащихся с критериями оценивания монологического высказывания и после его составления и прослушивания ,обсуждаем , справились ли они с ним.
В развитии речи школьников нужна долгая, систематическая, кропотливая работа учащихся и учителей.
Задачи учителя заключаются в том, что необходимо: обеспечить хорошую речевую среду для учащихся (восприятие речи взрослых, чтение книг, слушание радио); обеспечить создание речевых ситуаций ...И работа эта ведется систематически в течение всего времени.